Вы здесь

Архитектурный пейзаж Новосибирска глазами художника. Приближение к теме

Проблема городского пейзажа Новосибирска перманентно поднимается в дискуссиях архитекторов и градостроителей, часто выходя за пределы профессиональных рамок на арену общественных обсуждений. Споры по поводу грядущих изменений архитектурного ландшафта порой занимают значительное место в средствах массовой информации и не всегда держатся конструктивного русла. Тема окружающего пейзажа в той или иной степени в разные времена волновала и местных художников. Их творчество в этом жанре в определенной мере является зеркалом состояния реального городского пейзажа того или иного времени.

Какова популярность этого жанра в среде профессиональных художников? Редкий художник хотя бы однажды не попробовал себя в городском пейзаже. Но очень мало тех, у кого этот жанр занимает серьезное место в творчестве. Это хорошо знают постоянные посетители выставок. В результате личных бесед с современными мастерами или знакомства с их публичными высказываниями мы выделили пять основных причин, указываемых художниками, холодного отношения к городскому пейзажу. Во-первых, «нет спроса — нет живописи». Во-вторых, в Новосибирске нет достойных объектов для воспроизведения на полотнах. Это серый провинциальный город, навевающий тоску. В-третьих, сам упомянутый жанр — «второго сорта». Неинтересный, скучный, «мертвый», не привлекающий внимания публики. Четвертое: жанр сложный и трудоемкий в исполнении. Требует специальных знаний и навыков в построении перспективы, воспроизведении пропорций зданий и их деталей, а также обладает особой спецификой в передаче цвета и глубины пространства. И последнее: если прежде художник был занят другим жанром, потом очень трудно переключиться — даже с природного пейзажа — на пейзаж городской; как правило, руки опускаются после нескольких неудачных попыток.

При этом многие художники говорили, что на их памяти еще остался едва ли не бум этого жанра то ли в 50-х, то ли в 60-х, 70-х, 80-х годах…

* * *

Городской пейзаж является одним из направлений в очень широком и относительно молодом жанре пейзажа. Для удобства и полной ясности в толковании предмета необходимо дать некоторые определения.

Городской пейзажжанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является искусственная (городская) среда обитания человека.

Архитектурный пейзаж (ведута)жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения являются реальные или воображаемые виды городских местностей, архитектурных построек с проработкой деталей, достаточной для определения архитектурных стилей.

Если уж речь зашла о терминах, здесь нельзя обойти еще один, часто встречающийся: урбанизм (от лат. urbs — город). Это понятие чаще всего ассоциирует с двумя контрастирующими направлениями: критического реализма и футуризма. В первом случае городской пейзаж писался в грязно-серых, хмурых тонах; изображение города получало подчас гротескный характер. Эта линия критического и реалистического изображения капиталистического города, его индустрии, городских предприятий, бирж, рынков, фабрик возникла в XIX в. и была реанимирована на закате советской «оттепели» в 60—70-х гг. ХХ столетия. Футуризм же, наоборот, пел дифирамбы завоеваниям современной техники, провозглашая «религию скорости», прославляя аэропланы, экспрессы, автомобили, новостройки, индустриализацию и электрификацию. Возникший как авангардное течение в Италии в начале ХХ в., футуризм сразу был подхвачен в России, а затем усвоен и переработан оптимистичным социалистическим реализмом в СССР.

* * *

Сегодня обеспокоенность быстрыми и непродуманными изменениями городского ландшафта Новосибирска стала особенно острой и широко обсуждается не только специалистами, но и простыми горожанами. В результате смены социально-политического курса нашего государства в конце прошлого века и коммерциализации всех сфер жизни реальный пейзаж Новосибирска стал стремительно меняться. Начало этому положила наружная реклама. Сперва она воспринималась едва ли не с восторгом, считалось, что она закрывает собой унылую, серую, невыразительную застройку, при этом приближая нас к ценностям западной цивилизации. Однако очень скоро оказалось, что унылые спальные районы не лучшее место для рекламы, а тяготеет она к самому центру и старается прикрыть собой наиболее интересные памятники архитектуры. Мы вдруг вспомнили, что у нас таковые есть и, лишившись удовольствия их видеть, быстро затосковали по ним. Тем временем рекламные конструкции стали агрессивно внедряться в фасады зданий, разрушая композиционную, колористическую, стилистическую гармонию некоторых памятников — особенно это касалось первых этажей и входных зон. Но реклама — дело поправимое. А вот стремительная точечная застройка… Она порой наносит непоправимый урон городскому ландшафту, нарушая эргономические, инсоляционные нормы, нарушая масштаб и пропорции исторической части города. Вот уже второе десятилетие проблема не теряет своей актуальности. Исправить подобные ошибки постфактум часто бывает невозможно. А их появление вызвано не только алчностью чиновников, проектировщиков, строителей и заказчиков, но и, вероятно, недостатками в их образовании. Поэтому расширенное внимание к изучению городского пейзажа Новосибирска в образовательных учреждениях сегодня повлияет на его качественные изменения завтра.

До настоящего времени не было предпринято попыток искусствоведческого исследования городского пейзажа Новосибирска как самостоятельной разновидности жанра. Не издавалось материалов, обобщающих это явление, а искусствоведческие статьи касались его лишь как направления в деятельности отдельных новосибирских мастеров. Между тем организовывалось достаточно много выставок разного уровня, имевших целью сосредоточиться отдельно на ландшафте Новосибирска. Сами названия их говорят о конкретной жанровой направленности: «Мой Новосибирск» (2004), «Мой город» (2005), «Акварельный Новосибирск» (2009), «Город глазами художника» (2010), «Городские пейзажи Новосибирска» (2011). На проводимых затем межрегиональных выставках «Красный проспект» 2011 и 2014 гг., несмотря на конкретную топографическую привязку, городской пейзаж можно было увидеть скорее в качестве исключения, чем правила. Выставки «Палитра архитектора» (2007) и «Грани архитектурного таланта» (2008) показали, что творческая самодеятельность архитекторов интересное явление в изобразительном искусстве Новосибирска. Оно несколько восполняет равнодушие художников к городскому пейзажу и заслуживает большего внимания. Следом за выставками появились публикации. В 2011 г. стараниями краеведа В. П. Капустина под эгидой Музея города Новосибирска были изданы альбомы «Новосибирск в рисунках архитекторов» [7] и «Сибирь в графике Александра Силича» [8].

Прежде чем рассматривать жанр городского пейзажа в изобразительном искусстве, необходимо обратиться непосредственно к объекту исследования, к реальному пейзажу Новосибирска. Только в ретроспективе видно, как менялся ландшафт Новосибирска и как эти изменения влияли на отношение к нему художников.

Молодой город очень быстро вырос на базе станции Обь, построенной для обслуживания участка железной дороги, включая железнодорожный мост, заложенный 20 июля 1893 г. Эта дата теперь считается днем рождения города. «В Западной Сибири дорога катилась сама собой, если судить по скорости продвижения. Конечно, Ишимская и Барабинская степи выстилались на западной стороне ровным ковром, поэтому рельсовый путь от Челябинска до Оби, как по линейке, ровно шел вдоль 55-й параллели северной широты, превысив кратчайшее математическое расстояние в 1290 верст всего на 37 верст, неизбежных при подходах к городам и речным путям» [3, с. 14]. «Линия железной дороги прошла несколько южнее Московско-Сибирского тракта, но по такой же равнине — болотистой, с массой озер, с редкими березовыми колками, без хорошей питьевой воды. Однако при подходе к Оби окрестности железной дороги меняются… Окрестности Чика возвышенные, открытые, леса здесь большие, береза по мере приближения к Оби сменяется хвойными деревьями, начинают попадаться прекрасные сосновые боры. На другой стороне реки, где находится станция Обь, берег возвышенный и живописный, весь покрыт густым, девственным хвойным лесом, спускающимся по обрывистым скатам к воде. Красивые, высокие и лесистые берега мощной сибирской реки и прилегающие к ним земли Среднего Приобья уже давно привлекали к себе людей. Новый мост строился не в пустынной местности, а среди значительного скопления старинных русских поселений, сел и деревень, среди возделанных полей» [1, с. 8—9].

В развитии и становлении городского пейзажа Новосибирска можно выделить несколько значительных этапов. «Вряд ли найдется в Российской империи другой какой-либо город, исключительный рост которого представлял бы такой громадный интерес, как общий рост города Ново-Николаевска, являющийся небывалым примером в истории развития городов России. Его рост напоминает рост городов Америки, и поэтому он правильно получил кличку “Американского города”. Всего 20 лет назад в этом месте, где теперь возник город, насчитывающий десятки тысяч жителей, рос сосновый непроходимый бор. Но в 1893 году Великий Сибирский железнодорожный путь перерезал величайшую сибирскую реку Обь, и с этого момента в узле пересечения зародилась новая жизнь» [2, с. 3]. «Первым значительным сооружением города и первым его памятником по праву считается построенный по проекту известного русского инженера, профессора Н. А. Белелюбского железнодорожный мост через Обь. Возведенный в 1893—1896 гг. мост имел семь пролетов и стал третьим по счету консольно-балочным мостом в России» [6, с. 12]. Уже этот момент рождения города был зафиксирован в графических работах. В 1894—1900 гг. по заказу Комитета по сооружению Сибирской железной дороги Павел Яковлевич Пясецкий, русский врач, путешественник, художник, изготовил гигантскую движущуюся панораму Транссиба «Великий Сибирский путь», которая была представлена на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. П. Я. Пясецкий не считается выдающимся живописцем, но его недюжинные усилия по созданию огромного документального полотна были высоко оценены. За эту панораму он был удостоен ордена Почетного легиона Франции. Сейчас его творение находится на хранении в Государственном Эрмитаже, а его уменьшенную копию можно увидеть в Музее истории Западно-Сибирской железной дороги г. Новосибирска. Панорама включает интересующие нас места — мост и станцию Обь. На этих фрагментах еще ничего не предвещает скорого появления крупного города, здесь показаны только бескрайние заболоченные просторы Приобья, пересекающая их магистраль да крохотное деревянное здание станции. Однако появление моста среди диких степей сыграло значительную роль. «Олицетворяя идею прогресса, победу техники над природой, мост совершил визуальную революцию восприятия сибирского ландшафта. Этот эффект можно сравнить с теми изменениями, которые вызвало сооружение Эйфелевой башни в Париже. Трансформация визуального восприятия, обусловленная строительством железнодорожных мостов, эстетически была осмыслена намного позже основоположником конструктивизма в русском искусстве В. Е. Татлиным…» [6, с. 14]

В 1904 г. поселок получает статус города. Здесь появляется все больше каменных зданий. Служебные здания Транссибирской магистрали, Алтайской железной дороги, военных городков, затем двенадцати городских школ и, наконец, городского торгового корпуса контрастно выделялись в деревянной панораме города, привлекая к себе внимание. Они придавали некоторое стилевое единство городской архитектуре. «Архитектуру торгового корпуса, как и городских школ, построенных по проектам А. Д. Крячкова, можно отнести к архитектуре рационалистического модерна, в большой мере свободной от предвзятой стилизации под какой-либо “чистый” исторический стиль. Несмотря на декоративную перегруженность некоторых из этих зданий, в целом они правдивы в своем формообразовании, в них выразительно использован кирпич с его богатыми пластическими возможностями. Непринужденность асимметричных композиций зданий делает их живописными и исключает сухую холодность и казенную монументальность, свойственную многим официальным постройкам того времени» [1, с. 48]. Свидетелями того городского пейзажа остались только беспристрастные фотографии. Художники еще не скоро появятся в Новониколаевске-Новосибирске. «Эта особенность города — отсутствие среди художников уроженцев Новосибирска и неприспособленность местного быта к развитию в нем изобразительного искусства — сохранялась в продолжение полувека» [5].

Началу развития художественной жизни в Новосибирске способствовал перенос сюда в 1921 г. административного центра Сибири. В Новосибирске появляются редакции газет и журналов, сибирская киностудия, сибирская опера. Для этих учреждений уже нужны были художники. Первая выставка прибывших сюда специалистов в области изобразительного искусства состоялась в 1924 г. «В августе 1924 года состоялась выставка, организованная не художниками, — коммунистической ячейкой губернского военкомата с целью сбора средств на строительство Дома Ленина. Выставка завершилась лотереей, о результатах которой, к сожалению, ничего не известно. Было бы не лишним знать степень заинтересованности жителей Новониколаевска в своем домашнем искусстве. Из четырех ее участников — В. Н. Безменов, П. И. Ивакин, И. И. Писарев, П. А. Пеняев — на виду остался один Ивакин, показавший две с половиной сотни зарисовок…» [5]. Через год, в 1925 г., открылась выставка под названием «Группа художников Ново-Николаевска. Выставка картин». Здесь авторы недвусмысленно обозначили свою привязанность к месту. Выставка развернулась в редакции газеты «Советская Сибирь», что неудивительно, так как многие ее участники работали в периодических изданиях. В 1926 г. создается общество художников «Новая Сибирь» и новосибирский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1927 г. в Новосибирске собирается съезд художников Сибири и открывается приуроченная к нему Всесибирская выставка, которая объединила все художественные силы Сибири того времени. На ней были выставлены и архитектурные проекты А. И. Русинова, ставшего к тому времени новосибирцем.

В городе разворачивается бурное строительство новых зданий разного назначения с характерными чертами архитектуры революционной романтики. Этот знаменательный этап оставил яркий след в городском ландшафте. К сожалению, эпоха конструктивизма, функционализма, символического романтизма почти никак не отразилась в станковой живописи новосибирцев того времени. Стилистически художники придерживались передвижнического и мирискуснического реализма или примитивизма с влиянием местной специфики. Правда, в более мобильной графике проявляются свежие стилистические черты времени — это иронические листы А. Г. Заковряшина (1899—1945) и ранние экспрессивно-футуристические эскизы Г. Г. Ликмана (1904—1991). В 1930-х гг. наметилась линия «индустриализации и урбанизма», спущенная сверху. В это время ВКП(б) начинает брать под свой контроль творческие силы страны. Появление в 20—30-х гг. в Новониколаевске-Новосибирске множества периодических печатных изданий потребовало создания иллюстраций для них. Именно благодаря этим изданиям до нас дошли некоторые образцы изобразительного искусства той эпохи, так как оригиналы большей частью утрачены. Особенно интересен для нас А. Д. Силич (1901—1945), в своих рисунках для газет и журналов много обращавшийся к городскому пейзажу, делавший натурные зарисовки и акварельные этюды, носящие почти документальный характер.

В середине 1930-х гг. создается Союз художников СССР, начинается порицание всяческих авангардных «измов», социалистический реализм утверждается как единственно верное художественное течение. Архитектура того времени переживает кардинальный рестайлинг. Многие здания, недавно построенные и недостаточно декорированные, надстраиваются дополнительными этажами. Их фасады подвергаются более сложной деталировке, приводятся к ордерной системе, украшаются лепниной. Асимметричные объемы доводят до строгой симметрии. Побеждает неоклассицизм, иногда с чертами барокко или иных стилей, с явным стремлением к ампиру, использующему социалистическую символику. В 1934 г. возведены основные объемы Дворца науки и культуры по конструктивистскому проекту, но работы остановлены. До 1939 г. создаются новые проекты перестройки его в стиле неоклассицизма. Здание войдет в эксплуатацию только через 11 лет уже в другом качестве — Театра оперы и балета. Подобные метаморфозы претерпели многие новосибирские здания. Долгие годы центр Новосибирска имел вид огромной стройки. Внушительные леса и заборы администрация города пытается облагородить, а художники города получают заказы на праздничное оформление этих строек и фасадов рядом стоящих зданий. Таким образом, каждые полгода художники заново преобразовывали ландшафт центра краевой столицы.

В искусстве довоенного времени строительство Новосибирска отражено слабо, если не считать графику А. Д. Силича, преобладают сюжеты установления советской власти, портреты, эскизы к театральным постановкам, графика для периодических изданий. В послевоенные годы пробуждается интерес новосибирцев к городскому пейзажу. Безусловно, классиком этого жанра в 50—60-х гг. в Новосибирске стал Николай Демьянович Грицюк. Именно акварельный городской пейзаж и обеспечил ему известность в те годы не только в Новосибирске, но и в Москве. Сейчас Н. Д. Грицюк известен в первую очередь своими абстрактно-экспрессивными композициями, написанными в последние годы его жизни, о тех реалистичных «неактуальных» пейзажах мы начинаем забывать. А ведь это был самый интересный период его становления как художника, мучительный этап поиска собственной манеры письма, когда буквально каждый лист был экспериментом. Освоение мягкой прозрачности акварели и вдруг переход к жесткой структурности, почти знаковости символов в той же технике, а потом возврат к уже новой, теплой глубине — и опять резкий переход к звенящей холодом конструктивности. Его серия «Новосибирск» содержит огромное количество листов и является значительной частью его наследия 1950—1960-х гг. Именно поэтому в монографии известного искусствоведа В. С. Манина [4] серии «Новосибирск» уделено значительное место. В ней представлен наиболее серьезный искусствоведческий анализ творческого развития Грицюка как пейзажиста. Критику приходится вникать в особенности изображенных пейзажей, хотя сам он мало осведомлен о реальной жизни Новосибирска, а заботят его отраженные на холсте эмоциональные стимуляторы творчества художника.

Возможно, успехи и популярность Николая Демьяновича пробудили интерес к этому жанру у художников 1960—1970-х гг. Г. Н. Трошкина, М. С. Омбыш-Кузнецова, В. С. Бухарова. Урбанизм в эти годы становится популярной темой. Однако уже в 1980—1990-х гг. жанр практически угас: в разваливающейся стране мало кого волновал реальный и живописный ландшафт. В конце XX в. происходит расслоение творческих союзов. Либерализация позволила художникам официально осваивать «авангард», «постмодернизм», «актуальное искусство». Приверженцы реализма были заняты социальной жанровой живописью. Интерес к городскому пейзажу приближался к нулю.

С началом нового тысячелетия начинается строительный бум. Идет серьезная борьба за земельные участки под строительство в центре города. Ландшафт центральной части, да и всего Новосибирска начинает стремительно меняться. Новосибирск возвращается на полотна художников. В это время появляется серия ностальгических реалистичных городских пейзажей, выполненных с известных фотографий 50—60-х гг. М. Г. Казаковцевым. Художник А. В. Жуков создал серию работ о Новосибирске, выполненную в своеобразной манере акварелью и маслом. Несколько персональных выставок провел и автор настоящего очерка. Выставлял компьютерные сюрреалистические коллажи с узнаваемыми архитектурными объектами Новосибирска В. Н. Савин. Но зрительский интерес исходит больше от культурных, но неплатежеспособных горожан. Оттого он не дал серьезного толчка к возрождению жанра среди профессиональных художников, как это случилось в Москве и Санкт-Петербурге. Однако скорее вопреки, чем благодаря покупательному спросу над новосибирским пейзажем работают и по сей день А. В. Жуков, В. И. Ушков, А. В. Бабичев, А. О. Иванов, В. А. Брусенко и другие, в основном молодые художники.

Какое же место занимает городской пейзаж в истории изобразительного искусства Новосибирска и настало ли время говорить о нем как о самостоятельном жанре? Да, город по историческим меркам весьма молод и не вызывает архаического трепета. Даже исторический центр его еще не сформировался окончательно. Но за свою короткую жизнь он пережил несколько драматических эпох, каждый раз кардинально меняясь внешне и оставляя отражение этих эпох в изобразительном искусстве. Как реагировали художники на его постоянно меняющийся облик? О чем думали и что чувствовали в то время, когда рука «останавливала мгновение»? Творчество Н. Д. Грицюка показывает, как новосибирские улицы, бывшие в свое время предметом его внимания, раздумий и ощущений, повлияли на его творчество. Именно в цикле «Новосибирск» наметился его переход к новому изобразительному языку — экспрессивно-абстрактному венцу его творчества. Архитектура Новосибирска, оперирующая крупными объемами, без мелких витиеватых деталей, послужила прообразом многих его композиций, раскрывающих ширь пространства и энергетику крупных ритмов. В разные периоды творчества Грицюка и город он видит по-разному. И совершенно разный он на полотнах других художников. Каждый привносил в изображаемый им пейзаж свое мироощущение, свое восприятие одних и тех же улиц и зданий. Только разместив в одном месте большое количество произведений, с разных позиций и точек зрения рассказывающих об одном, можно оценить значение самого предмета рассказа. Очень сложно собрать в реальной выставочной экспозиции произведения разных времен и художников, рассеянные по многочисленным коллекциям, а иногда и утраченные. И необходимое будущее исследование ставит своей целью свести в единую, хотя бы виртуальную «экспозицию», как можно более обширную и качественную, произведения городского пейзажа Новосибирска. В этом исследовании будут интересны все аспекты. Служил ли пейзаж «зеркалом» состояния самого автора или представлял самостоятельный исторический или эстетический интерес для него? Был он предметом тренировок в технике письма или объектом, позволяющим уйти от личных проблем? Многие вопросы возникают при знакомстве с жанром, с первого взгляда, возможно, сухим и отстраненным.

Любопытным будет и соотношение городского и архитектурного пейзажей в творчестве новосибирцев. В этом смысле оказывается важным, получил ли автор художественное образование или собственно архитектурное, художник он или архитектор. В силу местных условий в Новосибирске до сих пор не сложилось живописной школы и нет серьезных учебных заведений этой сферы. Но с 1933 г. в городе существует институт, выпускающий дипломированных архитекторов, который и аккумулировал вокруг себя основные художественные силы города. Часть его выпускников-архитекторов становились графиками, живописцами, скульпторами. Поскольку городской пейзаж оказался не очень любим живописцами и рисовальщиками, следует отдельно рассматривать этот жанр в творчестве профессиональных архитекторов. В этом случае создание живописных или графических произведений имеет целью некое поддержание профессионального тонуса, совершенствование графической техники посредством выполнения натурных эскизов. В отличие от художников, в данном случае речь не идет о получении вознаграждения, то есть о продаже. Однако перечисленные побудительные мотивы, как правило, слабы для этого вида творчества. Мало кто из архитекторов ходит в наше время на пленэр, среди теперешних зодчих мастеров этого жанра немного. Хотя известно, что для некоторых архитекторов XVIII—XIX вв. эта сфера деятельности была столь важна, что нам они известны более как мастера изобразительного искусства, нежели авторы проектов и построек. Некоторые известные художники-пейзажисты были архитекторами по образованию. Итак, архитекторы пишут именно архитектурный пейзаж. В силу своего образования они достоверно и документально изображают пропорции и детали зданий, чем зачастую отличаются от художников-реалистов, изображающих свое впечатление от реальности, часто значительно искажая пропорции, смещая композиционные акценты, вольно манипулируя цветом для наибольшего эмоционального воздействия на зрителя.

Таким образом, в одном жанре выделяется две группы творцов, условно говоря живописцы и архитекторы, принадлежность к которым определяется не только и не столько характером полученного образования, сколько типом пейзажа: в городском пейзаже «художника» превалирует выражение своего «я», в архитектурном же пейзаже нашего условного «архитектора» — изображаемый объект с его характерными эстетическими качествами.

Разумеется, реальный архитектурный ландшафт города во все времена волновал архитекторов и градостроителей с профессиональной точки зрения. О нем идут ожесточенные споры еще с 1920-х гг. Огромное число статей в научных сборниках и массовых печатных периодических изданиях выходило на эту тему. Было издано много серьезных монографий. Поколения выросли на книгах С. Н. Баландина о Новосибирске. Широко известны в профессиональной среде статьи Г. Н. Туманика, А. Ю. Ложкина, И. В. Поповского, монографии И. В. Невзгодина и др. Их много. И все же они рассматривают проблему почти всегда сухо, профессионально. Искусствоведы и архитекторы, замыкаясь в профессиональных аспектах и терминах, часто не дают цельной картины или объективного взгляда со стороны. Поэтому будущее исследование должно придерживаться междисциплинарного подхода к городскому пейзажу Новосибирска как к жанровому развивающемуся явлению на стыке изобразительного искусства и архитектуры.

В заключение хочется отметить, что автор будет признателен читателям, которые смогут оказать содействие в выявлении имен малоизвестных художников и архитекторов, изображавших городской пейзаж Новониколаевска-Новосибирска, а также произведений этого жанра периода 1890—1970-х гг.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893—1945 гг. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978.

2. Жернаков В. И. Краткая история города Ново-Николаевска, Томской губернии // Виды города Ново-Николаевска. 1895—1913. — Ново-Николаевск: Т-во художественной печати, 1913.

3. Магистраль. 1896—2006. Начальники железных дорог Западной Сибири. Исторические очерки. — Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2006.

4. Манин В. С. Николай Грицюк. — М: Советский художник, 1973.

5. Муратов П. Д. Художественная жизнь Новосибирска 20-го века. http://www.pdmuratov.org/nsk/1_nowonikolaevsk.html (дата обращения: 21.03.2015 г.)

6. Невзгодин И. В. Конструктивизм в архитектуре Новосибирска. — Новосибирск, 2013.

7. Новосибирск в рисунках архитекторов / Сост.: Д. Бушма, В. Капустин, Т. Tарновская, Е. Щукина, вступит. ст. В. С. Баландина; МКУК «Музей города Новосибирска». — Новосибирск: ООО «Белая стена», 2011. (Возвращение забытых имен: Альбом III.)

8. Сибирь в графике Александра Силича / Сост.: В. Капустин, Т. Тарновская, Е. Щукина, вступит. ст. С. П. Голиковой; МКУК «Музей города Новосибирска». — Новосибирск: ООО «Белая стена», 2011. (Возвращение забытых имен: Альбом I.)

 

100-летие «Сибирских огней»