Вы здесь

«Автор жжот...»

Современная поэзия как «hot cool media»
Файл: Иконка пакета 13_korchinskiy_azhsp.zip (16.46 КБ)
Анатолий КОРЧИНСКИЙ
Анатолий КОРЧИНСКИЙ



«АВТОР ЖЖОТ»:
СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ
КАК «HOT COOL MEDIA»
Чтобы поставить вопрос, я хотел бы коротко обрисовать современную ситуацию в поэзии. Доминирующая точка зрения состоит в том, что во второй половине 90-х годов на смену преобладавшему в 70-80-х постмодернизму в искусстве приходит новая литературная формация, которая отличается некой новой ценностной установкой на реабилитацию эстетических ценностей, которые подавлялись постмодернистской эстетикой. Впрочем, как и постмодернизм, эта формация часто самоопределяется лишь относительно прошлого, используя приставку пост— (постпостмодернизм В. Курицына, постконцептуализм Д. Кузьмина). Параллельно существуют попытки придать литпроцессу 90-х статус нового, но — всегда только в значении «хорошо забытого старого», то есть — частичного возрождения прошлых эстетических систем (появляются термины типа неомодернизм, новый сентиментализм, новый реализм и т.п.). Параллельно выходит из андеграунда и объединяется в сплочённую лигу неоавангардное движение. Возрождение пафоса прошлых эпох сопровождается такими характеристиками, как новая искренность, новый автобиографизм или новая исповедальность, новый пафос, новый лиризм, новый драматизм, «новый спиритуалистический физиологизм» (И. Кукулин)... В критике, которая сочетает исследование текущего литературного процесса и мозаичный, но единый в своей основе манифест новой литературы (в которой безусловно первенствует поэзия), обсуждается теоретическое возрождение таких понятий, как автор, произведение, стиль, пафос. Авторы таких теоретических манифестов пытаются сформулировать новизну новой поэзии. Концептуально эти усилия сводятся к тому, что современная поэзия характеризуется установкой на прямое высказывание и на искусство авторской презентации произведения. Современный литературный процесс не центрирован вокруг книги, не менее важное значение имеет, например, её презентация. Активно разрабатываются также такие формы предъявления поэзии, как слэм (когда средствами различных декламационных или песенных техник, а также средствами пантомимы и танца автором озвучивается поэтический текст). Многие поэты активно ищут пути синтеза поэзии и музыки. Такие авторы, как Дм. Воденников, Ирина Шостаковская, Дина Гатина, Андрей Родионов сотрудничают с музыкантами, выпускают компакт-диски с музыкально-поэтическими композициями. Практически каждый литературный портал в Интернете помимо собственно текстов содержит звуковые и видеофайлы с выступлениями авторов. Поэтический текст является бессменным элементом ставших уже традиционным жанром поэтических перформансов. Эта тенденция также получила свой ярлык в критике: это называется новая устность (Д.Давыдов), а также новая песенность. Понятно, что такой акцент полемически направлен против культа письма и текста в постмодернистской литературе.
То есть, можно сказать, что это — не только свойственная современной культуре тяга к шоу-эффектам, но симптом, характеризующий известную трансформацию её коммуникативных механизмов. И, как представляется, ключевым вопросом такой трансформации является вопрос о взаимодействии автора и героя, хотя подступиться к нему я хотел бы не непосредственно через указание на Бахтина, но воспользовавшись маклюэновской оппозицией горячих и холодных средств коммуникации.

Горячее и холодное
По Маклюэну, горячим считается такое средство коммуникации, которое расширяет одно-единственное чувство до степени высокой определенности, то есть высокой наполненности данными. Такое средство полностью завладевает вниманием воспринимающего и делает его пассивным. Напротив, холодное средство, давая мало информации, передающейся через какой-то один канал, побуждает реципиента к самостоятельному поиску информации, к интерактивному вмешательству и предлагает для этого дополнительные ресурсы. В этом смысле горячими медиа являются фотография (в отличие от комикса), радио (в отличие от телефона), кино (в отличие от телевидения и — добавили бы мы теперь — Интернета). Гуттенберговская эпоха печатного слова также трансформирует такое холодное средство, как рукопись, в печатную книгу, которая уже не допускает вмешательства читателя в текст и интенсивно, «пламенно» захватывает всё его внимание. И, подобно тому, как поклонники кинематографа интересуются тем, каков актёр в жизни, а телезрители желают лицезреть своих звёзд лишь «в роли», — также и в эпоху книгопечатания книга побуждает интересоваться личностью её автора — в отличие от средневековой рукописи, автор которой принципиально анонимен.
Пользуясь данной оппозицией Маклюэна, современные исследователи (в частности, Н. Григорьева) отмечают, что в культуре ХХ века происходит разложение горячей медиальности гуттенберговой эпохи, особенно оно свойственно литературе постмодернизма, предполагающей принципиальную интерактивность текста, высокую степень со-творческого участия читателя. «В постмодернизме «охлаждение» книги происходит на всех уровнях коммуникативной структуры автор-герой-читатель. Активно входят в употребление рукописные элементы в печатных текстах, имитация правки в уже изданном произведении, всевозможные стилистические, сюжетные и жанровые варьирования инварианта»1. Особенно интенсивно автор вытесняется в Интернет-литературе, которая нередко приобретает свойство коллективного текста (существуют, например, литературные порталы, где любой пользователь может принять участие в написании драмы, стихотворения или романа2). В этом ключе симптоматична дискуссия 90-х годов о том, вытеснят ли цифровые и, прежде всего, аудио-визуальные технологии книгу и печатный текст вообще.
Одной из главных категорий постмодернистской эстетики, как нам известно от Барта и Деррида, является письмо, в пространстве которого осуществляется анонимная игра означивания, субъектность же, понятая прежде всего как авторская телесность, остается неразличимой. Отправной точкой этой литературы является коммуникативный провал, невозможность коммуникации, продемонстрировать который призвана эксплуатация различных авторских масок, имиджей, подрывающих саму репрезентацию. Литературный текст является уже не сообщением, но силовым полем этой невозможной коммуникации. В такой модели коммуникации, согласно И. Саморуковой3, автор понимается как запредельный режиссер мёртвых дискурсов, ни один из которых не выражает его самого. Знаменитое «рождение читателя», провозглашенное Бартом, означает в этой ситуации не только «смерть автора», но и стирание, истощение фигуры героя: по И. Ильину4, герой становится плоским, одномерным элементом авторской маски.

«Охлаждение» поэзии
На многих такого рода макабры постмодернистской критики производили шокирующее впечатление. Однако эта похоронная риторика может быть рассмотрена в более широком и менее апокалиптическом контексте. Процесс трансформации коммуникативной системы «автор-герой-читатель» начинается уже в метаэстетике авангарда, где автор действует не только как творец художественного мира, зафиксированного в тексте, но и как инстанция, наделяющая любые вещи эмпирического мира эстетическим статусом (как подпись Дюшана делает любой объект произведением); жизнь становится искусством, искусство же — только одной из разновидностей тотального творчества, а поэт — оператором этой всеобщей креативности. Именно с этим связано смещение акцента на средство сообщения как таковое (вспомним «слово как таковое», «букву как таковую» у Хлебникова и Крученых или знаменитую формулу Якобсона о том, что поэзия есть «высказывание с установкой на выражение»). В терминах Маклюэна это уже всеобщий принцип эпохи доминирования медиа: the media is the message. Перенесение принципов эстетической коммуникации в жизнь связано с феноменом авангардного жизнетворчества и отрицанием традиционного искусства, понимавшегося как автономная сфера жизни и культурной активности.
В поставангарде, начатки которого находят уже у ОБЭРИУтов, и этот креативный статус художника иронически рассматривается лишь как социально-ритуальная функция: человек, принявший на себя роль автора как бы входит в ту сферу, которую Бурдье называл «литературным полем», и пребывает в ней лишь часть своего жизненного времени. Поэтому становится актуальным различение фигур автора и писателя, и, по сути, и Бурдье, и Фуко рассматривают автора лишь как юридический знак, имя5, вводящее писателя в институционализированный процесс культурного производства и современной поп-культуры. Это еще один аспект пресловутой метафоры Барта. Писатель — частное лицо, «не поэт, но человек, который пишет стихи» (такое самоопределение мы встречаем не только у поставангардистов, но и у поэтов традиционалистской ориентации, как Бродский или Кушнер). Особенно любопытна здесь двойственность Бродского. Бродский, с одной стороны, культивирует понимание поэта как частного лица, с другой стороны, последовательно творит персональный поэтический миф, осознаваемый как таковой. И здесь, например, характерен знаменитый анекдот, связанный с именем Бродского: «Спросили человека жившего по соседству с Бродским в Америке и бывшего восторженным поклонником его поэзии: «А отчего бы тебе не познакомиться с ним лично?» Тот ответил: «А зачем, ведь и так — в моей жизни более близкого человека не было!»
Этот анекдот хорошо иллюстрирует не только свойственное литературе как cool media безразличие к автору-человеку, здесь проводится четкое различие между автором и писателем, при этом поэт экзистенциально интересует читателя именно, что называется, «в роли», то есть как персонаж, как герой созданного писателем мира, рецептивно присвоенного читателем. По Маклюэну, в случае cool media получатель сообщения играет ведущую роль в его конструировании: читатель не интересуется реальным человеком, создавшим текст, ему нужен персонаж, полученный или даже созданный им при чтении (на такую созданность в этом эпизоде указывает тот факт, что читатель воспринимает автора как своего альтер эго).
Это читательское отношение интересно сопоставить с похожим анекдотом о Надсоне. Евг. Ивановаприводит фрагмент из воспоминаний современника: он вспоминает, как однажды встретил на улице своего знакомого, поклонника поэзии Надсона, и, спросив, почему он так подавленно выглядит, услышал в ответ, что Надсон умирает. А когда мемуарист спросил, откуда известно об этом молодому человеку, тот начал читать ему новое стихотворение Надсона, но не дочитал и разрыдался. Текст был такой:
Нет, муза, не зови! Не увлекай
                                    мечтами,
Не обещай венка в дали грядущих
                                             дней!
Певец твой осужден, и жадными
                                             глазами
Повсюду смерть следит за жертвою
                                             своей…
Путь слишком был тяжел…
                           Сомненья и тревоги
На части рвали грудь…
                           Усталый пилигрим
Не вынес всех преград мучительной
                                             дороги
И гибнет, поражен недугом роковым...
Рассказчик хотел успокоить молодого человека, сказав, что больные иногда преувеличивают опасность своего заболевания, на что тот страстно возразил: «Да, но только не Надсон: он пишет только правду».
Этот анекдот, как представляется, повествует не только о наивном реализме молодого читателя, но и свидетельствует о модели лирической коммуникации в 80-е годы XIX века как о hot media, достигшей апогея. Лирический субъект (герой) воспринимается как реальный человек, а исповедальное лирическое слово абсолютно убедительно и достоверно, несмотря на использование поэтом штампов романтической поэтики, а может быть, даже благодаря этому. Остаётся предположить, что борьба с наивно-реалистическим чтением, ставшая общим местом именно после работ русских формалистов, давшим авангарду теоретический язык, явилась своеобразным симптомом того, что Маклюэн называл «охлаждением» литературы как средства коммуникации.

Энтропия медиа и креативность
В современной поэзии тело автора вновь вовлекается в сферу искусства, в отличие от постмодернизма, где автор исчез, а писатель укрывается за текстом. Задача современного поэта — не в том, чтобы быть безличным скриптором и истощать плоть ради самоценного письма или, наоборот, превратить само текстопорождение в серийное производство, а фигуру автора в гротескный образ великого Поэта, как это делал Пригов. Современный поэт прежде всего — герой и не только герой собственных текстов, но и фигура из плоти и крови, актёр, отождествляющийся с персонажем. То, что называется литературным мифом и ранее воспринималось лишь как побочный эффект по отношению к главному — к произведению, ныне рассматривается как необходимый атрибут творческого проекта.
Наверное, наиболее показательные фигуры в этом смысле — погибший 4 года назад Борис Рыжий, а также ныне здравствующие Дмитрий Воденников и Андрей Родионов. Тексты этих авторов — столь разных и даже где-то полярных — объединяет пронзительность прямого высказывания, настойчивая исповедальность и автобиографичность.
Борис Рыжий — лирик есенинского типа, воспитанный, по собственному признанию, на советской поэзии от Луговского до Слуцкого. Его поэтическую стратегию характеризует интенсивная романтизация лирического героя-поэта на фоне грубой, жестокой реальности. Судьба Рыжего также заведомо поэтична: само литературное поле с его разработанной семиотикой поэтического самоубийства готово к прочтению смерти Рыжего как ещё одного трагического высказывания.
В противоположном направлении идёт Андрей Родионов: его опыт можно описать как погружение в нелицеприятную реальность окраин, в мир бродяг, наркоманов и алкоголиков. Натурализм Родионова, тем не менее, ироничен, но эта ирония лишь подчёркивает принадлежность поэта низовому миру, голосом которого он становится. Фигура Родионова, этого «поэта-монстра», усиленно мифологизируется: существуют различные догадки о его прошлом, которое по разным источникам связывается то с панк-музыкой, то с боксом, то с наркоманией. Коллега Родионова по цеху Д. Кудрявцев однажды сказал: «Если посмотреть на то, как живёт Родионов, то станет понятно, почему его экстремальные тексты суть благодать для их автора».
Дмитрий Воденников — поэт рафинированной, эстетской направленности, по выражению критика, ассоциирующийся одновременно с Нарциссом и Пьеро, с французскими проклятыми поэтами и ранним Маяковским. Именно с Воденниковым критики связывают установку на прямое высказывание. В эссе — персональном манифесте Воденников писал о поэтике «самодоноса», — когда автор сообщает «стыдные», «нескромные» подробности о своей жизни, однако, не любуясь ими, но, как пишет критик И. Кукулин, «ставя нас и себя в новое положение: нам предъявляется чужая жизнь, не требующая оправданий в своей чуждости».
Однако, ясно, что термин «прямое высказывание» не означает простого возвращения к категориям автора, пафоса и репрезентации. Современные критики полагают, что экспликация в тексте авторского сознания так же невозможна, как и в постмодернизме. На субъектное высказывание по прежнему накладывается запрет, поэтому прямое высказывание современного поэта принадлежит, как выразился бы И.П. Смирнов, «я-объекту». Предъявление автора как «фиктивного эротического тела» (И. Кукулин) целиком реализуется в рамках театрального кода.
Маклюэн противопоставлял кино и телевидение, отмечая, что интерес зрителя в кинематографе направлен на актера как человека, на то, каков он в жизни. Полагаю, это верно и для театра. Телевизионного же зрителя интересует именно актер в роли, персонаж, герой, то есть фикциональная, «эфирная» плоть актера. Здесь фиксируется любопытная парадоксальность: чем менее актер кино похож на себя в жизни, чем более он другой, тем насыщеннее, разнообразнее и жизненно убедительнее его амплуа. Чем более актер искренен и, следовательно, однообразен, а его роль условна, то есть чем более он идентичен самому себе, — тем «холоднее» средство коммуникации. Ведь в каком-то смысле актер — автор роли, а лирический поэт — актер, особенно в эпоху повышенного спроса на формы самопрезентации поэтом себя и своих текстов. Любопытно, что Дидро, впервые сформулировавший «парадокс об актёре», и, кстати, настойчиво проводивший аналогию между актёром и поэтом, прибегает к той же образности, что спустя два века Маклюэн: качество актерской игры, её убедительность Дидро связывает с жаром, пламенностью, пылом. Роль, в которую хочется верить, горячая. Но чувствительный актер, который вкладывает в игру самого себя и который не столько чувствует, сколько «верит, что он чувствует», легко остывает, «он горячий на первом представлении, на третьем он выдохнется и будет холодным, как мрамор». Напротив, актер, руководствующийся разумом, «вдумчивый ученик природы», способен к стабильному поддержанию пыла, он способен регулировать его: «он станет либо ещё пламеннее, либо умерит свой пыл, и вы будете всё больше им довольны». «Ведь если он будет только самим собой во время игры, то как же он перестанет быть самим собой?» — пишет Дидро.
Если продолжить эту логику применительно к поэзии, то горячим является средство, где отчуждение автора от героя максимально, но текст есть «своё другое» автора и потому бытие автора строится на мифологеме «жизненности», горячего начала в коммуникации. Поэтому парадоксальные слова Флобера «Мадам Бовари — это я» могли бы быть девизом «горячей» литературы. В случае холодных медиа фигура героя опустошена, автор акцентирует условность текста, свою неотождествимость с ним, но именно здесь присутствует негативное постулирование авторской инстанции, хотя обнаружить его в этой позиции может только читатель. Можно также добавить, что горячая литература это литература героя, холодная — литература читателя.
Сложность современной ситуации состоит в том, что восприятие осуществляется по каналам cool-коммуникации (здесь пригодилось бы понятие «шоу-искусство» Ги Дебора, только уже без всякого критического пафоса), потому что читатель (вернее — зритель, хотя это и непривычно для литературы) не ищет «за героем» актёра (автора). Напротив, автор интересен ему именно в его роли, а литературный миф полностью вытесняет авторскую фигуру. Таким образом, авторское место пустует так же, как это было в постмодернизме. Однако само по себе поэтическое сообщение реализует стратегию hot media, ибо обрушивается на воспринимающего в некой новой целостности текста и его автора и не допускает интерпретативного читательского беспредела. Интерактивные формы чтения и литературной игры, доминировавшие в постмодернизме, отходят на второй план. Целостный и определённый (вспомним о «высокой определённости» как признаке hot media) образ современного автора-героя (Поэта) проецируется на пустующее авторское место, как если бы автор существовал и мог высказать себя. Этот кантовский принцип «как если бы» («als ob»), в ХХ веке актуализированный Хансом Файхингером, чрезвычайно важен для современной культуры. Кант указывал на этот принцип как на необходимый инструмент нашего трансцендентального конституирования, например, мы не можем мыслить себя и мир, не допустив, что существуют душа и Бог, но и не можем знать, существуют ли они на самом деле, следовательно, мы действуем, как если бы они существовали.
Таким образом, компетенции, обеспечивающие создание и восприятие произведения, его производство и потребление, реализующиеся соответственно по горячему и холодному типу коммуникации, вступают в некоторый конфликт, но этот конфликт, в эпоху постмодернизма лишавший коммуникацию онтологии, реонтологизирует её посредством кода «als ob», когда именно глубокое осознание опустошённости авторского «я» становится условием для того, чтобы зазвучал голос героя. Как мне кажется, героя здесь можно понимать в подлинно бахтинском смысле этого слова, когда — в противоположность Барту — автор отступает не перед читателем, а перед героем, «своим другим» или «другим собой», «я-объектом»). Эта амбивалентность cool и hot становится динамическим фактором современной коммуникации как «игры всерьёз», которая характеризуется тем, что можно назвать энтропией media, если развить метафору Маклюэна в понятиях термодинамики.

Автор жжет!
В этом контексте интересен феномен современной неразличимости любительского словесного творчества, даже графоманства, и собственно профессиональной литературной деятельности. Прежде всего, это имеет отношение к такой интенсивной культурной среде, как сетература. В сущности, в сети постмодернистский активный читатель превращается в писателя, в современного «автора». Человек, имеющий малейший интерес к литературе, начинает её практиковать (бездну этой литературной продукции содержат «любительские» литературные сайты, живые журналы и всевозможные блоги). Если выражаться на языке того же Барта, эта ситуация означает специфическую «смерть читателя»: читатель, с одной стороны, деиндивидуализируется и превращается в публику, в потребителя литературного шоу и в этом смысле — в компонент массовой культуры. С другой стороны, он сам становится автором. Современная поэзия в высшей степени есть поэзия для поэтов, но теперь уже не только в смысле элитарности, но и в смысле невероятного расширения круга этих поэтов.
Именно с этим, на наш взгляд, связана своеобразная реабилитация понятия автора в сетературе: «автор» на этом необычайно продуктивном языке — это создатель «креатива»; креатив — это жизненная практика частного лица (автора), находящегося вне ритуализованной сферы эстетического, границы которой сегодня лишь институционально-статусны и определяются работой институтов премий, фестивалей и профессиональных литературных журналов. Критерии, отделяющие, условно говоря, графоманство от подлинной литературы множественны и монополизированы медиа. Однако в настоящий момент индустрия литературных премий и соревнований разрастается, приобретает все больший масштаб: сетевые конкурсы и рейтинги, объединенные поэтические вечера с участием сетевых авторов таких демократичных серверов как Стихи.РУ и профессиональных поэтов, чемпионат Москвы по поэзии и т.д. Всё это, как представляется, суть следствия не только медиатизации культурной жизни, но и нерелевантности границы между регионами культурного бытия, между «искусством» и «жизнью». Эта граница была выявлена и артикулирована авангардом, который пытался ее разрушить, превратив жизнь в искусство. Однако сама по себе стратегия авангарда учитывает эту демаркационную линию и работает с ней. Это завоевание авангарда было подтверждено нашумевшей «смертью автора» в эстетике постмодернизма: искусство перестало быть элитарной практикой гениального художника (можно вспомнить знаменитую статью Лесли Фидлера с характерным названием «Пересекайте границы, засыпайте рвы»), однако авангардный миф о художнике-творце был ниспровергнут и граница между искусством (более уже не воспринимавшимся как автономная и скаральная сфера) и жизнью восстановлена. Можно сказать, что искусство стало видом рядовой жизненной практики, и только предписание соблюдать дистанцию между человеком и автором, писательской экзистенцией и эстетическим производством было неоспоримо.
Современная поэзия развивается под знаком именно этой тенденции постмодернизма. Однако она вновь вернулась к авангардной практике смешения жизни и литературы, правда уже не на основе выдвижения в центр эстетической деятельности художника-творца, но — рядового «автора» во всей его множественности (это и есть, кажется, современное возвращение авторства, возвещенное западной критикой уже в 80-е годы). Как выражаются современные «авторы» — фигуранты сетевой словесности, когда им приходится по душе «креатив» их коллег: «автор жжёт». В этом смысле современная поэзия это горячее средство в условиях коммуникативного холода. «Читатель», ставший «автором», но в сущности являющийся «героем», — кажется, именно он способен к подлинному диалогу, просто потому, что само его существование зависит от существования ему подобных; а его вера в их существование — залог и возможность его собственного бытия.
100-летие «Сибирских огней»