Вы здесь

Хорошо там, где нас нет

О романе Олега Ермакова «С той стороны дерева»
Файл: Иконка пакета 09_sekretov_xtgnn.zip (12.9 КБ)

Озеро Байкал по праву называют сердцем Сибири. Величественное «сибирское море» обладает некой таинственной силой, притягивающей к себе. О нем писали и пишут как советские классики, так и современные прозаики. Теме пути на великое озеро и попыткам приблизиться к его загадкам посвящены произведения разных авторов. К примеру, герой недавней книги Елены Крюковой «Тибетское Евангелие» безумный старик Василий-Исса идет к священному Байкалу и растворяется в нем.

Главный герой романа Олега Ермакова «С той стороны дерева» семнадцатилетний Олег Шустов с детства стремился сбежать на Байкал и стать лесником. Первая неудачная попытка случилась в девятом классе, а после окончания школы мечта полностью осуществилась: центральный персонаж книги вместе с давним другом Валеркой приехал в один из прибайкальских заповедников и стал сперва рабочим, а впоследствии и лесником.

Почти каждому в подростковом возрасте хотя бы раз приходила в голову мысль уйти из дома и начать новую, уже взрослую, самостоятельную жизнь вдали от родителей. Многие, начитавшись приключенческой литературы, принимались мечтать о необитаемых островах и строить большие планы. Были и те, кто доводил свои фантазии до реального побега. Но после одного или нескольких дней путешествия выяснялось, что градус романтики понижается, а уровень всевозможных тягот, напротив, растет. Словом, надо возвращаться. Наконец, поступив в вузы, все практически единодушно решали, что взрослая жизнь теперь уж точно началась…

Если мы познакомимся с историей жизни писателя, то обнаружим, что в романе сильны автобиографические мотивы: когда Олегу Ермакову было семнадцать, он действительно какое-то время работал лесником на Байкале. Байкал становится своего рода магнитом, притягивающим искателей счастья и свободы из разных уголков страны. Олег — не единственный персонаж книги, приехавший сюда в поисках неведомых чувств. Прожив на Байкале почти год и узнав о судьбах остальных людей, трудившихся в заповеднике, он понимает, что «здесь все похожи», все «бегуны» — эскаписты, люди, сбежавшие от обычной жизни.

Всех заставила пуститься в дорогу старая поговорка — хорошо там, где нас нет. На том берегу озера всегда все иначе, с другой стороны дерева творится что-то мистическое. В объяснение названия книги автор рассказывает легенду о Сифе.

«В царстве пресвитера Иоанна (о котором грезили средневековые путешественники) было дерево Сиф. Попавших к нему путешественников Иоанн предостерегал обходить дерево “с другой стороны”. Но один из них был уже стар и решил обойти именно “с другой стороны”. Путники замерли. А он в восхищении позвал их за собой, но те предпочли уйти побыстрее прочь. Они вернулись на родину. А старик там, за деревом Сиф, исчез навсегда».

Хочешь жить, как заведено предками, — живи по правилам, хочешь узнать затаенное — обойди дерево с другой стороны и выясни, что на том берегу.

Таким образом, перед нами роман о познании в философском смысле этого слова.

Впрочем, познание можно рассматривать и в бытовом смысле. Главный герой попадает в такие ситуации, с которыми в родном Смоленске мог бы никогда и не столкнуться. Медведь задрал теленка и ободрал бок корове; ребята едва не погибли, заплутав в лесных дебрях; молодому парню Роману до кости раздробило голень, когда вытаскивали севший на мель катер… Возможно, простые случайности, возможно, мистика. Местная мифология говорит: обидел природу, не проявил уважения к Хозяину — получи наказание. У природы свои правила, но найти с ней общий язык можно. Так, эвенк Мишка Мальчакитов, встретившись в тайге с медведем, сумел с ним «договориться», и зверь ушел в сторону. Тот же Мишка рассказал Олегу сказку:

«Молодая ругнулась на огонь, и во всем стойбище не стало огня, а мужики на промысле. В какое жилище баба ни зайдет, сразу огонь тухнет. Но одна старуха узнала, чё... да как, мол, сругнулась на огонь из-за ребенка, ему искра на щеку попала, а, говорит, теперь надо мальца отдать бабушке — хозяйке огня... И отдали, сразу огонь во все стойбище вернулся».

Познает наш герой и неизведанные любовные чувства. Каждая девушка вызывает прилив удивительных эмоций в душе Олега. Сразу хочется привести себя в порядок, выглядеть лучше, чтобы на тебя обратили внимание. Но все девушки быстро исчезали, так что тема любви в романе, не успев разгореться как следует, тут же гаснет.

Удивительно, но, осуществив байкальские мечты, персонажи книги не успокаиваются и не сидят на месте. То и дело кто-то приезжает, а кто-то уезжает — роман наполняется десятками эпизодических героев: поучаствовали в маленькой сценке — ушли на второй план или навсегда исчезли. Казалось бы, атмосфера заповедника должна быть спокойной и размеренной, однако персонажи находятся в постоянном движении. Олег Шустов и сам срывается в Улан-Удэ, откуда открывается масса путей в любую сторону света. Но все же герой возвращается обратно к Байкалу. Его новая соседка Кристина, с которой вроде начинают вырисовываться отношения, внезапно уезжает, и к ее возвращению никаких предпосылок нет. Друг Валерка, тоже с детства стремившийся на Байкал, в какой-то момент просто решает отправиться домой в Смоленск — погулять перед армией.

В общем, все беглецы от мира, приехавшие в заповедник в поисках чего-то иного, обнаруживают, что, хотя здесь категории времени и пространства смещены, люди, по сути, те же самые. Все ищут собственной выгоды, плетут интриги, устраивают провокации. И вместо того, чтобы стать ближе к природе, лишь отдаляются от нее.

О том, чтобы как-то переломить ситуацию, главный герой даже не помышляет. Он отчасти уходит в себя. Погружается в мир литературы: Еврипид, Древняя Греция… Он размышляет, проводит параллели, а библиотечные книги оживают и стародавние времена уже начинают восприниматься в качестве иных берегов:

«Но я вдруг со всей отчетливостью понял, нет, не понял, это просто коснулось меня, пробрало дрожью — знание жизни на меловых берегах Средиземного моря. Это все было правдой: топот ног по сходням триер, блеяние жертвенных овнов, витийства поэтов, чаша цикуты и прогулки философов в тени рощ. И в этой тьме, озаренной на другом берегу веков, в какой-то лачуге на топчане, укрытом бараньей шкурой, лежал некий юнец, вперив взгляд темных глаз — прямо в меня. Я ощутил силу этого взора, этой дуги».

Наш герой начинает сочинять разные истории, записывая их в тетрадку. Поначалу Олег решает, что мир «интереснее любых книжек», и сжигает написанное, но впоследствии с сочинением нового произведения юному леснику уже «мир слов казался ярче, чем мир за моим окном». Если считать книгу автобиографической, то выходит, что именно в прибайкальских лесах Олег Ермаков решил стать писателем.

Финал у романа открытый: мы не знаем, когда и при каких условиях герой покинул заповедник. Может, напрямую отправился в армию, может, успел еще куда-то съездить, может, ему удалось побывать на том берегу и «с другой стороны дерева».

100-летие «Сибирских огней»