Вы здесь

Художественные миры Якова Яковлева

30 апреля 2017 г. исполнилось 70 лет со дня рождения Якова Яковлевича Яковлева — прекрасного мастера гравюры, значительная часть творческой биографии которого связана с Новосибирском.

Будущий художник родился в 1947 г. в Южно-Сахалинске. Окончив архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева (1965—1970), он остался там в качестве преподавателя (1970—1974). Новосибирский период (в 1983 г. Яков Яковлевич переехал во Владимир) оказался для художника активным и плодотворным. В 1975 г. он был принят в Союз художников СССР, в 1976-м — вошел в состав комиссии по работе с молодыми художниками; был членом правления Новосибирского отделения Союза художников, графической комиссии РСФСР, зонального выставкома. В эти годы Яковлев активно участвует в выставках разного уровня — областных, республиканских, всесоюзных, международных, неоднократно оказываясь их лауреатом.

В фондах Новосибирского художественного музея хранится двадцать девять произведений Я. Я. Яковлева. Созданные на протяжении чуть более десяти лет, они дают возможность проследить изменения художественного языка мастера, увидеть особенности разных этапов его творчества.

Уже в самом раннем из находящихся в музее произведений художника — гравюре «Причал» серии «Рыбаки озера Яркуль» (1975) — заметна романтическая интерпретация прозаического сюжета, что нередко встречается и в более поздних его работах. Кажущаяся темной нижняя половина композиции представляет собой реалистически трактованные сцены из жизни рыбаков с множеством мелких персонажей и проработанных бытовых деталей, создающих ощущение некоторой перегруженности и дробности изображения. Ей противопоставлена неожиданно лаконичная, почти пустая, ослепительно светлая верхняя часть листа с несколькими прекрасными парящими белыми птицами, которые словно возникают из воздуха, как мираж, видение, и вызывают у зрителя чувство радости и полета.

Гравюра «На реке Таган V (Памяти Серкова)» (1976) интересна и как автопортрет художника, и как портрет талантливого новосибирского графика и живописца — Льва Анатольевича Серкова (1937—1975), рано ушедшего из жизни. Представленные в центральной части композиции, казалось бы в одном пространстве, эти два человека оказываются бесконечно далеки друг от друга: образ одного реален, светлая фигура другого, уже не принадлежащая этому миру, — почти бестелесна. Для полного раскрытия темы и более сильного эмоционального воздействия Яковлев прибегает к созданию трехчастной композиции. Помещенный слева небольшой портрет Серкова позволяет внимательнее вглядеться в черты ушедшего художника. Изображенный справа крошечный пейзаж со срубленным деревом и уходящей вглубь дорогой метафоричен, он навевает мысли об утрате, о бренности всего живого, о жизненном пути. Коричневый фон объединяет все три части композиции, придавая цельность листу.

В черно-белые гравюры второй половины 1970-х гг. Яковлев нередко вводит цвет — приглушенный, обычно не связанный с окраской предметов, но зрительно обогащающий произведение. Кроме того, для данного периода творчества художника характерен прием, позволяющий создать на плоскости листа сложное пространство, одновременно рассказать о многом: неожиданное совмещение в рамках строго реалистической композиции разноплановых, разномасштабных, даже разновременных изображений. Часто в них присутствует недосказанность, метафоричность, вызывающая ряд ассоциаций. Все это побуждает зрителя всматриваться, вдумываться, активно воспринимать изображенное.

Эти особенности отчетливо видны в листе «Воспоминание о празднике в деревне» (1977) из серии «Сибирская деревня». Темная, приглушенная цветовая гамма сельского пейзажа с остовом разрушенной постройки вызывает невеселые мысли. И вдруг в этот суровый мотив подобно вихрю врывается видение прежней жизни: образ этой же деревни, но полной жизни и света, деревни, у которой есть будущее, а не только воспоминания о прошлом. По контрасту с тусклыми красками вокруг спокойный охристый цвет композиционной вставки воспринимается светлым, сияюще-солнечным, а небо — ослепительно голубым. Обилие диагоналей в этом фрагменте, сопоставленных со статичными вертикалями и горизонталями окружения, вносит в него ощущение стремительного, безудержного движения. Столб с веревками — «гигантские шаги», на которых резвятся дети, — и неправдоподобно низко опустившиеся облака странной формы напоминают корабли с наполненными ветром парусами — легкие светлые суденышки, уплывающие вдаль. Что ждет их впереди? Вглядываясь в изображение, невольно задумываешься о быстротечности времени и причудливости человеческих судеб.

Произведения Яковлева из собрания музея, относящиеся к началу 1980-х гг., в том числе и гравюры из серии «Лесные богатства Сибири», по художественному языку отличаются от рассмотренных выше. О более ранних работах напоминает лишь композиция «Лесной мед» (1980) — обилием персонажей, разномасштабностью фигур, некоторой недоговоренностью и странностью изображенного. Последнее впечатление возникает и от несогласованности отдельных жанровых сцен, каждая из которых словно существует сама по себе, и от нереальности, необычности некоторых деталей, например крыльца, которое переходит в неожиданно вздыбившийся пол, или персонажа справа, фигура которого вдруг повторяется чуть глубже, но в большем масштабе.

Но в других листах этой серии уже прослеживаются новые тенденции. В этих композициях художник реже использует цвет, отказывается от разномасштабных изображений, придерживаясь строго реалистической трактовки сюжетов. Основной его темой становится окружающий мир и человек в нем. Люди показаны обычно в повседневном труде, во взаимодействии с природой. Значительность человека проявляется именно в этом единении, в осознании себя неотделимой частью окружающего мира.

Художник с огромным мастерством передает на двухмерной плоскости листа глубину пространства, бескрайность просторов. Прекрасные, наполненные воздухом дали присутствуют — хотя бы в виде фрагмента — в каждой композиции. Яковлев отказывается от цвета, но удивительно, что эти черно-белые листы воспринимаются как живописные — настолько полно отражена в них красота и богатство природы. Художник часто выбирает низкую линию горизонта — и потрясающе высокое, всегда неповторимое небо становится одним из главных «персонажей» каждой работы. Произведения Яковлева этого периода буквально залиты светом. Солнечное сияние передается благодаря резким контрастам освещенных и теневых участков, насыщенным падающим теням. Главным чувством, возникающим при созерцании этих гравюр, оказывается ощущение полной гармонии: гармоничная природа, гармония человека и окружающего его мира, гармония человека с самим собой. Нет мучительных размышлений, исканий, страданий. Творчество Яковлева этого периода отличает удивительно светлое, позитивное восприятие мира и человека в нем.

Художник часто прибегает к созданию серий, стремясь к наиболее полному раскрытию темы. Для работы «Жаркий полдень» из серии 1981—1982 гг., получившей очень емкое название «Деревня, мир, тишина», он выбирает формат, близкий к квадрату, — формат, позволяющий наиболее полно передать ощущение завершенности и гармонии. Простой деревенский мотив становится монументальным и значительным.

Постепенно в творчестве Яковлева появляются другие сюжеты, иные жизненные приоритеты. В 1983 г. семья художника переезжает из Новосибирска во Владимир. В 1992 г. Яков Яковлевич принимает сан священника, в 1997-м — пострижен в монашество с именем Иннокентий, в 2011-м — наречен епископом Нижнетагильским и Серовским.

Произведения Я. Я. Яковлева отличаются индивидуальностью авторского видения, своеобразием претворения жизненных впечатлений в графические образы, сложностью и философской глубиной, созданием своего особого художественного пространства, требующего внимательного и вдумчивого постижения.  

100-летие «Сибирских огней»