Вы здесь

Как я приходила к Астафьеву

Виктор Астафьев — один из самых известных советских прозаиков. Однако воспоминания его землячки, преподавателя школы искусств Натальи Емельяновой — не об Астафьеве-писателе, не о подвижнике перестройки, а о человеке — таком, каким он запечатлелся в бесхитростной детской памяти.

Посвящается моему классному руководителю Трофимовой Антонине Емельяновне.

 

Родилась я в Красноярске, а точное место моего рождения все вы видели. Точно говорю — видели! Ну, если хотите посмотреть еще раз, возьмите в руки десятирублевую бумажку. Видите на ней мост через Енисей? Справа от моста на том берегу высотное здание — бывшая гостиница «Турист». А слева — нагромождение крыш. Вот там, среди этих крыш, на берегу Енисея находится больничный городок с роддомом в центре. Правда, когда я родилась там, это были деревянные двухэтажные корпуса. Сейчас их перестроили, но место-то осталось то же самое.

В Красноярске я жила до девяти лет. А потом мы переехали строить Красноярскую ГЭС. Отец меня и младшего братишку часто возил на стройку. Грандиозность строительства поражала! Росли мы, росла и ГЭС, и мы себя чувствовали сопричастными строительству этого великолепия. Вот переверните десяточку на другую сторону – правда ведь, красавица получилась?


Вид со смотровой площадки «Царь-рыба» Внизу п. Слизнево, подальше — Овсянка. Фото Натальи Емельяновой

А жили мы тогда не в самом Дивногорске, а в поселке Молодежном, раскинувшемся четырьмя террасами на горе, выше деревни Овсянки, растянувшейся вдоль енисейского берега.

В третий класс я ходила в старую деревянную школу-восьмилетку, стоявшую в Овсянке на самом берегу Енисея. А к четвертому классу построили новую кирпичную, уже в Молодежном. Но называлась она по-прежнему — Овсянская средняя школа. В одном классе со мной учились и овсянские, и молодежновские ребятишки. Еще за дорогой, выше Овсянки, стоял поселок Комсомольский, совершенно незаметный с трассы. А в пятом классе к нам присоединились еще и слизневские. Там была только начальная школа. Так в классе образовалось четыре клана. Самыми презираемыми были овсянские. Это мы, молодежновские, — строители Красноярской ГЭС! А овсянские — «деревня», дальше своих огородов интересы не распространяются. И дразнилка у них была интересная: «овсянские гробовозы». Наша учительница, чтобы мы прекратили обзываться, рассказала нам старинную легенду. Что еще в стародавние времена золотоискатели, чтобы их не ограбили по дороге, придумали перевозить золото в гробах. Овсянские прознали про это и утащили гроб у остановившихся на ночлег проезжающих. Но в гробу оказался настоящий покойник — умерший в дороге атаман. С тех пор овсянских и прозвали «гробовозами».


Средняя общеобразовательная школа №7 (с. Овсянка). Архивное фото. Источник: галерея Яндекса.

Но мы и после этих познаний дразниться не перестали. А сами приравнивали себя к элите, ведь мы не местные, коренные с их «картошками-моркошками», а такие, как, например, всеми нами любимая учительница географии Ирина Анатольевна. Ведь она с отличием окончила Московский университет, и за это получила распределение не в какую-нибудь тьмутаракань, а на строительство Красноярской ГЭС, то есть в Овсянскую среднюю школу.

А это невероятное событие произошло в нашей школе осенью 1964 года. В нашем пятом «А» классе по расписанию — урок ботаники. Заходит «ботаничка» и вместо урока говорит: «К нам приехал Виктор Петрович Астафьев — известный писатель. Он родом из Овсянки. Гостит здесь сейчас у своих родственников».

Мы были потрясены: писатель из овсянских, из «гробовозов»? Да не может такого быть!

А учительница развернула тоненькую книжицу В. П. Астафьева «Дядя Кузя — куриный начальник» и вместо ботаники прочитала нам ее вслух, чтобы мы имели хоть какое-то представление о творчестве этого писателя. Пятому «Б» повезло еще больше, им «Дядю Кузю» читали вместо математики. По-видимому, эта была единственная книжка, которую нашли в библиотеке, а вся школа должна была познакомиться с творчеством великого земляка.

А после уроков наша «классная» подозвала меня и еще одну Наталью — Павшукову и отправила нас приглашать Астафьева в школу на встречу с учениками. Наташка была местная, овсянская, и хорошо знала, где живет тетка Виктора Петровича, у которой он остановился. А мне дали записку с текстом. Я его выучила наизусть. И сейчас помню: «Уважаемый Виктор Петрович, приглашаем вас на встречу в вашу родную школу…» Слово «родная» мне в тексте не понравилось, какая же она родная, если она — новостройка и Астафьев в ней никогда не учился. Всю дорогу мы с Наташкой спорили, говорить или не говорить это слово. Наталья меня убедила, что говорить надо. Ведь Виктор Петрович учился в овсянской школе, но теперь той старой школы нет. Овсянской называется эта, новая, значит, теперь она — родная.

Мы подошли к дому. Дом как дом, как и большинство в Овсянке, крепкий, ухоженный, с цветами в палисаднике. Ну и, конечно, с красивыми окнами. Любят овсянские покичиться перед соседями окошками, тут и резные наличники, и занавесочки, и цветы на подоконниках. Это еще мой отец изрекал народную мудрость: «Изба как баба: губы крашеные — значит, красивая».

Нас встретила пожилая хозяйка в цветастом платочке на голове, в фартуке, проводила в дальнюю комнату. Стены небольшой комнаты украшены вышивками, фотографиями. Вся многочисленная родня смотрит на нас и с больших ретушированных портретов, и с маленьких фотографий, приткнутых за рамки тех же портретов. Большое зеркало тоже утыкано по краям поздравительными открытками.


Виктор Астафьев за рабочим столом. Фото: РИА Новости/Валерий Шустов

Виктор Петрович сидел за столом, застланным белой скатеркой, но, встречая нас, встал. Мы с Наташкой дружно поздоровались, и я оттарабанила заученный текст. Виктор Петрович улыбнулся, стал расспрашивать нас про новую школу.

Вдруг на входе взмыли занавески, и в комнату вихрем влетела женщина помоложе хозяйки, но так же по-деревенски повязанная платочком. Она бросилась к Виктору Петровичу: «Братец, дорогой! Наконец-то ты приехал. Мы так тебя ждали». И они стали обниматься и целоваться. Мы с Наташкой стояли, разинув рты. Виктор Петрович, не выпуская женщину из объятий, обернулся к нам: «Девочки, я приду, обязательно приду».

И тут до нас дошло, что это уже и неприлично — стоять вот так и глазеть на встречу родных людей.

На обратном пути меня разбирали сомнения, а вдруг Виктор Петрович не запомнил, когда прийти, куда. Может, мне надо еще раз зайти, напомнить?

Но Виктор Петрович пришел ровно в назначенное время. Вся школа собралась в спортзале. У нас все праздники проходили в спортзале, там и сцена была. К этой встрече на ней установили заборчик, сбитый мальчишками на трудах, перед ним — лавочку. Заборчик утыкали настоящими подсолнухами, благо осень стояла теплая и они не успели замерзнуть. На этой сцене старшеклассники показали какую-то сценку «из Астафьева».

Виктора Петровича усадили за малюсенький журнальный столик, рядом с учительницей литературы. Мне показалось, что ему очень неуютно за этим хлипким столиком, на виду у всей школы, еще и как-то боком к сцене. Мы все тоже сидели боком к сцене на лавках, собранных со всех классов.

Но особенно неуютно чувствовал себя парнишка-старшеклассник. Он стоял рядом со столиком, как к доске вызванный. Зажав в руке тетрадку с текстом, он старательно рассказывал биографию Виктора Петровича. А мы все за него переживали, это же так страшно — рассказывать писателю о нем же самом, а вдруг ошибешься, что-нибудь не так скажешь. И действительно, Виктор Петрович несколько раз останавливал оратора и поправлял его, буквально одно-два слова, но это полностью меняло смысл сказанного.

Парнишка, как видно, был хорошим учеником и умел красиво декламировать. Рассказывая о фронтовых годах Астафьева, он ушел в высокий пафос. Виктор Петрович и тут его остановил и практически повторил, почти не изменяя, ту же самую фразу, но повторил совсем по-другому, очень просто и даже с грустью в голосе. Но всем вдруг стало ясно, что война — это не героическая эпопея, а тяжелая солдатская работа. Мы понимали, что Астафьеву, так же как и нам, жаль этого волнующегося парня, но жизненная правда — дороже.

Потом учительница велела всем задавать вопросы писателю. Но все заданные вопросы вертелись как-то всё вокруг одного произведения «Дядя Кузя — куриный начальник».

— Так вы, наверное, кроме «Дяди Кузи», ничего и не читали, — быстренько вычислил нас Виктор Петрович и стал рассказывать сам, что у него есть довольно много написанных и уже изданных книг и еще больше он собирается написать. Рассказывал и о войне, и о своем детстве, и о своих овсянских родственниках, какие они добрые и замечательные люди. Вот тебе и «гробовозы»!

Рассказывал Виктор Петрович захватывающе интересно. И спортзал, с его болтающимися над головой баскетбольными сетками и канатами, со сваленными в углу матами, с растопырившим копыта дерматиновым «козлом», становился вдруг милым и по-домашнему уютным.

Вечер заканчивался, и я, набравшись храбрости, подошла к Виктору Петровичу и выпалила ему вторую, уже по собственной воле заученную фразу:

— Уважаемый Виктор Петрович, я приглашаю вас посмотреть на говорящую ворону.

— Да, да! — подхватили стоявшие рядом учителя. — У этой девочки действительно есть говорящая ворона.

И мы пошли, с присоединившимися к нам несколькими учителями, к нашей сараюшке, где у нас жила самая обыкновенная ворона, случайно научившаяся говорить человеческие слова. Тут уже я волновалась, а вдруг наша Галя-Галя, так мы звали нашу ворону, не захочет говорить. Но Галя-Галя не подвела, она прокричала и свое имя, и «папка», и «кто там», и многие другие слова своего репертуара.

Виктор Петрович посмеялся, поблагодарил и с тем ушел. А я с тех пор ждала, когда же он напишет о нашей замечательной вороне. Но ни в одной из после этого прочитанных книг я не нашла даже упоминания о ней. Про каких-то кур написал, а про нашу говорящую ворону — нет.

Потом я поняла, я ведь не рассказала Виктору Петровичу, какая она у нас умная, какая талантливая — и про тот счастливый случай, как она у нас появилась. Ведь это отец подарил мне эту ворону на мой день рождения, на пятилетие, выменяв ее еще желторотым птенчиком у мальчишек на пару породистых голубей. Она даже сама клевать не умела. А как мама учила меня и младшего братишку заботиться о ней, объясняя нам, что ворона — живая душа, а не игрушка. А как наша умница Галя-Галя самостоятельно освоила человеческий язык, без всякой дрессировки. И как потом удивляла разговорами наших соседей, знакомых и даже пыталась вступить с ними в беседу. Ворона к тому времени жила у нас уже седьмой год, за это время с ней случалось столько забавных приключений... Да разве все расскажешь за одну короткую встречу!

Пришлось мне про Галю-Галю написать самой. Но та детская встреча с Виктором Петровичем, знаменитым земляком, оказалась не единственной в моей жизни. Случилось так, что наши с ним пути-дорожки не то чтобы пересеклись, а так, чуть-чуть соприкоснулись.


Вид с набережной cела Овсянка в сторону Красноярска. Автор: Юлия Раскова. Источник: интернет-газета Newslab.ru

В то лето я окончила школу, в институт поступала. И надо сказать, что была у нас дача в Усть-Мане, мы сами ее построили, не в самом поселке, а за рекой, где была всего одна улица, она так и называлась — Заманская. Никаких «картошек-моркошек» у нас на даче не росло. Отец увлекался цветоводством, одних гладиолусов было более двухсот сортов, а еще кусты роз, пионы, тюльпаны, гиацинты и многое другое с такими названиями, что и не выговоришь сразу. Все это цвело, благоухало.

Мы подружились со многими соседями, но особенно мне благоволила учительница Антонина Иннокентьевна Вычужанина. Ее семья жила в небольшом домике на самом берегу Маны, над обрывом. А вспомнила я сейчас Антонину Иннокентьевну потому, что с Астафьевым они учились когда-то в одном классе овсянской школы. А потом еще и родней стали. Ее родной брат женился на двоюродной сестре Виктора Петровича.

Вот подходит как то Антонина Иннокентьевна к нашей даче и говорит: «Наташенька, Виктор Петрович приехал, собирается на могилку к матери сходить. Цветочков бы?..» Я ей тут же нарезала самых красивых цветов. Хороший получился букет, достойный.

А через несколько дней соседка снова обратилась ко мне за помощью.

— Наташа, помоги мне прибраться. Виктор Петрович приедет к нам погостить. Хочет он сбежать от своей овсянской родни.

— Разве его плохо там принимают?

— Что ты, наоборот, очень хорошо! Каждая семья считает за честь принять такого гостя, устраивает праздник, соседей созывает. А гуляют овсянские, как положено, три дня, не меньше. Погуляли у одних, милости просим к другим. А родни у Виктора Петровича в Овсянке много. Устал он уже от этого, хочет побыть в тишине, поработать. Я ему уже и комнатку побелила, занавески перестирала. Но это все старое, уже не модное. Ты молодая, вот и подскажи, как бы все сделать посовременней.

Я стала перебирать сложенные стопочкой на столе вышивки, кружевные белые занавесочки ришелье. Все сделано талантливо, с любовью, хранило тепло рук мастериц.

— Антонина Иннокентьевна, давайте это все и развесим. Виктору Петровичу это должно понравиться.

И мы с ней перегладили всю эту рукотворную красоту, развесили по местам. На полу раскатали простиранные на речке домотканые дорожки. У порога постелили сплетенный из старых тряпочек кружок.

А с самим Виктором Петровичем я тогда встретилась всего два раза, и оба раза на Манском мосту. Он шел не один, а с каким-то высоким парнем. Я не сразу узнала его — он был в темных очках. Вспомнила: да у него же глаза болят после фронтового ранения. От простого смертного знаменитого писателя отличал разве что черный кожаный пиджак.

Я вежливо поздоровалась, он коротко ответил: «Здравствуйте». Вот, собственно, и все.

Но с тех пор книги Астафьева я читала с особенным трепетом. Особенно «Последний поклон». Ведь все описанные им места были мне знакомы, я ходила по тем же лесным тропинкам, на тех же полянках собирала землянику. На месте бывшей дедушкиной заимки переходила Ману по запани. Отец меня и брата водил на скалу выше Слизневского спуска, откуда открывается великолепный вид на Енисей и вся Овсянка как на ладони. А как возмущался отец, когда там развернули строительство смотровой площадки: «Нельзя портить природную красоту!»

Первый отзыв о книгах Астафьева я услышала от родственницы, приехавшей нас навестить из Красноярска: «А ваш овсянский Астафьев далеко пойдет, сильно пишет». Но мой отец вспылил, заспорил: «Мало ли чего на войне было. Зачем всю грязь наружу выворачивать. Нет, так писать нельзя!» Отец сам фронтовик, но о своей армейской службе рассказывал неохотно, больше отшучивался, и вспоминал разве что забавные случаи из фронтовой жизни. Я думаю, плакат «Не болтай!» крепко сидел в его мозгу. Он хорошо помнил те времена, когда за лишнее слово можно было крепко поплатиться.

Потом для меня настали студенческие времена, и теперь я понимаю, что главное образование я получила не на лекциях и семинарах, а тогда, когда мы с подружками-студентками ходили на концерты и спектакли, смотрели фильмы и выставки. А потом, постигая истину, спорили до полночи и о фильмах, и о прочитанных книгах.

Особенно нас потряс спектакль Красноярского ТЮЗа «Кража» по книге Астафьева. Чтобы докопаться до сути, пришлось всем перечитать книгу, сравнить со спектаклем.


Овсянская средняя школа. Наши дни

Вспоминается еще один случай, связанный с творчеством В. П. Астафьева. Я возвращалась из командировки в Красноярск. Из всех поездок старалась привезти сыну подарки, книжки или игрушки. На этот раз мне посчастливилось приобрести прекрасно изданную книжицу «Васюткино озеро». До Канска на поезде — больше четырех часов. Я достала эту книжку с великолепными картинками. А соседями в общем вагоне оказались шабашники, целая бригада. Я не очень поняла даже, какой они национальности. Им тоже скучно было молча ехать длинную дорогу. Они стали расспрашивать, что за книжку я читаю, интересная ли. А потом попросили: «Почитайте нам вслух». Я стала читать и, когда дошла до места, где небольшой мальчик Васютка уже который день блуждает по лесу, заметила, как эти бывалые мужики вытирают кулаками слезы с небритых щек.

— Он погибнет в лесу, этот мальчик?

— Да что вы! Это же наш сибирский мальчик, он знает, как выжить в тайге.

Я вспомнила, как в детстве отец меня и братишку учил в лесу разжигать костер с одной спички, в любое время года искать в тайге съедобное, находить нужную дорогу.

Сейчас в Молодежном или Овсянке (по сути, это один поселок) у меня из родных никто не живет. И сама я там давно не живу, так уж жизнь сложилась.

Когда умер мой отец, на старом овсянском кладбище уже никого не хоронили. Зажатое между скалой и железной дорогой, это кладбище уже не могло никого принять. Отца похоронили на новом, еще совсем небольшом кладбище, обустроенном на красивой поляне, на горе, сразу за Молодежным. В старые времена это была, скорей всего, пашня кого-то из овсянских. В самой Овсянке земли мало, только на небольшие огороды. Вскоре после отца на том же кладбище похоронили и мою тетушку, отцову сестру. Мне не к кому стало приезжать в Молодежный.

А на кладбище у отца и тетушки я бываю редко, к своему стыду.

В один из приездов убралась на могилке отца, потом пошла наводить порядок у тети. Пока шла, столько знакомых имен на табличках прочитала! А я-то их числила среди живых. Крашу тетушкину оградку и наблюдаю, как к какой-то могиле рядом, буквально через дорогу, постоянно подходят люди. Мне из-за берез была видна только чугунная узорчатая ограда. Я решила полюбопытствовать, подхожу и вижу — среди берез и молодых сосенок стоят два черных памятника. На одном снизу изображена стопка книг и росчерк подписи, на другом только одно имя — Ирина.

«Да это же Астафьев», — ахнула я. А рядом — его так рано ушедшая из жизни дочь. Так вот к кому идут люди, кому несут цветы, у чьей могилы стоят в молчании или тихонько что-то объясняют своим детям.

 

Возвращаюсь обратно к тетушке, закончить уборку. И в это время к кладбищенским воротам подъезжает черный джип, сверкая оскалом металлического намордника и оглашая округу дикой музыкой. Из джипа вывалилась компания веселых ребят, в шортиках, в шлепанцах на босу ногу, в руках по бутылке пива.

«Вам-то сюда зачем?»

Оказалось, тоже к Астафьеву. Под пьяный гогот, в обнимочку, прихлебывая пивко, пофоткались «на фоне Астафьева». И, довольные собой, подались восвояси. Вот такой культпоход.

Хотелось спросить: «Да читали ли вы Астафьева?»

Ведь тот, кто читал Астафьева, проникся его словом, перестрадал его страданиями, почувствовал вкус его горькой правды, тот пойдет по жизненным ориентирам, как по «затесям», и вряд ли свернет на кривую дорожку.

А я с тех пор, когда навещаю похороненных на овсянском кладбище родных — отца, тетю, то обязательно прихожу и к Астафьеву Виктору Петровичу.

 

Наталья Емельянова

100-летие «Сибирских огней»