Вы здесь

Книжные сокровища

Страницы истории книгоиздания в Новосибирске
Файл: Иконка пакета 12_melnikov_ksn.zip (22.58 КБ)

Истоки

Один-единственный экземпляр «Справочника по городу Ново-Николаевску» хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Две ксерокопии воспроизведены в Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН.

«Справочник» был напечатан по инициативе местного предпринимателя Николая Павловича Литвинова. Литвинов был первым газетным издателем в Ново-Николаевске. Его типография печатала книги, брошюры, альбомы и фотооткрытки. В 1902 году был выпущен «Путеводитель по великой Сибирской железной дороге». Два года спустя, к десятилетию основания Ново-Николаевска, подготовлен первый альбом с видами города. В него вошли двадцать шесть снимков местных фотографов. Еще через год выпущена брошюра «Годовщина города Ново-Николаевска», написанная городским старостой Захарием Крюковым.

Еще одно памятное издание – «Виды города Ново-Николаевска 1895–1913». Краткая история города написана городским головой В. Жернаковым и членами управы Р. Шааль и Ив. Стойловым. На двадцати снимках – общий вид города в 1895 году, Старо-Базарная площадь, общий вид города тринадцатого года, строящийся военный городок, собор Александра Невского и др.

Николай Павлович Литвинов открыл первый в городе книжный магазин, организовал первую справочную службу, читальню для приезжающих пассажиров. В советское время – в 20-х годах – Литвинов подготовил большую вступительную статью к адресно-справочной книге «Весь Ново-Николаевск. 1924–1925 годы».

На многие годы, для многих поколений

Книга – это оркестр, все инструменты в котором должны звучать гармонично, чтобы ни один не фальшивил.

Н. П. Смирнов-Сокольский

Январь 1920-го...

Новониколаевск только-только освобожден от колчаковцев. У революционных властей немало забот. Тем не менее Сибирский революционный комитет принимает решение о создании Сибирского государственного издательства.

В состав правления Сибгосиздата, позже переименованного в Сибкрайиздат, вошли Емельян Ярославский – видный деятель партии, член Сиббюро ЦК РКП(б), писатель Валерьян Правдухин и известный в Сибири организатор книгопечатания, народного просвещения и библиотечного дела Пётр Макушин.

В первые годы издательство выпускало брошюры о текущем моменте, советы земледельцам, составившие «Сибирскую сельскохозяйственную библиотеку», учебники для школ и пунктов по ликвидации безграмотности.

Вокруг Сибкрайиздата группируются молодые литераторы. В марте 1922 года издательство начинает выпускать один из первых в стране «толстых» журналов – литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сибирские огни». Уже известные литераторы: Лидия Сейфуллина, Владимир Зазубрин, Иван Ерошин, Пётр Драверт, Анна Караваева, Феоктист Березовский, Вивиан Итин, Кондратий Урманов – первые авторы «Сибирских огней», чье творчество неразрывно связано с журналом, чьи произведения впервые увидели свет в Новониколаевске.

В 1928 году издательство выпустило 400 тысяч экземпляров книг.

В тридцатых годах в Новосибирске выходят книги Глеба Пушкарева, Леонида Мартынова, Ефима Пермитина, Афанасия Коптелова, Ильи Мухачёва, Александра Смердова.

После общей реформы издательского дела Сибкрайиздат был реорганизован в Западно-Сибирское краевое отделение Объединения государственных издательств PCФCP – ОГИЗ. Отделение ОГИЗа – Новосибирский государственный центр – был единственным государственным издательством на всей территории Западной Сибири и снабжал печатной продукцией Омск, Томск, Барнаул.

Новосибирскому издательству подчинялись издательские ячейки Горно-Алтайской и Хакасской автономных областей, Шорского национального района. Новосибирск стал крупнейшей в азиатской части России фабрикой национальной книги.

В 1934 году издательство стало именоваться Новосибирским книжным издательством ОГИЗа. В планах появилось больше художественной и детской литературы. Были подготовлены к печати очередные тома Сибирской советской энциклопедии, выпущены произведения крупнейших сибирских писателей XIX века – «Рассказы о старой Сибири» Н. И. Наумова и «Николай Негоров, или Благополучный россиянин» И. А. Кушелевского, занявшие первые тома серии «Литературное наследие Сибири».

В 1937 году с созданием Новосибирской области появилось новое название – Новосибирское областное издательство ОГИЗа.

В годы войны издаются главным образом брошюры, рассчитанные на массового читателя. В первые три военных года издано 225 книг и брошюр. Тираж – более четырех миллионов.

Художественная литература, естественно, связана с военными событиями. Уже осенью первого военного года сданы в набор сборники «За честь Родины» и «Взвейся, песня боевая». За годы войны сибирские писатели издали более тридцати книг: сборники «Отвага», «Сибиряки-гвардейцы», «Сибиряки на фронте», «Родина». С издательством активно сотрудничают Елизавета Стюарт, Лев Кондырев, Савва Кожевников, Афанасий Коптелов, Кондратий Урманов. Несколько раз переиздается поэма Александра Смердова «Сибиряк Тарас Клинков».

В послевоенные годы вышли в свет сборники стихов о годах военных испытаний, авторами которых были недавние фронтовики: «Пушкинские горы» Александра Смердова, «На переднем крае» Ивана Ветлугина, «Край любимый» Иннокентия Луговского.

В обработке Александра Смердова вышел сборник героических шорских поэм «Ай-Толай».

Приобрели известность новые авторы, чье творчество неразрывно связано с Сибирью: Сергей Залыгин, Анатолий Иванов, Виктор Воронин, Анатолий Никульков, Леонид Чикин, Пётр Лаврентьев, Леонид Решетников, Николай Перевалов.

В 1964 году в очередной раз издательство реорганизовалось и стало Западно-Сибирским книжным издательством, самым большим за Уралом, выпускающим книги не только для новосибирцев, но и для читающей публики Омска и Томска.

В разные годы издательство возглавляли Израиль Абрамович Гольдберг, Анна Александровна Никулькова, Анна Михайловна Филиппова, Иван Фёдорович Родько, Борис Иванович Братчиков, Нина Сергеевна Семаева, Виталий Александрович Жигалкин.

Издательство стало широко практиковать выпуск книг сериями.

Первое такое серийное издание – двадцатитомная «Библиотека сибирского романа» – было задумано совместно с Новосибирской писательской организацией как своеобразная художественная летопись Сибири.

Первый том «Библиотеки» – роман Ефима Пермитина «Горные орлы» – вышел в 1959 году. В серии увидели свет романы Георгия Маркова «Строговы», Владимира Зазубрина «Два мира», Константина Седых «Даурия», Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», Сергея Сартакова «Хребты Саянские», Сергея Черкасова «Хмель», Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень», Михаила Станюковича «Места не столь отдаленные» и другие произведения. Сотни тысяч заказов поступали на тома «Библиотеки сибирского романа» из разных уголков страны. Некоторые произведения, включенные в «Библиотеку», получили широкую известность: роман Владимира Колыхалова «Дикие побеги», повести Владимира Чивилихина «Серебряные рельсы», «Елки-моталки». Стали популярны имена молодых прозаиков Валентина Распутина, Виктора Лихоносова, Анатолия Приставкина, Геннадия Машкина, Гария Немченко, Геннадия Михасенко, Аскольда Якубовского...

Проявляют читатели интерес и к серии «Молодая проза Сибири». В 1966 году по совместному постановлению ЦК ВЛКСМ и Комитета по печати при Совете Министров РСФСР издательство приступило к подготовке пятидесяти томов серии. Она продолжила художественную летопись обширного континента, от Уральских гор до Тихого океана.

Поэтов, чье творчество неразрывно связано с Сибирью, объединила двадцатитомная «Библиотека сибирской поэзии». Джек Алтаузен, Евгений Березницкий, Георгий Вяткин, Вивиан Итин, Павел Васильев, Иван Молчанов-Сибирский – таков неполный список ее авторов.

Продолжая практиковать соединение книг в серии, издательство начало выпуск ежегодников «Литературное наследство Сибири», библиотечки «Литературные портреты», в которой вышли книги, посвященные творчеству Ильи Лаврова, Леонида Мартынова, монографии о Владимире Зазубрине, Павле Васильеве, Иосифе Уткине, Петре Комарове, Сергее Залыгине, Елизавете Стюарт и других прозаиках и поэтах.

Почти половина всех выпускаемых издательством книг была адресована детям. С каждым годом увеличивалось количество многокрасочных книжек для самых маленьких. Эти книжки выходили самыми большими тиражами – и в триста, и в четыреста тысяч экземпляров. Серия книг для школьников «Делать жизнь с кого» знакомила ребят с жизнью выдающихся людей страны.

Расцвет издательства приходится на шестидесятые – начало девяностых годов. За эти годы были изданы циклы книг, познакомившие читателей с западной классикой: Альбером Камю, Францем Кафкой, Германом Гессе... Большой популярностью пользовалась так называемая античная библиотека, в которую вошли произведения Гомера, Вергилия, Апулея, Овидия, трагедии древнегреческих драматургов.

С 1995 года издательство совместно с областной рабочей группой трудилось над созданием пятнадцатитомной «Книги памяти Новосибирской области». Подготовлены и изданы «Книги памяти», посвященные нашим землякам, погибшим в Афганистане. К 55-летию Победы издательство выпустило сборник произведений писателей-сибиряков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Через пять лет, к шестидесятой годовщине Победы, был выпущен многотомник «Они вернулись с победой».

Центр, где хранится память

Когда смотришь на полки с книгами, накопленными за много лет собирательства, вспоминается не только их содержание, их авторы и издатели, но и обстоятельства, при которых эти книги появились на свет, последующая судьба многих из них порой столь же интересна, как и сама книга.

Н. П. Смирнов-Сокольский

История сибирской книги немыслима, невозможна без хотя бы упоминания о критике и литературоведе Николае Николаевиче Яновском. В течение своей многолетней литературной деятельности он систематически собирал библиографические сведения о русских писателях Сибири, справедливо считая, что без знания этой стороны литературного процесса нельзя представить себе такое уникальное и многогранное явление, как русская литература Сибири. Николай Николаевич был составителем и главным редактором восьми томов «Литературного наследия Сибири». Издание было основано по его инициативе. Яновский так формулировал свою цель: поставить на службу народу «все лучшее и ценное, что создано на русском языке, глубже проникнуть в реальный ход литературной истории родного края, расширить наше представление о тех культурных богатствах, которые мы накопили и которые, чего греха таить, забываем. Между тем эти богатства безусловно нужны нам сегодня...»

Свой замысел Николай Николаевич Яновский осуществлял последовательно и бескомпромиссно. Бесценно посмертное издание «Материалы к словарю “Русские писатели Сибири ХХ века”», складывавшееся на протяжении многих десятилетий и вышедшее в свет в библиотеке журнала «Горница», несмотря на огромные трудности, уже после смерти Николая Николаевича.

Так же бесценен обширный архив Яновского. Это собрание еще долго будет служить людям: вдова Николая Николаевича передала рукописи, письма, документы в областной архив. Восемьсот сорок три книги с автографами известных писателей – Виктора Астафьева, Леонида Иванова, Афанасия Коптелова, Сергея Маркова, Евгения Петряева, Евгения Павличенко и многих других литературных знаменитостей от Дальнего Востока до Москвы – хранятся теперь в Центре истории новосибирской книги.

Первоначально он именовался Музеем новосибирской книги и был создан при Областном обществе книголюбов 21 марта 1997 года.

Музей создавали энтузиасты – Эмма Александровна Алискина, Татьяна Викторовна Пендюрина, Ирина Ивановна Тарасова. Книги, рукописи, записные книжки, фотографии несли книголюбам сами писатели, друзья писателей, родственники писателей и просто читатели. Первыми были Юрий Михайлович Магалиф, Юлий Моисеевич Мостков, Василий Михайлович Коньяков, Галина Антоновна Шпак... Один писательский «уголок» посвящен известному сибирскому литератору Савве Елизаровичу Кожевникову. Здесь и письма от Георгия Маркова, Сергея Сартакова, Павла Кучияка, Виктора Уткова, Гавриила Кунгурова и многих других литераторов, и фотографии, папки с газетными вырезками, пропуска и корреспондентские удостоверения. Савва Елизарович редактировал славгородскую газету «Колхозная правда», омскую «Молодой большевик», краевую газету «Красный Алтай». В пятидесятых годах был специальным корреспондентом «Литературной газеты» в Китайской Народной Республике.

Год от года книг и других экспонатов в музее становилось все больше и больше. Сотни книг сибирских писателей последних десятилетий передало музею Новосибирское книжное издательство. Комнатка в обществе книголюбов на улице Писарева, где располагались экспонаты музея, была, безусловно, мала. Решением властей Центр истории новосибирской книги переместился на улицу Ленина, став филиалом ЦБС имени Чехова. Заведующей стала Наталья Ивановна Левченко, музейный работник с двадцатилетним стажем.

«Зная, как сложно собирать музейные коллекции, я была поражена, что за десять месяцев собрали уже три тысячи экспонатов. Среди них немало уникальных, – вспоминает Наталья Ивановна. – Номера газеты-журнала “Сибирь” за 1925 год, еще более ранний сборник стихов Вивиана Итина “Солнце сердца”, письма Ивана Ерошина, Николая Анова, Сергея Маркова, Ефима Пермитина, Георгия Федосеева, Елены Коронатовой, Марка Сергеева...

Фотографии – неподкупные документы эпохи: виды Новониколаевска, дореволюционного и советского, новоиспеченного Новосибирска, принимавшего в марте 1926 года делегатов первого съезда писателей Сибири, вдохновенные лица первой редакции “Сибирских огней”, авторы и редакторы журнала от Владимира Яковлевича Зазубрина до Анатолия Васильевича Никулькова и Геннадия Фёдоровича Карпунина».

Еще одна сторона работы Центра истории новосибирской книги – экскурсии и лекции на самые разные темы: «История литературы и книгоиздательства Сибири ХХ века», «Летопись журнала “Сибирские огни”», «Сибирские писатели ХХ века», «Художник и книга», «Искусство книги», «Миниатюрная книга ХХ века», «Фёдор Достоевский и Сибирь», «Владимир Короленко и Сибирь», «Пушкинский путеводитель»; для детей – «Волшебный мир сказки», «Сказки земли Сибирской».

Центр знакомит и с работами книжных графиков, долгие годы сотрудничавших с Новосибирским книжным издательством; широко представлены издательские материалы – верстки, макеты, обложки, титулы книг Александра Кухно, Николая Самохина, Нины Греховой, Виктора Крещика, Нелли Закусиной...

Сотворить чудо

Можно не повторять прописную истину о том, что полиграфия – искусство... Когда же это полиграфическое искусство и искусство художника соединяются с таким же высоким искусством мастера слова – писателя, перед вами самое великое чудо из всех чудес на свете – книга.

Н. П. Смирнов-Сокольский

В 1955 году в Новосибирск из Львова приехали выпускники Украинского полиграфического института имени Ивана Фёдорова молодожены Алиса Тобух и Виталий Минко. С тех пор их жизнь, их работа, их творчество были связаны с книжным издательством, как бы оно в разные годы ни называлось. С 1955 года Виталий Порфирьевич руководил редакцией художественного оформления книжной продукции. Должность Алисы Назаровны называлась – художественный редактор.

«Институт нам много дал, – вспоминает Виталий Порфирьевич. – Мы многое умели, знали, что нужно делать. Но... я благодарен Новосибирску. Если бы мы попали в город с большой полиграфией, мы бы многого не узнали, многого не увидели. И как специалисты-оформители не всё бы поняли. Здесь же нам все приходилось делать самим. Это было так здорово. Каждый шаг был открытием, и мы росли...

Когда приехал, познакомился с художником Борисом Васильевым. Он поразил своей статью, умел говорить. Делал иллюстрации к книге “Путешествие из Петербурга в Москву” Александра Радищева. С издательством работали Иван Титков, Ольга Гинзбург, Григорий Ликман, старенький Алексей Александрович Туркин... Всё. Больше графиков не было. Где их взять? Ходил и искал. В проектном институте нашел у кульмана Эдика Гороховского, в мастерской, тогда еще в старом Союзе художников на Красном проспекте, нашел Ефима Аврутиса, ходил в строительный институт, смотрел стенные газеты – как студенты рисуют, нашел Володю Колесникова. А Спартак Калачёв уже сделал свою первую книжку году в пятьдесят четвертом. Мы познакомились, он показал мне свои блокноты – я обомлел. Там было столько всего замечательного. Что ни страница – дух захватывает. Сразу видно – человек рисовать умеет. Это было первое знакомство с настоящим книжным графиком.

Каждый год издавался детский альманах “Золотые искорки”. Там рассказики, стихотворения... и к каждому нужен рисунок. Это нам помогало ориентироваться. Привлекали молодых ребят, их рисунки появлялись в “Золотых искорках”. Получилось – и молодой художник хочет еще и еще... Потом ему давали оформлять книжку.

Два Володи – Авдеев и Кириллов – появились сами. Я от их шрифтов, от грамотного оформления книг обомлел. Я такого никогда не видел. Они сделали книжку М. Винкмана и Е. Иванова “Высота 2222”. Очень грамотно сделали. Потом Женя Зайцев появился. Они с Володей Кирилловым писали потрясающие шрифты. Такой дар – большая редкость.

Потом появился Вениамин Чебанов. Принес интересные военные рисунки. Стал с нами работать. Лучшего рисовальщика не найдешь. Эдуард Гороховский любил экспериментировать. Он вообще многое сделал для расширения стилей и манер оформления. Отличный рисовальщик, хорошо чувствующий текст книги. Свободно рисовал пером и карандашом. Трепетно относился к оформлению книг для детей. Цветная акварель и карандаш, тонкий юмор делали детскую книгу запоминающейся. Гороховский работал и в станковой графике. Новосибирская книга обогатилась иллюстрациями, мастерски сделанными в линогравюре, гравюре на картоне. Можно сказать, что Гороховский популяризировал этнографию малочисленных народов Сибири. Им оформлены алтайские, шорские, бурятские, эвенкийские сказки. Его книги на всесоюзных и всероссийских конкурсах искусства книги, как правило, получали дипломы.

В первый раз мы послали две книги на эти конкурсы в 1961 году. И сразу получили два диплома – диплом первой степени Всероссийского конкурса и диплом второй степени Всесоюзного конкурса за книгу Ивана Ветлугина “В моем городе”. Рисовал ее Николай Демьянович Грицюк. Это, конечно, его дипломы.

Второй книгой были “Пестрые стекляшки” Елизаветы Стюарт. А рисовал картинки Спартак Калачёв. Диплом первой степени Всероссийского конкурса. Спартак собрал немало таких дипломов – и всесоюзных, и всероссийских конкурсов.

Я как-то на совещание в Москву привез его рисунки. Показал коллегам – все на ушах... После этого у него работы было! Издательства Перми, Горького, Красноярска, Воронежа, Москвы. В Москве для издательства “Советская Россия” сделал книгу Виктора Драгунского “Похититель собак”. “Три толстяка” Юрия Олеши, “Димка и Журавлев” Василия Коньякова. В ней рисунки не хуже, чем у Верейского. Спартак делал потрясающие рисунки, весело, интересно.

Владимир Колесников оформил более двух сотен книг. Но даже если бы этого не было, хватило бы двух его книг, чтобы навсегда запомнить имя художника. В первую очередь – “Повесть о Тобольском воеводстве” Леонида Мартынова. Володя увлекался сибирской стариной, деревянной архитектурой Сибири, изучал, рисовал. Копался в архивах, разыскивал старинные книги и альбомы... Прочту, что писали о “Повести…”: “В “Повести…” Владимир Колесников не копирует автоматически картинки, созданные поэтом, а использует момент встречи с литературным произведением для выражения собственных мыслей. И не иллюстрирует текст, а идет с ним рядом, то дополняя его, то сопровождая, как бы аккомпанируя ему. Художник вводит читателя в мир впечатлений и переживаний. С первых же страниц рисунки художника дают возможность читателю почувствовать и ощутить дух времени. Один за другим проходят офорты старинных сибирских городов – Мангазеи, Сургута, Тобольска”.

А через десять лет после “Повести…” у нас вышло сувенирное миниатюрное издание “Ермак”. Литературной основой стала дума Кондратия Рылеева “Смерть Ермака”. А подписи под рисунками составлены по мотивам Кунгурской и Сибирской летописей. Три акварели и восемьдесят рисунков Колесникова, по сути, альбом истории Ермака, покорения Сибири.

Вот еще о чем нужно вспомнить: издание массовой литературы, комсомольские серии. Книги, нужные в то время с идеологической стороны. А нам хотелось сделать их хорошо еще и с художественной стороны. Мы занимались поисками, преуспели, вырвались так далеко вперед, что эти наши книжки считались лучшими в России. За эту работу до сих пор не стыдно. Книжки эти делали все художники – Спартак Калачев, Эдуард Гороховский, Вениамин Чебанов...»

За более чем полувековую творческую жизнь Виталию Порфирьевичу Минко удалось привлечь к работе над книгой лучшие графические силы Новосибирска. Созданный им творческий коллектив, умело используя полиграфический потенциал города, сумел поднять оформление книг на качественно новый уровень.

Уже с 1961 года книги издательства стали постоянными участниками ежегодных всесоюзных и всероссийских конкурсов искусства книги, зарубежных книжных выставок, где отмечались дипломами и наградами.

Работы Виталия Порфирьевича Минко неоднократно отмечались почетными грамотами Госкомпечати, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюзов работников культуры, награждались медалями ВДНХ, дипломами конкурсов в нашей стране и за рубежом.

В 1972 году В. П. Минко первому среди художественных редакторов РСФСР за оформление книг присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР.

От воскресной читальни

Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

Лейбниц

Задолго до того, как в Ново-Николаевске стали печататься книги, потребность в чтении у горожан была велика. Уже в 1893 году первая воскресная читальня была организована при школе, открытой Григорием Моисеевичем Будаговым, подвижником образования, просвещения и культуры.

Восьмого февраля 1902 года Постановлением Томского губернатора в поселке Новониколаевский дочери чиновника А. А. Пушкарёвой по ее ходатайству разрешено открыть платную библиотеку с выдачей книг и комнатой для чтения. Книги для библиотеки были подарены сестрой Пушкарёвой Л. П. Барановой. Библиотека была названа именем Николая Васильевича Гоголя. Фонд библиотеки пополнялся на средства, которые жертвовали рабочие железнодорожной станции Обь. Две небольшие комнаты библиотеки располагались недалеко от депо.

В 1903 году на углу Кабинетской и Болдырева (Советской и Октябрьской) открылась библиотека Общества приказчиков. Возглавил ее Иван Карнаухов, приказчик из магазина купца Маштакова. Вся читающая публика Ново-Николаевска знала этого неутомимого человека, отдававшего много сил библиотечному делу.

В 1907 году по инициативе Общества попечения о народном образовании, которое возглавлял владелец первого книжного магазина и единственной тогда типографии Николай Павлович Литвинов, открылась народная библиотека имени Антона Павловича Чехова.

Рос город, становилось больше читающей публики, и 27 июля 1920 года открылась первая городская библиотека имени Карла Маркса.

В этом же году в клубе пищевиков имени Александра Петухова тоже открылась библиотека. Ей присвоили имя «буревестника революции» – Максима Горького. Сама библиотека подчинялась гороно, однако книги и журналы, весь передвижной фонд принадлежали Союзу пищевиков.

23 февраля 1922 года при Губполитпросвете открылась городская библиотека-читальня.

Город развивался стремительно. Появились новые промышленные предприятия, новые учебные заведения. Открывались новые библиотеки. В двадцатых годах в Новосибирске было восемь городских библиотек, общий фонд которых составлял 41 923 тома.

В 1923 году при Новониколаевской бирже открылась библиотека-читальня для безработных.

В том же году при школе № 22 начала работать городская детская библиотека. Первоначально в ней было всего триста книг. Тем не менее библиотека была весьма популярна. В 1933 году ей было присвоено имя Надежды Константиновны Крупской. Сейчас библиотека стала основной в Центральном районе города. Ее фонд насчитывает 48 тысяч экземпляров.

Многие возникшие в прошлые годы библиотеки вызывают удивление. Например, в 1925 году Постановлением Кустарьсоюза открыта библиотека для «организованных» кустарей. К 1930 году в библиотеке было 5183 книги, выписывались десять газет и пятьдесят журналов. Организовано пятьдесят передвижек.

11 апреля 1926 года открылась Центральная библиотека госторгслужащих. Два года спустя она была переведена в здание нового клуба и названа, естественно, именем И. В. Сталина. В том же году открылась библиотека при Институте усовершенствования учителей.

Тогда же, в 1926 году, начала формироваться библиотека Общества изучения Сибири и ее производительных сил. Основой библиотеки стали тома Барнаульской казенной библиотеки и дубликаты изданий, поступившие из Всесоюзной библиотеки имени В. И. Ленина и библиотеки Исторического музея в Москве. Кроме приобретения новой литературы широко использовался книгообмен с библиотеками страны. К 1928 году образовался фонд в 45 тысяч томов. С библиотекой работала Сибирская книжная палата. Фонд библиотеки стал основой краевой научной библиотеки (1928 год). Сейчас это Новосибирская государственная областная научная библиотека.

В 1927 году в проектном институте «Сибгипрошахт» начала работу научно-техническая библиотека. В том же году был организован клуб кожевников имени Десятилетия Октября. При нем тоже открылась библиотека-читальня.

В 1928 году в городе существовало уже пятнадцать библиотек, в которых было более 100 тысяч книг. В то же время город ощущал явную нехватку детских библиотек. Журнал «Просвещение Сибири» в пятом номере за 1927 год сообщает, что при наличии в городе центральной детской библиотеки, двадцати пионерских, трех профсоюзных и четырех библиотек политпросвета только шесть тысяч детей из двенадцати тысяч грамотных имеют доступ к книгам для детей и юношества.

Большим событием в культурной жизни сибирского региона стало открытие в 1929 году новосибирской краевой научной библиотеки. В том же году открылись технические библиотеки в Западно-Сибирском территориальном управлении по гидрометеорологии и контролю пpиpoднoй среды и на заводе «Сибкомбайн».

В 1929 году для обслуживания библиотек края открылся Сибирский книжный коллектор, позднее областной бибколлектор. Он был призван обеспечить библиотеки «идеологически выдержанной книгой и библиотечным инвентарем».

В тридцатых годах открылось шесть новых библиотек, появилась система технических библиотек, которые «помогали промышленным кадрам совершенствовать производственные процессы, овладевать техникой, повышать квалификацию».

Открываются библиотеки в высших и средних учебных заведениях.

В июле 1934 года прошло краевое совещание библиотечных работников Западной Сибири. В этом же году создана Центральная научно-техническая библиотека Центрального бюро научно-технической информации на базе библиотеки уполномоченного Наркомтяжпрома по Западно-Сибирскому краю. С 1937 года – филиал Московской государственной научной библиотеки. И по сей день библиотека является методическим центром для сети научно-технических библиотек Новосибирска и области, независимо от их ведомственной принадлежности.

К концу 1934 года в Новосибирске было 189 библиотек – 72 научных и специальных, 69 массовых, 48 детских. С каждым годом библиотек становится больше.

В 1950 году свой филиал открывает Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей России. Первоначально стеллажи библиотеки располагались в театре оперы и балета. Сегодня библиотека переместилась в помещение Дома актера.

В начале 80-х годов в городе 760 библиотек различных ведомств с общим фондом в сорок миллионов томов.

17 октября 1958 года Постановлением Совета Министров СССР на базе Государственной научной библиотеки Министерства высшего образования были созданы две библиотеки – ГПНТБ СССР в Москве и ГПНТБ Сибирского отделения Академии наук СССР в Новосибирске. Основные книжные фонды бывшей Государственной научной библиотеки (3,2 миллиона томов) были переданы ГПНТБ СО АН. К ним присоединились фонды библиотеки бывшего Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР – 142 тысячи томов.

С 1962 года Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения становится центром академических библиотек Сибири, осуществляя централизованное комплектование и научно-методическое руководство библиотеками всех институтов Сибирского отделения.

Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН – один из крупнейших библиотечно-информационных центров Азии. Книжный фонд библиотеки к 2003 году достиг десяти миллионов томов научной, производственно-технической, справочной, учебной литературы. Библиотека – единственная в Сибири – получает обязательный экземпляр печатной продукции на русском языке, хранит более 70 % всей иностранной литературы, имеющейся в Сибири и на Дальнем Востоке. Совокупный фонд библиотеки и библиотечной сети Сибирского отделения Российской академии наук составляет 14,4 миллиона экземпляров.

В начале перестройки закрылись технические библиотеки проектных институтов, предприятий, профсоюзные библиотеки, библиотеки домов и кабинетов политпросвещения. К счастью, государственных библиотек перестройка не коснулась.

В наше смутное время, когда ночных клубов больше, чем библиотек, полезно вспомнить: «Ум без книг, аки птица спешена. Якож она возлетати не может, такоже и ум недомыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное» («Пчела», литературный памятник XIV века).

 

100-летие «Сибирских огней»