То, что принято называть личным багажом художника, при ближайшем рассмотрении производит впечатление набора в стиле практичной эклектики, словно дамская сумочка, что зачастую наполнена совершенно разнородными, но на поверку — крайне необходимыми вещами.

Чего там только нет, в этом багаже художника! И образование (на первом месте), и мировоззрение (со следами полученного образования), и опыт (сын ошибок трудных), а еще — умение чувствовать музыку, исходящую от людей и предметов, улавливать ассоциации, понимать красоту природы при любой погоде и в любое время года, различать ритмы стихов и прозы… Все это копится, соединяется, прорастает одно в другом.

Когда же врожденные и благоприобретенные качества личности художника становятся единым целым — приходит тончайшее понимание магии цвета, владение выразительной графикой линий, точность выбора исключительной необходимости использования той или иной техники — это как минимум, а как максимум — рождается неповторимый авторский стиль. Таков субъективный путь художника к мастерству — к тому мастерству, что бесценно и незаменимо в творческом процессе. Но и это еще не все!

Результатом (во всяком случае, желанной целью) творчества, как правило, становятся большие и малые художественные открытия. И неизбежность этих открытий не является парадоксом, более того — она существует в рамках следования объективным законам гармонии.

 

* * *

«Гармония того требует!» — так Моцарт в фильме Милоша Формана объяснял Сальери свое волшебное умение, создавая музыку, блестяще распорядиться обычными семью нотами, доступными для всех. Все просто — «гармония требует»…

А за этим — мастерство художника, помноженное… Да на что хотите помноженное: от субъективного вдохновения до объективного волшебства!

Гармония того требует — именно так можно обозначить (и объяснить) единовременную ясность мысли и виртуозность формы в картинах, в куклах, в театральных костюмах — во всем, что является творением рук барнаульской художницы Ольги Поповой. Конечно, листая альбом ее работ или переходя в выставочном зале от одной картины к другой, не поминаешь ту самую гармонию всуе. Но именно следование художницы требованиям гармонии делает восприятие ее картин естественным. Таким же естественным, как дыхание.

Работы Ольги Поповой не заставляют зрителя ломать голову в поисках тайного шифра — стоит только захотеть, и они расскажут все сами: иногда — особым порядком линий, этой разветвленной сетью сосудов, обеспечивающих «кровообращение» картины, иногда — скрытой мелодией, сотканной из тихого шума дождя и шелеста листьев и запечатленной на бумаге обычной гуашью, иногда — рождающимся из ниоткуда неистребимым запахом полыни, когда в букете сухих веток осеннего натюрморта дышит бескрайним травяным полем сибирская природа.

По большому счету, художником, конечно, нужно родиться, но это только шанс. Талант милостиво дается свыше, а все остальное — работа.

Ольга Петровна Попова родилась в городе Новоалтайске и первый, еще детский шажок в профессию сделала там же, в родном городе, в десятилетнем возрасте, когда «пути неисповедимые» привели ее в изостудию известного художника-педагога В. Н. Стволова. Затем были уже более осмысленные и целенаправленные шаги — обучение в ДХШ г. Новоалтайска и в Новоалтайском художественном училище по специальности «преподаватель рисования и черчения». А далее судьба складывалась так, что, казалось бы, уводила Ольгу из мира искусства. Казалось бы…

Биография Ольги Поповой насыщена интересными (и в конечном итоге — судьбоносными) поворотами: сначала работала художником-оформителем в «Новоалтайторге», затем из Краевого дома моделей «Алтайкрайшвейбыт», куда пришла в 1980 г. на должность художника-консультанта, получила направление на учебу в Омский институт бытового обслуживания населения РСФСР, а в 1986 г., успешно защитив диплом по специальности «художник-модельер», продолжила работу в Краевом доме моделей.

Богатейший опыт моделирования одежды на промышленных предприятиях оказался очень кстати, когда в 1989 г. Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина пригласил Попову на должность художника по костюмам — Ольга согласилась, и с 1989 по 2013 г. ею было оформлено семнадцать спектаклей, причем последний («Дорогие мои бандитки», 2013) до сих пор идет на сцене.

Еще одно увлечение Ольги Поповой — авторская художественная кукла.

Профессиональным же «увлечением» стала для Ольги работа — ровно двадцать лет она преподавала различные дисциплины в Институте архитектуры и дизайна АлтГТУ.

«Самое интересное в характере творческого поиска этой художницы то, что она, переходя на другую работу, ничего не теряет, вводя в активный потенциал уже наработанное», — подметила одну из важнейших черт характера Поповой кандидат искусствоведения Людмила Лихацкая.

Активный потенциал Ольги Поповой — умение работать с многослойной тканевой фактурой, способность чувствовать ее глубину, понимание динамики силуэта как линии в развитии — предполагает осознанность поисков и действий при построении чувственного и материального образа театрального костюма, существующего исключительно в условной среде сценического пространства.

Этот активный потенциал, долгие годы складывавшийся из многих профессиональных составляющих, и есть тот золотой ключик, открывающий доступ к «цветной графике» — так художница сама определила жанр, в котором работает. Именно эта техника дает особый простор для эксперимента и свободного самовыражения, основанного на мысли, на идее — идея в произведениях Поповой первична, но не в виде точной формулы, а как исходная точка впечатления, чувства.

«Энергия может выходить из художника, воплощаясь в абстрактные формы, — делится опытом Ольга Попова. — Откуда берется абстракция? Это когда не успеваешь подумать, что ты хочешь нарисовать, идея еще не выносилась, а рисовать уже хочется!»

 

* * *

Ну разве можно быть птицей и не летать? Летать не по необходимости, а так, для осязания полета, чертя в небе собственным телом замысловатые линии...

Одну из своих персональных выставок Ольга Попова назвала «Летящие линии», и искусствоведы говорят, что сочетание линий и цветовых пятен действительно основной прием графики Поповой. Это ветви, стебли и лепестки, неумолимо меняющие желаемое движение к солнцу на принудительное подчинение ветру (серия «Дыхание поздней осени»), это хрупкие крылья птиц, одновременно олицетворяющие и невесомость полета, и тяжесть земного притяжения («Клювокрылые» и «Птички-невелички»), это природная естественность и грация в идеальном сочетании женских тел и цветочных букетов («Ароматы грез»)…

«Если линии не летящие, то и искусства нет, — пошутил на открытии выставки “Летящие линии” искусствовед, профессор, действительный член Академии художеств Михаил Шишин. — Линия должна быть напитана особым чувством, полна энергии, жажды, наполнена страстью. Тогда даже одной будет достаточно, чтобы передать очень многое».

 

Вселенная Ольги Поповой одухотворена, а человек этой вселенной — сложносочиненное явление, его внутренний мир по сложности равен миру внешнему, и более того, два этих мира зеркально отражены друг в друге и влияют друг на друга. Такова и счастливая, но в то же время несчастная «Маргарита», чьей участью стала роль посредника между небом и землей — роль добровольно жертвенная, может быть, наиболее полно выражающая суть женской природы.

Такова и «Дама в шляпе с розами» в своей экзистенциальной попытке быть источником цветения и благоухания мира — безусловно, это всего лишь чувственный образ, но в нем есть весомая доля почти что полностью выхолощенной из современного обихода эстетики. Есть и более сложное построение образа: картина «Гарем» из серии «Бахчисарай», где в простом сюжете отражено столкновение двух миров, двух цивилизаций. Гарем — самое охраняемое на Востоке место, но автор помогает зрителю попасть туда, а еще точнее — автор дает возможность обитательницам гарема выглянуть в другой мир, проявить женское любопытство. Сектор обзора очень мал — узкая полоска приоткрытой двери и узкая полоска для глаз в парандже. Они смотрят на нас, мы — на них. Понятны мы друг другу? Нет. Интересны? Да!

Вселенная Ольги Поповой одухотворена. Ее ангелы в серии «Времена года» — это одновременно образы и сиюминутного счастья человеческого проживания, и вечности бытия. А человек в силу ангельского присутствия — вечности сопричастен…

Но и реалистичные пейзажи Ольги Поповой (серия «Боруновский пленэр») особенные — это не просто состояния природы, а впечатления от состояний природы, переосмысленные творческим сознанием.

«Это все реальный мир! — говорит о своих живописных полотнах Ольга Попова. — Изображение его должно быть реалистичным, но у меня — он уже переделанный. На пленэре мышление чуть-чуть меняется, восприятие мира становится другим, подсознание находит связь с рукой, и все, что там, в голове, очень хорошо передается руке».

 

* * *

Ольга Попова с 1995 г. — член Союза дизайнеров России, а с 2018 г. — Союза художников России, и, безусловно, это сложившийся, зрелый мастер, участвовавший во многих проектах: дизайнерских экспозициях, краевых художественных выставках, всероссийских выставках авторской художественной куклы.

При этом Ольга находится в постоянном поиске, справедливо считая, что творчество — это процесс живой, активный, требующий постоянного продвижения в познании мира и самого себя.

«Она просто взорвала художественное пространство Барнаула, — искренне восхищается Ольгой Поповой искусствовед Михаил Шишин. — Она знает действительность, но легко от нее уходит в символичность, условность, метафору. И это здорово — знать действительность, но не идти за ней, а создавать нечто большее. Я рад, что у нас в Союзе художников появилась эта красивая женщина и одаренная художница — как глоток воздуха».

100-летие «Сибирских огней»