Вы здесь

«Не всё коту масленица»: угрожал самоубийством

Необычную версию Островского в стиле минимализма показал театр Моссовета на XII Рождественском фестивале искусств в театре «Глобус». В возрастных ролях – кумиры советского кино Елена Валюшкина и Евгений Стеблов.

Где только ни ставили эту пьесу! Ставили с удалью и размахом, играми и выкрутасами, трюками и фокусами, ужимками и прыжками, живописным купеческим бытом и колоритным говором. Ставили и будут ставить, ибо, какой бы ни был век на дворе, Островский дает разгуляться, а тема «неравный брак» обостряется в эпоху дикого капитализма.

Но в спектакле театра Моссовета всё подчеркнуто просто. Сделать на большой сцене «Глобуса» выгородку для зрителей (чтобы соответствовать родной площадке спектакля – «Сцене под крышей» на 120 мест), кажется, более трудоемкая работа, чем установить декорации. Стол, самовар как маркер купеческого была, стулья да софа – полупустая площадка. Актеры существуют в простом мизансценическом рисунке, делают вид, что всего лишь читают текст по ролям, сопровождая «читку» потрясающе выразительной мимической игрой.

Островский назвал свою пьесу этюдом, оговариваясь: «В ней нет никаких сценических эффектов». На сцене и показывают этюд, кажется на первый взгляд. Тем более основной конфликт проще некуда: красивый, но бедный – старый, но богатый. Режиссер Виктор Шамиров выбрал лаконичный стиль постановки, дабы освободить Островского от нанесенный десятилетиями шелухи и оставить его в чистом дистиллированном виде – кружевная вязь языка и выпуклость характеров.

В этом тексте режиссер и актеры открывают тончайшую иронию, особенно бедная невеста Агния (Александра Кузенкина). Ее реплики вроде «я девушка-ангел, скажу, как маменьке угодно», следует понимать с точностью до наоборот. В этом ее необычайная душевная сила, укоренившаяся, возможно, по методу «от противного». Вдова Круглова горестно вспоминает мужа-богача, с которым не познала ни капли женского счастья. Дочь постепенно усвоила эти уроки. Агния на такой брак не пойдет, с купцом Аховым ведет себя соответствующе, с издевками да подначками. Только их не улавливает наивный и простодушный жених. Молодого и красивого мужа, но, увы, труса, пресмыкающегося перед хозяином, ей тоже не надо.

Все здесь обходятся без резких движений, если не считать тщательно спланированной выходки незадачливого жениха Ипполита (Станислав Бондаренко). Явившись к дядюшке требовать жалованья, грозит самоубийством – вскакивает на табурет и приставляет нож к горлу. Этот дешевый шантаж – его первый решительный поступок, его первый шаг к ломке собственного характера. И даже если характер изменить невозможно, то единичные, несвойственные персонажу, действия еще больше раскрывают его как человека, давшего себе установку «пан или пропал». Такие поступки и совершают герои спектакля, поставленные в ситуацию выбора. Не только финансового, но и нравственного.

Тема человеческого достоинства, похоже, в тренде нынешнего фестиваля. Об этом – открывший театральную программу спектакль «Человек из ресторана». Вот и для героев «Не все коту масленица» главным оказывается отстоять чувство собственного достоинства. Это значит – не поддаться проискам дядюшки. Отвоевать право свободного выбора. Сколотить веселую компанию с забавной интрижкой против Ахова – и с тайным ликованием, с наслаждением открывшейся свободой произнести, потирая руки, известную русскую пословицу, вынесенную драматургом в заголовок и финал своей незатейливой пьесы.

Да уж какая там коту масленица. Дядюшка честно объяснял свою систему ценностей, где все меряется деньгами, которые он готов потратить на приглянувшуюся ему невесту. Говорил об одиночестве, просил его пожалеть, также просил не выставлять на посмешище. Он остался ни с чем, растерянный и униженный. Его и правда хочется пожалеть. Но бедняки, тем более счастливые и свободные, бывают очень жестокими.

Яна Колесинская

Фото Виктора Дмитриева

100-летие «Сибирских огней»