Вы здесь

Павел Леонтьевич Поротников. Свет и тепло сибирского пейзажа

Павел Леонтьевич Поротников, известный сибирский художник, член Союза художников СССР, родился 2 августа 1922 года в селе Малая Черемшанка Колыванского района Новосибирской области. До 1935 года жил в селе Кандыково и учился у замечательного педагога Прокопия Никитича Никифорова, пробудившего у мальчика любовь к родной природе и заметившего в нем способности к рисованию. Затем Павел Леонтьевич учился в школе крестьянской молодежи во Вьюнах, тех самых Вьюнах, о которых писал А. П. Чехов. Позднее семья переехала на жительство в Новосибирск, и Поротников работал в 1938–1939 годах в товариществе «Художник».

С 1938 по 1941 г. П. Л. Поротников учился в Омском художественном училище имени М. А. Врубеля. А дальше – война. В девятнадцать лет он был направлен сначала в летное военное училище, а затем в минометное, в город Барнаул. Боевое крещение получил в звании лейтенанта на Курской дуге. Дошел до Берлина. За форсирование Днепра был награжден орденом Красной Звезды, за бои на Одере и взятие Берлина – орденом Боевого Красного Знамени. Его ратный труд отмечен еще несколькими медалями. Войну художник закончил в звании капитана, демобилизовавшись в 1946 году.

Образование продолжил в Костромском художественном училище с 1948 по 1951 г., где в то время преподавал живописец и пейзажист Николай Павлович Шлеин, современник В. А. Серова и И. Е. Репина. За историческую композицию «Минин и Пожарский» П. Л. Поротников получил диплом с отличием.

В конце 1950-х годов несколько художников – П. П. Давыдов, С. И. Кобелев, А. А. Пятков, В. П. Хлынов – переехали из города Новосибирска в область. Среди них и П. Л. Поротников. Тогда это было принято называть творческой командировкой. «Командировка» Поротникова растянулась на десятилетие, с 1956 по 1966 год. Вместе с семьей он поселился в колыванском селе Вьюны. И в эти десять лет своей жизни во Вьюнах Поротников стал художником. Художником-пейзажистом. Там же определилась и главная тема его живописи – пейзажи родного села и виды его окрестностей. Зимние картины с деловитыми дымками, энергично вздымающимися к небу от заснеженных деревенских крыш. Или отражающиеся в темной талой воде деревенские избы и черная мокрая весенняя земля, подчеркивающая дивную белизну задержавшегося последнего снега. Кудрявые березы, то развесившие лилово-серые кружева голых ветвей, то сверкающие нежной зеленью вдоль заборов или проселков. Часто в картинах Поротникова пейзаж представляет собой панораму одного и того же, повторяющегося в разных холстах, вида села или его окрестностей, изображенного в разное время года или в разное время суток.

Лирические пейзажи Поротникова имеют две отличительные особенности, которые и выделили этого скромного художника из общего ряда живописцев. Его лучшие пейзажи романтичны и трогательно эмоциональны. Эти черты им придает освещение. Иногда в виде сияющего света вечернего солнца. Теплый, ликующий солнечный свет заливает все полотно и вносит в картину современного села сказочную и праздничную радость. Иногда у Поротникова пейзажи зимних, летних или холодных весенних дней лишь чуть согреты лежащими на холодных снегах и сумеречных просторах скупыми полосами розового или розовато-сиреневого, удивительно живого света. Этот живой свет воспринимается как образ того чувства, которое испытывает сам художник к предмету изображения.

Пейзажный мотив в картинах Павла Поротникова, как правило, представлен в виде панорамы. Широкая панорама зачастую представляет пространство земли убегающим в глубину, композиция пейзажей словно раскатана снизу вверх – от нижнего края холста к верхнему. Так художник открывает своему зрителю необъятные просторы сибирской земли. Наверное, чаще, чем другие современные пейзажисты, Поротников выбирает формат холста, предельно вытянутый по горизонтали. Это не только позволяет охватить взглядом раскинувшееся по холмам родное село, прочувствовать размах и ширь сибирского пейзажа, но и придать картине определенную динамику. За редким исключением, эти широкие панорамные композиции чрезвычайно оживлены. Их оживляют не только энергичные линии разворачивающихся массивов пашни, разбегающихся дорожек, перекинутого через реку мостка, вьющихся дымов, но и населяющие полотна персонажи. Порой они собраны в отдельные группы, представляющие собой занимательные сельские жанровые сценки. Крошечные фигуры в его картинах отнюдь не являются элементами стаффажа. Они, вписываясь в общий ритм картины, бодро шагают по утренним делам, проезжают на лошадях, собираются у автобуса, удят рыбу, готовят обед у костра в поле…

Этот поротниковский мир населяют не только люди. Это могут быть птицы. Стая или только одна птица, притаившаяся в ветвях или низко пролетающая над лугом. Это и цепочка крошечных теплых огоньков, сверкнувших вдали за монументальными стогами в поздний летний туманный вечер. Очень часто в роли живого и веселого члена сельского сообщества выступает трактор.

Бодрый и жизнеутверждающий нерв, определяющий содержание сельских пейзажей П. Л. Поротникова, рождается в этих ритмах.

Пейзажные полотна П. Л. Поротникова создавались в ту пору, когда происходило становление плеяды русских писателей-«деревенщиков». Описания природы, ее голоса в русской советской прозе созвучны и его деревенскому творчеству.

 

100-летие «Сибирских огней»