У каждого художника есть мечта

написать свои «Грачи прилетели».

Александр Дейнека

 

 

 

Художник и его картина — сообщающиеся сосуды. Это аксиома.

Темперамент, чувственность, интеллект, философия — все личностное, все мировоззренческое, что в процессе работы удалось художнику привнести в картину, зашифровано там особым энергетическим кодом. И нет нужды доказывать, что именно энергетика есть главная составляющая восприятия картины, а техника, умение найти верную композицию, цвет, линию — даны энергетике в помощь.

Энергетика и есть тот самый «негасимый свет», что заставляет нас часами простаивать у полотна, испытывая живые эмоции («и жизнь, и слезы, и любовь»), а затем долгое время носить в сердце тонкое послевкусие этих эмоций.

Картины похожи на своих авторов — это тоже аксиома. Равно как и то, что художники похожи на свои картины. Скажу больше — если художник искренен, открыт в творчестве, то по его полотнам порой можно узнать о художнике больше, чем при личном общении. Картина позволяет заглянуть в самую суть ее автора, понять, насколько он глубок и как человек, и как мастер.

Такова Наталья Акимова — художник открытый и искренний, познаваемый через свои картины, признанный мастер портрета, натюрморта и пейзажа (особое место в ее творчестве — пленэрный пейзаж).

Портрет ее работы — подробный, обязательно дружеский или как минимум уважительный рассказ о человеке, а пейзажи наполнены такой естественной и спокойной красотой, что понимаешь вдруг — красота природы и красота женщины имеют одни истоки. И осознаешь: предназначение красоты природы и предназначение красоты женщины — схожи.

* * *

Родилась Наталья Акимова в Барнауле. Рисовать начала довольно рано, и первым источником вдохновения для маленькой Наташи послужили не картины великих мастеров (они в ее жизни появятся позже), а купленный мамой телевизор (в начале семидесятых годов агрегат, еще способный удивлять и не каждой семье доступный). И первые шаги в живописи Наталья сделала как «баталист» — рисовала «войнушку» на тему увиденных по телевизору фильмов. Все это осталось в памяти: листочки в клеточку, цветные карандаши, русские, немцы, стреляют…

А потом, как пишут в романах, счастливый случай привел Наташу в детскую художественную школу. Хотя в отношении Натальи Акимовой это был все-таки не просто случай, это была судьба. И то, что она попала в класс известного на весь Алтайский край педагога, энтузиаста, беззаветно любившего детей, всю жизнь посвятившего творчеству и преподаванию, Ивана Ивановича Самозванцева — тоже судьба.

«Иван Иванович Самозванцев, — вспоминала Наталья Акимова, — просто заразил нас творчеством, усидчивостью. Хотя я и так была усидчивая, старательная девочка... Иван Иванович нам все это преподносил в игровой форме — все равно же мы дети, двенадцать, тринадцать лет. Он нам ставил на пластинке какую-нибудь сказку, мы слушали, он анализировал, как и что, какие моменты мы можем изобразить, и мы потом рисовали. Так же он нам ставил просто музыкальные произведения… Он, сочетая разное искусство, развивал в нас фантазию и воображение, закладывал интерес к миру живописи. Это важно для становления — кто твой педагог. Когда я уже сама начала преподавать (Наталья Акимова в течение двенадцати лет проработала в Институте архитектуры и дизайна АлтГТУ, а затем преподавала рисунок и живопись на кафедре дизайна и архитектуры Алтайского государственного института культуры. — В. К.), поняла: видно сразу, учился человек у специалиста или так, шаляй-валяй, особо не вникая. Приходилось переучивать грамоте — элементарно карандаш не умели держать правильно, пропорции выстраивать, анализ формы в рисунке отсутствовал… От педагога очень многое зависит — что он заложил в ученика».

От педагога, безусловно, зависит многое. Недаром, когда Наталья училась в художественной школе, она бежала туда как на крыльях, для нее «художка» была первым делом среди прочих дел.

«Еще в “художке”, — рассказывала Наталья, — я поняла, что живопись — это мое, что именно этим я хочу заниматься. Иван Иванович рассказывал о разных художниках, он приносил большие альбомы с картинами выдающихся мастеров. Листал, показывал и рассказывал. Все анализировал. И о женщинах-художниках… И я подумала, что тоже хочу стать художником — они же, эти женщины, смогли».

В дальнейшем, всем сердцем ощутив призвание, Наталья уже осознанно училась выбранной профессии — сначала в Новоалтайском художественном училище на курсе Ильбека Сунагатовича Хайрулинова, а затем в Красноярском художественном институте им. В. И. Сурикова под руководством Анатолия Марковича Знака.

И так сложилось (видимо, опять судьба!), что Наталья Акимова выросла в художника, приверженного классической живописи в трех ее ипостасях — пейзаже, портрете, натюрморте. Это логичный путь развития для усидчивой, трудолюбивой девочки, и дело не только в том, что еще в «художке» в характере Акимовой проявилась способность к самоорганизации и самодисциплине. Самое важное, что в таких вот «усидчивых и трудолюбивых» напрочь отсутствуют гонор и тщеславие, свойственные живописцам.

Иначе как воспринять величие окружающего мира? Только через признание себя малой его частью!

Иначе как перелить реалистическое пространство в пространство художественное? Объективно существующее в субъективно созданное? Только признав реалистическое пространство субъектом и вступив с ним на этих основаниях в диалог.

«Природа сама содержит внутренние сюжеты, — убеждена Наталья, — такие, что диву даешься. Художники, которые приезжают сюда из Москвы, Санкт-Петербурга, — они не знают, как писать Алтай. У нас тут такие просторы гигантские! А им надо — домик, березка, речка бежит, все уютно... А здесь такие масштабы! Один из приезжих художников сказал: “У вас тут пейзажей нет. Тут сплошные панорамы!”»

Вот, к примеру, одна из картин Натальи Акимовой — «Дом матери В. М. Шукшина», написанная на пленэре в Сростках в 2018 году. Казалось бы, зачем художнику так издалека подходить к образу нашего великого земляка, известного писателя и кинематографиста Василия Макаровича Шукшина? Не проще ли взяться за портрет самого Шукшина? Наверное, проще. Но Наталья Акимова, изобразив небольшой беленый домик с голубыми наличниками, крепко стоящий на земле (хотя так и подмывает написать «земля» с большой буквы, подразумевая планету), смогла передать все величие нашей памяти о Василии Макаровиче. Памяти о нем не как о монументе или биографической статье в энциклопедии, а как о человеке — сыне своей матери, сыне родной земли…

А вот про алтайского писателя Анатолия Кирилина Наталья рассказала именно с помощью портрета.

«Как обычно возникает желание написать чей-нибудь портрет? — приоткрывает дверь в свою творческую кухню Наталья Акимова. — Общаешься с человеком: что-то зацепило интересное, почувствовался характер, и захотелось нарисовать… Вот, к примеру, с Анатолием Владимировичем Кирилиным мы один раз ездили в Чарышское — приезжал Иван Федорович Жданов, а у меня есть машина, и меня попросили свозить поэта и его друзей на родину к Жданову. И такой вот компанией: Жданов, Кирилин, Лариса Вигандт и я — мы поехали. В дороге общались, разговаривали — я познакомилась с Кирилиным уже по пути. Так и возникла идея написать портрет Анатолия Владимировича… Я смотрю на человека и сразу вижу, как бы я его нарисовала, — образ складывается быстро. Меня еще в училище хвалили, что я характер сразу схватываю».

Портрет написан в 2020 году специально к выставке, посвященной Барнаулу. Писатель изображен за рабочим столом, но и в этой скупо-деловой обстановке угадывается сложный мир, даже не мир, а миры — внутренний, писателя и человека Анатолия Кирилина, и внешний — мир, познаваемый писателем в своих трудах. И в этом подтексте нет художнического позерства или пафосной образности, что тоже важно для характеристики Кирилина в заявленном соотношении миров — художественного и реального.

Такая смысловая и психологическая глубина читается практически во всех картинах Натальи Акимовой. Безусловно, это признак мастерства, да только ли в мастерстве дело?

«Я придаю огромное значение технике — основе мастерства, без которого лучшие пожелания художника сводятся к дилетантству. Но мастерство целиком вытекает из духовной сущности…» — говорил один из любимых художников Натальи Акимовой Александр Дейнека.

Мастерство — не цель, мастерство — средство. Мастерство есть у многих, но главное — не техника, главное — понимание, образ, который создает художник (неважно, пейзаж это или портрет), умение прочувствовать природу или человека, их глубину, состояние… И тут без мировоззрения и культуры художнику никуда! Если художник развивается сам, то и творчество его будет развиваться! Именно так и происходит с творчеством Натальи Акимовой — поступательно и последовательно оно движется вперед, к классике!

И в этом движении — все тот же осознанный выбор (правда, в этом случае кто кого выбрал: Наталья классику или классика Наталью — вопрос пока открытый): «У меня классический подход к живописи. Это заложили и воспитали во мне педагоги. И потом, раз у меня это получается, раз мне нравится — я уже сама дальше развиваюсь и стараюсь в этом ключе и работать. В поисках других жанров у меня были разные пробы: графика, абстракция, но все-таки в большей степени я привержена реализму».

Классическая живопись сродни литературе — в пейзажах (равно как и в самой природе) угадывается величавое тургеневское «утро туманное, утро седое», случается, что пушкинская «буря мглою небо кроет», наводя грусть-тоску, или есенинский «месяц рожу полощет в луже»…

Художник, способный различать сиюминутность жизни, переводит ее в разряд вечности.

Оттого-то классическая живопись — это не есть понятие несовременное и неактуальное, если сиюминутность жизни художественными средствами переводить в разряд вечности.

Классическая живопись — это когда полотно дышит естественной красотой природы и человеческого духа. И умение видеть эту сложную и порой неоднозначную красоту, а равно чувствовать и любить ее — передается генетически от поколения к поколению.

Художник Наталья Акимова занимает достойное место в этой цепочке, воедино связывающей прошлое, настоящее и будущее.

 

P. S.

Наталья Геннадьевна Акимова безвременно ушла из жизни 28 июня 2021 года, 55 лет от роду.

Художница скоропостижно скончалась в Республике Алтай на отдыхе в районе ледников Актру. Была в горах. Не выдержало сердце. Сердце, что всегда помогало Наталье Акимовой тонко чувствовать и красоту природы, и красоту человеческой души. И свет этой красоты продолжает жить в ее картинах.

Светлая память Наталье Геннадьевне…

100-летие «Сибирских огней»