Вы здесь

Время Николая Самохина

Сергей ТРАХИМЁНОК
Сергей ТРАХИМЁНОК



ВРЕМЯ НИКОЛАЯ САМОХИНА



В этом году Николаю Самохину исполнилось бы семьдесят. С того момента, как он ушел из жизни, прошло более пятнадцати лет.
А если представить себе, что того трагического января не было, и он дожил бы до наших дней? Но как я не стараюсь, не могу представить его после девяносто первого года.
Восемьдесят восьмой. Эйфория перестройки. До осознания того, что социализм с человеческим лицом — это ширма, при помощи которой новая элита, жаждущая смены власти и собственности, вводила в заблуждение общество, ожидающее «нового пути в светлое будущее из страшного коммунистического прошлого», еще далеко.
Сегодня уже трудно вспомнить детали бесед и разговоров о будущем России, которые велись между писателями в то время. Но общая направленность помнится хорошо. Говорили о том, что вот-вот наконец-то свершится то, о чем думали, мечтали и к чему подталкивали, в том числе и своими произведениями российские писатели. И в особенности сатирики, бичевавшие пороки социализма и мечтавшие увидеть его с человеческим лицом, напрочь забывая при этом диалектический принцип — достоинства социализма есть продолжение его недостатков.
Писатели сознательно или неосознанно делятся на две группы. Представители первой считают литературу врачом, вторые — учителем. Самохин-сатирик, безусловно, принадлежал к первым. Однако к концу восьмидесятых он все больше склонялся к тому, что литература — это боль, поскольку не сознательное лечение или учение компенсирует крайности и перекосы человеческого существования, а именно боль, которая при определенных обстоятельствах может быть и учителем и врачом.
Впрочем, может быть, а может и не быть. Поскольку время народа, частью которого и был тот или иной писатель, пришло: он выполнил свою миссию на земле и должен исчезнуть.
Самохин много писал, много печатался, и о нем много писали и в том числе после его смерти. Лет десять тому назад были опубликованы несколько последних произведений Николая Самохина и, в частности, маленький рассказ «Как взглянуть...».
Сюжет его прост. Зашел человек в магазин позвонить по телефону-автомату, а к нему подошел другой и стал клянчить, но не двушку, чтобы использовать в автомате, а целый рубль. Причем клянчил он со знанием дела, с использованием психологических приемов, а главное, призывая к совести того, кого по сути дела пытался обобрать.
Герой еле отделался от прилипчивого вымогателя, и стал в типичной для Самохина манере рассуждать о том, что «если взглянуть на этот случай с другой стороны, то он свидетельствует об интересных и глубоких изменениях в нашей действительности. Что ни говори, а жить мы за последнее время стали значительно богаче. Ну разве можно себе представить, чтобы подобные типы раньше, скажем, несколько лет назад, замахивались на рубль. Да ничего подобного! Раньше они клянчили гривенник».
Но, разумеется, не о гривенниках и рублях идет здесь речь. Речь идет о размерах хамства, которое выросло за последние годы в пропорции от гривенника к рублю. А еще о том, что писателю непонятно, почему это произошло.
Из тех, кто жил во второй половине двадцатого века, в такую ситуацию, наверное, каждый попадал не одиножды. Но увидеть в ней такой вывод смог только Самохин. И в этом удивительная особенность Самохина-писателя — использование реальной ситуации в качестве основания сюжетной пирамиды и неожиданная авторская концовка-заключение, как ее вершина.
Причем и первое, и второе основаны на ориентирах социальной справедливости, точнее ощущения несправедливости.
Как весьма удачно отметил С. Банин в статье о Н. Самохине, «…точно знали бывшие деревенские и городские российские пацаны, тяжело и непросто выросшие после войны, что есть несправедливость. Они знали железно: бессовестные не должны быть «главными», не должны править. А если это есть, значит, что-то не то творится в государстве, стране».
Самохин принадлежал к своему поколению. И несправедливость определял безошибочно. Вглядываясь в лица сограждан, он, благодаря природному дару, очень рано заметил человеческие пороки.
И смеялся поначалу над ними легко, безоблачно, с возрастом — тяжелее, и то был грустный, исчезающий смех. «Неискоренимы пороки и чего-то не хватает на нашей земле для стояния, множится зло на ней и не за что держаться».
Самохин не был писателем во втором поколении, и он знал, что такое несправедливость, исходя из представлений о ней народа, потому что сам был частицей народа, о котором очень точно и образно сказал в стихотворении «Дети Арбата» (за отсутствием возможности воспроизвести все стихотворение, публикуются только фрагменты):
Детей Арбата растащили
По семьям, кельям и сердцам,
Детей отвыли и отмыли.
Утерли слезы огольцам....
А между тем на божьем свете, —
Теперь уж ходоки в собес, —
Сиротствуют другие дети —
Арбатских сверстники повес.
Кому ж они не угодили,
Что из халуп, как из дворцов,
Сибирской ночью уводили
«Врагов народа» — их отцов...
О них романов не нагонят,
Написанное не прочтут.
Ну, а прочтут — не растрезвонят,
Судьба судьбой... чего уж тут?
Герои их живут. Удаче
Чужой не смотрят жадно в рот...
Они из тех, о ком не плачут.
Они — не дети, а народ.
А ведь строки эти написаны в восемьдесят восьмом, когда отмеченная выше эйфория перестройки не давала многим реально оценить дезориентирующие социум информационные вбросы. И все говорили о страшном тридцать седьмом, забывая о том, что были и тридцать третий, и двадцать девятый. А до этого был страшный семнадцатый, в котором родители арбатских детей вдруг заняли жилплощадь тех, кто жил на Арбате ранее.
Самохина не только беспокоило непонятное, происходящее «в Советском королевстве», так же тревожила его и ситуация в писательском мире.
Писательский цех в большинстве своем уже почувствовал скорый конец социализма и бросился пинать его или хихикать над умирающим, где в текстах, где в салонных разговорах.
Вот как писал об этом Николай Самохин в одном из своих последних рассказов «У каждого облака есть золотой край», опубликованных уже после смерти его автора:
«...нет покоя, нет мира, нет благости в моей душе. Думаю о тебе, о доме, о нашей неухоженной, растаскиваемой Сибири. Все туда устремляюсь мыслями. И еще никак не отвязываются грозно-тревожные слова, произнесенные нашим земляком с трибуны писательского съезда: если мы не спасем Байкал, позволим повернуть на юг сибирские реки, не убережем земли русского Севера — можно заказывать поминки по России».
А в газетном отчете нет этих слов. Выпали они в осадок, под неизбежные сокращения угодили. Во как!... И Валентин на фотографии такой благостный — микрофоном, словно кулачком, щека подперта.
В нашей столовке какие-то величавые старики и сморщенные старухи преувеличенно громко говорят о литературе и литераторах:
«Да он же прохвост из прохвостов — что вы мне толкуете!»
«Какие, матушка, развлечения — мне роман заканчивать надо!»
А молодые поэты (эти потише, словно бы заговорщицки, с усмешкой) сообщают друг другу: «Семьсот строк на неделю».
Это он, стало быть, сукин кот, семьсот строк насобачил за неделю. Семьсот!
Какие, к черту, сотни? Зачем? Во имя чего?
И стыдно отчего-то, стыдно сознавать себя российским литератором».
Николай Самохин принадлежал к поколению советских людей, твердо веривших в то, что и с их участием, а может быть, и прежде всего с их участием строится и обустраивается Россия.
Способствовало этому и его техническое образование и тот пафос социального преобразования, который был у его поколения после войны, и на глазах которого страна поднялась из руин.
Но мало кто думал тогда, что послевоенная сверхзащищенность породила условия, в которых, в относительно комфортных условиях, выросло два поколения людей и сформировалась значительная прослойка общества идеалистически смотрящая на мир. И пришли времена, когда представитель первого поколения — последний генсек и первый Президент возглавил страну и привел ее к развалу.
Можно говорить, что это объективно, что все к этому шло. Но к объективности можно отнести тенденции, а конкретные формы перехода в новое состояние можно было корректировать.
Недавно один из отцов и идеологов перестройки А. Яковлев в телевизионной передаче сказал: «Мы все рассчитали, но не смогли сдержать процессы: они сначала побежали, а потом перешли в галоп. Такого мы не могли предвидеть и не справились с управлением».
Пора достойно умереть.
Пора нам умереть достойно —
Не ждать пока благопристойно
Нас отпоет оркестра медь.
Наш бой проигран — и шабаш! —
Хоть мы все время наступали.
Да не туда коней мы гнали —
Промашку дал фельдмаршал наш.
Не тех в капусту посекли,
Совсем не тем кровя пущали,
Гремели не по тем пищали,
И слезы не у тех текли.
И вот лишь дым... не очагов.
Дым бесталанных тех сражений.
В нем только наши отраженья —
И нет (иль не было) врагов.
         (Н. Самохин. 1988 г.)
Странно выглядят руководители, которые не знают своего народа. С времен Петра Первого в российском обществе просматривается раскол элиты. Часть ее периодически пытается защитить свои интересы, создавая модели общества на основах, не присущих закономерностям выживания на данном геополитическом пространстве.
С. Кара-Мурза, а также А. Зиновьев отметили мотивы последних попыток: «Элита в конце XX века захотела жить по-западному, но для этого она должна была заставить работать по-западному народ».
Сегодня можно констатировать, что вброс очередной инокультурной модели общества, основы будущего нашего существования, в очередной раз провалился.
И дело не в том, что проектировщики не рассчитали «скорость движения реформ». Они не учли действия культурологических фильтров, своеобразного цивилизационного иммунитета славяно-православного пространства, который сработал и не позволил заменить нематериальные основы нашей культуры, способствовавшие на протяжении многих веков выживанию на данном пространстве, на западно-европейские и северо-американские.
Не учли реформаторы и главный фактор — специфику характера народа или, как модно говорить в последнее время, фактор ментальности.
Ментальности, сформировавшейся под влиянием больших температурных летне-зимних разбежек, ландшафта, взаимоотношений с другими этносами, которую можно условно назвать ментальностью долготерпения, и которая при определенных обстоятельствах перерастает в ментальность максимализма или крайностей.
Элита забыла и интересную связь — основу всех социальных преобразований — хотя бы формальное сопряжение навязываемых ценностей с основными нормами большинства и ориентир на то, что в шкале социокультурных ценностей называется «социальной справедливостью».
Можно проводить массу научных исследований, подтверждая сказанное, а можно и не делать этого, если в обществе есть люди с обостренным чувством социальной несправедливости — совесть народная. И их боль всегда подскажет верное русло социального поведения.
Непопадание в него и привело к тому варианту передела собственности, который не может быть признан большинством как справедливый. А это создает предпосылки к новому переделу, поскольку старый уже сейчас требует компенсации. И дай Бог мудрости будущим руководителям нашей страны, чтобы процесс компенсации снова не «перешел в галоп».
В том же восемьдесят восьмом после землетрясения в Спитаке Николай Самохин — человек с базовым техническим образованием, атеист, вдруг сказал мне, что возомнил себя всемогущим человек... а на самом деле возможности его крайне малы… И многое в нашей жизни зависит от Господа Бога. И не способен человек это понять…
Трудно представить Николая Самохина в нашем времени. Он словно родился для того времени, для выполнения какого-то зарока и, как только его выполнил, покинул нас.
Можно долго искать во всем этом причинно-следственные связи, а можно и не искать, ибо невозможно человеку постичь Промысел Божий.
100-летие «Сибирских огней»