Вы здесь

Затянувшееся прозрение

Борис КРИВОГОРНИЦЫН
Борис КРИВОГОРНИЦЫН


ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ПРОЗРЕНИЕ


Справедливость — предельное воплощение разума


Не менее пяти тысяч лет длится тот период, когда человек на уровне не индивидуального, а общественного сознания обозначил себя как духовно-нравственную единицу и озаботился качественным состоянием своего бытия. Побудителем и проводником этих добронравных устремлений была зарождающаяся религия, потом крепнущая религия, потом мудрецы, философы, ученые, писатели, поэты и простые праведники. Однако в делах и действиях многих людей такого предпочтения доброты перед злом как не было, так и нет.
Удивительный факт: пять тысячелетий (50 веков!) не хватило человечеству для того, чтобы не на словах, а на деле стать полноценными носителями высокой духовности на Земле. Цивилизационное возмужание не сопровождалось возмужанием разума, о чем и свидетельствует низкий уровень нравственности. Ни Веды, ни учения Будды, Христа и Магомета, ни не прекращающиеся из века в век высокогуманные проповеди и призывы мыслителей всех рангов и оттенков — ничто не сделало сообщество людей свободным от язв безнравственности. И если соотнести количественно людской ресурс того далекого прошлого с настоящим, нам, видимо, откроется, что в удельном выражении качественная (нравственная) сторона жизни людей осталась на прежнем уровне. То есть, в выражении духовно-нравственных сил и способностей человечество на протяжении 5 тысяч лет топчется на одном месте.
Кого-то такой вывод, пожалуй, оскорбит или возмутит. Но давайте спросим себя: кто из наших современников достиг духовных высот и совершенств Будды и Христа? Никто. Нравственность же общества измеряется справедливыми деяниями.
А этот показатель соразмерен с тем, что было в прошлом.
Почему же благие обращения к общечеловеческой совести остаются бесплодными? Почему, осознав свой разум совершенством из совершенств, мы унижаем и умаляем его, опускаясь до безрассудства хищных животных? Почему отвергаем то, что обязаны любить и почему любим то, что обязаны отвергать? Более того, убивается любовь, а убийство любится.
Если неблаговидное поведение людей в младенческую пору общественного сознания еще поддается в какой-то мере пониманию и снисхождению (что возьмешь с неразумного дитя!), то сегодня, когда для человеческого разума стала очевидной космическая миссия нашего земного пребывания, безнравственность есть нонсенс: за пределами нашей планеты злу во всех его многочисленных проявлениях нет места. Зло (или безнравственность) — болезнь земная, и если она неизлечима, то будет похоронена на Земле вместе с его носителем и творцом.
Откуда этот двойной стандарт жизни: нравственный и безнравственный? Неискоренимый и непоколебимый. Из двойственности человеческой натуры, где составляющие ее есть тело и душа? Если добро и зло так жестко привязаны каждый к своей компоненте (духу и телу), то у нравственного возвышения людей нет перспективы. Прошлое лишь усугубляет этот вывод.
Но есть в нашем арсенале нечто исключительное и величественное, дающее человечеству шанс проявить в себе в полном объеме то духовное богатство, каким наградила его природа. Этим нечто является наш бесценный и могучий разум, который в состоянии распутать узел противоречий нашего двойственного бытия и направить на путь всемерного совершенствования. Ни ум, ни чувства, ни вера — ничто так не приблизит нас к истине, как разум; во власть его и отдадим далее свое слово и рассудок.
Итак, человек обладает самым совершенным достоянием на Земле — разумом. Но разум не только вершинная точка развития материи на Земле, он совершеннейшая сущность всей безграничной Вселенной, в нем материя исчерпывает всю предельную мощь своего физического и духовного развития. Разум — всесознающее и всемогущее самопознание. Эпитет «всемогущее» сегодня выглядит, возможно, чрезмерным, но в обозримом будущем он найдет достойное и надежное подтверждение.
Разум сформировал в свое время у человека понятие о Боге, чтобы вывести его на путь добродетели. Бог — идеал, сосредоточивший в себе все высоконравственные качества (доброта, любовь, праведность, великодушие, милосердие и т.д.), которые известны людям. С Бога человек должен брать пример в течение всей своей жизни, делать себя по его меркам, — так учит мудрость многовекового бытия людского сообщества. Почему предпочтение должно отдаваться доброте, на генеральном направлении развития человечества? Ведь проводники зла могут оспорить объективный характер этого вывода. Поэтому доказательства в пользу добронравия человеческой природы должны быть весомыми и убедительными. И они есть.
Человек — представитель органического мира. Эволюция природы идет от простого к сложному: от неорганической, неодушевленной среды к органическим, одушевленным видам. Тем самым реализуется прогрессивный, поступательный ход развития материи с конечным результатом в форме вновь зарождающегося сознания. Все это эволюционное восхождение вверх протекает в конечном итоге через жизнь конкретных особей. Зло же всегда ущемляет, укорачивает, губит жизнь, в то время как добро ей способствует. Следовательно, зло изначально и объективно безнравственно, доброта же вечно жизнелюбива и нравственно чиста. Зло — тупик эволюции, доброта — ее нравственное острие.
Конечно, Бог не зародился первоначально в сознании людей сразу в качестве всемогущего и всеобъемлющего идеала. Он обживал духовную сущность человека постепенно и беспрерывно — изо дня в день, из года в год, из века в век. Жестокое давление на людей слепых сил стихии, безутешное и пугающее таинство смерти, бездушное отношение злых и жадных сородичей к безропотным соплеменникам — вот что в конце концов внедрило Бога в умы и сердца людей. Сознание человека сотворило его как опору в тяжких испытаниях судьбы. Молитва к Богу смягчала восприятие суровой действительности, прощала злого соплеменника, а смерть была обойдена представлением о сладком бессмертии, и этот бесценный дар принес человеку тоже Бог. Как же было после этого не любить его и не благоговеть перед ним?
Но ложно поставленная цель жизни не может принести успеха, как фундамент на песке не может выдержать тяжести сооружения. В одном случае рушится здание, в другом — не в силах устоять нравственность. И там, и тут фундамент должен быть безупречным.
Насколько бесперспективным и скользким оказался путь двойных стандартов — путь с признанием реального и потустороннего — убеждает наша теперешняя жизнь. Цивилизация обеспечила нас космическим кораблем, но в руках осталась все та же дубина, которой предки охаживали по бокам и хребтине мамонта. Только теперь эта дубина направлена против соплеменников, — вот существенная разница, которая и может служить мерилом нашего духовного «взлета».
Ошибочное представление о сущности своей в раннюю пору проявления общественного сознания наложило негативный отпечаток на всю историю человечества, сформировав искаженную методологию нашего бытия вплоть до настоящего времени. Тысячелетнее проповедование возможности нашего жития в двух измерениях не прошло даром: ложный мир обернулся ложным мировоззрением. Но ложь эта внедрялась в людские умы и сердца не только, так сказать, самостийно и непроизвольно, а насаждалась еще и целенаправленно. Для чего? Она была выгодна двум основным институтам государства: власти и религии.
Разум — совершеннейшая структура бесконечной Вселенной, как с физической, так и духовно-нравственной стороны. Данный факт обязывает быть безупречным и каждого носителя этого редчайшего дара природы, в том числе и всех разумных существ планеты Земля. То есть нас с вами. И чтобы выразить в полной мере красоту и силу разума, люди должны излить из себя весь высоконравственный потенциал своего духа. Практически это означает господство в сообществе людей справедливости. Вся же история существования государств на Земле свидетельствует об обратном: о господстве среди собратьев по разуму несправедливых и безнравственных начал. Обреченные природой и назначением своим на нравственный подвиг мы отвратительными действиями многократно превосходим самых кровожадных представителей мира животных. Грубая физическая сила и слепая стихия инстинктов положены в основание миропорядка наших меньших братьев; этот же путь избрало и человечество на начальных этапах проявления сознательных побуждений. Сила, удесятеренная взрослеющим умом, дала равнодушному и пустому сердцу ту самую дубину, которой столпы власти и их приспешники на протяжении долгих столетий охаживают рядовых граждан. А охаживают для того, чтобы они были как можно более расторопными и послушными и беспрекословно обслуживали интересы правящей элиты, то есть кормили, одевали и обували их. Ни древняя элита, ни современная цивилизованная не занимаются сами производством материальных благ; они, как трутни, всегда пользуются плодами рабочих пчел, то бишь трудового народа. Со дня первых своих шагов властная верхушка и ее раболепствующая обслуга обеспечивают себя всевозможными привилегиями, переходящими, в конце концов, в наследуемое богатство, в наследуемые чины, в наследуемое господство над людьми, создающими для них материальные блага и ценности. Первородное звериное превосходство одного индивидуума над другим трансформировалось и закрепилось в цивилизованной форме закона, и изворотливый ум без больших потрясений впряг в роскошную повозку господина его бесхитростного собрата по разуму. И вот веками они ходят в одну и ту же церковь, молятся одному и тому же Богу; один просит облегчения своей тяжкой участи, уповая на лучшую долю в загробном царстве, другой благодарит Бога за нажитое неправедным путем богатство, то есть благодарит общепризнанный эталон справедливости за несправедливые деяния по отношению к обездоленному племени. Власти такое состояние — бальзам на сердце: чем больше веры у простолюдина в потусторонний мир, тем меньше внимания, любви и требовательности к реальной действительности. Эта безумная и низкопробная игра на хлипкой почве непознаваемого запределья сулит безграничное процветанье господствующей тусовке на нашей малопочтенной пока земле.
Ликуют по поводу такого состояния в обществе и творцы религиозного культа: у них тоже длящийся столетиями праздник, ибо паства накормит и выхолит. Здесь правит бал тот же самый лукавый интерес — трудно подобрать более верное и объективное определение деятельности служителей мировой религии. Весь блеск и благополучие ее испокон веков основывается на поборах рабочего люда. Железное действие негласного договора о неизбежности греха и его замаливании создало прекрасную почву для существования многочисленного сословия проводников религиозной догмы. «Грешите и кайтесь, Бог простит», — вот их главный девиз на поприще воспитания человечества. А что разум и грех несовместимы, об этом выгодно умолчать.
Так власть и религия из-за корыстных эгоистических побуждений сплелись в едином порыве всеобъемлющего затуманивания сознания простых людей: вечное счастливое инобытие вознаградит всех жаждущих и страждущих из этого мимолетного и несовершенного физического мира.
Не приходится сомневаться в том, что эгоистические поползновения власти и религии по отношению к простому народу вполне заслуживают их трезвой оценки и столь нелицеприятного осуждения. Ибо два основных института государства из-за корыстных интересов умело разыгрывают выгодный для себя сценарий развития человеческого сообщества.
А есть ли обоснованная почва у воображаемого потустороннего мира, кроме наивных представлений о нем в пору младенчества нашего сознания, в пору сказок о нем Гомера, Данте и других, вкупе с целенаправленной пропагандой этой сомнительной версии со стороны религии и власти? Нам всем хочется жить... после смерти, но достаточно ли одного горячего желания для того, чтобы признать не ощущаемое, не осязаемое и не видимое действительным и реальным, то есть ощущаемым, осязаемым и видимым?
Желание есть Бог, — вот неоспоримый аргумент, если не руководствоваться разумом. Вместе с тем, разумный и объективный взгляд на окружающую нас действительность не дает никаких реальных оснований для того, чтобы заподозрить матушку-природу в ее двуличии. Рождаемся и умираем не только мы, но и такие более значимые объекты, как Земля, Солнце (то есть планеты и звезды), Галактики, Метагалактики, возраст которых исчисляется миллиардами и миллиардами лет. И у нас не возникает сомнений в том, чтобы кто-то из этих космических гигантов каким-то образом претендовал на личное бессмертие в просторах Вселенной. Мы даже имеем верное представление о том, что они не умирают, а преобразуются из одного материального (энергетического) состояния в другое. Точно такие же преобразования с рождением и смертью претерпевает каждый из нас, потому что энергетически мы всегда были, всегда есть и всегда будем. Только при жизни мы осознаем и ощущаем себя и окружающий мир, после кончины же сливаемся с энергетикой космоса, вплетаясь в вечную отрешенность невозмутимого и неосознанного бытия. Сила умения Будды как раз и заключается в том, что он не отделял себя от природы, а признавал себя вечной ее частью. В этом и коренятся истоки его просветленности.
Но природа дает нам и другой убедительный пример невозможности наших загробных трансформаций, с путешествием в ад или райские кущи. Для этого вполне достаточно опереться на такую малость, как объективный взгляд на окружающую нас реальность. А она. реальность или материя, предстает перед нами в двух формах и состояниях: вещества (плазмы) и электромагнитного поля. Структура вещества определяется многообразием химических элементов; их строение зависит от взаимодействия ядра и электронов. Особенности последних диктуются количественным и качественным выражением слагающих их элементарных частиц. Но и они, в свою очередь, представлены мельчайшими и взаимообусловленными отдельностями. Это бесконечное экспериментальное и теоретическое погружение в глубь строения вещества пока не закончилось; основополагающая и предельно дискретная единица его еще не открыта. Другая форма проявления материи — электромагнитное поле. Лицо его определяет электромагнитная волна, строение которой зависит от ее длины и частоты. Спектр волн разнообразен: от радиоволн через видимую палитру световых лучей до гамма-излучения. Но и потенциал поля, безусловно, не ограничивается этими крайними вариантами.
Вещество и поле — это нерасторжимое взаимообусловленное единство. Одно без другого не существует, одно порождает другое и наоборот, их взаимодействие и связь реализуются во взаимопревращениях. Но материя есть и олицетворение энергетического потенциала Вселенной. Вся реальность — это хранитель, носитель, преобразователь энергии. Материя и энергия — одно и то же Вещество — это связанная, относительно покоящаяся энергия. Поле — свободно движущаяся энергия. На границе взаимопревращения вещества и поля происходит снятие и трансформация их различий.
Кроме этого в природе ничего нет. Есть только энергия (материя); вещество и поле — формы ее проявления. Материя — понятие статическое, пассивное; энергия — понятие динамическое, активное. Так как покой относителен, то к реальности более применимо понятие энергии, чем материи. Колоссальное методологическое значение имеют такие атрибутивные свойства материи, как ее беспрерывность и бесконечность. Это научно обоснованное утверждение служит основанием для признания того очевидного факта, что любая точка пространства во Вселенной материальна. Следовательно, все процессы и явления в окружающем мире — суть всевозможные взаимопревращения космической, вселенской энергии, представленной в форме вещества и электромагнитного поля. Ничего надматериального, потустороннего и непроявленного в природе нет и быть не может. Идеальное (продукт работы мозга) тоже материально. Вот они, шаги энергии от простого к сложному, от физического к психическому. Энергетический потенциал материи обусловлен в конечном итоге электромагнитной волной. Глобальное взаимопревращение энергии вещества и поля происходит на уровне и посредством волн. Но и усилия нашего мозга, определяющие и питающие духовную сферу человека, также обусловлены взаимосвязью соответствующих энергетических структур, внешне проявляющихся как вещество и поле (тело и дух). То есть, духовная энергия в физическом аспекте тоже выступает в качестве электромагнитных волн. Весь энергетический потенциал космоса единороден и единообразен, его элементарной составляющей является волна, жизнеобеспечивающая как физическую, так и духовную форму его проявления.
Таким образом, природа устроена так, что от самой элементарной единицы вещества до предельно крупного физического объекта каждая материальная отдельность представляет собой неразделимую, взаимообусловленную систему из вещества и поля, и друг без друга они не существуют. Вселенная — это нерасторжимый баланс вещества и поля. По этой самой причине, что вещество не существует без поля, а поле без вещества, рушится вся шаткая основа взгляда на мир с признанием потусторонней загробной сферы, инобытия и вечной эволюции человеческой души вне тела.
Сказочный мир потусторонних трансформаций не только творение ума религиозных Учителей человечества, но и других всемирно известных авторитетов — философов, писателей, поэтов и т.д. Гераклит, например, утверждал, что тело есть гроб души, и когда гроб разрушается, душа освобождается из него. А вот высказывание на эту тему, казалось бы, реалиста из реалистов Льва Толстого: «Смерть — это разрушение того сосуда, в котором был наш дух. Не надо смешивать сосуд с тем, что влито в него». Или: «Хотя я и не могу ясно доказать этого, я все-таки знаю, что то разумное и свободное нетелесное начало, которое живет во мне, не может умереть».
Нелегко устоять здравомыслию на ногах перед желанием вечного бытия этих великих мудрецов. Но их конструкция о духовном бессмертии личности рассыпается в пух и прах, как только сопоставим ее с научно обоснованным утверждением о том, что любая точка пространства во Вселенной материальна, и дух вне тела (поле вне связи с веществом) не существует. Этого не могли знать мыслители прошлых веков, потому что объективное отражение действительности в сознании людей есть плод научных изысканий соответствующего времени.
Надо ли понимать и принимать все вышеизложенное, как призыв к безбожию? Конечно нет, без понятия Бога человечеству теперь не обойтись никогда, даже если ему суждено царствовать на планете Земля долгие тысячелетия. Точно так же, как понятие души вошло в нашу жизнь навсегда, хотя и не имеет под собой никакой физической, объективной подоплеки.
Бог — абстракция, но абстракция прекрасная, вбирающая в себя все великолепие и полноту высоконравственных побуждений, порывов и устремлений. Бог — это мера и вес наших нравственных сил и возможностей, это чистота и безупречность нашего духа.
Удивительно, но факт, что наш выдающийся соотечественник, человеколюб всемирного масштаба Лев Толстой не почитал или не принимал понятие справедливости. Он как бы не признавал за ним конкретной и четко смысловой нагрузки. Нравственное его кредо выражали такие высокочтимые слова, как любовь, братство, милосердие, сострадание. Любовь к ближнему — своего рода формула жизни Толстого. Почему же справедливость вызывала у него чувство, близкое к раздражению?
Любить можно и нищего, можно проявлять к нему милосердие, можно пробуждать в себе братские к нему отношения. А справедливость же исключает само положение вещей, при котором возможно состояние нищего. Она обязывает сообщество людей как можно честнее — справедливее! — обустроить материальную и духовную сферы человеческого бытия, — под впечатлением абсолютного родства его членов на поприще единственных носителей Вселенского Разума на Земле. Совершеннейший элемент живой природы — разум — может реализовать всю свою нравственную красоту и силу только посредством и в форме проявления всей мощи справедливых деяний и помыслов. Разум братает людей не только между собой, но и со всем космическим сообществом, пока незнакомым и еще не открывшимся нам.
Справедливость оказалась не по плечу даже Будде и Христу, но не из-за того, что они не желали ее, а из-за того, что в ту далекую эпоху, когда рабство и кастовость были естественным фоном жизнеобитания человечества, отсутствовал сам предмет обсуждения. Раб был подобен волу, к нему можно было проявлять лишь жалость. Быть справедливым к волу (рабу) есть уже фальшь.
Не мог и Толстой проповедовать справедливость, ибо жизненные обстоятельства не давали ему на то право. Он был господин, и благополучие лично его и семьи во многом определялось взаимоотношениями и взаимосвязями с крестьянами, производящими материальные блага на принадлежащей ему земле. По существу, они были его кормильцами и поильцами, и ратовать здесь за справедливость — это рубить сук, на котором сидишь. Но Толстой был нравственно готов и к этому, однако не находил, не видел подходящего орудия для столь решительной меры. Его учение о непротивлении злу насилием ограничивало его духовный потенциал проповедью братской любви к ближнему; торжество же справедливости требует коренной ломки социальных отношений в обществе. Неприязнь к справедливости проистекает здесь от бессилия устранить рудимент господства безнравственных отношений среди людей.
Справедливость — социальное явление, это обязательство общества перед человеком; милосердие, любовь к ближнему и т.д. — нравственные качества, это обязательство человека перед обществом.
С некоторыми элементами проявления справедливости человечество впервые столкнулось после свершения Октябрьской революции в России в 1917 году. Социализм в СССР и Китае показал всему миру, что людское сообщество может обустроить свое общественное бытие на более справедливых началах, чем это было во все прошедшие эпохи существования человечества. С этого момента стала понятна наша космическая судьба: разум обязывает человечество в максимальном объеме реализовать заложенный в нем духовно-нравственный потенциал, что возможно лишь при братских, безупречных, нравственно чистых отношениях между всеми членами людского сообщества.
Сегодня этот добродетельный путь кажется сказочным, но именно на него в далекой перспективе обречено человечество, потому что разум в космическом плане несовместим со злой волей, и если не освободимся в будущем от язв безнравственности, то и пожнем соответствующую судьбу вне памяти и разумения.
С физической точки зрения нравственность лишь выражение прогрессивных тенденций развития органического мира в лице гомо сапиенс, безнравственность — препятствие, торможение поступательного хода эволюции этой высшей органической ипостаси. Справедливость — материализованная форма проявления космического разума в жизненном потоке людей.
Под этим углом зрения вся прошлая и настоящая жизнь человечества выглядит сплошным проявлением несправедливости. Это застывший на тысячелетия ее апофеоз. И самым убедительным и бесспорным доказательством несправедливых отношений среди людей (то есть отсутствия справедливости в человеческом сообществе) является распределение материальных благ, или, что то же самое, предельно извращенная и несправедливая оплата за труд. В данном пункте человеческого бытия вершители судеб простого народа достигли в своем безрассудстве запредельных высот бесстыдства, бессовестности и цинизма. Материальные доходы в современном обществе разнятся между людьми в миллионы и миллиарды раз, — благодаря «честным и благородным» усилиям властной элиты; разбег в зарплате тоже достигает тысячекратной разницы между крайними ее величинами. Много изощренного коварства понадобилось алчущему племени для того, чтобы на века закрепить и узаконить столь впечатляющие «ножницы» нищенского, с одной стороны, и процветающего, с другой — существования братьев по разуму.
Основной же и определяющий факт отсутствия справедливости в сообществе людей состоит в том, что производитель и творец всех материальных ценностей трудовой народ — отстранен от распределения их и владения ими; богатства принадлежат элитарному и властному сословию, которое в производстве жизненно необходимых средств никогда не принимало и не принимает непосредственного участия. Вот где разум человеческий низвергнут с его вселенских высот и заменен низменным инстинктом личного обогащения за счет и в ущерб других. Создателю материальных благ достается ровно столько, чтобы он не потерял способность трудиться и дальше. И на этом фоне повсеместного безнравственного отношения к рядовому труженику у властной жирующей элиты поворачивается язык называть современный общественный строй цивилизованным, демократичным, свободным — обществом равных возможностей. Вершина лицемерия. Нет необходимости описывать и расшифровывать эту самодовольную иждивенческую рать; она блескуча и слепит глаза, не в пример скромным и незаметным труженикам, обеспечивающим их блеск и процветание. И пока такое позорное для духовной сущности человека состояние сохранится на Земле, разум всегда будет на ущербе, как месяц в новолуние.
Но есть у простого народа громадное преимущество перед элитарным сословием — это его более высокая нравственная чистота. В этом отношении он всегда — изначально! — ближе к Богу, чем богатое властвующее племя, потому что ему не приходится участвовать в корыстном дележе созданных им материальных ценностей и, следовательно, обирать и обдирать своих сотоварищей. А близость к Богу в тысячи раз дороже богатств, вызывающих у рвачей лишь судорогу стяжания. Стремление к справедливости у простых людей естественно и необоримо. Достоевский писал: «Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее». Справедливость — предельное воплощение разума. Это еще раз подтверждает истину о том, что народ всегда разумнее своей правящей верхушки, тем более, олигархической элиты. И тем, и другим в нравственном отношении далеко до простолюдина, что можно воспринимать и как весомую компенсацию за хронические издержки и недочеты в материальном бытие рядовых граждан.
Достоевскому принадлежат и следующие слова: если нет Бога, то все можно. Этим самым писатель как бы заявляет, что без Бога человеку невозможно быть, иначе он теряет доброту и духовность — основные качества, отличающие его от животного. С другой стороны, тысячелетия жизненного пути человечества красноречиво говорят о том, что при том Боге, который наличествует в общественном сознании людей, это удручающее «все можно» проявляется в самых широчайших объемах. Как. и в дохристианские времена, люди продолжают друг друга убивать, ненавидеть, обманывать, оскорблять, унижать, насиловать. И Бог им тут не помеха. Нет перед ним ни страха, ни уважения. Вот и получается, что все можно как без Бога, так и при нем. Почему? Люди пока еще не открыли для себя истинного Бога. А где нет истины, там нет и праведного — безупречного! — повеления. Бог, который все может и вездесущ, который неизвестно где и в каком надматериальном состоянии пребывает, который одновременно безлик и многолик, — тот эфемерный Бог не может открыть человеку истину, потому что сам является порождением людской фантазии. Сказка приятна и полезна для детского воображения, но для взрослого ума она не годится. Образ Бога должен быть объективен, осязаем, понятен и достоверен. Вот тогда он видимый и слышимый, способен вести за собой людское сообщество по славному пути нравственного совершенствования.
Таким Богом и является Вселенский Разум. Он конкретен и объективен, потому что одной из основных его частей является наш человеческий разум. Разум есть Бог потому, что именно он открывает человеку главную истину о том, что люди по своей духовной сути — братья, что между ними должны быть братские отношения, и это возможно лишь при высочайшей их нравственности, которая обеспечивает царство справедливости в общественных взаимосвязях людей. Конечная цель развития не только человеческого, но и Вселенского Разума, заключается в повсеместном и неукоснительном внедрении справедливости среди разумных существ. Преодоление препятствий на пути достижения этой цели и есть смысл и содержание нашей жизни.
Что же понимается под Вселенским Разумом? Вселенная вечна и бесконечна. Ее безграничность и беспредельность служит самым убедительным свидетельством того, что человеческий разум в космосе не одинок, что он — рядовое, характерное и неотъемлемое явление во вселенских необъятных просторах, а не единственное и неповторимое, как склонны считать некоторые из нас. Наши космические собратья по разуму находятся на разных ступенях своего физического и духовного развития: одни лишь зарождаются, другие, наоборот, заканчивают отмеренный им космической судьбой эволюционный путь, третьи, подобно нам, достигли определенной степени развития и расцвета своего умственного потенциала, иные поднялись уже на предельную духовно-нравственную высоту, и разум их раскрылся в полном объеме... Сумма всех этих конкретных и многочисленных разумов, в том числе и человеческого, и составляет могучий и объективно выраженный поток Вселенского Разума. Что может он? Если судить по нашему еще младенческому разуму, добившемуся столь внушительных успехов в понимании, освоении и совершенствовании материального мира, можно вполне обоснованно заявить, что Вселенский Разум может почти все. К нему вполне приложимы известные слова нашего знаменитого поэта: «И мысли, и дела он знает наперед». Это и есть реальный Бог не только для человечества, но для всего разумного во Вселенной. Бог, который способен оценить степень разумения каждого человека, видеть и измерять глубину его справедливых (или неправедных) деяний и помыслов.
Разум — высочайшая награда из всех тех, которые может иметь человек в своей жизни. Ибо понять истинный смысл своего бытия — бесценное достояние. Эта награда (разум) дается природой каждому человеку даром, потому она нами так дешево и ценится. Ведь только редкие люди открыли для себя истинную цель своего земного воплощения, многие же непроизвольно или намеренно заглушают свой разум низменными животными побуждениями. А если учесть, что безнравственность в обществе заказывается и навязывается во все времена властью — в корыстных эгоистических целях, — то справедливого исхода на жизненном пути человечества ждать предстоит еще долгие и долгие века.
Вместе с тем, жизнь каждого коротка, и томиться века и тысячелетия в ожидании справедливого решения своей судьбы или справедливого переустройства общества у нас нет возможности. Как скрасить честному и совестливому человеку это горькое обстоятельство? Есть ли тут какое-нибудь утешающее подспорье? Есть.
В своих духовно-нравственных взаимосвязях с миром человек всегда абсолютно свободен в выборе того, что ему предпочесть: доброе или злое деяние. Поэтому, какие бы жизненные обстоятельства ни складывались у человека — от прекрасных до самых неблагоприятных — ничто не может помешать ему быть нравственно совершенным, если разум его достиг глубин понимания этой необходимости. Хозяин положения на нравственном поле не внешние обстоятельства, а наш дух. Этот факт окрыляет и вдохновляет всех, кто посвятил жизнь полному самовыражению разума, то есть торжеству справедливости.
Ну, а порочным достается то, что они из-за недомыслия и нравственной слепоты заслуживают: полное непонимание сущности своего бытия и самоотречение от Бога. Их поползновения — не главный и определяющий путь развития человечества, а лишь тупиковое ответвление зряшной энергии эгоизма.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что в проявлении разума человечество еще не высвободилось из пеленок. И эта духовная несостоятельность продлится в нашем обществе до тех пор, пока не откроем в своих сердцах того единственного Бога, который вершит справедливый миропорядок в масштабе всей необъятной Вселенной.

100-летие «Сибирских огней»