Вы здесь

«Смерть, старик угрюмый и костлявый…»

26 августа исполнилось 100 лет со дня расстрела дважды кавалера Георгиевского креста, прапорщика 5-го гусарского полка, знаменитого поэта Серебряного века Николая Степановича Гумилева. Это неординарное, трагическое событие в истории русской культуры было отмечено совместным собранием редакции журнала «Сибирские огни» (Щукин М.Н. и Рябов Д.Г.)  и Фондом им. Н.П.Литвинова по изучению и пропаганде истории города (Савченко С.А. и Чесных Н.А.), которое состоялось вечером 26 августа в помещении антикварно-букинистического магазина «Сибирская горница». Из-за продолжающейся эпидемии оно было малочисленным, не соответствующим значительности события.

Ведущий собрание новосибирский коллекционер и Директор Фонда им.Н.П.Литвинова С.А.Савченко  и главный редактор журнала «Сибирские огни» известный сибирский писатель М.Н.Щукин в своих выступлениях рассказали о малоизвестной связи журнала и имени Гумилева. Член редколлегии журнала в 1922 году писатель Вивиан Итин, был не только автором первого советского фантастического романа, но и поэтом, поклонником творчества Гумилева, с которым был знаком по юридическому факультету Санкт-Петербургского университета, где учился на одном курсе с будущей знаменитостью, красавицей Ларисой Рейснер. У Рейснер и Гумилева в это время был роман, а Итин стал не только безнадежным поклонником Ларисы, но и фанатом поэзии Гумилева. К годовщине гибели поэта Итин опубликовал в № 4 «Сибирских огней» рецензию на последние сборники Гумилева, вполне себе советскую («автор неисправимый аристократ», «безвкусные корнетские мадригалы»), но окончил фразой: «Его смерть и для революционной России останется глубокой трагедией». В этом же номере другой член редколлегии Валериан Правдухин (муж сибирской писательницы Лидиии Сейфуллинной)  дал рецензию на сборник «Двор чудес» Ирины Одоевцовой, ученицы и близкой подруги Гумилева, на момент напечатания журнала — эмигрантки. Вивиану Итину уже в 1928 году эта рецензия чуть не стоила партбилета (у новосибирского школьника нашли стихи с посвящением Гумилеву), а оба погибли в 1938 (Правдухин удостоился личной подписи Вождя на списке № 215 приговоренных с своим именем). С.А.Савченко отметил нашу неблагодарность и равнодушие к знаменитым предшественникам: Нет никакого памятного знака или доски основателю журнала «Сибирские огни»  писателю Владимиру Зазубрину, сумевшему создать журнал, проживший сто лет, никак не отмечена память Вивиана  Итина, в числе многих заслуг которого, имя города, в котором мы живем — он придумал «Новосибирск» в 1924 году.

На собрании выступил доктор исторических наук профессор С.А.Папков, он рассказал о деле Таганцева, по которому был расстрелян Гумилев: из 382 томов дела, сегодня рассекречены только три.  Новосибирский физик Николай Рубан рассказал как в 70-х годах прошлого века в Новосибирске распространялись примитивные копии с гумилевских сборников стихов и показал несколько сохранившихся и с большой любовью переплетенных образцов.

Большой интерес вызвала рассказанная С.А.Савченко история о книге Гумилева из своего собрания,  с двойным автографом-посвящением. Несколько лет понадобилось, чтобы выяснить все подробности. Стихотворение «Я говорил: ты хочешь, хочешь, / Могу я быть тобой любим..» Гумилев написал в 1917 году, своей безответной любви в Париже Елене Дюбуше. Опубликовано Еленой оно был только в 1923 году, а в 1919 поэт написал его (еще никому неизвестное!)  на подаренной книге своей юной ученице в Институте Живого Слова  Дорианне Слепян (будущая актриса,  писательница).  Когда Станислав Савченко стал показывать свою коллекцию прижизненных книг Гумилева, от «Пути конквистадоров» до «Огненного столпа», коронавирусная дистанция была нарушена, всем хотелось потрогать и рассмотреть ближе раритеты, экземпляры с автографами ведь держал в руках сам Гумилев!

В наступившей тишине все слушали стихи Гумилева: читал Владимир Николаевич Алексеев, чье имя в нашем городе не требует представления.

А изюминкой на торте стали стихи, посвященные Гумилеву, которые прочел автор, новосибирский поэт Владимир Светлосанов.

 

Станислав Савченко

Фото Владимира Алексеева, видео Владимира Алексеева и НГОНБ

 

 

 

100-летие «Сибирских огней»