Вы здесь

Сорокин Антон

Сорокин Антон Семенович — один из оригинальнейших мастеров слова в литературной истории Сибири.

Он называл себя «королем писателей», «первым сибирским рекламистом». Личность очень колоритная, он вообще любил шокировать публику. О его скандальных выступлениях и эксцентрических выходках ходили легенды. Однажды он выдвинул себя на Нобелевскую премию и разослал письма главам многих государств с просьбой поддержать его. На обложке одного из своих печатных изданий А. Сорокин типографским способом начертал: «Людей, ограниченных умом, просят не читать». На последней странице той же книжечки была помещена фотография скульптурного портрета автора с подписью: «Проект памятника Антону Сорокину — сибирскому Киплингу, Джеку Лондону и Метерлинку.

Но при всем при этом «король писателей» как человек вовсе не соответствовал напяленной им на себя маске литературного шута и эксцентрика. В чем и сам признавался: «Я объявил себя гением. Имел ли я на это право — вопрос другой, так как в жизни я — самый скромный человек, не страдающий манией величия».

Что касается «рекламизма» А. Сорокина, то, кроме стремления заявить о себе, это был еще и своеобразный вызов обществу, способ противостояния ему. Маска шута помогала А. Сорокину сказать нередко очень серьезные и важные вещи. В этом нетрудно убедиться, прочитав хотя бы его знаменитые памфлеты «33 скандала Колчаку». Сквозным их героем является сам А. Сорокин. Но здесь не автопортрет, а скорее обобщенный тип одинокого интеллигента, который, прибегая к эпатажу, ведет свою бескровную борьбу с диктатурой Колчака.

К сожалению, «рекламизм» А. Сорокина, его маска шута, долгое время заслоняли в нем большого интересного писателя, очень плодовитого и разнообразного, создавшего за свою сравнительно недолгую (1884 — 1928) около двух тысяч произведений.

Творчество А. Сорокина столь же неоднозначно и противоречиво, как и он сам.

В наиболее характерных для него вещах А. Сорокин — писатель с ярко выраженной нравственно-философской направленностью. Возможно, поэтому любимой его художественной формой была аллегория, а излюбленным жанром — короткие рассказы, дидактические новеллы-притчи на сюжеты библейской и восточной мифологии, которые сам писатель называл «стилизованными примитивами». И, пожалуй, наиболее интересными и яркими стали те из них, которые развивали одну из главных тем его творчества — «киргизскую».

А. Сорокин хорошо знал жизнь, быт, обычаи среднеазиатских народов (и, прежде всего — казахов), которые, как известно, в старой России обозначались одним словом — «кыргызы», а так же их культуру, язык, фольклор. Он и родился, кстати, на казахской земле, в городе Павлодаре, в богатой семье староверов-беспоповцев (чуть позже она переедет на постоянное место жительства в Омск и вся дальнейшая судьба писателя будет связана с этим городом). Так что «киргизская тема» в творчестве А. Сорокина возникла не случайно. Правда, крупных произведений на эту тему у него нет, но зато в многочисленных рассказах, стилизованных под легенды, притчи, сказки и т.п. очень образных и красочных — он затронул многие социальные и духовные проблемы степных народов. Героями же его «киргизских» произведений часто выступают народные певцы, сказители-акыны, а в тексты рассказов то и дело врывается народная песня, что нередко видно даже из названий: «Печальные песни Ачара», «Песня Джеменея», «Не пойте песен своих»… Поражает в «киргизских» рассказах А. Сорокина способность писателя органически вживаться в мир другого народа, умение видеть окружающее его глазами.

В 20-х — 30-х годах рассказы А. Сорокина (в том числе и на «киргизскую тему») печатались в «Сибирских огнях». Часть из них мы предлагаем читательскому вниманию.

Публикации автора:

Хао-Чан / Проза : №02 - март-апрель 2000

Мы продолжаем знакомить читателей с литературным наследием нашего журнала.
Одним из оригинальнейших мастеров слова в литературной истории Сибири был Антон Семенович Сорокин.
Он называл себя «королем писателей», «первым сибирским рекламистом». Личность очень колоритная, он вообще любил шокировать публику. О его скандальных выступлениях и эксцентрических выходках ходили легенды. Однажды он выдвинул себя на Нобелевскую премию и разослал письма главам многих государств с просьбой поддержать его....

100-летие «Сибирских огней»