Вы здесь

Архив «короля сибирских писателей»

Пристальный интерес к изучению культуры Омска первых двух десятилетий XX в. был вызван художественным материалом, обнаруженным в 1970-х гг. при вскрытии пола деревянной пристройки историко-краеведческого музея. Найденные папки хранили в себе многочисленные графические и живописные работы (подавляющей частью неизвестных авторов), впоследствии названные «архивом Антона Сорокина». Внешний вид папок красноречиво говорил об их непростой судьбе. Весь массив работ тогда же был поделен между двумя омскими музеями — историко-краеведческим и музеем изобразительных искусств. Несмотря на длительное изучение коллекции, содержимое архива до сих пор таит в себе много загадок, а в биографиях художников полно белых пятен.

Имя омского литератора, художника-любителя и коллекционера Антона Семеновича Сорокина (1884—1928) — «делопроизводителя собственной славы» — ныне хорошо известно в Сибири благодаря большому числу публикаций о его жизни и творчестве, прежде всего литературном.

Особый интерес вызывает фигура Сорокина-коллекционера. Писатель и общественный деятель А. Оленич-Гнененко основной чертой А. Сорокина называл «почти научную организованность его творчества и величайшее трудолюбие». «У Антона Сорокина, — вспоминал художник Виктор Уфимцев, — можно было раздобыть карандаши, тушь, акварель, бумагу, но за это надо было отдать свои этюды или рисунки. Антон был разборчив. Он брал не все…» В голодный 1921 г. «он не жалел даже свою пайковую крупу за то, что ему нравилось».

Известно, что А. Сорокин не только покупал, но и продавал принадлежавшие ему работы, о чем мы узнаем из его статьи «Художники Мамонтов и Тронов. Из моих встреч». Он часто подписывал чужие произведения своим именем, вторгался в авторский замысел, подкрашивал, дорисовывал и даже вырезал фрагменты композиций, вклеивая их в другие. Хорошо известно и то, что оттиски «своих график» Сорокин настойчиво рассылал по издательствам и в несчетном количестве дарил.

Вероятно, коллекционировать рисунки и живопись своих современников — художников (К. Балтгайлис, В. Безменов, Л. Бруни, Д. Бурлюк, А. Варфоломеев, А. Громов, Н. Мамонтов, А. Платунова, Р. Прибе, В. Тронов, В. Уфимцев, К. Чеботарев, В. Эттель и др.), писателей и поэтов (Вс. Иванов, Л. Мартынов, А. Оленич-Гнененко) Сорокин начал в 1918 г. Именно в это время состоялось его знакомство с московским журналистом и графиком Алексеем Громовым, занявшим в Омске пост литературного редактора «Известий исполкома Западно-Сибирского Совета». Однако о существовании «гениального сибирского писателя» Громов узнал еще в 1914 г.: будучи редактором литературного журнала «Наша жизнь», он опубликовал один из рассказов Сорокина. В Омске Громов выполнил два ироничных рисунка, посвященных ему, — «Вознесение» и «Антон Сорокин со своей книгой» (оба — 1918 г.). За время пребывания Громова в Сибири (1918—1923) коллекция Сорокина пополнилась тремя десятками его графических работ.

Уже в 1917 г. в руках А. Сорокина находились клише и часть рисунков 1912—1916 гг. киевского графика Владимира Эттеля, посылавшего их для размещения в омских изданиях и оформления книг самого писателя. С клише рисунков «Крест», «Портрет Сорокина со свечой», «Портрет Сорокина с пауком», авторство которых приписывалось современниками писателю, выполнялись многочисленные оттиски, которые он размещал на полях своих рукописей, в письмах, направляемых в издательства, а также щедро раздаривал.

На футуристической лекции весной 1919 г. Сорокин познакомился с латышским художником К. Балтгайлисом и с учениками студии А. Клементьева Н. Мамонтовым, В. Троновым и В. Уфимцевым. А на Весенней выставке Общества художников и любителей изящных искусств Степного края, проходившей в апреле того же года, он приобрел их работы.

Наиболее активно коллекция Сорокина пополнялась в 1919—1921 гг., о чем свидетельствует ряд подписных и датированных произведений (рисунки Д. Бурлюка, Л. Бруни, А. Платуновой и К. Чеботарева, наброски Н. Мамонтова, рисунки и композиции Л. Мартынова и т. д.).

Уникальность собрания Сорокина для Сибири в целом и Омска в частности состоит в том, что владелец заинвентаризировал свою коллекцию, изготовив для этого печать с текстом «Антон Сорокин». На оборотной стороне произведений он ставил черными чернилами порядковый номер либо помечал: «Из архива Антона Сорокина №…». На 1925 г. как на время оформления коллекции указывает тот факт, что, узнав 18 августа 1925 г. из газеты «Рабочий путь» о том, что осенью в Иркутске состоится Всесибирская художественная выставка, Сорокин отправил на нее 28 произведений, два из которых имели оттиск его печати.

С 1920 г. начался отток творческих сил из Омска: в Петроград уехали учиться В. Тронов и П. Осолодков, в Москву — Б. Шабль-Табулевич и А. Громов, в Вильно — В. Эттель, в Туркестан — Н. Мамонтов и В. Уфимцев и т. д. В 1925 г. среди литературно-художественного окружения писателя мы встречаем Л. Мартынова, а также студентов Худпрома: Н. Бучинского, С. Горохова, А. Попова и А. Федорова, чьи учебные и творческие работы также оказались в его коллекции.

Несмотря на усиливающееся одиночество, Сорокин, по природе энергичный и настойчивый, не оставил коллекционной деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные письма художникам того же 1925 г. Известны его обращения в Иркутск к живописцу С. И. Виноградову, графикам В. И. Анисимову, Н. И. Житову, С. К. Гвоздеву, в Красноярск — к латышскому живописцу К. Ф. Вальдману, в Томск — к скульптору А. Г. Гамулину. Напечатанные по единому шаблону, они содержат просьбу выслать «фотографическую карточку и автобиографию, так как присланное послужит материалом для составления книги ИСКУССТВО НОВОЙ ЭПОХИ. В распоряжении галереи имеются картины и эскизы Давида Бурлюка, Рериха, Льва Бруни, Громова, Варфоломеева, Реми, Маковского, Эттеля и многих других, всего около тысячи». А в письме художнику-иллюстратору, «русскому Бердслею» С. Лодыгину, работавшему в то время в Москве, Сорокин даже просил прислать для его коллекции «уже использованные рисунки и ненужные, предназначенные к уничтожению». Сейчас трудно утверждать, сам Лодыгин прислал ему два своих рисунка, опубликованных в журналах, или же Сорокин, имея журналы, вырезал и наклеил их на бумагу, закрасив фон тушью. Но тем не менее в коллекции Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля есть две работы Лодыгина «Дама в бальном платье» и «Часы и смерть», приписываемые до сих пор В. Эттелю.

Будучи коллектором-любителем, в собирании произведений живописи и графики Сорокин руководствовался исключительно своими личными эстетическими предпочтениями. Выявление и изучение этой коллекции, к сожалению, не сохранившейся в своем первоначальном виде, продолжается. Привлекательная для исследователей с точки зрения истории культуры, она включает в себя и множество художественно значимых произведений.

100-летие «Сибирских огней»