Вы здесь

Художник Сергей Меньшиков: мастерство, труд, импровизация

Интервью
Файл: Иконка пакета 12_kolodezeva.zip (23.51 КБ)

В ландшафте изобразительного искусства Сибири имя С. М. Меньшикова, живописца, графика, монументалиста, — величина заметная, укорененная, ставшая знаком профессионального мастерства и широкого творческого диапазона.

Родился Сергей Михайлович в Новосибирске, 2 декабря 1957 года, в семье известного скульптора Михаила Ивановича Меньшикова (1922—1988). Старший брат — художник Даниил Меньшиков. Сергей учился в Свердловском художественном училище и Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова. В 1983-м впервые участвовал в областной выставке, в 1993-м стал членом Союза художников России. Первую персональную выставку провел в 1995-м в Новосибирской картинной галерее, позднее были выставки в Томске, Ханты-Мансийске, Новокузнецке, Барнауле, Санкт-Петербурге. Работал главным художником Дворца культуры им. М. Горького в Новосибирске, Сибирского русского народного хора. В качестве педагога сотрудничает с Новосибирским художественным училищем.

Решением Российской академии художеств в 2015 году награжден медалью Академии — «Достойному», в 2018-м — Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России. Произведения находятся в музеях, галереях и частных собраниях России, США, Франции, Швейцарии, Бельгии, Индонезии, Германии и других стран. Живет и работает в Новосибирске.

Знаковые работы в живописи

Самая, пожалуй, известная моя картина — «Такие вот дела» (2008). Ее сюжет появился в Татарске, где я расписывал храм. Я много раз о ней рассказывал. А вот работы, которые я сам считаю знаковыми: «Путь в вечный город» («Свет Византии») и «Бег».

Картина «Путь в вечный город» (2008) заказная, мне ее заказали в уже готовый интерьер. Такой хайтековский, модерновый: ровные стены, ровный потолок, ровный пол. Размер картины два на два метра. Она от пола, наверное, сантиметров семьдесят и почти до потолка. Сложность была в том, что заказчик не сформулировал задание. Просто картина в интерьер. Какая картина? Какой мотив? О чем? В каком стиле? Вообще ничего. Я переделал кучу эскизов, причем довольно подробных. Один из эскизов позднее воплотился в картину «Шопинг», она хранится в Новосибирском художественном музее. Я просто перенес эскиз, увеличив, и получилась эта картина.

Долго я мучился с эскизами, не помню, сколько месяцев. И наконец случилась почеркушка, буквально «пятиминутка». Я в ней увидел какие-то ритмы, что-то зацепило меня. И я развернул работу по созданию этой двухметровой громадины. Поначалу создавал там какую-то среду: какие-то пятна, какие-то ритмы, постепенно они детализировались в подобия зданий, в какой-то город. И как-то сами собой там стали без спросу появляться люди, эти люди потребовали от меня конкретизации. Постепенно картина стала приобретать сюжетность. И когда в конце концов случился центральный персонаж, она уже приобрела смысл.

Совершенно другим был путь создания «Бега» (2013). Это такие поиски темы, сидя за столом: то натюрморт, то пейзаж... И как-то так карандаш сам собой заскользил-заскользил, и вышли образы этого мужчины и этой женщины. Время от времени, перелистывая свои наброски, я на них натыкался и видел в них нечто эмоционально мне близкое, сильное, необъяснимое. И когда забрезжила крупная выставка, решил все-таки попробовать сделать картину. Причем я был как-то очень внутренне уверен, что она получится. Затеял эту лодку с героями. И многие свои мысли и представления о мироустройстве, человеческом развитии, цивилизациях, их истории, их гибели попытался превратить в какую-то цельность, влить в картину. Есть там знаковые изображения цивилизаций, библейский текст... Картина находится в Ming Dian Gallery (Тайвань). Тяжело с ней расставался. Когда ее увезли, в прямом смысле слова заболел.

Путешествую ли сам? Меня тянет на реку, иногда так тянет, что сил нет. Беру лодку, увожу на берег, иду по течению. Остаюсь один на берегу. Вода. Величайшая река, которая проносит мимо такие массы воды... Вдох чего-то такого настоящего. Песок, костер. Одиночество. Тишина, полная тишина. Ложишься спать и понимаешь, что вокруг ни звука вообще. Ни звука на таком огромном пространстве. Для меня это своего рода медитация, стряхивание шелухи.

Спасский собор в Куйбышеве

У меня большой опыт в храмовой росписи, но выделю работу, которой занимаюсь сейчас, — Спасский собор в Куйбышеве. Как я попал на роспись? В 2021 году у меня попросили использовать мою мастерскую как локацию для съемок короткометражного фильма. Фильм был снят, вышел на экраны, даже получил какие-то премии. Называется «Гигантская флуктуация». (Можно посмотреть, если интересно.) А в коллективе кинематографистов с декорациями работал художник Егор Дубук, человек очень симпатичный, молодой, деятельный такой. И он обнаружил в мастерской фотографии моей росписи храмов. Оказалось, что ему тоже предложили расписать купол в храме. Я с ним пообщался, проникся к нему симпатией. Он как-то добросовестно с декорациями обошелся, восстановил мастерскую после съемок, какие-то нарушения исправил.

И вот он предложил мне тоже принять участие в росписи купола Спасского собора. Ситуация была совершенно экстремальная, сроки совершенно нереальные. За неделю расписать купол площадью 150 квадратных метров, написать там лик Иисуса Христа, при этом размер его головы — около 5 метров. Можно представить себе масштаб.

Заказчик выбрал художника по каким мотивам? Он увидел в городе фасады домов, которые были каким-то образом расписаны, украшены изображениями. Увидев их, решил, что человек сможет работать на высоте и изобразить все что угодно. С ним еще был приятель. Бригада из двух человек, и я третий, если соглашусь.

У меня на тот период были планы, но я посмотрел на ребят и понял, что их профессионального опыта не хватит, чтобы выполнить эту работу. Они никогда не расписывали храмы. Я решил, что парней надо выручать, и, даже не зная, сколько заработаю и сколько будет затрачено сил, энергии, поехал с ними. И в результате — да, мы работу сдали в срок, но не в лучшем виде. Надо понимать, что это все было очень экстремально, то есть не было вообще подготовительной работы, которая в подобных случаях длится очень долго и совершенно необходима, чтобы такой размер переносить на стену.

А дальше я, понимая, что положиться, кроме как на себя, мне в этой работе не на кого, стал уже ответственно и добросовестно, как это полагается, готовиться к дальнейшему этапу, делать подробные эскизы. Ну и в процессе этой подготовки уже познакомился с заказчиком и вышел на второй этап. Мой сосед по мастерской, художник Виктор Петрович Хандрыкин, присоединился ко мне, хотя опыта иконописной работы не имел. И Кирилл Мезенцев, совсем молодой парень без опыта. И еще я эпизодически привлекал свою дочь Галину, декоратора, выполнившую часть работы, которую только она и сумела бы сделать.

Это была уже апсида, алтарный выступ храма, где Богоматерь с младенцем. Так называемый сюжет Оранта в апсиде алтаря. Не считая предварительной работы, мы над этим фрагментом работали месяц. И когда уже фрагмент был выполнен и заказчик его увидел, он мне прямым текстом сказал: я тебя никуда не отпущу, ты здесь будешь все писать и за все будешь отвечать. И таким образом пошла дальнейшая работа.

В чем профессиональный вызов для меня? Я впервые в храмовой росписи выступал и как автор, и как руководитель проекта. Это значит, что эскизы мои, авторские, не копии с других работ. Хотя, конечно, в храмовой живописи основные композиционные моменты повторяются, но все равно авторское видение, у меня во всяком случае, присутствует. Я сделал авторский проект, ставлю себе зачет.

Сейчас выполнено около одной десятой росписи Спасского собора, девять десятых еще предстоит освоить. В этом году работа продолжается.

Профессиональная мечта

Я свою деятельность не причисляю к удовольствию. Это работа. Какое удовольствие, например, испытывает человек, который вставляет окна? У него грязь, он таскает ведра, кладет кирпичи, что-то измеряет... Работа напрягает голову, руки, глаза. Она втягивает в себя, поглощает твою энергию. И нужно попасть в поток... Удовольствие — это когда сделано.

А о чем мечтаю? Хотелось бы синтезировать то, что я умею в разных областях. У меня есть абстрактная живопись, книжная графика, проекты интерьеров... Цикл черно-белых иллюстраций в технике «тушь, перо» к роману У. Голдинга «Повелитель мух» остался не издан. Проект оформления вестибюля и фойе концертно-театрального центра «Евразия» в Новосибирске сделан в 2015 году. Рисовать я немножко умею, техническими навыками работы с материалами владею. Найти мотив, образ — и на полную катушку все свои умения выложить. В реальной жизни же существует некоторый разброс: часть своих способностей реализую там, часть там... А вот сделать станковую картину или серию картин, чтобы соединить все свои умения, хотелось бы. Большую картину — полтора, два, три метра.

Я человек ведомый. Когда мне предлагают какую-то работу, стараюсь не отказываться. В процессе ее выполнения учусь чему-то новому. Практически все самое лучшее в этой жизни у меня случается в процессе импровизации.

Записала Вера Колодезева

100-летие «Сибирских огней»