Вы здесь

Настроение

Рассказы
Файл: Иконка пакета 02_myasnikov_nastroenie.zip (17.45 КБ)
Николай МЯСНИКОВ
Николай МЯСНИКОВ


НАСТРОЕНИЕ



ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Люди любят говорить обо мне.
Сплетничать. Осуждать.
Даже те, кто имеет к моей жизни так мало отношения, что лица их я никогда не мог запомнить.
Конечно, это у них происходит автоматически.
Но пока люди осуждают меня, они могут не думать о себе. Не бояться чужого взгляда, не волноваться и не переживать. Всё это даёт им некоторую передышку. Возможность отдохнуть от постоянного напряжения.
Эти разговоры всегда объединяют людей. Позволяют почувствовать общность. Дают им возможность сверить свои взгляды, чтобы ещё раз убедиться в их абсолютной правильности. Это тоже их несколько успокаивает.
И у меня не возникает даже тени сомнения, что в этом есть что-то очень позитивное. Всё-таки я людям нужен...
— Но люди слишком конфликтны, — со вздохом говорю я себе. — Я тоже иногда от себя устаю. Но ведь я доказал своей жизнью, что сосуществовать со мной можно. Очень долго и достаточно мирно. Просто не надо бояться трудностей...


ПИСЬМО ИЗ ДЕРЕВНИ
Михайлов...
Слава? Михайлов? Вот!
Это тебе письмо пришло. От меня.
Да ты переверни его. Переверни...
Переверни, говорю! Ещё раз...
Вот, теперь читай. По порядку. Сверху вниз.
Я тебе что мочу сказать: удивительная вещь — наша человеческая память.
То, что надо забыть, обязательно вертится в голове. А то, что надо непременно вспомнить, исчезает куда-то навсегда и бесследно.
Вот с утра я сегодня вспоминал, какое-то дело у меня было намечено... Что-то срочное. Такое, что и отложить нельзя... И ведь так и не вспомнил!
А тебя опять вспомнил. Да и вчера вспоминал...
Уж не случилось ли что? Не случилось?
Ну и правильно. Это хорошо.
А у нас здесь зима. Снег кругом, снег, снег, снег. Снег.
И ещё здесь метели. Метели, метели, метели... Ничего больше нет. Ничего...
Снег у нас не такой, как в городе. Белый-белый. Как простыня до первой стирки.
Леонид вырвал все зубы. Совсем без зубов остался.
А Василий два раза на рыбалку ходил. Совсем ничего не поймал...
Больше и событий никаких не было. Совсем никаких.
На седьмое ноября курево в магазин не завезли.
Так мы всей деревней целую неделю табак резали и курили. Резали и курили, резали и курили, резали и курили.
Резали и курили...
Удивительное свойство у нашего табака: пока на одну самокрутку нарежешь, уже горит всё внутри, как курить охота. Свернёшь себе быстро самокрутку, покуришь маленько, — опять табаку не осталось.
Снова его крошить надо.
Так до вечера и сидишь, не разгибаясь.
А утром — опять...
Такая вот неделя нам выпала.
Сидим мы, табак режем, а сами боимся.
Девятого числа река встала. Паром восьмого последний раз ходил. Так вот, сидим мы, режем табак, а сами думаем: успели эти, райповские, наши сигареты сюда, на наш берег переправить? Хоть немного?
Или все сигареты на том берегу остались?
Если успели, так почему они их в наш магазин не завезли?
А не успели, так, значит, им и завозить нечего. Потому и не завезли.
Вот ведь беда...
Это если они сигареты на том берегу забыли, то нам ведь теперь до самого нового года табак резать придётся. Уж покуда зимник по льду не проложат.
Там-то уж вспомнят. По зимнику завезут...
А если опять в этом году лёд слабый будет?
Тогда ведь и зимник никто прокладывать не станет. А это, считай, мы до конца мая без курева сидеть будем. Покуда снова паром не пойдёт...
А пойдёт он или не пойдёт, этого никто не знает.
Пойдёт, наверное, если с него опять всю медь не отвинтят. А вот поотвинчивают, так и не знаешь уже, чего дальше ждать.
И что же её не отвинтить, если этот паром всю зиму без присмотра стоит? Ещё и алюминиевые провода пооборвать можно. Зимой-то мужикам всё равно делать нечего. Только что табак резать...
Так этого табаку никак нам до лета не хватит.
Никто же его не садил специально. Собрали, что само взошло...
Такие вот мысли в голову приходили. Тяжелые.
Сидишь, табак режешь, а сам боишься, что теперь всегда так будет.
Но, ничего. Обошлось всё-таки.
Через неделю «Приму» в магазин завезли. А когда мы на «Приму» все деньги истратили, тогда уже и хороших сигарет привезли. С фильтром.
А так, скучно здесь. Скучно. Совсем скучно...
Даже собаки скучают.
Сидят, каждая у своих ворот, и зевают.
Соревнуются, у какой пасть шире открывается. А потом какая-нибудь встанет, обойдёт вокруг себя, хвост свой понюхает, сядет опять и снова зевает.
И другие, глядя на неё, тоже встанут, обойдут вокруг себя, хвост понюхают...
А потом сидят и зевают.
Прямо танец какой-то...
Звёзды по ночам разглядывают!
Или залезет на стожок и лает, лает на лес. А потом слушает, как эхо отлаивается. И тогда уже начинает на эхо лаять.
А что им ещё делать? Дачники разъехались, ни облаять, ни укусить некого. Никого нет в деревне. Никого.
До того собачки дошли, что со скуки мышей ловят. Поймает, хвост ей лапой прижмёт, и разглядывает её часа три. Пока не стемнеет. А потом уже на звёзды смотрит.
А едят они их, или просто это тренировка у них такая — не знаю, не пойму.
Иная собака прохожего увидит и улыбается ему. Снег хвостом подметает, глазки сразу весёлые у неё. Приятно ей живого человека встретить.
А сама в лицо ему заглядывает: уж не поэт ли идёт? Уж не Михайлов ли?
Другие даже к магазину ходят, чтобы на людей посмотреть. Целый день сидят и смотрят: кто пришёл? что купил?
Обсуждают между собой...
И бабы рядом стоят. Тоже обсуждают.
Собачью науку перенять хотят. Учатся...
Да и я, знаешь, до того здесь дошел...
Бывает, гляну вокруг — пустыня...
Весь берег в снегу, сугробы кругом, сугробы, одни сугробы, только крапива на твоём огороде из снега торчит. И ветер по этим сугробам метёт, снег заметает.
И вдруг почудится как-то, что идёшь ты по берегу — в рваных шортах, с большой сумкой пива, и издалека ещё мне рукой машешь...
А потом встану на крыльце, стою, смотрю, как вьюга лес заметает, метёт и метёт, и конца этому нет, — и вижу вдруг, как ты из леса выходишь. Майка какая-то желтая на тебе...
И снег в волосах, как белый веночек...
И сумка с пивом через плечо висит.
Бог ты мой! думаю. Да где ж он пива-то в лесу набрал!
Да что ж он в майке-то в такую погоду ходит!
А ты тут враз и исчезнешь...
Хожу потом целый день из угла в угол. Расстраиваюсь...
Что же, думаю, это за выверт такой, чтобы зимой холодное пиво пить? Что это за глупость такая?!
Тут и без всякого пива мёрзнешь!
Выйдешь со скуки снег от крыльца отгрести, так лопата в один момент к пальцам примерзает! И не отодрать! Только с перчатками вместе.
Уж для нашей-то зимы совсем другие напитки есть!
И ведь не мальчик уже! Надо к жизни серьёзнее относиться!
Такие вот у меня мысли бывают...
Нет, соскучился я. Совсем соскучился...
А однажды, было, так сильно я по тебе заскучал, что даже оделся и пошёл к тебе в дом. Пойду, думаю, посижу. Вспомню, как мы тут летом со Славкой жили…
Часы твои со стены снял и у себя повесил. Пусть, думаю, про Михайлова мне напоминают.
Печенье у тебя забрал, чтобы мыши не сгрызли. Тут по холоду очень на сладкое тянет. Хотел и сахар у тебя забрать, да всё никак сахарницу ухватить не мог.
Руки часами заняты, печеньем. Ещё что-то там у тебя нашёл. Уже и не вспомню, что...
А потом-то до меня дошло, что ты в этой сахарнице всегда соль держишь! Потому-то она всегда у тебя полная. Заглянул я в банку для соли — мать честная! — а там сахару две ложки всего.
Не стал его брать.
Ладно, думаю, обойдусь как-нибудь. Дотяну до весны...
Деньги-то я все на «Приму» истратил.
А мышь дохлую я из твоего кофейника выкинул.
Думал, думал, да так и не понял, ты ли её туда посадил? Или она сама в кофейник залезла? Тут ведь зимой даже спросить некого — пьют мыши кофе или нет?
Если пьют, могла она и сама залезть...
Или ты её туда посадил? Согреть хотел? От осенней стужи спасал?
Не знаю... Выкинул её на всякий случай.
Уж если она тебе будет нужна, мы тебе летом другую поймаем. Или хоть у собак отберём.
Эх, Слава...
Зимой тут совсем лень одолевает.
Совсем…
Утром проснёшься, печку затопишь, ляжешь на кровать и ленишься.
А ещё бывает, что разлепишь утром глаза, лежишь себе под двумя одеялами и думаешь: сейчас встану, печку затоплю, чайку попью и все дела разом переделаю. Подумаешь так хорошо, да и снова заснёшь.
И снится тебе, будто ты уже дров натаскал, хлам всякий, что зря под ногами болтается, в сарай унёс, воды накачал, все тряпки перетряхнул, пол вымыл, полотенце выстирал. Носок заштопал...
Ну, думаешь, вот это я дал! Вот это я молодец!
Да от удивления тут же и проснёшься.
А здесь уже и дом остыл, и чайник пустой стоит, и какие-то вещи ненужные с осени под ногами валяются...
Приходится все заново делать, по второму разу. Но уже второпях, в сокращенном виде. А потом уже снова ложишься и тогда уже ленишься.
Изредка только приподнимешься, два слова запишешь, да и снова ляжешь. Я уже и стол к кровати придвинул, чтобы сильно далеко не ходить.
И знаешь, что я сейчас пишу? Ни за что не догадаешься.
Письмо!
Письмо я тебе решил написать! Вот это самое, которое ты в руках держишь. Удивить тебя хотел. Обрадовать.
Да и хватит, наверное. Много уже написал... И писать-то больше нечего. Ничего ведь не происходит.
И устал я, отдохнуть надо.
Может быть, потом ещё напишу что-нибудь. Если что-то произойдёт. Кошка какая-нибудь котят принесёт, или рыбнадзор утонет. Всё ведь может быть. Нельзя же совсем без происшествий жить.
Даже непонятно — почему у нас ничего не происходит?
Ну и ладно. Встретишь кого, так от меня привет передавай. Только тем, кто меня знает, тем не передавай. А другим передавай, сколько хочешь.
Про меня если кто будет спрашивать, так ты им говори: пропал Мясников, совсем пропал... Ночью мыши насмерть загрызли. Голые кости в кровати лежат. Да и то не все удалось найти...
Надоели мне люди. Ох, надоели...
Который год от них отдыхаю, а всё ещё толком не отдохнул...
Ну и всё. Прощай. Дай тебе Бог...
А я спать буду. Спать, спать, спать, спать...


ГОСПОДИН ЛИТЕРАТОР
Это капризная профессия...
И очень трудно сказать, выбираем ли мы её или она выбирает нас.
Видимо, она. Потому что именно она создаёт для нас странные ситуации, которые мы расхлёбываем всю жизнь, но так и не успеваем расхлебать.
А начинается всё красиво.
Пишутся стихи.
Стреляет шампанское.
И ощущение своей избранности позволяет перешагивать все запреты…
В юности вообще пишется легко. И эти смутные стихи хорошо записывать на тонком женском белье.
Но не долго. Лет, так, до тридцати пяти. Пока это не превратилось в работу.
Ведь с годами что-то меняется...
И слегка седеющему поэту уже хочется записывать свои чеканные строки на отутюженных манжетах губернаторских сорочек. На крахмальных скатертях премьер-министра. Или на атласном жилете владельца крупной кинокомпании.
Но к этому времени поэт уже прочно сидит в редакторском кресле, утонув с головой в редакционной текучке.
Это положение даёт ему маленькие деньги и маленькую власть, позволяющую слегка прижимать юных стихотворцев, которые в своём ощущении избранности иногда становятся слишком распущенными.
Редакционная текучка уносит поэта из привычного мира поэзии. И когда-нибудь она непременно приведёт его к прозе...
А прозу надо писать в деревне.
Зимой. В полном одиночестве. Рядом с печкой.
Чтобы никто не мешал.
Чтобы в любой момент можно было сунуть рукопись в топку. Выйти на крыльцо, выдохнуть из себя усталость и раздражение и вдохнуть чистый зимний воздух.
Время пройдет, и сгоревшее произведение будет вспоминаться как что-то чистое, нежное и недоступное, к сожалению, утраченное нами навсегда.
И воспоминание об этом жизненном эпизоде будет пропитано лёгкой и светлой грустью.
Но через много лет поседевший и обрюзгший автор, вглядываясь в гладкие строчки своей последней рукописи, вдруг вспомнит тот давний день, раскалённую печку и горящие листы бумаги, и невольно подумает: ведь мог же когда-то...


ПОСЛЕДНЕЕ ТЕПЛО
Печь протопилась.
Две обгоревшие головешки дотлевают в топке.
И я беру кочергу и подкатываю их друг к другу.
Они вспыхивают на несколько минут ярким пламенем, чтобы тут же превратиться в пепел.
Так и мы в свои последние годы тянемся друг к другу. Не из страха одиночества, а просто потому, что есть эта неиссякающая потребность в этом чувстве родства, потребность кого-то любить, жалеть и о ком-то заботиться.
Конечно, это уже не тот огонь, что был когда-то в молодости.
Молодость всегда горит жарче и сильнее коптит.
Наш прощальный огонь — чище.


СНЕГ
Ночью подул тёплый ветер, и можно было стоять в непроглядной тьме и вслушиваться в тишину, ощущая пожелтевшую траву под ногами и бледные кленовые листья, рассыпанные в этой мокрой траве, и молчание леса где-то за огородом.
И в этой влажной темноте было слышно, как тает вчерашний снег, исчезает, уходит в землю...
А под утро началась метель.
Снег летит горизонтально, облепляя столбы, стволы деревьев, заборы. Липнет на стены и заметает крыльцо.
За окном — белая-белая дорога плавным зигзагом уходит в почерневший лес. И на этой белой дороге не видно ни одного человеческого следа.
Путников нет, и теперь эта дорога уже никого и никуда не ведёт.


ХОЛОД
Поздняя осень...
Или начало зимы?
Я сижу в своей маленькой избушке и что-то пишу при свете настольной лампы, не совсем понимая, надо ли это делать…
А когда-то, лет двадцать назад, в эти ноябрьские дни, мы с моим старым другом под липнущим мокрым снегом сталкивали лодку в воду, заводили мотор и спускались вниз по реке.
Причаливали к пустынному берегу.
Разжигали костёр на сыром холодном ветру и ставили чайник.
Мы бродили по песчаной отмели в тяжёлых болотных сапогах, волоча по дну мелкую сетку, чтобы поймать малька.
А потом закидывали свои снасти, надеясь, что этим мальком мы сможем соблазнить какую-нибудь крупную рыбу.
Пили спирт, чтобы согреться, и спали в лодке или на песке возле костра, завернувшись в жесткий брезент. К утру брезент замерзал и тогда при каждом движении он начинал хрустеть и громыхать, словно тонкая жесть.
Бакены уже были убраны, и на реке было тихо. И такая же тишь царила на вымытом дождями берегу. Только серая вода нежно облизывала песок мелкой убегающей волной...
Друг мой умер...
И нашей лодки давно уже нет...
Та вода утекла, и её невозможно догнать.
И давно прогорел костёр.
Только белый туман всё еще покрывает дальние берега, и тёмные воды струятся под ним.
До первого дуновения ветерка.
До первого тонкого льда.


ЗАБЫТЫЕ ТРОПЫ
Да, мой друг!
Ты помнишь нашу охоту?
Запах животного на звериной тропе?
Как острой палкой и осколком камня мы колупали глину, готовя ловушку на мамонта?
Помнишь его длинную спутанную шерсть и хобот — как армированный шланг?
А потом мы грызли этот резиновый хобот, собравшись у костра — голым телом на голой земле. И те, у кого уже совсем не было зубов, разбивали кости, высасывали мозг и пили тёплую кровь…
Помнишь наших деревянных богов — за черным лесным урочищем, на высокой песчаной горе? И этот солнечный свет, падающий отвесно сквозь ветви и хвою сосен?
И страх, что несли мы в себе, приближаясь к этому тайному месту? Потому что боги не всегда соглашались с нашими просьбами. И тогда уже не к кому было обратиться...
Помнишь наши походы, когда мы устраивали налёт на своих дальних соседей, чтобы добыть себе жен и детей?
И это острое возбуждение тела, когда сводит скулы, раздуваются ноздри и что-то болит под ребрами от срывающегося дыхания…
А теперь мы уже никуда не стремимся...
Помнишь свежий ветер и тяжесть металла в руке, когда на лёгких лодках мы нападали на вражьи эскадры? И вражеские суда, разбегающиеся врассыпную, как только они увидят нас?
Но мы успевали их догнать, чтобы пустить в дело этот металл, оттягивающий пояс и руку, услышать плотный запах крови, увидеть ужас в чужих глазах…
И сбросить мёртвое тело за борт.
Тот торжественный вздох толпы, встречавшей нас на высоком берегу...
Скрип сохи, вгрызающейся в набухшую землю, и трудное дыхание уставшего животного...
Звук колокола, который напоминал нам о том, что в этом мире ещё есть святые места и это значит, что жизнь ещё не иссякла...
А потом всё прошло...
Куда, всё прошло?
Где наши старые друзья, стоявшие плечом к плечу под градом стрел?
Где те молодые мужчины, что ходили с нами в разведку? И тогда мы ещё умели угадать спрятавшегося врага по вязкому запаху страха, что стелился по земле, пробиваясь сквозь плотную зелень зарослей…
Где те зелёные холмы, в которых мы закопали добытое в бою несметное богатство? А потом не смогли вернуться за ним…
Наши жены, обнимавшие нас в отсыревшей ночной траве? Дети с внимательными глазами будущих охотников?
Высохли наши реки и заросли тропы…
Ты сидишь, молча глядя в экран монитора, разложив свою белую бороду на узкой груди.
Я сижу и смотрю в лист бумаги.
На двоих — семь зубов. С каждым годом все меньше и меньше.
Зять ворует в пожарке...
Дочка в третьем разводе. Опять...


ТИШИНА
Осенью по железной крыше ходила ворона. Босиком. И громко стучала ногами.
А потом выпал снег. Накрыл огороды и крыши, и теперь не слышно, ходит там кто-нибудь, или нет?
Не знаю...
Наверное, кто-нибудь ходит.
Может быть, ангелы.
Может быть, не босиком, — в тёплых фетровых валенках, в лёгких шубейках…
И поэтому в доме такая тишина...


ПУТЬ
Я когда-то родился, но теперь эта дата даже мне самому уже мало что го-ворит.
Я лежал и спал в пятиугольной комнате на старом, окованном железом сундуке, и видел волшебные сны. И надо мной склонялись женщины и укутывали меня одеялом.
А потом я подрос. И сел читать книги.
И когда я читал, мне казалось, что жизнь — это бесконечный ряд удивительных событий, и тогда я думал, что зависть, жадность, подлость и ложь — это выдумка, литературный приём.
Потому что жизнь выглядела бы слишком некрасиво, если бы все эти вещи существовали на самом деле. Но в книгах они нужны.
Ведь без них не случилось бы столько захватывающих приключений…
А потом я подрос ещё, и какая-то неведомая сила вытолкнула меня в жизнь — иди и смотри.
И я вышел из дома, и уже никогда не смогу вернуться.
Первые деньги я выиграл в карты.
Потом я чеканил екатерининские монеты и продавал их коллекционерам. Монеты были красивые, и у коллекционеров от волнения тряслись руки. Но жизнь шла, и я сменил тысячу занятий. Иногда мне платили деньгами, иногда — словом «нет».
Теперь я не стал бы заниматься этими играми. Но мне давно уже понятно, что только честный эксперимент может дать нам чувство уверенности. В чем-то. В чем-нибудь.
И это создаёт точку опоры.

Я был новенький, как копейка, и смотрел на жизнь во все глаза.
Жизнь тоже была новенькой.
И она сверкала алмазными гранями.
Я смотрел на неё, как на сюжет приключенческого романа, и этот сюжет развёртывал предо мной свои волшебные линии.
Мир сплетался из этих линий, и их неожиданные повороты дарили меня всё новыми и новыми приключениями.
И тогда я не знал, что в этих линиях можно запутаться, что можно заблудиться в этом бесконечном лабиринте.
И не знал африканской поговорки:
«Ноги, которые не стоят на месте, обязательно наступят в дерьмо».
Я увидел те вещи, о которых читал, и увидел такие, которые трудно найти в книгах. И мне тоже не обо всём хочется писать.
Но на каком-то перекрёстке судьбы моя жизнь потускнела. Я сделал шаг — и вступил в сумерки.
События стали повторяться, и каждый повтор приносил всё новые и новые огорчения. Я ходил по этому кругу и не видел никакого выхода. И сама жизнь казалась мне бесконечной и бессмысленной.
Это потом мне стало понятно, что жизнь — всё та же. Она по-прежнему сплетает свои золотые нити. Но это я потускнел, и это в моих глазах померк свет, и поэтому мне кажется, что наступила тьма…
И жизнь снова стала светиться. По уже совсем иным светом...

И я снова увидел красивых женщин.
И я снова заметил, что растёт трава и цветут деревья.
И ветер посвистывал в этой траве, и рыба плескалась в речной воде. И в самой нелепой песенке можно было увидеть следы каких-то древних мелодий...
Жизнь была так знакома, что уже нечего было бояться.
Мир восхищал, и этого восхищения было так много, что уже не хотелось хвататься за вещи. И совсем не хотелось копить, хранить и иметь.
Жизнь длинна, и большое имущество тяжело тащить до могилы.
Есть другие, и они по-прежнему торопятся жить. И поэтому сделают те глупости, которые мы не успели.

Когда-то и я бежал, боясь отстать от событий. И мне очень хотелось всё увидеть, всё потрогать и во всём поучаствовать.
И я ничего не успевал сделать.
Теперь я знаю, что можно уже не торопиться. Мир течет мне навстречу широким потоком, не затихающим ни на минуту.
И глядя на лица, я начинаю понимать, что несколько раз жизнь сводила меня с удивительными людьми. И это было большим везением.
Наше время идёт. Мы стареем. И постепенно начинаем понимать, что те мелкие пустяки, которые мы привыкли считать прозой, были необыкновенно поэтичны.
И мы были свидетелями великих свершений. И рядом жили необыкновенные люди...
А потом они умерли. Все.
И мы рассказываем о них другим.
Но у этих, других, жизнь — проза...
А потом меня спрашивают: художник я — или писатель?
Но это пустой вопрос. Я — тема для разговора, и вместо биографии у меня — сплетня.

В этой жизни очень важно, на что человек настраивает себя.
Если он любит деньги, жизнь его не обманет. Он увидит реки денег, текущие мимо него.
Если он любит удовольствия, он однажды проснётся в чужой постели, и ревнивый муж вернётся из командировки.
Если он любит жалеть себя, жизнь не даст ему передышки. Повод будет всегда под рукою, пока он не захлебнётся в этом слёзном потоке.
У мента украдут дубинку.
А крутой встретит крутого, который окажется ещё круче. И тот выстрелит на секунду раньше…

Мы любим поговорить о жизни.
И высказываем очень разные суждения.
И многие из этих суждений давно затёрты до блеска.
Но мы всегда забываем, что жизнь глубоко эстетична.
А красота хрупка. И прикасаться к ней следует очень осторожно.
И я хочу подвести черту. И сделаю это в трёх словах:
— Всё некрасивое — бесполезно.


РОДНЫЕ МОГИЛЫ
Где ты, родина русского поэта?
Там, в туманной дали, куда холодной осенней ночью уводит нас лунная дорожка.
В вое ветра в холодной печной трубе...
Где вы, великие предки?
Здесь, здесь, под ногами, в этой сырой земле.
Здесь спит Пушкин под толстым земляным покрывалом, смежив веки на усталых глазах. Спит насмешливый Гоголь, свернувшись калачиком в тесной деревянной постели и укрывшись лохмотьями непривычного парадного костюма.
Спит бессмертный Державин, величественный даже во сне. Спит Сумароков, прижимая тонкой ладонью свою сверкающую звезду к давно остывшей груди.
Спят Ломоносов и Тредьяковский, спят и светлый Татищев и мрачный историограф Щербатской. И где-то рядом отдыхает от тяжких трудов светлейший князь Потёмкин-Таврический...
И тут же, в этом покойном царстве, тихо спят их усталые внуки.
Спит нищий Хлебников, ухватившись белыми пальцами за угол дырявой наволочки с потерянными в нашем мире стихами.
Закрыл глаза уставший смотреть Врубель, захлебнувшийся, навсегда, утонувший в бездонной глубине мерцающего красотой мира.
Спит ясный Есенин под багряным одеялом осенних листьев молодых клёнов и промёрзших на холодном ветру осин.
Зябко спит прозрачный Филонов, созерцая в голодном сне тихое сияние мирового расцвета...
Спят тысячи неизвестных, чьи имена давно уже унесло вечное течение реки времен.
Только тень Аввакума молча бродит, тоскуя в этом безмолвном царстве, встревоженная запахом беды.
И рука Ермака, напрягая сухие жилы, нервно тянется к ржавому клинку...

Где твои защитники, Россия?
Где их тяжелые ножи и гранёные штыки?
Отчего не стреляют пищали и не слышно победного рёва на твоих дымящихся рубежах?
Где наш князь Александр Невский?
Где наш доблестный Дмитрий Донской?
Отчего не сверкает огненный взор Александра Суворова и молчит Михайло Кутузов?
И Ермолов тоже молчит...
Спит усталая Россия, спит.
Сгнили по складским углам деревянные лафеты орудий. Съела ржавчина звонкую сталь клинков. И уже чеканится из алюминия золото боевых наград...

Где твои адмиралы, Россия?
Где герои Гангута и Чесмы?
Какие берега наносят они на свои морские карты?
И как в этом сером тумане разыскать нам следы их прославленных кораблей?
Но молчит морская вода...
Только черные волны набегают на залитый мазутом песок. И подводные лодки ложатся на дно с прощальным призывом: SOS!..

Спит усталая Россия. Спит...
Спит бурьян, освещенный луной, на просторных огородах оставленных людьми деревень.
Спит холодная земля непаханых полей, уже подёрнутых сорным подлеском. Только рыщет зверь среди мелких осин, да зрачок браконьера вспыхивает в предрассветной темноте...
Спят покосившиеся кресты на забытых могилах давно заброшенных кладбищ. И в этой промозглой мгле, меж крестов и могильных плит бродят с фонарём и лопатой серые тени потомков...
В поисках случайной удачи...
Медный крестик, золочёные пуговицы или обручальное колечко...
Или — чужая звезда с россыпью драгоценных камней...
100-летие «Сибирских огней»