Вы здесь

Порталы в литературу, или Куда п(р)одаться автору

Файл: Иконка пакета 11_bad.zip (32.97 КБ)

Книга живая, но электронная

По данным Всероссийского книжного рейтинга, в первом полугодии 2022 года впервые за долгое время бумажные книги обошли по продажам электронные. К сожалению, это было связано не с ростом популярности бумажных книг, а с резким повышением цен на бумагу и краски. Кроме того, ряд электронных сервисов отказался от работы с российскими платежными системами из-за санкций. Поэтому проигрыш «электронки» временный.

Электронные книги завоевывают все более сильные позиции на книжном рынке, и это еще без учета продаж на условно «самиздатовских» площадках, где книги выкладывают сами авторы. Авторы не только предлагают читателям готовые книги, но и продают их поглавно, почти в режиме реального времени, когда свежий кусок текста выкладывается в Сеть сразу после написания. Такова сетевая «мода». Сложилась она самостийно, авторы на литературных площадках в основном российские или русскоязычные — не только из стран бывшего СССР, но и со всего мира. Читают и покупают книги такие же русскоязычные читатели.

Всероссийский книжный рейтинг не учитывает массу отечественных авторов, отрезанных от «большой литературы». Он составляется на основе данных интернет-магазина Ozon, сервиса электронных и аудиокниг «ЛитРес», книжного сервиса по подписке MyBook и объединенной розничной сети «Читай-город — Буквоед». Потому в лидерах продаж остаются зарубежные издания. На каждые десять проданных книг российских авторов приходится сорок книг зарубежных.

Зато российские авторы царят на вышеупомянутых литературных порталах вроде Author.Today, «Литнета», «Литмаркета» или «ПродаМана». Это площадки, где автор может продавать свои книги. Еще есть бесплатные площадки, где можно найти читателей, — «Фикбук», «Проза.ру», «Самиздат» и иже с ними.

Как преданный «житель» сайта Author.Today (далее АТ. — К. Б.), я наблюдаю, как сюда переходят «бумажные» авторы сюжетной литературы. Успешно осваивают АТ такие «киты», как Сергей Лукьяненко и писательский дуэт Олди (Евгений Лукин и Святослав Логинов), Ник Перумов и Алексей Пехов.

Почему российским авторам сюжетной прозы приходится становиться издателями самим себе? Зачем им искать читательскую аудиторию, выбирать подходящую сетевую площадку и заниматься саморекламой? Я не могу делать абсолютных выводов, но могу поделиться опытом выживания в Сети. Возможно, это даст ответы на какие-то ваши вопросы.

Как это было

Когда в далеком 2003 году у меня созрел замысел романа в жанре космооперы, я сразу понял, что идти мне с ним некуда. Серьезные писатели, состоящие в региональных отделениях Союза писателей России (СПР), фантастику за литературу не считают. Тогда как для сюжетной литературы в духе «Звездных войн» (такой роман еще можно попытаться пристроить в издательство) мой роман слишком «тяжел». Кроме космического антуража, там имелась масса философии, мистики, эзотерики, да и сюжетное построение вышло сложнее, чем принято.

Главный герой — не условный «космодесантник» из далекого будущего в духе очень уважаемого мною Хайнлайна, но sapiens sapiens, мозг и психика которого давно изменились. Корабли не были похожи на корабли из «Звездных войн», и «стрелялки» пиу-пиу в космосе тоже не было... В общем, сплошной провал.

Когда роман «Дурак космического масштаба» был написан, я разослал его по издательствам, и мне ответили вполне ожидаемо: «Неформат». Поясню, что «неформат» — это текст, не подходящий аудитории, которая сформировалась вокруг издательских серий. Кто будет открывать новую серию под никому не известного автора — ноунейма? Вот издательства и не рвались заниматься продвижением нераскрученных новичков. Они «разбирали» остатки авторов, которые сумели пробиться сами. А дальше переключались на переводную литературу. Продажи бумажных книг сокращались, но и риск убытков тоже.

Пришлось нам с романом выживать в Сети самостоятельно. Писал я свою первую космооперу прямо на сайте «Проза.ру». День-два-три — пишешь очередную главу, заливаешь на сайт и с удивлением видишь, что книгу читают. В Сети подрастал новый пласт читателей — тех, кто читает продами — кусками свеженаписанного текста. Прода — знаковое слово для сетевой литературы. Прода — это сокращение от слова «продолжение».

Ну нравится людям утром за завтраком или во время поездки на работу зайти на страницу любимого автора и прочитать очередной кусочек «с пылу с жару». Впрочем, это всегда нравилось людям. Романы-фельетоны печатали как в бульварных, так и солидных газетах позапрошлого века, обрывая повествование на самом интересном месте. Так человек устроен — он хочет получать самое свежее, самое горячее и в литературе. За это он согласен терпеть непростую борьбу торопливых авторов с опечатками, орфографией и пунктуацией.

Как это стало

На «Прозе.ру» у меня появились преданные читатели, живые развернутые комментарии, а не просто «автор, где прода?». А дальше мой путь лежал на «Самиздат» Мошкова, а следом на Аuthor.Today, поразивший удобством выкладки «по главам».

Сейчас солидная аудитория литературных сайтов любит читать роман по главам, желательно по главе каждый день. Поэтому успешный самиздатовский автор пишет быстро, много, плюс учитывает меняющиеся интересы аудитории. В моду постоянно входят новые сюжеты, темы, поджанры. И за всем этим нужно успевать.

С другой стороны, писать и размещать в Cети можно все что угодно. У любого текста есть свои читатели. Важно найти их и собрать на своей странице. Но чтобы заработать на сочинении сюжетной литературы, нужно успевать писать, учитывать тренды, а также учиться писать динамично и увлекательно, со всеми новомодными крючками и клиффхэнгерами. Это когда повествование обрывается на самом интересном месте, а продолжение только завтра.

Сколько зарабатывают сетевые авторы? По моим наблюдениям, Cеть может давать больше средней зарплаты в регионе. Все инструменты для этого отработаны. Литературные площадки предлагают авторам вполне адекватные договоры, оформить самозанятость, чтобы оптимизировать налоги, тоже несложно.

У меня есть друзья, которые живут писательством. Только чтобы хорошо зарабатывать — и здесь нужно вкалывать: работать без больничных и выходных, следить за читательскими интересами, писать то, что хочет читатель, а не что хочется тебе.

Мои проблемы заключались в том, что я хочу писать сложную философскую фантастику, с которой сейчас не берут «ни в умные, ни в красивые». То есть ни на полки книжных магазинов, ни в топы по продажам на сайтах. К счастью, у серьезной фантастики на литературных площадках есть свой преданный умный читатель. Однако «жить с пера» у меня бы получилось, только если бы я начал «творить» в популярных жанрах.

В Cети я долгие девятнадцать лет. За это время было написано много хороших текстов, часть из них попала и на бумагу, а электронные книги стали серьезно теснить печатные. Теперь все больше авторов приходят в Cеть с новыми интересными проектами, надеюсь, за ними будет подтягиваться и серьезный читатель. Тот, что еще бродит по книжным магазинам в поисках новых идей и тенденций. Не бродите — самое горячее сейчас в Cети. Будущее за электронными книгами и литературными площадками.

За площадками — потому что издательства упустили российских авторов жанровой литературы. Они не захотели возиться с новыми жанрами и отслеживать последние тенденции. Вследствие чего авторам пришлось осваивать Сеть. Теперь авторам удобнее заключать договор с интернет-площадкой, минуя посредника в виде издательств.

Конечно, печатная книга не исчезнет, не будет совсем вытеснена электронной. Любители «настоящей целлюлозы» останутся, как остаются те, кто любит посещать театр в век кинематографа и ходить в гости в век соцсетей.

Электронные книги объективно занимают в нашей жизни все больше места. Иметь большую библиотеку накладно, а вот библиотеку в компьютере объемом 33 гигабайта, как у меня, может себе позволить каждый, у кого есть компьютер. Нет компьютера — читаешь книгу через смартфон в приложении или на сайте. И авторы давно пишут тексты в компьютере.

Почему это интересно

С некоторых пор момент издания на бумаге стал ненужным шагом. Нет ничего проще, чем превратить электронный текст в электронную книгу и залить в Cеть. Вычитка? Редактура? Об этом тоже можно договориться в Cети.

Издательство становится ненужным препятствием. Даже если сетевым авторам «бумажные» издательства предлагают напечатать тираж, а такое происходит все чаще, они не рассчитывают его продвигать и рекламировать. Предполагается, что автор будет самостоятельно писать блоги в социальных сетях, давать ссылки и «продавать самого себя». Таков мир.

Читатели тоже приспособились. Сначала им было непривычно покупать электронные книги прямо у автора, но они привыкли и оценили свои «плюсы». С автором на сайте можно поговорить, указать на опечатку, получить от него подарок — чибика. Это такой стилизованный рисунок.

Рожденному в эпоху традиционных бумажных изданий автору пока хочется подержать в руках свою книгу, напечатанную издательством. Но это поколение авторов скоро сменится. Или еще раньше сменится политика издательств, игнорирующая тысячи отечественных сетевых авторов.

Побольше площадок хороших и разных!

Так зачем литплощадки авторам? Во-первых, большинство авторов мечтает донести до читателей сокровенное — мысли, идеи, необычные сюжеты. Во-вторых, кому-то просто нужны деньги, а заработать жанровой прозой сейчас можно.

Авторов действительно можно поздравить — литературных площадок много, и они разные. Теперь автору, которого еще никто не знает, есть где выложить книги. И найти не просто читателя, но и покупателя. Может быть, это будет незначительная сумма, но это продуктивнее, чем обивать пороги издательств. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайтах вроде «ЛитРес: Самиздат», Author.Today, «Литнет», «Литмаркет», «ПродаМан», «ЛитГород», «Букривер», BIBLIO и многих других.

Где-то коммерческий статус — возможность продавать свои книги — вы получите сразу, где-то придется доказывать администрации сайта, что вас читают и согласны вашу книгу купить. Как это сделать? На вышеперечисленных сайтах есть личные кабинеты, где можно посмотреть, сколько часов читали каждый конкретный текст, сколько читателей добавили книгу в библиотеку, а значит, собираются вернуться к ней снова.

«ЛитРес». Самый масштабный из сайтов, где может разместить свои книги «автор с улицы», — «ЛитРес: Самиздат». Здесь достаточно зарегистрироваться, прислать фото с паспортом (это нужно для заключения договора с сайтом), разместить книгу в соответствии с правилами и, как только она пройдет модерацию, начинать продавать. Причем цену вы тоже ставите самостоятельно.

Хотя относительно жанров «ЛитРес» всеяден, он — единственная из площадок, где можно попробовать разместить «интеллектуальную прозу». Самый большой минус «ЛитРеса» — жадность. Автор получает 25 % с каждой продажи, если планирует размещать книгу на других сайтах, и 35 % — если она лежит исключительно на «ЛитРесе». Чтобы получить 70 %, обычные для других литературных площадок, нужно иметь 200 подписчиков и продать 200 книг за последние 90 дней. Неизвестному автору это сделать крайне непросто.

Еще одна проблема «ЛитРеса» — мутная система начисления роялти — так называется авторский гонорар. На сайте много акций, скидок, партнерских программ. Ваша книга будет участвовать в них без вашего одобрения. А гонорар в результате этих манипуляций превратится в мизерный. Важно учесть нюансы. На каждой из перечисленных площадок есть своя читательская аудитория. Если размещать книги, учитывая эту специфику, можно добиться хороших продаж и на «ЛитРесе». Он «любит» не художественную литературу, а нонфикшн. Это чтобы опытом поделились — как приготовить ужин, как написать книгу, как похудеть на 10 кг за 10 дней или как продвинуть свою книгу на сайте Аuthor.Today.

Поскольку я знаю эту литературную площадку лучше «Литнета», хотя они обе — вполне достойные конкуренты «ЛитРесу», о ней и поговорим.

Author.Today — самая лояльная к неформату площадка, потому меня сюда и занесло. Хотя книги выставлены и на других сайтах, это мой основной творческий ресурс.

Специфика АТ — «мужская» сюжетная проза. Здесь любят читать романы в жанрах боевой фантастики и фэнтези, альтернативной истории, ЛитРПГ, РеалРПГ, бояръ-аниме (произведения на стыке жанров боевых искусств, научной фантастики и магического фэнтези) и про попаданцев всех мастей. Это когда герой вдруг попадает в чужое тело или в альтернативную реальность. Большую часть этих жанров (вернее, поджанров) породила Сеть, не все литераторы слышали вышеперечисленные названия, но у читателей это пользуется спросом.

Особенности разных площадок

Есть площадки, заточенные под «женские» жанры — современный любовный роман, любовное, эротическое и юмористическое фэнтези. Это, например, «Литнет» и «Литмаркет». Таким образом, ведущие литературные площадки «гендерно самоопределились», выбрав «мужские» или «женские» жанры.

Между собой авторы величают женские любовные романы лыром. Впрочем, сегодня и «мужскую», то есть боевую фантастику и фэнтези, тоже стали называть лыром, только мужским.

Недавно коллега спросил меня: «Не устали ли читательницы от женских романов, не хочется ли им чего-то другого?» Нет, не устали. Лыр — фантастический любовный роман, современный любовный роман, юмористический любовный роман, эротический и далее по списку — не просто литература. Это литература, удовлетворяющая основные инстинкты читательниц.

Чего хочет женщина? Появления принца. Ее программа самореализации, зашитая глубоко в подсознании, — встретить мужчину, который будет для этой женщины самым-самым. И чтобы он обязательно выбрал ее. И чтобы она его перевоспитала так, как ей надо. И чтобы все ей потом завидовали... А поскольку человек не меняется, лыры не могут надоесть читательницам.

Меняется только мода на героя. Одно время, благодаря Стефани Майер и ее «Сумеркам», в моде был мужчина-вампир. Потом его сменил мужчина-дракон. А сейчас авторы любовного романа жалуются, что многовато стало «принцев Севера». Кстати, женские имена на обложках любовных романов на поверку часто оказываются мужскими, а авторов брутальнейшей мужской «стрелялки» — женскими. Главное — понимать тему.

Так же, как и на «Литнете», на АТ «мужская» сюжетная литература служит реализации иерархического инстинкта. Герой хоть ЛитРПГ, хоть бояръ-аниме должен самореализоваться и стать самым крутым в новом мире. Отсюда мода на попаданцев. Попаданец не может найти место там, где родился. И для самореализации попадает в прошлое, будущее, магический мир. Куда угодно, главное — стать востребованным.

Герой известного цикла «Унесенные ветром» Николая Метельского (сейчас пишется тринадцатая книга) Максим Рудов, ведьмак-разрушитель (не знаю, кто это, но суперкрутой и взрослый персонаж), попадает в тело восьмилетнего мальчика в альтернативной реальности, где есть боевая магия. Задача — найти себя заново.

Или взять героев в жанре альтернативной истории. Роман Рафаэля Дамирова так и называется — «Курсант: назад в СССР». Бывалый опер погибает, а его сознание переносится в далекий 1978 год, в тело советского старшеклассника. Задача — прожить жизнь заново, обладая уже взрослым опытом, навыками, памятью.

Силовик в теле подростка из прошлого или попаданец, делающий карьеру в милиции, — тема модная. О таких попаданцах часто пишут авторы, служившие в силовых структурах. На АТ это и Иван Шаман, и Николай Живцов (Базилио), и Вадим Агарев.

Есть большая когорта попаданцев-геймеров, попаданцев-врачей (мне запомнился «Зауряд-врач» Анатолия Дроздова) и, конечно, попаданцев в себя самих. Ведь каждому хочется исправить свою собственную жизнь, не всё же «СССР спасать»?

Среди романов про попаданцев «в себя» больше всего мне запомнились «Заметки на полях» Василия Криптонова. Это не только книга про попаданцев, но и просто хорошая книга. И в Сети встречаются яркие книги, способные поднимать философские проблемы, о которых и говорить-то начнут, может быть, лет через дцать. Бумажная книга суеты не любит, а Сеть примет все.

Нюансы поведения и возможностей

Прежде всего запомните магическое выражение «читательская аудитория». На каждом из перечисленных сайтов она своя. Не факт, что тот, кто выбился в популярные авторы на «ЛитРесе», сумеет собрать читателей на «Литнете» или АТ. Поэтому авторы выкладывают свои романы очень хорошо подумав и иногда заводят два-три псевдонима. Под одним псевдонимом пишут на «Литнете» любовные романы, под другим — «стрелялки» на АТ. Конечно, женский любовный роман или роман в жанре альтернативной истории можно выложить и на «ЛитРесе», читать их будут. Но «Литнет» и АТ дают авторам заработать на «хотелках» читателей.

Сеть очень живо отражает процессы реальной жизни, а за последние год-два многое изменилось. Современный читатель не требует, чтобы над книгой корпели редакторы и корректоры. Он хочет занимательного сюжета, героев, которые не боятся решать поставленные перед ними задачи.

На литературные площадки тоже повлияли санкции — раньше читатели из-за рубежа могли без труда купить книгу на любом русскоязычном сайте, сейчас есть трудности с оплатой. «Литнет» непосредственно пострадал от объявления СВО. Ему пришлось сменить хозяина, поскольку авторы не хотели размещать книги на сайте, владелец которого перечислял деньги для украинской армии.

Вот так, пока официальная писательская среда размышляла о патриотизме, презираемые ею сетевые авторы принимали непростые решения. «Литнет» покинуло множество патриотически настроенных авторов. Часть из них ушла на «Литмаркет», АТ и другие площадки, а часть организовала свою — «Литгород». Вы все еще не уважаете электронные книги и сайты, где их можно купить?

Итак, АТ — раздолье для мужских жанров. Резких, динамичных и странноватых. Начать продавать книги на АТ не так-то просто. Зато несложно разместить что-то бесплатно и посмотреть — будут ли книгу читать, появятся ли донаты. Донаты — это материальная поддержка читателями полюбившейся книги. На АТ вы можете указать свой электронный кошелек либо подключить «наградки» — функционал самого сайта. Благодаря ему читателю не нужно переходить на сторонний ресурс, чтобы подарить автору сумму по своему усмотрению. Рядом с книгой появится значок «наградить», а в личном кабинете автора отразится сумма пожертвования минус 10 % (такова комиссия сайта).

Вывести эти деньги автору АТ можно без комиссии на сумму от 100 рублей, хотя на большинстве сайтов минимальный вывод начинается от тысячи. Попробуй эту тысячу накопи... Кроме того, на АТ много доброжелательных читателей, можно вести блог, участвовать в конкурсах. Преимущество конкурсов АТ в том, что литплощадка поддерживает жанры, пока не очень востребованные у читателей. Например, был объявлен конкурс детектива и любовного романа.

Еще на АТ можно написать рецензию на любой роман, и она «прикрепляется» к нему. Рядом появится иконка — перышко, показывающая, сколько у романа рецензий. А еще на АТ вы можете сами организовать конкурс, и ваша фантазия ничем не ограничена.

Как и где писать, чтобы продавать

Итак, вы зарегистрировались или вошли через соцсеть на литературную площадку, начали обживаться. Выложили рассказ. Получили первые отклики. Что дальше? Если у вас есть романы, можно попробовать получить статус коммерческого автора. На рассказах это не выйдет. Покупают рассказы плохо.

Коммерческий статус на АТ можно получить двумя путями:

1. Автоматически, если у вас есть коммерческий статус на другом ресурсе или минимум две изданные в серьезных издательствах («Эксмо», «Армада», АСТ и другие) книги.

2. На общих основаниях, выполнив стандартные требования: от 30 часов чтения в день и от 300 просмотров в день.

Эти показатели должны держаться не меньше двух недель. То есть две недели вашу книгу должны ежедневно читать по 30 часов не менее 300 читателей. Трудно написать роман, который каждый день будут читать по 30 часов? А вы попробуйте. Не боги горшки обжигают.

Это не все, но лишь минимальные условия. Каждая заявка рассматривается администрацией в индивидуальном порядке. Кстати, не все «бумажные» авторы сумели покорить АТ. Интернет-читатели все-таки другие. Многие из них даже не знают, кто такой Перумов или Лукьяненко.

Пишущие под псевдонимом Генри Лайон Олди Дмитрий Громов и Олег Ладыженский с этой задачей справились. Вошли тихо, дверями не хлопали. А то заходили некоторые «бумажные» на АТ, убеждались, что репутацию здесь надо подтверждать, а то и копить заново, и уходили, чтобы... прийти снова.

Свою страницу на АТ открывал и закрывал Ник Перумов. Почитал местных топовых авторов, рассердился и ушел в закат. Даже слушать про возвращение не хотел (переписку на эту тему интернет сохранил), но потом взял и... вернулся.

Сергей Лукьяненко года три назад заходил интересно. Решил провести эксперимент: может ли хороший писатель инкогнито, без раскрутки, рекламы, пиара от мэтров, друзей добиться читательского интереса. По примеру успешных сетевых авторов АТ он начал писать роман прямо на сайте. Взял себе псевдоним Мастер Романов. Писал месяца два, не особо стараясь. Его немного читали, но по меркам АТ получилось не выше среднего. Это не результат, когда роман за первый месяц набирает пару сотен библиотек. Тем более что Сергей все же хитрил — стучался к коллегам, просил почитать творение «начинающего», дать отзыв. И Олди даже откликнулись. Они вообще отзывчивые.

Для меня такой старт был бы провалом, но Сергея Лукьяненко это не огорчило. Наоборот, он решил, что может «раскрутиться» с нуля. Только скучно ему стало долго писать инкогнито. Мол, роман получается интересным, издательство возьмет. Роман «Маги без времени» действительно вышел на бумаге, а потом появился на АТ. Теперь, когда там стоит имя Сергея Лукьяненко, читатели АТ его хвалят... А мы так и не узнали — может ли действительно хороший писатель пробиться с нуля, если не будет учитывать хитрого норова сетевой аудитории.

Таким образом, норов у площадки АТ есть. Здесь нужно работать, учитывать любимые темы читателей, особенности поведения героев, жанры… Но вернемся к коммерческому статусу, которого Лукьяненко за его эксперимент не дали бы, и книгу «Маги без времени» прочли бы два десятка ценителей хорошего слога. Только после получения коммерческого статуса на АТ (точно так же на «Литнете») автор может начать продавать свои произведения: как завершенные, так и черновики по подписке.

А вот «Литмаркет» всем разрешает ставить на книгу свою цену — заходи, пиши, зарабатывай. И не он один.

О реальных заработках

Самое сакральное — сколько можно заработать продажей книг? Мне рассказывали про миллионы, которые якобы получают топовые авторы перечисленных сайтов. Конечно, у каждой площадки есть свой Топ-100. В топ сайта попадают книги, у которых больше всего покупок и часов чтения. Давайте посчитаем. Откроем какую-нибудь книгу с первой страницы АТ.

Вот, например, книга Икс (названия раскрывать не буду). У нее 10 600 библиотек (столько читателей добавили ее в библиотеку), читают ее в среднем по тысяче часов в день. Цена книги 149 рублей. Это эксклюзив, т. е. автор получает 85 % от этой суммы.

Допустим, книгу купили 10 % от тех, кто положил ее в библиотеку. Пусть это будет тысяча читателей. За одну книгу автор получает 126 рублей 65 копеек (это его 85 %). Умножаем 126,65 на тысячу, получаем 126 тысяч 650 рублей. Это за одну книгу. А книг на странице автора тринадцать...

Может ли автор литературной площадки прожить «с пера»? Если заниматься текстом как основной работой, книга пишется два-три месяца. Кроме того, понадобится писать каждый день по главе страниц на пять, учитывать интересы читателей и не знать выходных. Проду от вас будут требовать каждый день. Если вы продали «подписку» на книгу, которая еще пишется, то вы в рабстве у читателей, пока не поставите конечную точку. Ведь они заранее заплатили за финал.

Таким образом, сетевая литература предлагает вариант, где автор уже не совсем подневольный и не бедный как церковная мышь. Ему есть на что жить и развиваться. Пока есть надежды на развитие, хоронить литературу рано. Ведь если существует литературная среда, в ней после «мелочи» заведется и крупная «рыба».

Засим я прощаюсь и отправляюсь дописывать роман. «Графомания!» — воскликнете вы. Как можно писать какую-то фантастику? Писатель должен идти по стопам Толстого и Достоевского! Может, и так. Но читатели мне часто пишут, что их мир изменился именно после прочтения «этих глупых космических боевиков про далекое-далекое будущее».

Всех обнимаю. До скорого свидания. Встретимся на страницах книг.

100-летие «Сибирских огней»