Вы здесь

Прокламатор, критик и Deus ex machina Интернета

Распространение Интернета для многих стало «культурным шоком». Это было сродни тому, что испытывали люди с появлением железной дороги или самолета. Скорость обмена информацией увеличилась в разы. Мир стал меньше и вместе с тем полифоничнее.

Возможность практически мгновенного донесения информации взломала традиционную связь между писателем и той идеологической средой, которая отвечает его индивидуальным духовно-нравственным ценностям. Открыто говоря, каждый сам стал писатель и издатель собственного творчества, пропала необходимость «заявлять» о себе в различных литературных сообществах.

Как теперь дебютируют авторы? Для многих пишущих отправной точкой являются литературные интернет-порталы «Стихи.ру», «Проза.ру», «Изба-читальня», «Литпричал», «Самиздат», личные группы и страницы в социальных сетях.

«Сетевые авторы» объявляют миру (прокламируют) о своем существовании весьма слабыми текстами. Зачастую, они не признают литературных редакторов. Тексты публикуются с большим количеством ошибок. Такие «писатели» не замечают недостатки в своих трудах, так как плюсы перевешивают. Важнее всего «неисчислимое» количество читателей, рецензии, признание. Кстати, рецензии создатели литературных порталов включили с видом на оценку критиками, но все свелось к банальному «нравится — не нравится» без всяких обоснований, а иногда и к возможности «пропиариться» самому, в пух и прах разбирая другого, не без помощи обсценной лексики.

Появилась тенденция к стихотворному тексту подбирать красивую картинку и музыку, ставить ссылки на сделанные плейкасты или пародии своих стихотворений. Это само по себе имеет определенную ценность, если стихи хорошие, картинка только подчеркивает мысль стихотворца, глубину его воображения, но чаще бывает так, что только изображение феерично на фоне «безликого» текста.

«Сетевая литература» породила и своеобразную «фабрику звезд» писателей и поэтов. Однако нельзя сказать, что любой человек на литературных сайтах с тысячей читателей это литератор. И следует понимать, что сборники с разных литературных сайтов печатаются на платной основе. Писатель не платит за публикацию своих произведений, наоборот — платят ему.

Следует также понимать, что у каждого текста (будь то проза или стихи) есть критерии качества. Основные из них — средства художественной выразительности (образные — метафоры, сравнения, символы и т.д., и на уровне синтаксиса). Горе-прокламаторы-литераторы имеют только одно желание — во что бы то ни стало прославиться на поприще литературы (а это именно суть литературной прокламации). Однако создание художественных произведений — великий труд.

Сетевые авторы выкладывают в основном религиозно-философские трактаты, мемуары различной «болевой этимологии», где повествуется о несправедливости, которая происходили в их жизни. «Писатели» не анализируют, не соотносят происходящее с различными временными вехами, политическим строем, просто дико рыдая над своей болью. Встречаются также подражательные произведения различной тематики. Не раз попадались мне популярные стихи не столь известных поэтов под именем сетевого автора. Тем не менее, чаще всего превалируют именно авторские тексты, в которых полностью нивелируется самобытность творцов. Объясню: читаешь одного автора — слезы, боль, знакомый мотив, кликаешь на другого — та же история, просто 100-процентное совпадение! Просто диву даешься.

К слову сказать, такое совпадение встречается не только в любовной тематике, гражданская, религиозная, философская лирика разных авторов — будто копии друг друга.

Да, эпоха глобализации, в которой мы все живем, стирает понятия принадлежность, идентификация, родина, порождая человека, который не оперирует категориями идей, не преобразует мир. Тексты, в которых нет личностной основы, ощущения мира и себя в нем, — руда, заготовки. В итоге — тысячи прокламаций, и складывается ощущение, что взорвалась некая плотина и из всех компьютеров льется вода. Серая, безликая, «мертвая вода». На миллионы текстов — редкий живой источник. Авторы «захлебываются славой», которую сами себе и придумывают. Одни размахивают свежеизданными платными сборниками с литературных сайтов на местных телевизионных каналах, другие устремляются в различные союзы писателей, которых в наше время великое множество.

Несомненно, что произведения, вольно размещаемые на просторах Интернета, возможно назвать лишь «записками», без канвы и коллизии. Сетевые авторы не хотят понимать, что для того, чтобы считаться литератором, нужно попасть в список-канон. Иначе говоря, и читательское признание не гарантирует признание литературоведами, критиками и издателями.

Впрочем, интернет-автор сам себе издатель. А количество положительных «лайков» можно искусственно накрутить. Но такова стихия Интернета, где все равны.

Технологии Интернета сузили мир до шаговой доступности, увеличив читателей и упразднив границы. Количество информации, идей, текстов и мнений превысило возможности воображения человека. Не нужно обожествлять информационные технологии. Интернет — это всего лишь электронное средство связи, используемое вычислительной техникой. Это новые возможности, в том числе и для писателей и поэтов Сибири. Это способ сохранить литературные достижения, произведения прошлых эпох заново обрести, но уже в электронном варианте. Для современников это реальная возможность привлечь читателей.

Остановимся и рассмотрим подробнее, какие возможности предоставляет Интернет для писателей и поэтов Сибири.

Литератор — это все-таки человек-рупор, человек «без кожи», человек-мессия. Вспомним Пушкина — «глаголом жечь сердца людей…», ключевое слово жечь, а это значит пробуждать людские души, делать людей светлее, нравственнее, ослаблять инстинкты.

«Побуждать» невозможно без знания о законах, по которым строится литературное произведение. Взявший на себя ответственность «пробуждать прекрасное» должен быть блестяще образован. Знать историю мировой литературы, ее основные вехи и направления. Искать новые идеи, новых героев. Не заниматься простым бытописанием.

«Русская литература по своему положению географическому, политическому есть судилище, приказ Европы. Беспристрастие и здравый смысл наших суждений касательно того, что делается не у нас, удивительны — примеры тому», высказывает Александр Сергеевич Пушкин (из заметок «История поэзии» С. П. Шевырева»). Дмитрий Лихачев продолжает эту мысль: «Что называл он судилищем? Какой суд имел в виду Пушкин?». И тут же дает ответ: «Присматриваясь к произведениям Пушкина, мы замечаем, какое большое место в них занимают опыты освоения иностранной поэзии, не просто переводы, но «подражания», извлечения наиболее ценного. Здесь лучшее, что было создано на Западе и на Востоке: тут и подражания древним авторам — Овидию, Сафо, Гомеру, и средневековым, и возрожденческим, и Шекспиру, и Гете, и Байрону и др…Пушкин судья и тогда, когда стремится разобраться в наиболее драматических коллизиях русской истории, где народ сталкивается с государством, и тогда, когда обращается к наиболее своеобразным личностям русской истории — Борису Годунову, Петру, Пугачеву. Он не только следует другим. Он и создает образы для следования…».

Сибирь — это место стыка народов, великий котел, в котором все кипит. Торговцы, чайный путь, пушнина.

Сибирь — это место ссылки, в том числе и интеллигентов, которые оставили след в культуре края.

Сибирь — это место стройки транссибирской магистрали, ее ветви кругобайкальской железной дороги, Кузнецкстроя.

Самобытность Сибири уже существует, ей не нужны «образы для следования». Самобытность края проявляется и в эпосе малочисленных сибирских народов, очень востребованном в данное время в Европе (следовательно, наоборот, Европа черпает из Сибири), и в распространенном в 20-е годы в советской литературе «производственном романе», где описывался подвиг людей, занятых «великими стройками» (в Сибири несколько великих строек). Неисчерпаема тема человека и природы: кто же такой сибиряк — жестокий покоритель и расхититель природных недр Сибири или все-таки хранитель и ценитель ее суровых красот? Кто такой сибиряк? В чем проявляется «сибирских этос»? В терпении к невзгодам и в способности совершать поступки, или умении «пить водку графинами»? Или все-таки сибирский дух в способности сочетать «традиционность» с упорным стремлением быть созидателем — строителем «нового лучшего мира»?

Произведения сибирских авторов о жителях Сибири с их противоречивым характером свободолюбцев-каторжников, романтиков, трудяг, гениальных творцов и государственников могут раскрыть миру эту загадку «сибирского духа». Духа простоты и суровости, мистической загадочности, силы и первобытной мудрости. Ведь о чем бы ни писали сибиряки, о казаках-первопроходцах, о строителях новых городов, о искателях сокровищ древних ханов и сокрытых природою богатствах, о простых людях, мальцах, стариках и девушках, этот дух всегда будет сопровождать читателя. Ибо такова сама история Сибири, в настоящем, прошлом и будущем. Все это нужно и должно развивать.

Что до подражаний основным литературным тенденциям и направлениям, в этом и завязли сибирские авторы. Встречаются подражатели пессимизму Ремарка и черному настроению Кафки, а то и просто некоторые творцы черпают силы из русского сентиментализма «Бедной Лизы» Карамзина, например. Однако, у Сибирской литературы иной путь, далекий от навеянных идеалов европейской культуры.

Предназначение сибирской литературы — раскрыть свою самобытность, обратившись к истории освоения края.

Приведем в пример кузбасского писателя Михаила Кривошеина. Критик Владимир Арнаутов считает, что герои Михаила сродни героям Василия Шукшина, просты в обхождении, где-то неграмотны, по-своему смешны, афористичны.

Герои повествования «Бедная Нюра» писателя Михаила Кривошеина не типичные, «собирательные» образы, а конкретные люди, родители Михаила. Они одни из первых осваивали сибирские земли, были спецпереселенцами. Семьи, под конвоем засланные в Сибирь, чем не тема для сибирской литературы? Где в канве повествования — неприкрытая правда истории освоения нового места жительства.

Таким образом, Сибирская литература для своего развития и сохранения самобытности, должна дистанцироваться от любых явлений глобализации, которое наиболее отчетливо проявляется именно в мировой сети. Интернет порождает некое общее информационное и идеологическое пространство, в котором Сибирской литературе легко затеряться. Однако Сеть (Deus ex machinа Интернета) — это ящик Пандоры, дары Данайцев и одновременно крылья Икара, позволяющие взмыть в небеса, к мировому признанию. Это шанс получить признание не только в пределах Сибирского региона, страны, но и за ее пределами.

Кто же сможет возвысить или похоронить в Интернете Сибирскую литературу? Читатели или сами авторы? Время, как говорится, покажет все.

Вернемся к мысли, что дает Интернет-пространство хорошему писателю. Как вы думаете, появятся ли свои властители дум, кумиры миллионов в Интернете?

Такое событие некоторое время назад уже произошло в Америке. Да, Сетевая литература явила миру ряд американских авторов-фантастов. К ним, с некоторой осторожностью, относится и Джордж Мартин, автор саги «Песнь Льда и Пламени», экранизированной компанией НВО под названием «Игра престолов». Почему с некоторой осторожностью? До «бешеной» популярности «Песни Льда и Пламени» Мартин преимущественно работал в жанре научной фантастики, который несколько отличается от жанра произведения, прославившего его. Сага «Песнь Льда и Пламени» не окончена, а первые ее главы увидели читатели в интернете. Разрывая все создавшиеся стереотипы вокруг понятия «Сетевая литература», американские авторы-фантасты идут в ногу со временем, которое, ни много ни мало, диктует свои условия, а именно: доступность каждому, популяризаторская основа и интересный сюжет, за которым кроется подчас не сразу заметная, но серьезная осведомленность автора в различных областях науки, истории, культуры, психологии и т.д. В современной действительности найдется место для всего, смею вас уверить, но профессионализма еще никто не отменял.

Обособится ли Сетевая литература от традиционной? Благодаря некоторым факторам, однозначно — нет. Процессы взаимовлияния и объединения традиционной и сетевой литературы идут полным ходом. Появилась блог-литература, ее новшество в том, что заметка умещается в один интернет-лист, читатель может ознакомиться с текстом, не прокручивая его.

Наибольшую популярность в блог-литературе обрели серии миниатюр (исторического и культурного характера), также пользуются читательскими предпочтениями дневниковые записи писателей, не менее интересны и черновики известных произведений.

 

К сожалению, основная проблема Интернета — это поиск и фильтрация информации. Как бы не утонуть в массиве текстов огромного числа авторов. Тут нам и будут нужны критики. Кто такой критик? Прежде всего читатель, имеющий хороший вкус и широкий кругозор, а потом уже профессиональный оценщик качества текста. Задача критика — направить читателя к хорошему автору, привить отменный литературный вкус.

Какими способами, спросите вы? Всеми доступными: отзыв, рецензия, аналитика, рекомендательные списки. Критика, соответственно, должна быть не перегружена терминами и понятиями, доступна читателю. В какой-то доле она обязана провоцировать читательский интерес, но всего хорошего — в меру. Излишнего пафоса и опять же прокламации вокруг персоны какого-либо писателя следует избегать, поскольку в таком случае, по моему мнению, запускается механизм весьма двусмысленного характера. В следствии чего — искомые не прочтут, а «широкие» массы — не так воспримут.

Когда появилась письменность, сказали, что времена сказителей закончились. Когда появилось радио — газеты и журналы умрут. Когда появилось кино — театр себя исчерпал. Когда появился Интернет, должно было умереть все. Но сказители, журналы, газеты, книги, театр — все еще существуют. Поскольку пользователь у них один — человек. Пока он будет, останутся все его культурные завоевания.

Интернет — это не только средство связи с другими пользователями. Это шанс дать литературному процессу новый виток жизни. Для поэтов и писателей Сибири это возможность явить себя широкой массе читателей.

Критик не должен уподобляться сетевым прокламаторам, его задача рассказать о тех литераторах, которые входят в его круг чтения. Он должен, прежде всего, нести просветительскую миссию.

 

Елена Острых

100-летие «Сибирских огней»