...Жесткое, темное кресло зала ожидания; мой самолет задерживается, и у меня есть время дописать текст. Как многие рисующие люди, я способна словами лишь фиксировать фрагменты, поэтому пишу в пути, частями: пока иду, еду в метро, лечу, пока меня везут — мозг собирает буквы в слова, а слова — в предложения. Это как настройка радиоприемника — вроде звуки разные, но все связано в единую картину.

Мне хочется рассказать о молодых художниках Новосибирска, но о молодых сорокалетних: официальная граница молодости художника — 35 лет, и такая творческая молодежь у нас есть, и тема эта теперь востребована, что радует — ведь лет двадцать назад городу было не до нас, рисующих, — ни до молодых, ни до старых. Сейчас, к счастью, молодые нужны: есть стипендии, гранты, проекты, информационная поддержка, но я хочу поговорить об очень близких для меня авторах, о моем поколении — хотя это слово и кажется мне смешным: как будто фигуры, стоящие на коленях или по колени в чем-либо...

* * *

За последние два-три десятилетия сформировалось странное, а может быть, и настоящее поколение художников, которые выросли и выучились ремеслу, находясь в общем безвременье, накрывшем страну. Мы росли как трава — как хотели и могли. Уникальная ситуация: нам чрезвычайно повезло — каждый из нас мог стать действительно самим собой. Никто нас не формировал, не деформировал — свобода!

Художником быть хорошо, это профессия без возраста, а нам — вообще замечательно, ведь мы проскочили все официальные возрастные категории, мы — просто художники. Обычно осознание того, что ты уже вырос, неприятно удивляет, разочаровывает человека, ему хочется спросить: что, уже? Он только-только начал понимать, что это все — большая игра, что она интересна, а его уже назначили ведущим в этой игре, и все теперь зависит только от него, и можно (даже необходимо!) самому придумывать правила. Приходит понимание того, что все это — максимум, и так будет уже всегда, а потом, позже, только хуже — добавятся старость и боль...

А художникам, конечно, легче: как и любой творческий человек, художник всегда сам придумывает игры, и ему некогда отвлекаться от процесса, некогда стареть. Знаете, художник вообще-то редко выползает из мастерской, его труд требует одиночества, от суеты теряется какая-то основная нить... Поэтому нас вроде и нет в городском пространстве. Нас и правда немного в Новосибирске, человек 250 действующих авторов всех возрастов на 1 700 000 жителей города. Мы, как невидимые «рыцари в сияющих доспехах», держим оборону, обозначаем наш город на визуальной карте мира.

Эти не самые адаптированные в социуме персонажи, художники, благодаря своей чувствительности к окружающему, обрабатывают, фиксируют, исследуют поле общей реальности и переводят его из физического, бытового состояния в материю духовную, эмоциональную, чтобы затем — о чудо! — вновь превратить в физическую материю, но иного свойства — в искусство. Художники создают эдакую «культурную почву», на которой потом прорастут научные открытия, изобретения, желания, мечты, дизайн, мода в конце концов. И поскольку художники решают важнейшие вопросы мироздания, я расскажу вам о пяти планетах — точнее, о пяти мирах, существующих параллельно в нашей общей реальности. Эти миры удивительны, их создатели — мои друзья и коллеги по цеху.

Рассказ о каждом я начну с краткой биографии, потому что все эти, казалось бы, банальные «родился, учился, окончил» — как важные метки высот на географической карте: именно они меняют русло реки, но при этом не создают саму реку: начало творчества — в истоке, оно рождается вместе с человеком, а в конце пути вливается в мировой океан. Правда, русло можно перекрыть и убить реку, если та слаба...

Но создатели миров, о которых я расскажу, наполнены внутренней силой, они — те немногие, кто сохранил себя и выжил в профессии.

Нурлан Тайиров

Родился в 1978 году в Петропавловске, учился в НГАХА1 (1998—2004 годы, кафедра монументально-декоративного искусства, отделение живописи). Художник-монументалист, работает с частными заказами в области храмового искусства (мозаика, иконопись, стенопись), фасадной и интерьерной росписи, занимается станковой живописью и графикой.

С 2016 года — член Союза художников России (секция живописи).

 

Мир Нурлана Тайирова — царство гармонии. Гармонии во всем. Это благостный мир равновесия, здесь нет тяжести, а теплый свет приветствует бархатистые поверхности. Бесконечная, сложнейшая и неповторимая игра мягких оттенков: цветовая палитра безупречна, тональности цвета музыкально сочетаются так, что я слышу эту музыку — прохладную, легкую... Цветы, птицы, сфинксы, нимфы, греческие боги обитают в этом мире, и где-то там, вон за тем облаком, прямо сейчас руки Хлои превращаются в ветви лавра...

Невозможно построить этот мир прямыми линиями — только дуги, которые наслаиваются, вступают в неторопливую беседу и множат изображение, как если бы мы посмотрели вокруг глазами стрекозы: все становится декоративной, утонченной мозаикой света на водной глади. Конечно, глаза зрителя с радостью наслаждаются изысканным колоритом: теплым, сдержанным, на полутонах, но основа этого мира — прежде всего безупречная композиция. Строгий, безошибочный каркас. Свободные от натурного описания подробностей фигуры парят, их движения подобны танцу, замершему на секунду, — но секунда длится вечность...

Нурлан — мой коллега, художник-монументалист, и он потрясающе точный, талантливый мастер композиции, чья важность, красота и ясность для решения больших плоскостей в пространстве города — основа того, чему нас учили в НГАХА. Нам очень повезло — наши учителя были и есть потрясающие художники. Научить быть художником нельзя, можно только помочь научиться, помочь образоваться творческой личности — это и есть, как мне кажется, суть образования в искусстве.

Композиционное мышление монументалиста всегда узнаваемо в творчестве, но отточенные решения Нурлана Тайирова удивляют меня каждый раз. Он востребован и как живописец, и как монументалист: множество прекрасных мозаик и стенописей создано его руками (светские фасады, интерьеры, храмовое искусство, иконопись).

Янина Болдырева

Родилась в 1986 году в Новосибирске, в 2009-м окончила НГАХА (кафедра монументально-декоративного искусства, отделение живописи). Художник-монументалист, фотограф, занимается станковой графикой. Принимала участие в создании и организации фестиваля научного стрит-арта «Графит науки» и арт-маркета «Дёрн».

 

...Поэзия и искренность пронизывают ужасную, чужеродную для автора поверхность этого мира — монохромные пейзажи вспыхивают открытым цветом, узнаваемые образы уставшего «взрослого» бессмысленного бытия, осыпаясь сухой листвой и штукатуркой, растворяются в туманах.

Художнику легко быть еще и гениальным фотографом, поэтому фотографии Янины молчаливы, чисты по решению — безупречная абстрактная композиция, пустота... Зритель зачастую является единственным жителем этого мира, ведь это мир после людей.

Графика Болдыревой — ручная не только по исполнению, но и по характеру: сочетание академического образования, профессиональных навыков и удивительно наивного, почти детского взгляда. Здесь, возможно, важно и то, что тема, разрабатываемая автором, лежит на границе мира художника и общей социальной действительности — чувствительные оболочки художника закипают, плавятся, лопаются от жестокости, несправедливости внешнего бытия. И это больно...

Я чувствую эту боль, когда вижу работы Янины Болдыревой, именно благодаря условности, кажущейся наивности изобразительного языка. Обнаженность каркаса рисунка, линии прерывистые, они сыплются, громоздятся...

Черно-белое рисование — шуршащий хор, и локальные цветовые акценты — сольный голос. Звук голоса превращается в красную птицу. Красная птица наблюдает сверху чужой, странный, дурацкий мир глупых людей и парит, почти не взмахивая крыльями. Янина хочет изменить общую действительность, сделать мир лучше. И он слушается ее — меняется, становится лучше. Яркий пример такого изменения — стрит-арт-фестиваль «Графит науки», придуманный и воплощенный в жизнь Яниной Болдыревой и Зосей Леутиной: ведь не было до них такого в Новосибирске! А теперь это принадлежит каждому жителю города и меняет наше будущее.

У Янины Болдыревой есть и авторские монументальные проекты, самый сильный из которых — цикл росписей стен заброшенных военных казарм, где художник, действительно, создает мир после людей, как будто с трудом и болью вспоминая: как это было? Образы проступают прямо на разрушенных стенах, сливаются с неровностями и трещинами, перетекают в пейзаж, прорастающий травой. Ощущение труда и странной потери возникает у зрителя, и главная причина — осознание того, что распад мира еще не остановлен. И он не может быть остановлен художником — тлен поглотит и произведения искусства, созданные на поверхности нашей реальности. То, что мы видим сейчас, уже уничтожено в будущем...

Малые формы монументального искусства — это авторские книги Янины: они продуманы до мельчайшей детали, как маленькие настольные театры, где сочетаются графика, фотография, текст и дизайн.

Зося Леутина

Родилась в 1973 году в Новосибирске, в 1995-м окончила Новосибирское государственное художественное училище (театрально-декорационное отделение), в 2004-м — НГАХА (кафедра монументально-декоративного искусства, отделение живописи). Работает как художник-муралист, художник-принтмейкер и график. Руководитель первой в Новосибирске открытой студии печатной графики. Принимала участие в создании и организации фестиваля научного стрит-арта «Графит науки» и арт-маркета «Дёрн».

С 2018 года — член Союза художников России (секция графики).

 

По поверхности сухой ветер разносит ветви, травы, иглы... И эти иглы оставляют след на песке, бумаге — ровный, рассеянный свет ведет диалог с линиями на снегу. Мир графики, строгий и свободный, где как будто эхом разносятся голоса...

Создатель этого мира отстранен, он не присутствует здесь, но зафиксированная им прозрачная реальность стройна и холодна, оставаясь при этом самой близкой для художника: родные люди, знакомые места... Ежедневные бытовые ситуации Зося Леутина превращает в символы, знаки, а иногда почти что в текст. Небольшие графические листы, идеально найденные композиции, силуэты фигур, цвет открытый и локальный, жесткая, стройная линия резца, ясность высказывания — Зося всегда хотела заниматься именно печатной графикой, но эта манера появилась раньше, еще на учебных эскизах к стенным росписям. Узнаваемый авторский стилизованный изобразительный язык близок к формам древнерусской стенной росписи, а храмовая иконопись и стенопись — корень творчества для всех русских художников.

Большое количество работ выполнила Леутина в частных и общественных зданиях (например, роспись интерьера Дворца бракосочетаний), при этом всегда ее отличал высокий профессионализм и стремление к эксперименту: различные техники, сложные сочетания материалов... И не только в изобразительном искусстве — она и музыкант, и фотограф.

Проект арт-маркета «Дёрн» в соавторстве с Яниной Болдыревой и Ольгой Таировой (как и «Графит науки») впервые дал горожанам возможность напрямую контактировать с художниками — и не только новосибирскими. Желающих участвовать в арт-маркете с каждым разом все больше, что очень важно, потому что изолированность художников, сложность доступа к покупке их работ — это искаженная, неестественная ситуация. У зрителей есть желание приобретать произведения искусства, а художникам, конечно, необходимо продавать свой труд, и арт-маркет «Дёрн» — путь, позволяющий им встретиться. Заниматься таким социальным проектом — подвиг для рисующего человека.

Сергей Беспамятных

Родился в 1970 году в городе Бакале (Челябинская область). В 1995 году окончил Новосибирский архитектурный институт по специальности «Архитектура гражданских зданий». Живописец, график, книжный иллюстратор, автор пространственных объектов и инсталляций.

С 2015 года — член Союза художников России (секция графики).

 

Добро пожаловать в самый красочный, самый громкий, звонкий и удивительный мир! Цвет здесь великолепен и открыт, это восторг, фейерверк, роскошество и праздник. Здесь нет слова «нельзя», здесь все подчиняется только воле создателя, а создатель этого мира — неутомимый исследователь, для которого вопросы важнее ответов.

Вопрос — это движение, ответ — остановка, поэтому в художественном мире Сергея Беспамятных все и вся находится в движении, все бурлит и перемешивается, принимая то забавные, то странные, то устрашающие формы. А самые главные жители здесь — вы не поверите! — киты. Удивительные, добрые, сказочные, и нет им равных...

Вот как сам автор характеризует свое творчество: «Работаю в манере “психомеханического формализма” и “механикопсихического реализма”, где главной ценностью является композиция, цвет-форма с изображением полуабстрактных персонажей-объектов, выражающих различного рода эмоциональные чувства». Смешение биологических форм и механики создает напряженное поле действия; в больших и малых графических листах Сергея, заполненных изображением полностью, всегда происходит что-то чрезвычайно важное и событие раскрыто для зрителя, как инструкция к игре, в которую нас приглашают. Это очень позитивное и искреннее творчество! Театр художника, в котором сочетание языка архитектуры, инженерии и человеческого образа создает неповторимый эффект.

Работы Сергея Беспамятных известны во многих странах, люди с восторгом принимают его выставки, но покупают произведения чаще все-таки зарубежные зрители...

Евгений Заремба

Родился в 1968 году в Омске. В 1992-м окончил художественно-графический факультет Омского педагогического института им. Горького. Живописец, график.

С 2010 года — член Союза художников России (секция живописи).

 

О, это весьма убедительный мир! Мир как событие: первобытный ландшафт до появления растений, животных и человека — здесь силы, субстанции, напряженные материи ведут бесконечный диалог, вступают в борьбу, противостоят, кипят, сталкиваются, поглощают друг друга, сливаются в единое целое, а огромные пространства и дикие стихии насыщены светом. И этот свет наполняет смыслами происходящее — плотный, осязаемый, он единственный обитатель этого мира, и у зрителя есть уникальная возможность созерцать свободу первичного мира без узнаваемых объектов и бытового содержания...

Фигуры, персонажи — это сама живопись. Краска, которая перестала быть краской, перешла в иную материю. Так просто — и совершенно невозможно...

Удивительно, что большие холсты Зарембы, наполненные абстрактным театром, берут начало из общего, привычного для нас визуального пространства — глаз художника безупречно вытягивает из него потрясающую красоту фрагментов мира.

А мастерство, с которым автор рассказывает нам об этих событиях, вызывает восторг! Сложная техника многослойных лессировок создает отношения изумительные по тонкости и естественности — только в масляной живописи возможны такие эффекты. Но всегда остается вопрос: как автор это делает? Как вообще возможно такое волшебство?

...Я познакомилась с Женей не так давно (года четыре, как он переместился в Новосибирск), но наше общение очень ценно для меня. Все рисующие люди по структуре соприкосновения с миром очень схожи. Мы можем быть чрезвычайно разными людьми, создавать диаметрально противоположные вещи — и при этом даже слова не нужны, чтобы понять друг друга.

Работы Евгения Зарембы выставляются и продаются по всему свету, но при этом он теперь — новосибирский художник.

* * *

Думаю, никто не становится художником внезапно или специально — это данность, которая почти не зависит от человека. Так есть, и все. Смешно, но у художника (притом что, возможно, это самая свободная профессия из всех) нет выбора — если он стал художником, то невозможно перестать быть им, не потеряв себя...

 

 

1 Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия. Прежде — Новосибирский архитектурный институт. В настоящее время — Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств.

 

100-летие «Сибирских огней»