Вы здесь

Томск в графике Вадима Мизерова

Вадим Матвеевич Мизеров (1889–1954) — график, педагог. Учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина (1908–1913). В 1914–1920 гг. работал в Кургане, с 1920-го — в Томске. Член творческого объединения «Двадцати шести» (Томск, 1920–1921), Общества охраны памятников искусства и старины (Томск, 1920–1921), Всесибирского художественного общества «Новая Сибирь» (1926–1929, председатель Томского филиала), Союза художников СССР (с 1934). Участник выставок с 1913-го. Преподавал рисунок в Томском технологическом институте (1923–1946), руководил художественными студиями в Томске.

 

Одной из самых заметных особенностей художественной культуры Сибири первой трети ХХ в. стал поиск регионального своеобразия в изобразительном искусстве. Стремление обрести такое своеобразие находило выражение в интересе художников к этнографическим темам, побуждавшем их к работе в научно-исследовательских экспедициях и созданию многочисленных серий документальных зарисовок, в обращении к фольклорным мотивам, связанном с попытками формирования особого «сибирского стиля». В русле этих поисков, важных для развития местного искусства названного времени, оказываются и произведения, посвященные образам сибирских городов.

Архитектурная тема особенно цельно и значительно реализовалась в работах художников, живших в 1920-е гг. в Томске. Облик этого старинного города служил неисчерпаемым источником для их творчества, а научно-просветительские общества, активно действовавшие здесь, видели одну из важнейших своих целей в сохранении и изучении памятников зодчества. Хорошо известен тот существенный вклад, который внесли в решение этой задачи художники, объединившиеся в начале 1920-х гг. вокруг секции ИЗО Томского наробраза и занимавшиеся планомерными архитектурными зарисовками. Несмотря на заведомо прикладной, исследовательский характер такой работы, эта часть их наследия содержит немало произведений, в которых реальные городские виды преображались индивидуальным творческим восприятием художника и наделенных неподдельной художественной образностью.

Пример такой интерпретации архитектурного пейзажа, в которой незримо, но ясно присутствует личность художника, можно найти в рисунках Вадима Матвеевича Мизерова (1889—1954). Творчество этого мастера, воспитанника Казанской художественной школы, работавшего в Томске с 1920 г., стало одним из самых талантливых отражений стиля модерн в сибирском искусстве. Присущие его манере камерность, изящество, утонченная лиричность образов проявились и в графических листах с архитектурными мотивами, хранящихся в коллекции Новосибирского государственного художественного музея.

Получив образование на архитектурном отделении Казанской школы и имея опыт зарисовок традиционных построек в Пермской губернии, Мизеров естественно присоединился к числу томских художников, посвящавших себя архитектурному пейзажу. «Все лето 1920 года, — писал искусствовед П. Д. Муратов, — В. Мизеров проходил с альбомом по городу, рисовал и писал акварелью старинные сибирские избы, с удовольствием чувствуя, как оживает в нем художник».

Три рисунка, исполненные Мизеровым в окрестностях Томска — в старых селах Каштак и Семилужки, — объединены как общими техническими приемами, так и выразительностью художественного решения, эмоциональностью, гармонично входящей в натурный этюд. В этих листах ясно ощутим искренний интерес художника к красоте народной деревянной архитектуры. Теплый оттенок коричневатой бумаги, ее чуть шероховатая фактура, мягкие градации тона графитного карандаша, штрихи белого мела, воспроизводящие блики солнечного света в дверных и оконных проемах, определяют живописный характер изображений. Сходные композиции этюдов «Дворик» и «Сенцы» фрагментарны и в то же время монументальны. Низкие, покосившиеся проемы и выщербленные двери не противоречат здесь общему впечатлению добротности и прочности построек, создающемуся грубоватой мощью крупной бревенчатой кладки, чередованием замкнутых и открытых пространственных планов. В рисунке «Село Семилужки» привлекает внимание его ритмическая цельность: разрушающийся старый дом словно подхвачен вверх вихревыми линиями облаков, вовлечен в их движение.

Другая грань графического почерка В. М. Мизерова — интерес к выразительным возможностям силуэта и гибкой контурной линии — воплощена в работах «Улица Гоголя. Томск», «Купола и листья», «Университет». В акварели «Купола и листья», предположительно определенной как изображение Троицкой церкви в Томске, подчеркивается контраст бирюзово-синей храмовой кровли и желтой осенней листвы, в свою очередь ярко выделяющейся на фоне темной хвои елей. Особая декоративность такого сопоставления достигается локальностью больших цветовых пятен и изысканной условностью их очертаний, выполненных черной тушью. Рисунок «Университет» также основан на контрасте темных, четких силуэтов деревьев, ограды, фигурок людей — и светлого, тающего фасада в глубине.

Томские мотивы начала 1920-х гг. предстают в рисунках В. М. Мизерова полными тихой и медлительной красоты, неуловимо отрешенной от конкретного времени. Гармоничная созерцательность, заключенная в этих образах, определяет неповторимое обаяние творческой личности художника.

100-летие «Сибирских огней»