Вы здесь
Василий Шукшин: страницы жизни
Лидия МУРАВИНСКАЯ
СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ
Вечен великий народ, и он будет вечно выводить вперед своих мыслителей, страдальцев, заступников, творцов.
В. Шукшин
1929
Июль, 25. Василий Макарович Шукшин родился в селе Сростки Старо-Бардинского района Западно-Сибирского края (в настоящее время с. Сростки Бийского района Алтайского края).
По данным краеведа В. Гришаева, прадед Шукшина по отцу, Павел Павлович Шукшин, приехал в Сростки из Самарской губернии в 1867 г. Сюда же переселился из Поволжья и дед Шукшина по матери, Сергей Федорович Попов.
У Павла Павловича, крестьянина, было три сына и четыре дочери. Леонтий Павлович, дед Шукшина, родился в 1882 г., отец Шукшина — Макар Леонтьевич — в 1912 г.
Мать Шукшина, Мария Сергеевна, была седьмым ребенком в семье крестьянина Сергея Федоровича Попова. Она родилась в 1909 г.
Данные В. Гришаева основаны на материалах Алтайского государственного краеведческого музея. Однако нельзя не обратить внимание на то, что Шукшин в автобиографии, написанной 20 июня 1954 г., указывает год рождения матери — 1911, отца — 1910.
К этим же датам он возвращается в «документальной поэме» «Вот моя деревня»: «…А вот моя мать… Дважды была замужем, дважды оставалась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз в 31 год, в 1942 г.»
В личной беседе Мария Сергеевна говорила, что Макар Леонтьевич, будучи ее женихом, скрывал от нее свой возраст: был моложе на 4 года. Он боялся, что взрослая девушка не согласится выйти за него, почти подростка. Мария Сергеевна говорила, что Макар Леонтьевич был хорошо развит физически, поэтому выглядел старше своих лет. По-видимому, Шукшин ошибочно указал в одной из автобиографий даты рождения своих родителей.
По данным краеведа В. Гришаева, прадед Шукшина по отцу, Павел Павлович Шукшин, приехал в Сростки из Самарской губернии в 1867 г. Сюда же переселился из Поволжья и дед Шукшина по матери, Сергей Федорович Попов.
У Павла Павловича, крестьянина, было три сына и четыре дочери. Леонтий Павлович, дед Шукшина, родился в 1882 г., отец Шукшина — Макар Леонтьевич — в 1912 г.
Мать Шукшина, Мария Сергеевна, была седьмым ребенком в семье крестьянина Сергея Федоровича Попова. Она родилась в 1909 г.
Данные В. Гришаева основаны на материалах Алтайского государственного краеведческого музея. Однако нельзя не обратить внимание на то, что Шукшин в автобиографии, написанной 20 июня 1954 г., указывает год рождения матери — 1911, отца — 1910.
К этим же датам он возвращается в «документальной поэме» «Вот моя деревня»: «…А вот моя мать… Дважды была замужем, дважды оставалась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз в 31 год, в 1942 г.»
В личной беседе Мария Сергеевна говорила, что Макар Леонтьевич, будучи ее женихом, скрывал от нее свой возраст: был моложе на 4 года. Он боялся, что взрослая девушка не согласится выйти за него, почти подростка. Мария Сергеевна говорила, что Макар Леонтьевич был хорошо развит физически, поэтому выглядел старше своих лет. По-видимому, Шукшин ошибочно указал в одной из автобиографий даты рождения своих родителей.
1930
Макар Леонтьевич и Мария Сергеевна стали колхозниками.
1931
Ноябрь, 16. Родилась Наталья, сестра Василия, Наталья Макаровна, по мужу Зиновьева. Умерла в 2005 г. Последнее место работы — Бийский политехнический техникум (в настоящее время — колледж). Специальность — преподаватель математики.
Ее муж — Александр Михайлович Зиновьев — скончался в 1961 г. Их дети, близнецы Сергей и Надежда, родились в 1956 г. Сергей с 1 по 7 класс учился в Сростинской средней школе № 32, Надежда — с 1 по 9 класс. Затем оба окончили в Бийске среднюю школу № 12. Высшее образование Сергей получил в Новосибирском электротехническом институте, Надежда — в Новосибирском медицинском институте. Оба племянника Шукшина в настоящее время живут и работают в Бийске.
Ее муж — Александр Михайлович Зиновьев — скончался в 1961 г. Их дети, близнецы Сергей и Надежда, родились в 1956 г. Сергей с 1 по 7 класс учился в Сростинской средней школе № 32, Надежда — с 1 по 9 класс. Затем оба окончили в Бийске среднюю школу № 12. Высшее образование Сергей получил в Новосибирском электротехническом институте, Надежда — в Новосибирском медицинском институте. Оба племянника Шукшина в настоящее время живут и работают в Бийске.
1933
Март, 16. Отец Шукшина, Макар Леонтьевич Шукшин, вызван на допрос сотрудниками Старо-Бардинского (Красногорского) районного отдела ГПУ по подозрению во вредительстве.
«Он рассказал, что с 1929 г. трудился в колхозе “Пламя коммунизма”. В последнее время работал на молотилке машинистом. Он категорически заявил: “В мякину зерно не гнал…”».
«Он рассказал, что с 1929 г. трудился в колхозе “Пламя коммунизма”. В последнее время работал на молотилке машинистом. Он категорически заявил: “В мякину зерно не гнал…”».
Март, 25. Макар Леонтьевич и два его дяди: Игнатий Павлович, 49 лет, Михаил Павлович, 46 лет, — арестованы.
Март, 25. «…в Барнаульской тюрьме оперработник ОГПУ Садовский допросил в качестве обвиняемого Шукшина Макара Леонтьевича, 21 года, колхозника, женатого на Марии Сергеевне, имеющего детей: Василия 3-х лет и годовалую Наталию. Допрос завершился “чистосердечным признанием…”. Смысл обвинения по ст. 58, п. 4, 7, 11 ему разъяснили, в чем он и расписывается <…>». В деле отсутствует заключительный процессуальный документ — нет обвинительного заключения.
Апрель, 21. «В один день, 21 апреля 1933 г., “тройка” оперативно выносит постановление, по которому 72 человека получают высшую меру наказания — расстрел. Среди них Макар Леонтьевич Шукшин и два его дяди: И. Шукшин и М. Шукшин».
«После взятия по линии НКВД в 1933 г. отца Василия Макаровича, а моего родного брата, Макара Леонтьевича, Мария Сергеевна записала своих детей Васю и Наташу на свою девичью фамилию — Поповыми».
Апрель, 28. В Барнаульской тюрьме расстрелян Макар Леонтьевич Шукшин.
Март, 25. «…в Барнаульской тюрьме оперработник ОГПУ Садовский допросил в качестве обвиняемого Шукшина Макара Леонтьевича, 21 года, колхозника, женатого на Марии Сергеевне, имеющего детей: Василия 3-х лет и годовалую Наталию. Допрос завершился “чистосердечным признанием…”. Смысл обвинения по ст. 58, п. 4, 7, 11 ему разъяснили, в чем он и расписывается <…>». В деле отсутствует заключительный процессуальный документ — нет обвинительного заключения.
Апрель, 21. «В один день, 21 апреля 1933 г., “тройка” оперативно выносит постановление, по которому 72 человека получают высшую меру наказания — расстрел. Среди них Макар Леонтьевич Шукшин и два его дяди: И. Шукшин и М. Шукшин».
«После взятия по линии НКВД в 1933 г. отца Василия Макаровича, а моего родного брата, Макара Леонтьевича, Мария Сергеевна записала своих детей Васю и Наташу на свою девичью фамилию — Поповыми».
Апрель, 28. В Барнаульской тюрьме расстрелян Макар Леонтьевич Шукшин.
1937
Сентябрь. Шукшин пошел в первый класс Сростинской школы. В классном журнале записан по фамилии Попов. Первая учительница — Полунина Антонина Евдиновна.
1940
Июнь, 3. Отчим Шукшина — Павел Николаевич Куксин — перевозит семью в Бийск. Наталья Макаровна назвала адрес: переулок Смоленский, 15. Шукшин учился в Бийске в школе им. Георгия Савича Щацкого, члена Бийского ревкома. Школа находилась на углу улицы Горького и Катунского переулка. Здание снесено в первой половине 60-х гг. XX в. в связи со строительством моста через Бию.
1941
Накануне Великой Отечественной войны П.Н. Куксин принял решение вернуться с семьей в Сростки. Василий продолжил учебу в Сростинской семилетней школе.
Июль, 1. П.Н. Куксин ушел на фронт.
Июль, 1. П.Н. Куксин ушел на фронт.
1942
Май. П.Н. Куксин пропал без вести под Москвой.
Осень. Мария Сергеевна отправляет Василия в Онгудай к крестному, Павлу Сергеевичу Попову, учиться на бухгалтера. Шукшин утверждал: «Бухгалтерия совершенно искренно не полезла мне в голову».
«Так у меня случилось, что лет с 12 мне стали помогать выбирать, что читать. Сперва это была ленинградская учительница, которая в войну оказалась в нашей деревне, преподавала в школе».
После войны эта учительница – Анна Павловна Тиссаревская — вернулась в Ленинград.
«Росли и учились мы в трудные годы войны, дружили и жили своей ребячьей жизнью… <…> В суровую военную зиму 1942 г. выходили на Чуйский тракт — по нему из дружественной Монголии в Бийск шли караваны верблюдов. Погонщики нам давали клочки шерсти. Из них вязали носки и перчатки и отправляли в школьных посылках на фронт.
Вася много читал…
Мы еще создали драмкружок, где с большим усердием старались подготовить и поставить на клубной сцене “Остров сокровищ” Стивенсона».
«Так у меня случилось, что лет с 12 мне стали помогать выбирать, что читать. Сперва это была ленинградская учительница, которая в войну оказалась в нашей деревне, преподавала в школе».
После войны эта учительница – Анна Павловна Тиссаревская — вернулась в Ленинград.
«Росли и учились мы в трудные годы войны, дружили и жили своей ребячьей жизнью… <…> В суровую военную зиму 1942 г. выходили на Чуйский тракт — по нему из дружественной Монголии в Бийск шли караваны верблюдов. Погонщики нам давали клочки шерсти. Из них вязали носки и перчатки и отправляли в школьных посылках на фронт.
Вася много читал…
Мы еще создали драмкружок, где с большим усердием старались подготовить и поставить на клубной сцене “Остров сокровищ” Стивенсона».
1943
«С Василием мы были близкими друзьями с самого раннего детства и до последних дней его жизни. <…> Мы сидели на почетном месте в третьем или четвертом ряду: Венка Соломин, Ванька Баранов, Колька Быстров, Василий и я <…> но вот вышел на сцену конферансье и стал читать “Сын артиллериста” К. Симонова <…> Васю трясло мелкой дрожью, он весь был во внимании, ничего не слышал и не видел кругом, кроме происходящего на сцене».
Односельчане Шукшина — Н.А. Ядыкина и др., свидетельствуют, что «будучи еще совсем пацаном, Вася пишет рассказы и отсылает в журнал “Затейник” <…>
Он был очень миловидным. Такое нежное розовое лицо и сосредоточенный, сдержанный взгляд, смущенный, кроткий, совестливый такой».
Односельчане Шукшина — Н.А. Ядыкина и др., свидетельствуют, что «будучи еще совсем пацаном, Вася пишет рассказы и отсылает в журнал “Затейник” <…>
Он был очень миловидным. Такое нежное розовое лицо и сосредоточенный, сдержанный взгляд, смущенный, кроткий, совестливый такой».
1944
Шукшин окончил семилетнюю школу в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум, который размещался тогда в пригороде Бийска — поселке Боровом, в здании бывшего монастыря. Вскоре техникум переехал в Бийск на ул. Л. Толстого. Шукшин проучился в техникуме 2,5 года, но не закончил его, вернувшись в родное село.
«Жили мы в общежитии по 10 человек и больше. <…> На выходные дни и праздники уходили в город, к нашей доброй и приветливой тете Даше Жаренковой. <…> Позже Вася, Леня и я снимали квартиры на Барнаульском взвозе».
Под впечатлением учебы в техникуме Шукшин написал рассказ «Самолет». А.П. Борзенков, троюродный брат и друг Шукшина, называет прототипов героев этого рассказа: «Жаренок — это Николай Жариков, Ленька – Алексей Стародубцев, ну а Шуя — это я».
«Жили мы в общежитии по 10 человек и больше. <…> На выходные дни и праздники уходили в город, к нашей доброй и приветливой тете Даше Жаренковой. <…> Позже Вася, Леня и я снимали квартиры на Барнаульском взвозе».
Под впечатлением учебы в техникуме Шукшин написал рассказ «Самолет». А.П. Борзенков, троюродный брат и друг Шукшина, называет прототипов героев этого рассказа: «Жаренок — это Николай Жариков, Ленька – Алексей Стародубцев, ну а Шуя — это я».
1945
Василий принят в колхоз в селе Сростки (подтверждающих документов нет).
1946
Шукшин покинул село Сростки.
«Мне шел 17 год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стеклышко, ледку, а надо было уходить в огромную, неведомую жизнь, где ни одного человека или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти и ушел».
«Мне шел 17 год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стеклышко, ледку, а надо было уходить в огромную, неведомую жизнь, где ни одного человека или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти и ушел».
1953
После демобилизации Шукшин вернулся в родное село. Помощь врачей, заботы матери поправили здоровье. Экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости в Сростинской средней школе (31 августа В.М. Шукшин получил аттестат зрелости за № 273399, сдав экзамены за курс средней школы экстерном). Преподавал русский язык, литературу, историю здесь же, в школе сельской молодежи, некоторое время исполнял обязанности директора школы (1953/54 уч. год).
«…не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».
В сростинской газете «Боевой клич» Шукшин напечатал две заметки «Учиться никогда не поздно» (11 октября 1953 г.) и «Больше внимания учащимся вечерних школ» (10 декабря 1953 г.), в которых разъяснял значение учебы в средней школе без отрыва от производства.
«…не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».
В сростинской газете «Боевой клич» Шукшин напечатал две заметки «Учиться никогда не поздно» (11 октября 1953 г.) и «Больше внимания учащимся вечерних школ» (10 декабря 1953 г.), в которых разъяснял значение учебы в средней школе без отрыва от производства.
1954-1956
В селе Сростки Шукшин вступил в брак с Марией Шумской, учительницей. Брак этот был непродолжительным (1956 г., 16 августа регистрация брака В.М. Шукшина и М.И. Шумской — Архив ЗАГСа Бийского района).
«Ждала она его с армии. Потом они поженились. Почему им не пожилось — уж не знаю. В Сростках Василию этого долго не могли простить: любили Машу».
По свидетельству А.П. Борзенкова, Шукшин поступал в Горно-Алтайский пединститут, но провел в этом городе всего восемь дней, по-видимому, оставив это намерение.
Май. Шукшин принят кандидатом в члены КПСС. Кандидатскую карточку вручал ему первый секретарь Сростинского райкома (Сростки были тогда районным центром) Федор Иванович Доровских. Рекомендации Шукшину дали Мария Михайловна Снегирева, заведующая отделом пропаганды и агитации райкома, и Мария Ефимовна Чернышова, учитель истории.
«Ждала она его с армии. Потом они поженились. Почему им не пожилось — уж не знаю. В Сростках Василию этого долго не могли простить: любили Машу».
По свидетельству А.П. Борзенкова, Шукшин поступал в Горно-Алтайский пединститут, но провел в этом городе всего восемь дней, по-видимому, оставив это намерение.
Май. Шукшин принят кандидатом в члены КПСС. Кандидатскую карточку вручал ему первый секретарь Сростинского райкома (Сростки были тогда районным центром) Федор Иванович Доровских. Рекомендации Шукшину дали Мария Михайловна Снегирева, заведующая отделом пропаганды и агитации райкома, и Мария Ефимовна Чернышова, учитель истории.
1955
Шукшин ездил в Сростки на свадьбу своей сестры Натальи Макаровны, которая вышла замуж за Александра Михайловича Зиновьева.
1961
Ноябрь. Шукшин выезжал на похороны мужа сестры А. Зиновьева. Вернувшись в Москву, отправил сестре письмо, в котором есть такие строки: «Милый ты мой человек, Таля, так глубоко содрогнулось мое сердце твоим горем, как неповторимо я почуял дыхание смерти. Я глубоко и сразу понял вдруг, что смерть — это дело всех нас! <…> Мы все где-то ищем спасения. Твое спасение в детях. Мне — в славе. Я ее, славу, упорно добиваюсь, я добьюсь ее, если не умру раньше!».
1963
В издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник рассказов Шукшина «Сельские жители».
«Рассказы, когда они публиковались в журналах, не все нравились, но запомнились все. Собранные же вместе, под одной обложкой, они производили сильное впечатление. Тут уж двух мнений быть не могло: появился хороший, настоящий писатель, который еще скажет свое слово в литературе.
Вспомнилось детство при чтении его первой книги, узнавал я давно знакомые места, по которым много раз бродил, слышал сростинскую речь, видел героев, с которыми рядом жил».
С 1963 г. Шукшин — режиссер на студии им. Горького. Он снимает по своему сценарию фильм «Живет такой парень» по мотивам рассказов сборника «Сельские жители». В главной роли — шофера Паши Колокольникова — Леонид Куравлев. Фильм снимался на Алтае: на Чуйском тракте, в окрестностях сел Ая, Дубровка, Манжерок, Майма. Оператор фильма — Валерий Гинзбург, композитор — Павел Чекалов.
«Свою дорогу в музыке я выбирал дважды, и сделать этот второй выбор мне помогла совместная работа с Василием Макаровичем Шукшиным».
Фильм «Живет такой парень» удостоен почетного приза «Золотой лев святого Марка» на XVI Международном фестивале в Венеции как лучший фильм для детей и юношества, а также отмечен премией на Ленинградском фестивале 1964 г. «за жизнерадостность, лиризм».
«Таких, как Василий, парней можно было встретить на Чуйском тракте, в кабинах грузовиков — я всегда дивился мужеству, силе духа, особому таланту этих парней, годами ездящих краем пропасти через заоблачные перевалы. Я думаю, если бы судьба Василия Шукшина сложилась как-то иначе, то он стал бы шофером на Чуйском тракте».
«Со студии им. Горького мне прислали сценарий снимающегося фильма “Живет такой парень” с просьбой сыграть роль журналистки: безукоризненно самоуверенной, дерзко нарядной особы, поражающей героя даже не чужеземностью, а инопланетностью столичного обличия и нрава…
Этот фильм, прелестно живой, добрый и остроумный, стал драгоценной удачей многих актеров, моей же удачей было и осталось видеть, как кропотливо и любовно сообщался с ними режиссер, как мягко и безгневно осуществлял он неизбежную власть над ходом съемок».
Февраль. В журнале «Новый мир» (№ 2) напечатан цикл рассказов «Они с Катуни»: «Игнаха приехал», «Одни», «Гринька Малюгин», «Классный водитель».
Вышел фильм «Мы, двое мужчин», в котором Шукшин сыграл главную роль.
«Фильм “Мы, двое мужчин” выдвинули на международный фестиваль. 17-го будут показывать в Кремле, пойду и туда. Очень хороший фильм получился».
Март. Творческая поездка Шукшина в составе группы кинематографистов по Сибири. Вместе с Ренитой и Юрием Григорьевыми, а также А. Саранцевым Шукшин посетил родное село Сростки.
Март, 6. Шукшин заключил договор с издательством «Советский писатель» о публикации романа «Любавины».
«Рассказы, когда они публиковались в журналах, не все нравились, но запомнились все. Собранные же вместе, под одной обложкой, они производили сильное впечатление. Тут уж двух мнений быть не могло: появился хороший, настоящий писатель, который еще скажет свое слово в литературе.
Вспомнилось детство при чтении его первой книги, узнавал я давно знакомые места, по которым много раз бродил, слышал сростинскую речь, видел героев, с которыми рядом жил».
С 1963 г. Шукшин — режиссер на студии им. Горького. Он снимает по своему сценарию фильм «Живет такой парень» по мотивам рассказов сборника «Сельские жители». В главной роли — шофера Паши Колокольникова — Леонид Куравлев. Фильм снимался на Алтае: на Чуйском тракте, в окрестностях сел Ая, Дубровка, Манжерок, Майма. Оператор фильма — Валерий Гинзбург, композитор — Павел Чекалов.
«Свою дорогу в музыке я выбирал дважды, и сделать этот второй выбор мне помогла совместная работа с Василием Макаровичем Шукшиным».
Фильм «Живет такой парень» удостоен почетного приза «Золотой лев святого Марка» на XVI Международном фестивале в Венеции как лучший фильм для детей и юношества, а также отмечен премией на Ленинградском фестивале 1964 г. «за жизнерадостность, лиризм».
«Таких, как Василий, парней можно было встретить на Чуйском тракте, в кабинах грузовиков — я всегда дивился мужеству, силе духа, особому таланту этих парней, годами ездящих краем пропасти через заоблачные перевалы. Я думаю, если бы судьба Василия Шукшина сложилась как-то иначе, то он стал бы шофером на Чуйском тракте».
«Со студии им. Горького мне прислали сценарий снимающегося фильма “Живет такой парень” с просьбой сыграть роль журналистки: безукоризненно самоуверенной, дерзко нарядной особы, поражающей героя даже не чужеземностью, а инопланетностью столичного обличия и нрава…
Этот фильм, прелестно живой, добрый и остроумный, стал драгоценной удачей многих актеров, моей же удачей было и осталось видеть, как кропотливо и любовно сообщался с ними режиссер, как мягко и безгневно осуществлял он неизбежную власть над ходом съемок».
Февраль. В журнале «Новый мир» (№ 2) напечатан цикл рассказов «Они с Катуни»: «Игнаха приехал», «Одни», «Гринька Малюгин», «Классный водитель».
Вышел фильм «Мы, двое мужчин», в котором Шукшин сыграл главную роль.
«Фильм “Мы, двое мужчин” выдвинули на международный фестиваль. 17-го будут показывать в Кремле, пойду и туда. Очень хороший фильм получился».
Март. Творческая поездка Шукшина в составе группы кинематографистов по Сибири. Вместе с Ренитой и Юрием Григорьевыми, а также А. Саранцевым Шукшин посетил родное село Сростки.
Март, 6. Шукшин заключил договор с издательством «Советский писатель» о публикации романа «Любавины».
1964
Январь. В журнале «Знамя» (№ 1) рецензия на первый сборник В.М. Шукшина «Сельские жители» В.А. Софроновой «Талант души». В этом же году появились рецензии в журналах «Юность» (№ 1), Москва (№ 1).
Отдельным изданием (М.: Искусство, 1964) вышел киносценарий «Живет такой парень».
Фильм «Живет такой парень» показан на XVI Московском международном фестивале, а также на V Международном фестивале фильмов для юношества во Франции вместе с отечественными фильмами «Молодая гвардия», «Майя Плисецкая» и др., и на фестивале в Мексике.
Апрель, 5. В газете «Московский комсомолец» опубликован отрывок из романа Шукшина «Любавины» — «Баклань». В авторском предисловии говорится: «Сибирь. Глухое полутаежное село в предгорье Алтая. 20-е годы. Люди — охотники и крестьяне. Время действия романа — канун коллективизации. Это предчувствие открытой борьбы, расстановки сил, шатание середняка…
Их пятеро — отец и четыре сына. Тупая, яростная сила, великая жадность и собственнический инстинкт вовлекли их в прямую борьбу задолго до того, как она разгорелась в деревне».
Сентябрь. В журнале «Искусство кино» (№ 9) напечатано послесловие Шукшина к фильму «Живет такой парень». Шукшин решительно возражает против понимания Пашки Колокольникова как комедийного персонажа.
Шукшин подал заявку на литературный сценарий «Ваш сын и брат», в которой указал, что сценарий закончен и может быть представлен к 10 ноября 1964 г.
Шукшин ответил на письмо заведующего отделом прозы журнала «Сибирские огни» Б.С. Рясенцева, который просил разрешения на публикацию в «Сибирских огнях» романа «Любавины». Рукопись романа в то время находилась в издательстве «Советский писатель», но публикация задерживалась. Редакция «Сибирских огней», узнав об этой задержке, обратилась к Шукшину. Он согласился на журнальную публикацию.
В 1964 г. Шукшин знакомится с Викторией Анатольевной Софроновой, выпускницей филфака МГУ и аспирантуры ИМЛИ, редактором отдела критики журнала «Москва».
Осенью 1964 г. Шукшин и Софронова посетили село Сростки. Шукшин хотел познакомить Викторию Анатольевну со своей матерью.
«Мне казалось естественным перед поездкой на Алтай познакомить Василия Макаровича с моим отцом, Анатолием Владимировичем Софроновым, возглавлявшим тогда журнал «Огонек», бывшим в Президиуме СП СССР и так далее. <…> О взаимоотношениях Софронова и Шукшина уже писали, и в этих писаниях много нелепого».
Отдельным изданием (М.: Искусство, 1964) вышел киносценарий «Живет такой парень».
Фильм «Живет такой парень» показан на XVI Московском международном фестивале, а также на V Международном фестивале фильмов для юношества во Франции вместе с отечественными фильмами «Молодая гвардия», «Майя Плисецкая» и др., и на фестивале в Мексике.
Апрель, 5. В газете «Московский комсомолец» опубликован отрывок из романа Шукшина «Любавины» — «Баклань». В авторском предисловии говорится: «Сибирь. Глухое полутаежное село в предгорье Алтая. 20-е годы. Люди — охотники и крестьяне. Время действия романа — канун коллективизации. Это предчувствие открытой борьбы, расстановки сил, шатание середняка…
Их пятеро — отец и четыре сына. Тупая, яростная сила, великая жадность и собственнический инстинкт вовлекли их в прямую борьбу задолго до того, как она разгорелась в деревне».
Сентябрь. В журнале «Искусство кино» (№ 9) напечатано послесловие Шукшина к фильму «Живет такой парень». Шукшин решительно возражает против понимания Пашки Колокольникова как комедийного персонажа.
Шукшин подал заявку на литературный сценарий «Ваш сын и брат», в которой указал, что сценарий закончен и может быть представлен к 10 ноября 1964 г.
Шукшин ответил на письмо заведующего отделом прозы журнала «Сибирские огни» Б.С. Рясенцева, который просил разрешения на публикацию в «Сибирских огнях» романа «Любавины». Рукопись романа в то время находилась в издательстве «Советский писатель», но публикация задерживалась. Редакция «Сибирских огней», узнав об этой задержке, обратилась к Шукшину. Он согласился на журнальную публикацию.
В 1964 г. Шукшин знакомится с Викторией Анатольевной Софроновой, выпускницей филфака МГУ и аспирантуры ИМЛИ, редактором отдела критики журнала «Москва».
Осенью 1964 г. Шукшин и Софронова посетили село Сростки. Шукшин хотел познакомить Викторию Анатольевну со своей матерью.
«Мне казалось естественным перед поездкой на Алтай познакомить Василия Макаровича с моим отцом, Анатолием Владимировичем Софроновым, возглавлявшим тогда журнал «Огонек», бывшим в Президиуме СП СССР и так далее. <…> О взаимоотношениях Софронова и Шукшина уже писали, и в этих писаниях много нелепого».
1965
Февраль, 2. Шукшин принят в члены Союза писателей СССР.
Февраль, 16. Сценарно-редакционная коллегия студии им. Горького обсудила сценарий фильма «Ваш сын и брат». С. Ростоцкий и другие дали высокую оценку сценарию. Было замечание о невольном противопоставлении деревни городу. Шукшин ответил, что устранит противопоставление.
Февраль, 19. У Шукшина и В. Софроновой родилась дочь Катя.
Март. Шукшин приехал в Новосибирск по вызову журнала «Сибирские огни». Остановился в гостинице «Центральная». Много времени проводил у И.П. Попова.
В редакции журнала Шукшин встречался с А.И. Смердовым, Б.С. Рясенцевым, М. Михеевым и другими писателями и критиками. Здесь же познакомился с С.П. Залыгиным. Был в гостях у Л.А. Чикина.
«Любую песню, которую начинал в тот вечер кто-либо из моих гостей, Василий тут же подхватывал, он знал все наши сибирские песни, любил их, а уж петь-то он умел <…>.
А герои рассказов, повестей и киноповестей Василия Шукшина! Пожалуй, редко у кого из современных писателей найдутся такие песенные герои. Какие только песни они ни поют!».
Лето. Шукшин снимает на Алтае, в селе Манжерок, фильм «Ваш сын и брат» по своему сценарию. Вновь работают с Шукшиным оператор В. Гинзбург и композитор П. Чекалов. В фильме снимаются Всеволод Санаев, Леонид Куравлев, Алексей Ванин, Александр Саранцев, молодые актеры Виктор Шахов и Леонид Реутов, актриса театра мимики и жеста Марта Грахова.
Во время съемок фильма Шукшин ездил в Горно-Алтайск. В одной из таких поездок в гостинице «Горный Алтай» встретился со своим земляком Василием Рябчиковым, чья офицерская форма подошла по размеру А. Саранцеву, игравшему в фильме демобилизованного офицера.
Июнь-июль. В журнале «Сибирские огни» (№ 6-7) напечатан роман «Любавины», книга первая. Вторая книга романа опубликована посмертно.
Июль, 16. В «Литературной России» печатаются главы из романа «Любавины» с предисловием автора. Шукшин пишет: «Это первая большая работа: роман. Я подумал, что, может быть, я, крестьянин по роду, сумею рассказать о жизни советского крестьянина, начав свой рассказ где-то до начала 20-х годов — и дальше».
В 1965 г. роман «Любавины» (книга первая) вышел в издательстве «Советский писатель».
«Любавины — действительно жили такие в Сростках. Их настоящая фамилия — Петровы, а Любавины — это прозвище, которое они получили по имени матери, Любы, а по-деревенски — Любавы <…>.
Любавины-Петровы ко всем в селе относились агрессивно, и их недолюбливали. С убийства деда Василия Быстрова и началась смертельная борьба в Сростках, которая закончилась аж в начале 1930-х гг., когда был пойман последний Любавин.
Как сумел развить эту историю Василий Макарович!».
Февраль, 16. Сценарно-редакционная коллегия студии им. Горького обсудила сценарий фильма «Ваш сын и брат». С. Ростоцкий и другие дали высокую оценку сценарию. Было замечание о невольном противопоставлении деревни городу. Шукшин ответил, что устранит противопоставление.
Февраль, 19. У Шукшина и В. Софроновой родилась дочь Катя.
Март. Шукшин приехал в Новосибирск по вызову журнала «Сибирские огни». Остановился в гостинице «Центральная». Много времени проводил у И.П. Попова.
В редакции журнала Шукшин встречался с А.И. Смердовым, Б.С. Рясенцевым, М. Михеевым и другими писателями и критиками. Здесь же познакомился с С.П. Залыгиным. Был в гостях у Л.А. Чикина.
«Любую песню, которую начинал в тот вечер кто-либо из моих гостей, Василий тут же подхватывал, он знал все наши сибирские песни, любил их, а уж петь-то он умел <…>.
А герои рассказов, повестей и киноповестей Василия Шукшина! Пожалуй, редко у кого из современных писателей найдутся такие песенные герои. Какие только песни они ни поют!».
Лето. Шукшин снимает на Алтае, в селе Манжерок, фильм «Ваш сын и брат» по своему сценарию. Вновь работают с Шукшиным оператор В. Гинзбург и композитор П. Чекалов. В фильме снимаются Всеволод Санаев, Леонид Куравлев, Алексей Ванин, Александр Саранцев, молодые актеры Виктор Шахов и Леонид Реутов, актриса театра мимики и жеста Марта Грахова.
Во время съемок фильма Шукшин ездил в Горно-Алтайск. В одной из таких поездок в гостинице «Горный Алтай» встретился со своим земляком Василием Рябчиковым, чья офицерская форма подошла по размеру А. Саранцеву, игравшему в фильме демобилизованного офицера.
Июнь-июль. В журнале «Сибирские огни» (№ 6-7) напечатан роман «Любавины», книга первая. Вторая книга романа опубликована посмертно.
Июль, 16. В «Литературной России» печатаются главы из романа «Любавины» с предисловием автора. Шукшин пишет: «Это первая большая работа: роман. Я подумал, что, может быть, я, крестьянин по роду, сумею рассказать о жизни советского крестьянина, начав свой рассказ где-то до начала 20-х годов — и дальше».
В 1965 г. роман «Любавины» (книга первая) вышел в издательстве «Советский писатель».
«Любавины — действительно жили такие в Сростках. Их настоящая фамилия — Петровы, а Любавины — это прозвище, которое они получили по имени матери, Любы, а по-деревенски — Любавы <…>.
Любавины-Петровы ко всем в селе относились агрессивно, и их недолюбливали. С убийства деда Василия Быстрова и началась смертельная борьба в Сростках, которая закончилась аж в начале 1930-х гг., когда был пойман последний Любавин.
Как сумел развить эту историю Василий Макарович!».
1966
Апрель, 8. Состоялось обсуждение фильма «Ваш сын и брат» в Союзе кинематографистов СССР. Шукшин выразил несогласие со статьями Л. Крячко «Бой за доброту» и В. Орлова «Стрела в полете». В указанных статьях авторы фильма обвинялись в апологии «дикой злой самобытности».
1967
В. Шукшину, В. Гинзбургу, В. Санаеву присуждена государственная премия имени братьев Васильевых за фильм «Ваш сын и брат».
Шукшин награжден орденом Трудового Красного Знамени «за заслуги перед советской кинематографией».
Январь, 1. В газете «Молодежь Алтая» напечатана беседа Шукшина с В. Баулиным. Шукшин говорил: «Последнее время я отдал немало сил и труда знакомству с архивными документами, посвященными восстанию Разина, причинам его поражения, страницам сложной и во многом противоречивой жизни Степана. Я поставил перед собой задачу: воссоздать образ Разина таким, каким он был на самом деле <…>.
Январь, 1. В газете «Молодежь Алтая» напечатана беседа Шукшина с В. Баулиным. Шукшин говорил: «Последнее время я отдал немало сил и труда знакомству с архивными документами, посвященными восстанию Разина, причинам его поражения, страницам сложной и во многом противоречивой жизни Степана. Я поставил перед собой задачу: воссоздать образ Разина таким, каким он был на самом деле <…>.
Если позволят здоровье и силы, надеюсь сам сыграть в фильме Степана Разина».
В этой же беседе Шукшин говорил о замысле 2-й части романа «Любавины», о трагической судьбе Егора Любавина, оказавшегося в армии барона Унгерна.
Март-апрель. В журнале «Москва» (№ 3) напечатаны рассказы «Случай в ресторане», «Внутреннее содержание», «Горе».
Редакцией газеты «Правда» Шукшин командирован на Алтай для работы над статьей о причинах ухода молодежи из села. В школе села Сростки по инициативе библиотекаря Дарьи Ильиничны Фалеевой дважды встречался с учащимися.
По приглашению Бийской студии телевидения, директором которой был в то время И.Г. Меликов, Шукшин принял участие в создании документального фильма о Бийске по сценарию М. Юдалевича — «Наш город». Режиссер фильма — Ф.И. Клиндухов, редактор — М.Ф. Длуговской, оператор — В.А. Ковердяев.
«На съемках Шукшин был немногословен. Мы не чувствовали давления его авторитета. Больше того, он как бы стеснялся.
Так же прост и стеснителен он был и со своими земляками. Я помню встречу с жителями поселка Лесной».
Шукшин встречался с коллективом и читателями Бийской центральной библиотеки. В библиотеке хранится экземпляр книги писателя «Сельские жители» с его автографом: «Бийской центральной библиотеке от автора. В. Шукшин. Бийск. 23 апреля, 1967 г.».
В Бийске Шукшин выступал в воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Встречу организовали директор колонии И.Д. Кремнев, замполит И.А. Капырин, учительница А.С. Пряхина.
«Он стоял за трибуной, такой простой, реальный и в то же время предельно загадочный. Зоркий проницательный взгляд глубоко посаженных глаз, крутой лоб, удивительно лаконичная, доходчивая и захватывающе интересная речь — вот что подчиняло слушателей».
Мать Василия Макаровича, Мария Сергеевна, говорила о том, что сын ее, вернувшись из колонии, был очень взволнован. «Очень переживал Вася! Я ему говорю: блинчиков поешь. А он молчит и все курит…».
В этой же беседе Шукшин говорил о замысле 2-й части романа «Любавины», о трагической судьбе Егора Любавина, оказавшегося в армии барона Унгерна.
Март-апрель. В журнале «Москва» (№ 3) напечатаны рассказы «Случай в ресторане», «Внутреннее содержание», «Горе».
Редакцией газеты «Правда» Шукшин командирован на Алтай для работы над статьей о причинах ухода молодежи из села. В школе села Сростки по инициативе библиотекаря Дарьи Ильиничны Фалеевой дважды встречался с учащимися.
По приглашению Бийской студии телевидения, директором которой был в то время И.Г. Меликов, Шукшин принял участие в создании документального фильма о Бийске по сценарию М. Юдалевича — «Наш город». Режиссер фильма — Ф.И. Клиндухов, редактор — М.Ф. Длуговской, оператор — В.А. Ковердяев.
«На съемках Шукшин был немногословен. Мы не чувствовали давления его авторитета. Больше того, он как бы стеснялся.
Так же прост и стеснителен он был и со своими земляками. Я помню встречу с жителями поселка Лесной».
Шукшин встречался с коллективом и читателями Бийской центральной библиотеки. В библиотеке хранится экземпляр книги писателя «Сельские жители» с его автографом: «Бийской центральной библиотеке от автора. В. Шукшин. Бийск. 23 апреля, 1967 г.».
В Бийске Шукшин выступал в воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Встречу организовали директор колонии И.Д. Кремнев, замполит И.А. Капырин, учительница А.С. Пряхина.
«Он стоял за трибуной, такой простой, реальный и в то же время предельно загадочный. Зоркий проницательный взгляд глубоко посаженных глаз, крутой лоб, удивительно лаконичная, доходчивая и захватывающе интересная речь — вот что подчиняло слушателей».
Мать Василия Макаровича, Мария Сергеевна, говорила о том, что сын ее, вернувшись из колонии, был очень взволнован. «Очень переживал Вася! Я ему говорю: блинчиков поешь. А он молчит и все курит…».
Май, 8. Шукшин встречается с жителями села Сростки.
1969
Октябрь. В журнале «Новый мир» (№ 10) напечатан цикл рассказов Шукшина: «В селе Чебровка», «Суд», «Хахаль», «Макар Жеребцов», «Материнское сердце».
В рассказе «Хахаль» отражены переживания Шукшина, связанные со смертью и похоронами мужа сестры Александра Зиновьева.
1970
Январь. Шукшин начал работу над сценарием фильма о родном селе Сростки. Незавершенный текст сценария впервые опубликован в газете «Комсомольская правда».
Май. Шукшин в Сростках. Он выступает перед односельчанами в клубе, говорит, в частности, о замысле фильма «Степан Разин».
Шукшин принимает в Сростках студентов филологического факультета Бийского пединститута Александра Лукиных, Геннадия Бровко, Сергея Чепрова.
«Первое впечатление было обескураживающим. Это был среднего роста, почти изможденный человек, с землистого цвета лицом и глубоко спрятанными глазами. <…> Внимательно приглядевшись, можно было еще найти сходство с Черных из фильма «У озера». <…> Лишь когда разговор заинтересовывал его, в глазах появлялся какой-то блеск — иногда задорный, иногда злой.
<…> А потом мы несколько раз встречались с Шукшиным в Бийске. Он любил этот город. Тихие улочки, купола Успенской церкви, железный узор ограды городского сада, резные деревянные наличники на окнах».
Май. Шукшин в Сростках. Он выступает перед односельчанами в клубе, говорит, в частности, о замысле фильма «Степан Разин».
Шукшин принимает в Сростках студентов филологического факультета Бийского пединститута Александра Лукиных, Геннадия Бровко, Сергея Чепрова.
«Первое впечатление было обескураживающим. Это был среднего роста, почти изможденный человек, с землистого цвета лицом и глубоко спрятанными глазами. <…> Внимательно приглядевшись, можно было еще найти сходство с Черных из фильма «У озера». <…> Лишь когда разговор заинтересовывал его, в глазах появлялся какой-то блеск — иногда задорный, иногда злой.
<…> А потом мы несколько раз встречались с Шукшиным в Бийске. Он любил этот город. Тихие улочки, купола Успенской церкви, железный узор ограды городского сада, резные деревянные наличники на окнах».
1971
Февраль, 25. Шукшин пишет директору киностудии им. Горького Г.И. Бритикову о сценарии своего фильма «Печки-лавочки»: «Моя задача сейчас переписать сценарий заново с учетом и тех пожеланий, которые были высказаны у нас в редакторате и в комитете».
Апрель. Шукшин в Новосибирске, у И.П. Попова, проездом в Сростки. Он сказал, что едет на родину поработать, «там хорошо пишется».
По воспоминаниям В. Хохолкова, к 50-летию образования Горно-Алтайской автономной области Шукшин мечтал снять фильм по рассказу И. Ефремова «Озеро горных духов», но власти Горного Алтая встретили это холодно, так как в возможном сценарии речь должна была идти о репрессированном художнике Чоросе-Гуркине.
Август. Во главе съемочной группы киностудии им. Горького Шукшин приехал на Алтай, в город Бийск, для работы над своим фильмом «Печки-лавочки».
«В картине будут заняты известные актеры — Лидия Федосеева, артистка МХАТа Ксения Минина, Станислав Любшин, Всеволод Санаев, Георгий Бурков и др. Главный оператор — Анатолий Заболоцкий.
Для массовок потребовалось много людей. В фильме уже начали сниматься бийчане. Три дня в гостиницу “Бия”, где остановилась киногруппа, шли по объявлению взрослые и дети, люди всех возрастов и профессий».
На Бийском вокзале снимались эпизоды «очередь за билетами», «на стоянке такси». Съемки велись также в селах Сростки и Шульгин Лог, на Чуйском тракте, на паромной переправе, просто на природе.
В съемках эпизодов на железнодорожном вокзале Бийска участвовали бийчане: сотрудница вокзала Н.А. Скопина, сержант линейной милиции А. Матюшин. Помощь в организации вокзальных съемок оказал Шукшину тогдашний начальник вокзала Н.И. Москвин.
«<…> На пароме увидели мы впервые Федю Ершова — Тилилецкого, он развлекал застигнутых на пароме; невольными слушателями концерта оказались и мы. <…> Шукшин никак не хотел упустить Федю, для начала снял его на пароме для оживления второго плана. Вскоре пришло решение: снять нечто вроде сольного концерта — “Федя на черном бархате”, — снять синхронной камерой, чтобы пропел он частушки “под надписи” к фильму» (Заболоцкий А.).
Август-сентябрь. В ряде газет напечатан рассказ «Дядя Ермолай».
«Известен рассказ “Дядя Ермолай”. В нем все, как было в действительности. Знали мы и самого дядю Ермолая. Он не только по рассказу, но и на самом деле дядя Василия Макаровича. Фамилия его Емельянов. А жена его приходилась Василию теткой по родству».
Сентябрь. В журнале «Звезда» (№ 9) напечатаны рассказы «Дядя Ермолай», «Хозяин бани и огорода», «Хмырь», «Ноль — ноль целых», «Письмо», «Жена мужа в Париж провожала», «Ораторский прием».
«Был сентябрь, когда прервав съемки в Москве, мы уехали на две недели в Ялту для съемок эпизода “Расторгуевы на курорте”. <…> Нам разрешили провести съемки в Воронцовском дворце в Алупке. <…> Без всякой подготовки облюбовали скопление загорающих, куда внедрились и наши Расторгуевы. <…> До конца года возился Шукшин с поправками к фильму. <…> А тут еще событие — картину без него показали в Алтайском крайкоме, и первый секретарь Георгиев недовольный фильмом, звонил председателю Госкино, просил фильм на Алтае не демонстрировать. А следом пошли разгромные статьи в “Алтайской правде”, <…> а за ними в других газетах» (Заболоцкий А.).
Декабрь, 24. В журнале «Сибирские огни» (№ 12) напечатаны рассказы «Мастер», «Мой зять украл машину дров».
Прототипом главного героя рассказа «Мой зять украл машину дров» явился земляк и друг Шукшина Вениамин Зяблицкий. Он подтвердил подлинность всех событий, кроме эпизода с тещей, запертой в туалете.
Апрель. Шукшин в Новосибирске, у И.П. Попова, проездом в Сростки. Он сказал, что едет на родину поработать, «там хорошо пишется».
По воспоминаниям В. Хохолкова, к 50-летию образования Горно-Алтайской автономной области Шукшин мечтал снять фильм по рассказу И. Ефремова «Озеро горных духов», но власти Горного Алтая встретили это холодно, так как в возможном сценарии речь должна была идти о репрессированном художнике Чоросе-Гуркине.
Август. Во главе съемочной группы киностудии им. Горького Шукшин приехал на Алтай, в город Бийск, для работы над своим фильмом «Печки-лавочки».
«В картине будут заняты известные актеры — Лидия Федосеева, артистка МХАТа Ксения Минина, Станислав Любшин, Всеволод Санаев, Георгий Бурков и др. Главный оператор — Анатолий Заболоцкий.
Для массовок потребовалось много людей. В фильме уже начали сниматься бийчане. Три дня в гостиницу “Бия”, где остановилась киногруппа, шли по объявлению взрослые и дети, люди всех возрастов и профессий».
На Бийском вокзале снимались эпизоды «очередь за билетами», «на стоянке такси». Съемки велись также в селах Сростки и Шульгин Лог, на Чуйском тракте, на паромной переправе, просто на природе.
В съемках эпизодов на железнодорожном вокзале Бийска участвовали бийчане: сотрудница вокзала Н.А. Скопина, сержант линейной милиции А. Матюшин. Помощь в организации вокзальных съемок оказал Шукшину тогдашний начальник вокзала Н.И. Москвин.
«<…> На пароме увидели мы впервые Федю Ершова — Тилилецкого, он развлекал застигнутых на пароме; невольными слушателями концерта оказались и мы. <…> Шукшин никак не хотел упустить Федю, для начала снял его на пароме для оживления второго плана. Вскоре пришло решение: снять нечто вроде сольного концерта — “Федя на черном бархате”, — снять синхронной камерой, чтобы пропел он частушки “под надписи” к фильму» (Заболоцкий А.).
Август-сентябрь. В ряде газет напечатан рассказ «Дядя Ермолай».
«Известен рассказ “Дядя Ермолай”. В нем все, как было в действительности. Знали мы и самого дядю Ермолая. Он не только по рассказу, но и на самом деле дядя Василия Макаровича. Фамилия его Емельянов. А жена его приходилась Василию теткой по родству».
Сентябрь. В журнале «Звезда» (№ 9) напечатаны рассказы «Дядя Ермолай», «Хозяин бани и огорода», «Хмырь», «Ноль — ноль целых», «Письмо», «Жена мужа в Париж провожала», «Ораторский прием».
«Был сентябрь, когда прервав съемки в Москве, мы уехали на две недели в Ялту для съемок эпизода “Расторгуевы на курорте”. <…> Нам разрешили провести съемки в Воронцовском дворце в Алупке. <…> Без всякой подготовки облюбовали скопление загорающих, куда внедрились и наши Расторгуевы. <…> До конца года возился Шукшин с поправками к фильму. <…> А тут еще событие — картину без него показали в Алтайском крайкоме, и первый секретарь Георгиев недовольный фильмом, звонил председателю Госкино, просил фильм на Алтае не демонстрировать. А следом пошли разгромные статьи в “Алтайской правде”, <…> а за ними в других газетах» (Заболоцкий А.).
Декабрь, 24. В журнале «Сибирские огни» (№ 12) напечатаны рассказы «Мастер», «Мой зять украл машину дров».
Прототипом главного героя рассказа «Мой зять украл машину дров» явился земляк и друг Шукшина Вениамин Зяблицкий. Он подтвердил подлинность всех событий, кроме эпизода с тещей, запертой в туалете.
1972
Февраль, 7-13. В «Неделе» (в записи Ф. Андреева) опубликована беседа с Шукшиным о фильме «Печки-лавочки».
Летом в основном завершается работа Шукшина над фильмом «Печки-лавочки».
«Снимались “Печки-лавочки” на Алтае, это моя родина, снимались в Москве и снимались в Ялте. Ялту уж как-то киногруппы не минуют».
«Выражение “печки-лавочки” ничего не значит и уже по одной этой причине ни на какой язык не может быть переведено». «”Печки-лавочки” — понятие смутное, в нем выражены и веселое недоумение перед лицом запутанных жизненных обстоятельств и готовность им безропотно подчиниться, и способность их превозмочь…
В “Печках-лавочках” некоторые мотивы предыдущих фильмов Шукшина подхвачены и усилены».
«В “Печках-лавочках”, выражая серьезные мысли, чаще всего через ироничное слово, Шукшин одновременно укрепляет свою работу и с другого фланга. Он снимает эту картину с новым оператором Анатолием Заболоцким <…>.
Вопреки ожиданиям, камера Заболоцкого не перечеркнула, а подчеркнула достоинства шукшинского «разговорного» кинематографа, добавив к ним и достоинства истинно кинематографической культуры выражения».
Август-сентябрь. Шукшин в Сростках.
Октябрь. В журнале «Наш современник» (№ 10) напечатаны рассказы Шукшина «Страдания молодого Ваганова», «Беседы при ясной луне», «Мнение», «Беспалый».
«В рассказе “Беседы при ясной луне” у него есть такой старик Баев, который за всю жизнь ни одной глупости не сделал, но и никакого умного колена не выкинул. Словом, жил середка-наполовинку. Василий Макарович таких людей не любил, и жить так не мог. Уж если что-то делать — с полной отдачей».
В селе Шульгин Лог на Алтае В. Брюховым и Г. Нечаевым сделан для краевого телевидения сюжет о съемках фильма «Печки-лавочки».
«Вместе с кинооператором Владиславом Ковердяевым и режиссером Новосибирской кинохроники В. Новиковым мы видели, как снимался последний кадр «Печек-лавочек» <…>. Тогда был октябрь, денек выдался без дождя, хмурый и невзрачный, из тех, которые операторы зовут «несъемочными». <…> Колдовал что-то у своей камеры Анатолий Заболоцкий, а Василий Макарович в сапогах, в фуфайке и кепочке похаживал по уклону. <…> Все с затаенной надеждой поглядывают на высокую гору Бобырган: не развеет ли хмарь над нею, не приоткроется ли «окошко»…
И надо же — повезло! Нет, солнце не проглянуло, но образовался какой-то просвет, заструилась ярче Катунь, оловянно заблестели ее воды, посвежела желтизна на березовых рощах. И все, не сговариваясь, по местам. <…> Шукшин по-будничному сказал «мотор», и камера начала накручивать последние метры последнего кадра вплоть до той поры, пока Иван Расторгуев не сказал: “Ну, все, ребята… Конец”».
Летом в основном завершается работа Шукшина над фильмом «Печки-лавочки».
«Снимались “Печки-лавочки” на Алтае, это моя родина, снимались в Москве и снимались в Ялте. Ялту уж как-то киногруппы не минуют».
«Выражение “печки-лавочки” ничего не значит и уже по одной этой причине ни на какой язык не может быть переведено». «”Печки-лавочки” — понятие смутное, в нем выражены и веселое недоумение перед лицом запутанных жизненных обстоятельств и готовность им безропотно подчиниться, и способность их превозмочь…
В “Печках-лавочках” некоторые мотивы предыдущих фильмов Шукшина подхвачены и усилены».
«В “Печках-лавочках”, выражая серьезные мысли, чаще всего через ироничное слово, Шукшин одновременно укрепляет свою работу и с другого фланга. Он снимает эту картину с новым оператором Анатолием Заболоцким <…>.
Вопреки ожиданиям, камера Заболоцкого не перечеркнула, а подчеркнула достоинства шукшинского «разговорного» кинематографа, добавив к ним и достоинства истинно кинематографической культуры выражения».
Август-сентябрь. Шукшин в Сростках.
Октябрь. В журнале «Наш современник» (№ 10) напечатаны рассказы Шукшина «Страдания молодого Ваганова», «Беседы при ясной луне», «Мнение», «Беспалый».
«В рассказе “Беседы при ясной луне” у него есть такой старик Баев, который за всю жизнь ни одной глупости не сделал, но и никакого умного колена не выкинул. Словом, жил середка-наполовинку. Василий Макарович таких людей не любил, и жить так не мог. Уж если что-то делать — с полной отдачей».
В селе Шульгин Лог на Алтае В. Брюховым и Г. Нечаевым сделан для краевого телевидения сюжет о съемках фильма «Печки-лавочки».
«Вместе с кинооператором Владиславом Ковердяевым и режиссером Новосибирской кинохроники В. Новиковым мы видели, как снимался последний кадр «Печек-лавочек» <…>. Тогда был октябрь, денек выдался без дождя, хмурый и невзрачный, из тех, которые операторы зовут «несъемочными». <…> Колдовал что-то у своей камеры Анатолий Заболоцкий, а Василий Макарович в сапогах, в фуфайке и кепочке похаживал по уклону. <…> Все с затаенной надеждой поглядывают на высокую гору Бобырган: не развеет ли хмарь над нею, не приоткроется ли «окошко»…
И надо же — повезло! Нет, солнце не проглянуло, но образовался какой-то просвет, заструилась ярче Катунь, оловянно заблестели ее воды, посвежела желтизна на березовых рощах. И все, не сговариваясь, по местам. <…> Шукшин по-будничному сказал «мотор», и камера начала накручивать последние метры последнего кадра вплоть до той поры, пока Иван Расторгуев не сказал: “Ну, все, ребята… Конец”».
1973
Фильм Шукшина «Печки-лавочки» вышел на экраны.
«“Печки-лавочки”, оставаясь как будто в русле прежних поисков Шукшина, свидетельствуют в то же время о том, что в его творчестве назревает резкий и решительный перелом».
Приведенный отзыв наиболее верен и принят большинством исследователей творчества Шукшина. Но сразу после выхода фильма на экраны были отзывы не просто отрицательные, но и неоправданно резкие, принадлежавшие, к сожалению, по преимуществу землякам Шукшина. В «Алтайской правде» 15 апреля появилась рецензия В. Явинского «А времена меняются…», в которой, в частности, сказано: «Мало, до обидного мало в фильме новых черт и явлений, присущих людям современных колхозов и совхозов, которые могли бы служить примером для зрителей и особенно для молодежи. <…>
Не устаем мы звонить о друге Ванюше и не устанем. Только не те сейчас на Алтае колокольни, и не тот звон слышится с них. Жаль, что Шукшин не услышал подлинного горна сегодняшнего алтайского села».
Шукшин получил ряд писем от земляков, в которых также имели место отрицательные отзывы о фильме. Кроме того, письма были адресованы в разные редакции и организации, вплоть до Верховного Совета СССР. Шукшин очень переживал по поводу отношения земляков и ответил статьей «Слово о “малой родине”» для сибирского номера журнала «Смена». Статья, однако, в сибирский номер не попала, но была опубликована при жизни Шукшина в 1974 г. (Смена, № 2) с сокращениями, полностью же эта статья была опубликована посмертно в журнале «Литературное обозрение» (1975, № 12). Статья известна также под названием «Признание в любви».
Шукшин писал: «Как-то в связи с фильмом “Печки-лавочки” я получил с родины, с Алтая, анонимное письмо. Письмецо короткое и убийственное: “Не бери пример с себя, не позорь свою землю и нас”. <…> И еще отзыв с родины: в газете “Бийский рабочий” фильм тоже разругали, в общем, за то же. И еще потом были выступления моих земляков (в центральной печати), где фильм тоже поминался недобрым словом… Сказать, что я все это принял спокойно, значит, зачем-то скрыть правду. Правда же тут в том, что все это, и письма, и рецензии, неожиданно и грустно. В фильм я вложил много труда (это, впрочем, не главное, халтура тоже не без труда создается), главное, я вложил в него мою любовь к родине, к Алтаю, какая живет в сердце, — вот главное, и я думал, что это-то не останется не замеченным».
«“Печки-лавочки”, оставаясь как будто в русле прежних поисков Шукшина, свидетельствуют в то же время о том, что в его творчестве назревает резкий и решительный перелом».
Приведенный отзыв наиболее верен и принят большинством исследователей творчества Шукшина. Но сразу после выхода фильма на экраны были отзывы не просто отрицательные, но и неоправданно резкие, принадлежавшие, к сожалению, по преимуществу землякам Шукшина. В «Алтайской правде» 15 апреля появилась рецензия В. Явинского «А времена меняются…», в которой, в частности, сказано: «Мало, до обидного мало в фильме новых черт и явлений, присущих людям современных колхозов и совхозов, которые могли бы служить примером для зрителей и особенно для молодежи. <…>
Не устаем мы звонить о друге Ванюше и не устанем. Только не те сейчас на Алтае колокольни, и не тот звон слышится с них. Жаль, что Шукшин не услышал подлинного горна сегодняшнего алтайского села».
Шукшин получил ряд писем от земляков, в которых также имели место отрицательные отзывы о фильме. Кроме того, письма были адресованы в разные редакции и организации, вплоть до Верховного Совета СССР. Шукшин очень переживал по поводу отношения земляков и ответил статьей «Слово о “малой родине”» для сибирского номера журнала «Смена». Статья, однако, в сибирский номер не попала, но была опубликована при жизни Шукшина в 1974 г. (Смена, № 2) с сокращениями, полностью же эта статья была опубликована посмертно в журнале «Литературное обозрение» (1975, № 12). Статья известна также под названием «Признание в любви».
Шукшин писал: «Как-то в связи с фильмом “Печки-лавочки” я получил с родины, с Алтая, анонимное письмо. Письмецо короткое и убийственное: “Не бери пример с себя, не позорь свою землю и нас”. <…> И еще отзыв с родины: в газете “Бийский рабочий” фильм тоже разругали, в общем, за то же. И еще потом были выступления моих земляков (в центральной печати), где фильм тоже поминался недобрым словом… Сказать, что я все это принял спокойно, значит, зачем-то скрыть правду. Правда же тут в том, что все это, и письма, и рецензии, неожиданно и грустно. В фильм я вложил много труда (это, впрочем, не главное, халтура тоже не без труда создается), главное, я вложил в него мою любовь к родине, к Алтаю, какая живет в сердце, — вот главное, и я думал, что это-то не останется не замеченным».
1974
Апрель. «Здравствуй, родная моя! Сам измучился и вас измучил своими обещаниями приехать. Все никак не могу вырваться. А сейчас вот лег в больницу — это по поводу своей язвы. Полежу немножко. А то впереди огромная работа (три фильма о Степане Разине) — года на четыре запрягусь, тогда некогда будет полежать. А так у меня со здоровьем ничего, бог несет. Полежу я, наверное, до 10 апреля, потом поеду в Западную Германию на 10 дней — значит до 20 апреля. А там к концу апреля обязательно приеду. Сам соскучился – сил нет».
* * *
Посмертно Шукшину присуждена Ленинская премия. Именем Шукшина названы улица в селе Сростки, Сростинкая средняя школа. Центральная библиотека в городе Бийске, Бийский педагогический государственный университет, вокзальная площадь в городе Бийске, улица в столице Алтайского края Барнауле, Алтайский краевой драматический театр, пассажирский теплоход Обского речного пароходства, сухогруз Дунайского речного пароходства, ледник на горе Белухе в Горном Алтае, малая планета, открытая астрономом Черных. Во ВГИКе учреждена стипендия им. Шукшина.
На родине Шукшина в селе Сростки работает Всероссийский мемориальный музей-заповедник Шукшина. В Алтайском государственном университете работает научно-исследовательский центр «Жизнь и творчество В.М. Шукшина». Шукшинский центр действует в Москве.
В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул) есть экспозиция, посвященная Шукшину. Работает музей Шукшина при Бийском педуниверситете имени В.М. Шукшина.
В России есть также несколько самодеятельных народных музеев Шукшина. В частности, такой музей работает в Бийской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних.
Ежегодно, в последнюю неделю июля, в честь дня рождения Шукшина, в Сростках, Бийске, Барнауле проводятся Шукшинские чтения.
В начале октября каждого года проводятся литературно-музыкальные вечера, посвященные памяти Шукшина, в историко-литературном музее города Искитима Новосибирской области. Здесь постоянно экспонируются материалы о жизни и творчестве Шукшина, а также живописные работы на шукшинскую тему художника И.П. Попова, троюродного брата Шукшина.
В Алтайском государственном университете, Барнаульском педагогическом университете, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая и Всероссийском мемориальном музее-заповеднике Шукшина в Сростках традиционно проводятся научно-практические конференции, посвященные жизни и творчеству Шукшина.
На родине Шукшина в селе Сростки работает Всероссийский мемориальный музей-заповедник Шукшина. В Алтайском государственном университете работает научно-исследовательский центр «Жизнь и творчество В.М. Шукшина». Шукшинский центр действует в Москве.
В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул) есть экспозиция, посвященная Шукшину. Работает музей Шукшина при Бийском педуниверситете имени В.М. Шукшина.
В России есть также несколько самодеятельных народных музеев Шукшина. В частности, такой музей работает в Бийской воспитательно-трудовой колонии для несовершеннолетних.
Ежегодно, в последнюю неделю июля, в честь дня рождения Шукшина, в Сростках, Бийске, Барнауле проводятся Шукшинские чтения.
В начале октября каждого года проводятся литературно-музыкальные вечера, посвященные памяти Шукшина, в историко-литературном музее города Искитима Новосибирской области. Здесь постоянно экспонируются материалы о жизни и творчестве Шукшина, а также живописные работы на шукшинскую тему художника И.П. Попова, троюродного брата Шукшина.
В Алтайском государственном университете, Барнаульском педагогическом университете, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая и Всероссийском мемориальном музее-заповеднике Шукшина в Сростках традиционно проводятся научно-практические конференции, посвященные жизни и творчеству Шукшина.