Вы здесь

Забытый портрет кисти Николая Фёдоровича Смолина

Смолин Николай Фёдорович (1888—1962) — живописец, график. Работал в жанрах портрета, пейзажа, тематической картины. Брал уроки в томской студии А. С. Капустиной-Поповой, ученицы П. П. Чистякова; учился в Казанской художественной школе (1906—1911) у Н. И. Фешина. С 1911 по 1935 год жил и работал в Томске. Член Томского общества любителей художеств (1911—1920), член и председатель Томского филиала Ассоциации художников революционной России (1925—1931). Член Союза советских художников с 1933 года. С 1935 года жил в Новосибирске. С 1910 года участвует во многочисленных выставках, в том числе межобластных, республиканских, всесоюзных. Персональные выставки Н. Ф. Смолина состоялись в 1919, 1922, 1934, 1944, 1956 годах.

 

В начале 2000-х годов Новосибирский государственный художественный музей принял на постоянное хранение около сорока живописных произведений, находившихся ранее в фондах Новосибирского государственного краеведческого музея. Постепенное изучение этой коллекции позволило музейным сотрудникам сделать ряд значительных открытий. Исследование и самих полотен, и трудноразличимых, почти нечитаемых надписей и наклеек на оборотах подрамников и рам дало возможность со временем установить многих авторов и названия картин. Особое место среди таких открытий занимает портрет архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова, исполненный в 1943 году одним из старейших сибирских художников Николаем Фёдоровичем Смолиным.

В каталоги персональных выставок Н. Ф. Смолина, состоявшихся в Новосибирске в 1956 и в 1963 (посмертно) годах, портрет А. Д. Крячкова не включен, он лишь упоминается в числе произведений, написанных в годы войны, — портретов актеров и музыкантов, эвакуированных из Ленинграда в Новосибирск, и новосибирских писателей. В одной из старых, полувековой давности, публикаций автору статьи довелось видеть это произведение в черно-белом изображении. Но затем портрет, видимо, осел в фондах краеведческого музея и выпал из поля зрения земляков.

В списке картин, поступивших в художественный музей из краеведческого собрания, это произведение было обозначено так: «Творческий портрет архитектора Крячкова». Он представляет собой изображение седого худощавого человека в домашней мягкой куртке или халате темно-серого цвета с серо-желтым шалевым воротником и манжетами, в белой рубашке и синем галстуке. Человек показан сидящим за столом перед открытой толстой книгой, но его голова и уверенный резкий жест левой руки обращены к зрителю. На заднем плане слева — окно с тяжелой зелено-синей драпировкой, за ним видны по-осеннему голые ветви деревьев. На подоконнике — букетик темно-красных цветов в стеклянной вазочке, похожей на рюмку, с высокой ножкой. Правее, за спиной модели, — стоящие на полках и большой этажерке старинные декоративные вазы.

Композиционное и сюжетное решение портрета отличается от сложившейся в те годы иконографии знаменитых людей, официально признанных советской властью. В годы войны, с ее суровым бытом, с преобладанием в живописи темы героической, возвышенной или строго официальной, Смолин словно возвращается к началу века, к ранним двадцатым годам. В его портретах того давнего времени часто повторялся сюжетный мотив: модель изображалась с книгой в руке или с шитьем на фоне зеленых деревьев или интерьера. От тех ранних портретов, написанных плотно и уверенно, исходило обаяние тепла и уюта.

А. Д. Крячкова, заслуженного человека, отмеченного многими званиями, должностями, художник тоже помещает в тишину и уединение, в интимную атмосферу кабинета, в окружение красивых вещей. Возможно, интуиция художника в годы лихолетья говорила о потребности в красивом, душевном и теплом. Возможно, на Смолина оказал влияние М. В. Нестеров, который изображал ученых, хирургов, скульпторов и музыкантов в тиши кабинетов, с инструментом в руках. Эта линия «нестеровского» портрета просматривается и в произведениях других современников Смолина, участников военных и послевоенных выставок, может быть, не столь значительных по своему профессиональному мастерству.

Первоначальное несколько неловкое название «Творческий портрет архитектора» выдает желание художника защититься, отстоять право на свое видение модели, право на создание интимного, домашнего образа в портрете. Можно с уверенностью утверждать, что Николай Фёдорович Смолин бывал в кабинете и в квартире Андрея Дмитриевича Крячкова, ему доводилось встречаться с ним в непринужденной домашней обстановке и бывать его собеседником: они оба бывшие томичи, у них общий круг знакомых.

Смолин знает Крячкова как человека умного и сильного, способного отстаивать свое мнение, убеждать собеседника. Это видно по открытому и твердому взгляду, чуть приподнятому подбородку волевого и уверенного в своей правоте человека. Выразительный жест, чуть растрепанные волосы при строгом галстуке и аккуратном воротничке белой сорочки придают образу этого интеллигентного человека характер живой и объемный.

Еще раз обратим внимание на то, что портрет А. Д. Крячкова был создан выдающимся сибирским живописцем Н. Ф. Смолиным в трагическом сорок третьем году. Он открыл новые стороны творчества мастера в этот период. Отметим желание художника освободиться от рутины заказных портретов, сменить палитру и преодолеть уныние серых и голодных военных будней. Обрести надежду. В нашем портрете эти черты заданы и необычным для Смолина 1940-х годов композиционным построением, и названными выше атрибутами, введенными в сюжетную структуру картины и расширившими ее цветовой диапазон. Однако теплую и жизнеутверждающую ноту, хорошо прочувствованную в ранних произведениях, сменило иное настроение. Холодноватая сдержанность модели выражена через общий цветовой тон колорита. И это тот случай, когда объективная реальность помимо воли автора вплетается в художественный образ.

Вновь обретенный портрет А. Д. Крячкова занял достойное место в собрании Новосибирского государственного художественного музея и в истории художественной культуры города.

 

100-летие «Сибирских огней»