Вы здесь

Акунин Б. Огненный перст. Повести. — М.: АСТ, 2014.

Как написано в аннотации, три повести Б. Акунина, входящие в книгу, являются «художественным сопровождением» его «Истории Российского государства», что подтверждают и одинаковые обложки, формат и объем обеих книг. Ими начинается «сага» об одном роде, «живущем в России с незапамятных времен», есть и специальная родовая метка, «пятнышко размером с мелкую монетку» на лбах главных героев: судьбы трех таких «запятнанных» и показаны в этих повестях. Они так не похожи друг на друга, что впечатление двоится: иногда кажется, что все тут чрезвычайно правдоподобно, будто автор побывал в той или иной эпохе, а иногда — что все сплошь вымышлено и задекорировано под реальность. Тем более что сам писатель ставил себе чисто иллюстративные, «сопроводительные» задачи.

Особенно таковой кажется первая повесть о Дамианосе, ветеране константинопольской школы «джеймс-бондов», обученном любым диверсиям — от силовых до дипломатических. Этот всепроникающий «аминтес» позволяет Б. Акунину показать и Киев времен князя Кыя, и дружины варягов конунга Рорика, собирающихся походом на Византию. Линия трагической любви героя к Белой Деве, являющейся Дамианосу во снах и наяву, выполняет как будто бы все ту же иллюстративную роль (верования древних славян). Однако когда печальный финал повторяется во 2-й повести о незаконнорожденном сыне князя Святослава и умерщвленной горбуньи Кикиморы и в 3-й о «князе Клюкве», которого его брат Борислав разоряет ратными авантюрами, ясно, что за этим кроется нечто другое. А именно отношение Б. Акунина к имперской, государственнической идее, которая никогда (впадают герои в бедность или в опалу) не умрет, переходя по эстафете от Рима к Византии, Киевской Руси и т. д., хотя и явно искусственна, как игра в заговор, в братство «Оберегателей огня», отмечающее своих фанатов «огненным перстом» пятна на лбу. Неслучайно влюбленный Дамианос теряет свой дар аминтеса, «необыкновенного человека» и государева слуги, когда становится «обыкновенным человеком», который «хочет жить». Это явный отзвук «западничества» 1-го тома «Истории Российского государства», не отменяющего таланта Б. Акунина как мастера остросюжетного повествования и «иллюстратора» отечественной истории.

100-летие «Сибирских огней»