Культпоход от СКаЖи

Логотип «СКаЖи!»

Союз культурных журналистов «СКаЖи!» представляет новую площадку — рубрику «Культпоход». Здесь вы найдете материалы от профессиональных журналистов и критиков о театре и литературе, кино и выставках. В первую очередь мы освещаем культурную жизнь Новосибирска и Сибири.

Отправляйтесь в «Культпоход» вместе с нами!

Осень со всей суровостью Сибири вымела из нашего рейтинга целые жанры художественной прозы. Но об этом чуть позже.

Сначала о тройке наших лидеров. Здесь нас ждёт полное обновление: лето прошло, и отпускная расслабленность сменилась мыслью о необходимости не только вернуться к работе, но и попытаться добиться на профессиональном поприще каких-то успехов. Можно просто попытаться. За первое отвечает новый лидер рейтинга Нассим Николас Талеб, «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Её автор в своё время прославился теорией «чёрных лебедей», постулирующей случайность как доминантную кривую на шкале возможностей. Если говорить нормальным языком: ничего нельзя предсказать, а если всё же вы смогли сделать это, то вам крупно повезло. Новая работа, на языке оригинала она вышла в этом году, написана не менее сложно. Можно предположить, что амбициозные новосибирцы пытаются постичь устройство нашего сложного мира, не убоясь пассажей: «Идея соединяет такие феномены, как мотивация, покупка подержанной машины, этика, теория договора, обучение (... Читать далее

8 июля 2018 г. в актовом зале университета «Синергия» прошла презентация нового, 27-28 сдвоенного выпуска литературно-художественного журнала «Иртыш-Омь». Особенностью выпуска стало участие в нём выдающегося актёра театра и кино Сергея Юрского. На презентации присутствовал народный артист России Валерий Алексеев, которому и было предоставлено вступительное слово. Также на мероприятии выступали главный редактор альманаха «Менестрель» Андрей Козырев, известный поэт из Казахстана Ольга Григорьева, бард Елизавета Витман, поэты Валерий Барковский, Екатерина Артман и многие другие.

26 июля в очередной раз молодым омичам были вручены премии имени выдающегося русского писателя Федора Михайловича Достоевского в знак признания их успехов в литературном творчестве.

В этом году к рассмотрению жюри, как и всегда, принимались прозаические и поэтические литературные произведения, изданные отдельно или напечатанные в коллективных сборниках, журналах или альманахах. Всего на конкурс поступило 13 заявок от омских авторов (шесть в номинации «Проза», семь — в номинации «Поэзия»).

По итогам заседания жюри лауреатами ежегодной литературной молодежной премии имени Ф.М. Достоевского в 2018 году признаны шесть омичей. Победителем литературного конкурса в номинации «Проза» стала Александра Яковлева за рассказ «Вот она я», опубликованный в альманахе «Иртышъ-Омь». Татьяна Кобылинская отмечена премией второй степени за произведение, опубликованное в сборнике стихотворений и... Читать далее

Середина лета демонстрирует редкую гармонию читательских предпочтений новосибирцев. Впервые за долгое время доля художественной литературы и нон-фикшна пришли к абсолютному равновесию.

А список рейтинга магазина «Капитал» возглавил роман Гузель Яхиной «Дети мои», о котором мы писали в предыдущем обзоре. Впечатляющий подъём с шестого на первое место объясняется качеством романа, автор которого сумела убедительно и достоверно, как бы это странно не звучало, сплавить «магический роман» с историко-семейной сагой. Законный интерес к книге позволил вернуться в список и первому роману автора: «Зулейха открывает глаза» занимает крепкую серединную позицию в рейтинге. Обладатели второго и третьего мест сохранили позиции с июня. Ирина Хакамада как и месяц тому назад призывает «оглядеться и задуматься», а Михаил Лабковский продолжает доброжелательно напоминать сибирякам: «У животных не бывает болезней сердца, потому что у них нет рефлексии». Поэтому меньше читайте Достоевского и бесстрашно идите к самореализации. Судя по отсутствию в рейтинге Фёдора Михайловича, призывы доктора Лабковского находят понимание.

Тема самореализации продолжена почти в художественной форме в циклопическом романе Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», вынырнувшем на престижном пятом месте рейтинга. Роман российской эмигрантки — одна из ярких загадок книжной торговли уже на протяжении шестидесяти лет. Мягко говоря, не слишком художественно написанная история о борьбе свободных личностей за право самовыражения... Читать далее

В Алтайском государственном театре кукол премьера – сценическая композиция по роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» в постановке главного режиссёра театра Елены Чвёрткиной и художника Ольги Акимовой.

Ольга Акимова – Заслуженный деятель искусств республики Бурятия, главный художник театра кукол «Ульгэр» (г. Улан-Уде), лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучший кукольный спектакль».

Русская классика – это глубина и точность темы, выверенная психология персонажей и одновременно большая ответственность для постановщика спектакля. Работать с пушкинским текстом, сокращать его, концентрировать четырёхстопный ямб в события и напряжённые драматические коллизии, разумеется, непросто. Несмотря на то, что в Алтайском государственном театре кукол постановка классики событие не единичное, перевод такого материала (романа в стихах) на язык театра кукол – в какой-то мере авантюра, хотя авантюра вполне осознанная.

Именно большие задачи плодотворны. Театр находится в постоянном поиске такого сценического языка, на котором можно было бы говорить и с детьми, и со взрослыми. И новый спектакль театра кукол «Евгений Онегин» призван занять в репертуаре театра свою, очень важную нишу – он рассчитан на возраст «14+» и его зритель, прежде всего подростки и молодёжь.

В «Евгении Онегине» использованы разные приёмы: и «чёрный кабинет», и театр теней, и маски, и куклы разных размеров. Небольшое по сценическому... Читать далее

В Новосибирске вышел в свет сборник «Право на «ссылку»: современная сибирская критика». Девять авторов книги – участники недавно основанной «Сибирской критической школы».


Критики объединились после Всесибирского совещания литературных критиков, которое прошло с 14-го по 17 августа 2017 г. Мероприятие было организовано журналом «Сибирские огни» и Министерством культуры Новосибирской области. С тех пор авторы успели опубликовать тексты и в «Сибирских огнях», и в других изданиях. Сборник отражает оригинальное авторское видение современной русской литературы и ее истории. Издание книги убедительно показало, что у сибирской критики есть настоящее, а значит и будущее. 

«Культпоход»... Читать далее

Июнь порадовал новосибирцев не только наступлением календарного лета и волшебным выступлением сборной России по футболу. На первое место в рейтинге взлетела книга нашего автора — «Новосибирск «на ощупь».

Известный новосибирский краевед Константин Голодяев написал свою книгу в популярном жанре «истории повседневности». Её задача не «отслеживать тенденции», «обобщать и анализировать», а дать срез обыденной жизни эпохи, которая давно скрылась от нас за историческим поворотом. Автор, прогуливаясь вместе с читателем по старому Ново-Николаевску,  рассказывает не просто о зданиях и улицах. Книга даёт нам возможность максимально приблизиться к жителю Ново-Николаевска, узнать, что он ел и сколько платил за еду, где предпочитал проводить свободное время, какие газеты читал. Возникающий эффект присутствия, которого не дают никакие современные технологии, и предопределил успех книги у читателя. На второе место посетители «Капитала» поставили новую книгу Ирины Хакамады «Рестарт. Как прожить много жизней». В очередном труде бывший российский политик рассказывает уже не о том, как «достичь сияющих высот успеха», но как не потерять себя там. Автор предлагает время от времени «оглядываться окрест», переключая  своё внимание, а  то и просто прислушиваться к самому себе. На третьем месте нашего рейтинга старожил призовой тройки — М. Лабковский, призывающий нас отказаться от страданий и стать зрелыми счастливыми людьми.

Попала в список лидеров новая... Читать далее

В Новосибирск приехал пермский академический «Театр-Театр», который называют одним из самых ярких театров страны. Он представляет пять спектаклей на площадках «Глобуса» и «Старого дома». В одной из постановок задействованы два живых гуся.

«Это театр широкого замаха!» — прокомментировал главный режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый гастроли пермских артистов. Для Новосибирска «Театр-Театр» приготовил пять спектаклей. Три из них идут в «Глобусе»: «Карлик Нос» по сказке Гауфа, «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому и «Восемь женщин» по пьесе француза Робера Тома. А два экспериментальных — «конституциярф» в духе документального театра и «неРомео, неДжульетта» (вариант осовременивания Шекспира) — покажут в «Старом доме», снискавшем славу прогрессивного новосибирского театра.

«Конституция — это самый романтичный текст ХХ века! — пояснил автор идеи новаторского спектакля и главный режиссер «Театра-Театра» Владимир Гурфинкель. — В ней есть разделы смешные и возвышенные, нежные и трогательные». Впрочем, в тексте спектакля не только строки Конституции РФ, но и цитаты различных классиков и современников от Пушкина и Гоголя до Собчака и Улицкой. Особо отметили пермские гости, что в спектакле «Карлик Нос» играет настоящий дрессированный гусь. В Сибирь артистичную птицу привезли вместе с... Читать далее

15 мая был объявлен шорт-лист Международной литературной премии «Лицей». В него вошла молодой омский прозаик и драматург Серафима Орлова со сборником рассказов «Голова-жестянка».

Серафима Орлова родилась в Омске в 1989 году. Пишет пьесы и сценарии. Создатель театрального проекта «Вишнёвый шкаф», посвящённого развитию современной драматургии и театра в Омске. Лауреат конкурса РАМТ к столетию драматурга В. Розова (2013, пьеса «Дерево без цветов»). Лонг-лист «Любимовки-2014» (пьеса «Хочу по правде»). Лонг-лист «Евразии-2016» (пьеса «Профессор музыки»). Лауреат конкурса «Reмарка» (2016, пьеса «Профессор музыки»). Лауреат Международного биеннале «Свободный театр» (2016, пьеса «Профессор музыки»). Читки пьес проходили в Москве, Новосибирске, Омске. Пьесы публиковались в Санкт-Петербурге, Новосибирске.

 

19 мая 2018 года в Историческом парке «Россия — моя история» в рамках акции «Ночь музеев» состоялась презентация литературного проекта «Мы — Омск!». Организаторы проекта: Карина Кислицина, Ирина... Читать далее

Жюри «Ново-Сибирского транзита» подвело итоги фестиваля-конкурса. Фаворитом оказался новосибирский «Глобус».

Из 18-ти спектаклей, участвовавших в конкурсе, лауреатами стали 11. Хотя в кулуарах поговаривали, что награда непременно должна настигнуть Дмитрия Егорова за спектакль «Я. Другой. Такой. Страны» (Красноярский драматический театр им.Пушкина), решение жюри оказалось иным. В этот раз не остались без премий Новосибирские спектакли. Так, «Старый дом» получил награду в престижной номинации «Лучшая работа режиссера» за спектакль «Я здесь», а удивительно красивую «Иллюзию» «Красного факела» премировали за «Лучшую работу художника». «Пианисты» же «Глобуса» взяли целых две ключевых награды: «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» (Светлана Грунина за роль Ани Скууг). Отрадно, что Ассоциация театральных критиков России отметила своей премией легкую и трагическую одновременно спектакль «Папин след» Северного драматического театра им.Ульянова.

Подводя итоги конкурса, член жюри, театральный критик Ирина Алпатова сказал, что спектакли пятого «Транзита» отличаются от участников прежних фестивалей. Во-первых, если раньше афишу составляли преимущественно «режиссерские» спектакли, чье лицо определял авторский взгляд постановщика, то сейчас все больше привлекают внимание сильные актерские ансамбли. Во-вторых, спектакли стали длинными, заметила Алпатова: еще... Читать далее

Едва ли не самое большое зрительское внимание на «Ново-Сибирском транзите» снискала постановка знаменитого «Коляда-Театра» «Двенадцать стульев». Режиссер Николай Коляда сыграл Воробьянинова, но особенных сюрпризов в спектакле не было.

Если бы перед действом меня спросили, какими должны быть «Двенадцать стульев» от Коляды, я бы сказала: «В кричащих цветах, с залихватскими танцами. И, возможно, с частично обнаженной натурой». Все это, конечно, было. Были и фрагментарные попытки актуализировать материал двадцатых годов прошлого века. Например, Эллочка Щукина и Фима Собак выглядели как сегодняшние гламурные девицы. А Изнуренков оказался геем и едва не надругался над Бендером. В общем, полета фантазии не случилось.

Сам Остап в исполнении Ильи Белова был довольно непривычен зрительскому глазу – тонкий, гибкий, потрясающе ритмичный, с кудрями и фиксой. Рядом с ним Воробьянинов Николая Коляды казался совсем унылым, и даже плясал неубедительно. С эксклюзивными шутками тоже было скудно. Образцом может служить подчеркнутое ударение на первом слоге в фамилии генеральши Поповой. И все-таки, фирменные штучки в спектакле были – кошки. Тряпичные коты, кошачьи маски на спинах героев, сумочки в виде кошачьих морд… Этот постановочный прием остроумно (или не очень?) обыгрывал детское прозвище Ипполита Матвеевича.

Вероятно, и для жюри фестиваля в «Двенадцати стульях» Коляды не оказалось больших сюрпризов, потому что наградами спектакль обошли.

... Читать далее

Страницы