Вы здесь

Раздумья о чтецком искусстве

Концерт-воспоминание «Петербургские тайны Андрея Петрова».
Ансамбль Маркелловы голоса, руководитель Игорь Тюваев,
художественное слово — Андрей Бутрин.

 

Отрадно, что на сцену возвращается искусство художественного слова — после длительного спада интереса к нему. Нельзя сказать, что у общества пропал интерес к художественному чтению — его просто попытались лишить этого искусства и заменить суррогатом — телевидением, интернетом.

Артист, чтец, преподаватель Новосибирского театрального института, Андрей Бутрин — один из тех, кто не изменил этому жанру в самые сложные годы. И это неудивительно: кому, как ни ему, блестящему ученику Любови Борисовой — большой актрисы, великолепного чтеца — пронести эстафетную палочку этого удивительно теплого жанра. «Чтение — это ведь публичное объяснение в любви к автору, зрителям», — сказал однажды его старший коллега, также выпускник Новосибирского театрального училища Рафаэль Клейнер. Чувствовать и держать зал на протяжении полутора-двух часов — этим Бутрин владеет виртуозно.

Но одно дело — быть центром притяжения в собственной программе и одному вести зрителей в мир поэзии или прозы и другое — быть сопровождающим и частью большого концерта.

Такая непростая роль досталась Бутрину на вечере, посвященном композитору Андрею Петрову, творчество которого по праву называют музыкальным символом Петербурга. Здесь ему выпала роль читать воспоминания великих современников Петрова — Эльдара Рязанова, Валентина Гафта, Алисы Фрейндлих, Ольги Волковой, Георгия Данелии и других о композиторе и его творчестве.

Понятно, что яркий акцент в этом представлении неизбежно был поставлен на музыкальные композиции, и главная задача чтеца была не только не «потеряться» среди них, но и вызвать интерес слушателей к личности композитора.

И, безусловно, артист блестяще справился с этой задачей. В художественной манере чтеца нет ничего чрезмерного, ничего напоказ. Артист не выступает с чтением, а именно читает, сидя за столом. Неторопливый и сдержанный, скупой на движения. Читает, будто беседует с залом, предлагая слушателям присесть рядом и вместе c ним и порассуждать о природе творчества Андрея Петрова. И постепенно перед слушателями возникает личность автора любимых всеми песен, образы того времени и облик Северной столицы.

Глубокое звучание, управление интонацией — голос, позволяющий сделать текст выпуклым и интересным. Такая негромкая, штучная работа чтеца, требует хорошего вкуса, интеллекта, и интеллигентности — их невозможно подделать, ими нужно обладать. Мера и гармония свойственны исполнительской манере Бутрина. И еще: он настоящий. В нем нет ничего надуманного, фальшивого, ему веришь — и это очень подкупает.

Немаловажное значение для чтеца имеет обаяние и интересная внешность, которыми и обладает Бутрин — серьезное и спокойное благородное лицо, яркие карие глаза, элегантный образ.

В финале зрителей ждал сюрприз — Андрей Бутрин встал из-за стола и начал петь любимую всеми «А я иду, шагаю по Москве» — и перед слушателями открылась еще одна грань таланта артиста: его прекрасный завораживающий голос.

Радует то, что Андрей Бутрин может не только сам радовать зрителей своим творчеством, но и передает свой чтецкий, актерский опыт своим студентам.

А значит, продолжается преемственность поколений и развитие новосибирской театральной школы.

 

Татьяна Карманова

100-летие «Сибирских огней»