За журнальными полями

Дорогие наши читатели!

А. Г. Заковряшин. Максим Горький. Дружеский шарж. 1933.

Появление этой рубрики нам продиктовала сама жизнь. Журнал «Сибирские огни», расширяя сферу своей деятельности, иногда не успевает за событиями быстро бегущего времени. Да, у нас есть раздел «Новости», но в нем мы размещаем, как правило, только информацию о том или ином событии, но остаются еще и тексты, и живые отзывы, а то и заметки, которые далеко уходят за эти новостные рамки. А журнал выходит только один раз в месяц, да и размеры его далеко не безграничны. Вот по этой причине и появилась на нашем сайте новая рубрика — «За журнальными полями». Мы планируем печатать писательские заметки, отклики на опубликованные материалы, письма читателей, а также размещать специальные выпуски «Сибирских огней».

Надеемся, что новая рубрика понравится нашим читателям, надеемся, что она будет поддержана ими, а значит и будет востребована.

Страшная история о младенце и крысе, тёплые воспоминания из прошлого, спойлеры нового романа и много других интересных историй – в интервью нынешнего лауреата Шукшинской премии Игоря Корниенко поэту и журналисту Юрию Татаренко.

Игорь Николаевич Корниенко родился в 1978 году. Живет в Ангарске Иркутской области, где работал в СМИ – корреспондентом, ответственным секретарем, заместителем редактора. Автор книг прозы «Победить море», «Игры в распятие». Публиковался в литературных журналах и альманахах: «Дружба народов», «Октябрь», «Сибирские огни», «Москва», «День и ночь», «Полдень ХХI век», «Смена», «Байкал», «Енисей», «Зелёная лампа», в газетах «Культура», «Литературная Россия» и др. Многократный участник форума молодых писателей в Липках, стипендиат Министерства культуры РФ. Создатель и бессменный координатор литературного проекта «Дебют плюс», руководитель молодёжной студии Ангарского литературного объединения «АЛО! Пишите правильно!». Член Союза писателей России, Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-центра.

Обладатель национальной премии России «Золотое перо Руси» (2005) и специального приза жюри Международного драматургического конкурса «Премьера-2010». Лауреат городской конференции «Молодость. Творчество. Современность» в номинации «Литература» (2003), Всероссийской премии им. В. П. Астафьева в номинации «Проза» (2005-2006), Всероссийского конкурса имени Игнатия Рождественского в номинации «малая проза» (2016), Всероссийской литературной премией имени Шукшина (2019). 

Наш разговор состоялся на днях в редакции журнала «Сибирские огни», куда Корниенко заехал сразу...

Наш постоянный автор, литературный критик Михаил Хлебников – о прозаиках «Сибирских огней», открытых журналом в последние четыре года работы.

В современной отечественной литературе наблюдается парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, связанная с возможностью молодого писателя заявить о себе и найти своего читателя. С первой частью, заявительной, дела обстоят относительно неплохо. В копилке возможностей у начинающего прозаика приятно позвякивают монетки, обладателем которых он может стать. Я говорю о молодежных премиях, которые активно работают, находят действительно достойных и перспективных авторов. К самым известным относятся «Лицей» и «Дебют», располагающие солидным премиальным фондом и жюри из профессионалов в сфере литературы. Кроме этого, у современного автора есть такая формально безграничная площадка для самовыражения, как Интернет. Здесь можно выразить сдержанный оптимизм, и осторожность его объясняется рядом моментов. Пойдем по порядку.

К сожалению, после награждения талантливого прозаика молодежной премией очень редко следует следующий логичный шаг. А он очень важен, так как это шаг к читателю. Признание в профессиональной среде необходимо подкреплять практическими издательскими проектами. С этим возникают проблемы. Крупные издательства, увы, не заинтересованы в продвижении молодых дарований. У издательства есть свой пул авторов, которые приносят ему прибыль, напрямую связанную с такими понятиями, как известность и раскрученность. Вкладываться в новое имя, то есть в его рекламу, никто не хочет. И возникает ситуация, когда престижный диплом и даже крупная...

О том, что сделал с поэзией интернет, о необходимых для поэта качествах и, конечно, об Иосифе Бродском – в интервью Евгения Рейна Юрию Татаренко.

Евгений Борисович Рейн — поэт, эссеист, прозаик, сценарист. Родился 29 декабря 1935 года в Ленинграде. В 1959 году окончил Ленинградский технологический институт, в 1964-м — Высшие сценарные курсы. В 1950—1960-х годах принадлежал к близкому окружению Анны Ахматовой, которая оказала значительное влияние на творчество поэта. К этому же времени относится и начало дружбы с Иосифом Бродским. В 1979 году Евгений Рейн принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (составил поэтический раздел альманаха), за что подвергся политическому преследованию, был лишен возможности работать, занимался документальным кино, и лишь три года спустя смог вернуться к литературной деятельности, главным образом переводческой.

«На мой взгляд, Рейн — наиболее значительный поэт нашего поколения, то есть поколения, к которому я принадлежу», — написал о Евгении Рейне нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Несмотря на высокую оценку творчества Евгения Рейна поэтами старшего поколения — Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Борисом Слуцким, Леонидом Мартыновым, Павлом Антокольским, Арсением Тарковским и другими, первый сборник стихов «Имена мостов» вышел лишь в 1984 году, когда поэту было 49 лет. Сейчас он автор более 20 книг: «Против часовой стрелки» с предисловием Иосифа Бродского, «Темнота зеркал», «Нежносмо...», «Предсказание», «Сапожок», «Балкон», «Арка над...

Слухи о журнальном кризисе, выключение Достоевского из школьной программы, писательский быт и простая любовь к русской провинции – в интервью писателя Михаила Бару поэту и журналисту Юрию Татаренко.

Досье.
Бару Михаил Борисович — поэт, прозаик, переводчик. Автор поэтических сборников «Обет безбрючия», «Поджигатель жизни», «Презумпция невинности», «Обещастье», «Цветы на обоях», книг прозы «Один человек», «Записки понаехавшего, или Похвальное слово Москве», «Тридцать третье марта, или Провинциальные записки», «Дамская визжаль», «Повесть о двух головах, или Провинциальные записки», книги переводов «Следы птиц». Составитель антологии современных русских хайку. Публиковался в журналах «Арион», «Волга», «Знамя», «Новая Юность».

 

— В стране отшумели первомайские демонстрации и митинги. А вы с каким плакатом готовы выйти на улицу?

— Был такой старый советский анекдот о диссиденте, который вышел на улицу с чистым листом бумаги. Зачем что-то писать? И без того уже все всё понимают и знают. Думаю, что как раз такое время настает. Или уже настало.

— «Арион» и «Октябрь» закрылись. Журнальная культура умирает? Что придет ей на смену? Где печататься авторам?

— «Арион» и «Октябрь» закрылись, журнальная культура не умирает. Слухи о ее смерти сильно преувеличены. Авторам можно печататься где им хочется, и в литературных журналах тоже. Если, конечно, редакции журналов их возьмут. Это если вкратце. Если подробно, то, с моей точки зрения, нет абсолютно никакого «толстожурнального» кризиса. Есть финансовые проблемы у читателей, у библиотек. Сама идея таких литературных журналов, как...

16 июня стартовал 18-й международный фестиваль поэзии на Байкале имени Анатолия Кобенкова. Впервые за многие годы он проходит без его главного организатора, талантливого иркутского поэта Игоря Дронова, внезапно ушедшего от нас в свои пятьдесят семь. Это интервью культуртрегер дал по окончании предыдущего литфорума, участниками которого стали Бахыт Кенжеев, Алексей Цветков, Анна Гедымин, Виталий Дмитриев, Дмитрий Мурзин, Ольга Чикина…

Игорь Дронов. Фото Германа Власова

— С чего начался Байкальский фест поэзии почти двадцать лет назад?

— Все началось с бутылки коньяка, совместно распитой двумя поэтами — Евтушенко и Кобенковым! Евгений Александрович сказал: «Начинается фестивальное движение в стране. Почему бы не пригласить поэтов в Иркутск, на Байкал? Участников я тебе организую». В итоге получился феерический состав: Надежда Кондакова, Олег Хлебников, Александр Кушнер, Юрий Кублановский, Анна Саед-Шах, сам Евтушенко, разумеется... А также куча иностранцев: никарагуанка, поляк, француз, американцы.

— Как меняется с годами фестиваль?

— Анатолий Иванович ушел из жизни в 2006 году. Надо было учиться как-то жить без него. Я подключился к работе оргкомитета десять лет назад. Костяк команды — иркутские поэты Андрей Сизых, Анна Асеева и ваш покорный слуга. Мы решили, что собственно Байкала на фестивале очень мало. И фестивальную неделю разделили пополам: на городские выступления и выезд на базу отдыха.

Затем поездили по другим фестивалям, какие-то фишечки беззастенчиво позаимствовали. К примеру, в 2010-м у нас был конкурс видеопоэзии. В прошлом году в рамках феста провели поэтический...

В 2019 году лауреатами Патриаршей литературной премии стали трое писателей – Михаил Тарковский, Дмитрий Володихин и Александр Стрижёв.

О себе, об ощущениях после получения премии – Михаил Тарковский.

Об авторе:

Тарковский Михаил Александрович, русский поэт, писатель, член СП России, член Союза кинематографистов РФ. Родился в 1958 г. в Москве. Закончил Московский педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности география/биология. В 1981 году уехал в Туруханский район Красноярского края, где почти сразу же начал писать стихи, и где работал сначала полевым зоологом на биологической станции, затем охотником в с. Бахта. Живёт в селе Бахта Туруханского района Красноярского края и Красноярске. Автор стихов, рассказов, повестей, очерков, печатавшихся во многих литературных журналах. Лауреат премий журналов «Наш современник», «Роман-газета», «Новая юность», а так же литературных премий, в частности премий Белкина, Соколова-Микитова, Шишкова, Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», первого редактора Литературной газеты Антона Дельвига, международной премии «Югра» в номинации «Проза» «За настоящую сибирскую прозу» и премии В.М.Шукшина. Дважды дипломант славянского форума «Золотой Витязь». Автор книг: «Стихотворения», «За пять лет до счастья», «Замороженное время», «Енисей, отпусти!», «Тойота-креста», «Избранное», «Вековечно», «Сказка о Коте и Саше», «Полёт совы», «Что скажет Солнышко?», «Не в своей шкуре», «Промысловые были», «Поход». Главный редактор альманаха «Енисей».

 

– Михаил Александрович, каждому человеку нужна правда о себе и мире, и каждый доискивается её по-своему –...

Анатолий Байбородин

 

Бить врагов, спасать Россию

 

Четверть века миновало с того лета, когда Солженицын гостил в Иркутске, но жаркие споры о судьбе и творчестве Александра Исаевича не стихают и поныне. Говорят, что за шум, а драки нету: дело бы до драки не дошло…

В середине июня 1994 года Иркутск изнемогал от зноя, и в адском пекле плавились, спекались в голове скудные мысли, горела, дымилась, трескалась душа. Дождика бы… Можно спастись в прохладе храмов, в глухой тени древних каменных стен и матёрых тополей, но в Доме политпроса, где затеяли встречу с Александром Солженицыным, колыхалась влажная духота. Когда я сунулся в политпрос, в актовом зале уже набилось людей, что в бочке сельдей, а в дверях — давка. Тетка утробно вопила:

— Задавили, ироды!

Шутник в дверях, утыкаясь в глухую стену человечьих спин, озорно вопрошал:

— Чего, бабоньки, дают?

— Солженицына, — отвечал сумрачно-весёлый голос.

Напористый народец попёр в распахнутые окна, полез сердито, с бранью; и когда были забиты проулки меж рядов, оказалось, что изрядно поклонников не вошло в политпрос, и вынуждено весь вечер пастись возле окон, слушать эхо речей.

С грехом пополам народ угомонился, и вышел Солженицын …высокий ясный лоб гения, проницательный, пророческий взгляд, благородная борода… вышел и оглох от грома восторженных рукоплесканий. Народ загудел, заликовал… Александр Исаевич развёл руками: мол, вот так меня принимают… А я подумал: что привело сюда три сотни замордованных жизнью, растерянных и отчаявшихся людей?.. что заставило их давиться, лезть по головам, или, подобрав юбки, запахнув пиджаки,...

Распутин и Шукшин в спектаклях Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова

 

Режиссёр может сегодня позволить себе многое, драматургия это или проза, или поэзия – без разницы. Мы живём в эпоху режиссёрских прочтений любого литературного материала, и от режиссёров слышим только одно: свободы! Ещё больше свободы! Режиссёр – тоже художник, имеет право на полную свободу!

На этом фоне и захотелось присмотреться к двум премьерам нынешнего сезона в ТЮЗе им А. Вампилова. Есть внешнее сходство: оба спектакля камерные, для небольшого числа зрителей, примерно одинаковой продолжительности (около двух часов), проза охватывает события одного десятилетия (конец войны – послевоенные годы), и то и другое написано с разницей всего в четыре года, место действия – деревня, ангарская в одном случае, алтайская в другом, наконец, в повести Валентина Распутина и рассказе Василия Шукшина одинаковый трагический финал, причём герои уходят из жизни добровольно...

Есть внутреннее различие: режиссёры идут разными путями.

 

* * *

Жанр спектакля «Живи и помни» обозначен как «сибирская быль». Следовательно, режиссёр Елена Константинова увидела в повести Распутина историю не придуманную, а нередкую для Сибири, когда художественная правда писателя сходится с правдой жизни. Действительно, в сибирском фольклоре есть целая глава быличек о дезертирах – густая тайга не однажды прятала беглецов с опасной для жизни службы.

В спектакле инсценированы ключевые моменты повести, сохранены последовательность событий и переживаний героев, язык писателя. Хорошо показаны новые отношения, возникшие между женой и мужем, который после...

13 апреля состоится «Тотальный диктант» – международное событие, выросшее из небольшого мероприятия, организованного пятнадцать лет назад по инициативе студенческого клуба «Глум-клуб» в стенах НГУ. Автор диктанта нынешнего года, член редколлегии «Сибирских огней», писатель и литературовед Павел Басинский поделился с нашей редакцией мыслями о грамотности, сибирской литературе и русском языке.

Павел Басинский. Автор фото Кристина Кармалита

—  Павел Валерьевич, Вас выбрали автором Тотального диктанта на 2019 год. Как происходит этот выбор? Что почувствовали, когда узнали, что выбрали именно Вас? Груз ответственности не придавил?

— Насколько я понимаю, каждый год автора Тотального диктанта выбирают инициаторы и организаторы этой акции в Новосибирске. Во главе их стоит Ольга Ребковец, которая позвонила мне и сделала предложение, от которого невозможно отказаться, потому что это огромная честь. Но и ответственность огромная. Да, было страшновато. Все-таки мои тексты будут писать сотни тысяч людей на всей планете. Я и сейчас немного боюсь.

— О чем будете писать текст для Тотального диктанта? Влияют ли как-то организаторы на автора при выборе темы?

— Тексты уже написаны, просто они держатся в секрете. Их четыре, потому что писать будут в разных часовых поясах, от Владивостока до Нью-Йорка. Мы обговорили примерные темы с Ольгой, когда встречались. Она что-то предложила, я что-то принял, что-то не принял. Давления никакого не было. Было тесное и приятное сотрудничество со всей группой работников этой акции.  

— Что на Ваш взгляд в Тотальном диктанте есть хорошее и нужное, а что (если...

Не так давно крупный иркутский проект «Поэты в городе» отметил свой десятилетний юбилей. Чем еще занимаются руководители данного проекта, какие строят планы и какова в целом обстановка в литературной жизни одного из старейших городов Сибири рассказывает поэту и журналисту Юрию Татаренко писатель, культуртрегер, автор журнала «Сибирские огни» Светлана Михеева.

Светлана Михеева. Автор фото Марина Свинина

Светлана Михеева родилась в 1975 году. Живет в Иркутске. В 2009-м окончила Литературный институт имени Горького. В том же году вместе с поэтом и журналистом Артёмом Морсом создала арт-проект «Поэты в городе». С 2011 по 2014 годы возглавляла Иркутское отделение СРП, потом — Иркутское региональное представительство СРП. С 2017-го — главред проекта «Московский комсомолец Байкал», где учредила рубрику «Культпросвет» — разворот со стихами и рассказами авторов из Иркутской области. Публиковалась в журналах «Дружба народов», «Октябрь», «Юность», «Сибирские огни», «Интерпоэзия», «Волга», «День и ночь», «Плавучий мост», «Байкал» и др. Автор четырех книг стихов: «Происхождение зеркала» (2009, Иркутск), «Отблески на холме» (2014, М.: «Воймега»), «Яблоко-тишина» (2015, М.: «Воймега»), «На зимние квартиры (2018, М.: «Водолей»); книг прозы: «Тело» (2015, СПб: «Геликон-Плюс») и «Открытое море» (2018, Иркутск), детской книги-сказки «О Букинавчике и друге его Пасятке» (2015, Иркутск), сборника эссе о литературе «Стеклянная звезда» (2018, М.: «ЛитГост»). Лауреат премии С. Иоффе, лауреат Международного литературного Волошинского конкурса.

— В Иркутске много писательских организаций. Это...

Страницы