За журнальными полями

Дорогие наши читатели!

А. Г. Заковряшин. Максим Горький. Дружеский шарж. 1933.

Появление этой рубрики нам продиктовала сама жизнь. Журнал «Сибирские огни», расширяя сферу своей деятельности, иногда не успевает за событиями быстро бегущего времени. Да, у нас есть раздел «Новости», но в нем мы размещаем, как правило, только информацию о том или ином событии, но остаются еще и тексты, и живые отзывы, а то и заметки, которые далеко уходят за эти новостные рамки. А журнал выходит только один раз в месяц, да и размеры его далеко не безграничны. Вот по этой причине и появилась на нашем сайте новая рубрика — «За журнальными полями». Мы планируем печатать писательские заметки, отклики на опубликованные материалы, письма читателей, а также размещать специальные выпуски «Сибирских огней».

Надеемся, что новая рубрика понравится нашим читателям, надеемся, что она будет поддержана ими, а значит и будет востребована.

«Большая чи(с)тка» – разговор о современной русской литературе с Михаилом Хлебниковым. Слишком «Земной рай» Сухбата Афлатуни.

«Большая чи(с)тка» добралась и до представителей ближнего зарубежья, выдвинутых на соискание «Большой книги». Первым на очереди у нас «Земной рай» Сухбата Афлатуни — узбекского поэта и прозаика, пишущего на русском языке.

Под настоящим именем — Евгений Абдуллаев — публикуются критические статьи номинанта, Сухбат Афлатуни отвечает за поэзию и прозу. Неспешная победная поступь постмодернизма может привести к тому, что Абдуллаев откликнется на очередной роман Афлатуни сдержанно-положительной рецензией с указанием на отдельные недостатки книги. Но пока это время не наступило, откликнусь я и подчеркну отдельные достоинства «Земного рая» Афлатуни.

Для начала отметим, что автор отнюдь не дебютант в крупной прозе. Начинал он с «Ташкентского романа» в 2006 году. Потом, после десятилетнего перерыва, выходит «Поклонение волхвов». Долгую паузу должны были компенсировать целых два тома нового романа, но никто особенно не оценил размаха и не назвал «Поклонение...» долгожданным. В 2016 г. появляется «Муравьиный царь». Четвертый роман — «Земной рай» достиг относительного успеха, свидетельством чему его присутствие в коротком списке премии.

Театр начинается с гардероба, книга — с аннотации. И здесь роман Афлатуни, безусловно, интригует:

Две обычные женщины Плюша и Натали живут по соседству в обычной типовой пятиэтажке...

Одно предложение, но здесь уже все хорошо: «Натали в типовой пятиэтажке» и «обычная женщина Плюша». Может быть, мой жизненный опыт ограничен,...

«Большая чи(с)тка» – разговор о современной русской литературе с Михаилом Хлебниковым. Неоднозначная «Жизнь А.Г.» Вячеслава Ставецкого.

Продолжаем наш марафон по пересеченной местности «Большой книги», отмеченной многочисленными спусками и редкими возвышенностями. На очереди самый молодой из претендентов — Вячеслав Ставецкий с романом милосердного объема «Жизнь А.Г.». В отличие от других участников забега книга молодого ростовского прозаика не так раскручена и не пользуется у публики успехом, сопоставимым с популярностью романов Яхиной или Служителя. В послужном списке Ставецкого финал «Дебюта» в 2016 г. Публикуется автор в журнале «Знамя», в котором и напечатан номинируемый роман.

Интересно, что «Жизнь А.Г.» входит в состав большого цикла — «Необъявленные хроники Запада». Задуманный и пока еще полностью не воплощенный цикл относится к такому редкому в серьезной прозе жанру, как альтернативная история. Как правило, в рамках обозначенного жанра работают или коммерческие авторы, или творцы с достаточно скромными литературными способностями, для которых деформация прошлого — единственный способ избежать неприятного настоящего. Посмотрим, что вырастил автор на этом специфическом литературном поле.

«Жизнь А.Г.» рассказывает о жизни и смерти Аугусто Гофредо Авельянеды де ла Гардо — тирана, мечтателя, мученика власти. Герой родился в Испании в конце позапрошлого века, когда могучая когда-то империя теряла последние заморские территории, будущее и уважение к самой себе. Ощущение заката хотя и травмировало детство Аугусто, но одновременно породило жажду реванша: «Он, сидя на...

Кто был самым великим поэтом второй половины ХХ века, кем является настоящий писатель и можно ли зарабатывать литературой – в интервью писателя Михаила Стрельцова поэту и журналисту Юрию Татаренко.

Михаил Михайлович Стрельцов родился в 1973 году в городе Мыски Кемеровской области. В 1995-м окончил Кемеровский государственный институт культуры и искусств. Поэт, прозаик, член Союза российских писателей, председатель Красноярского регионального отделения Литературного сообщества писателей России (Литфонда). Участник российских литературных фестивалей и форумов, где часто выступает соруководителем семинаров. Автор 13 книг стихов и прозы. Под редакцией и при участии Стрельцова вышло более 250 книжных изданий в Красноярске и Москве.

Что и когда побудило в первый раз выложить свои гениальные мысли на бумагу? Когда их прочитали первые читатели?

— Лет в шесть где-то. Я уже бегло читал (мама научила) и знал, как писать все буквы (только твердый и мягкий знак не выучил). Смотрел сказки по телевизору либо читал, хотелось продолжения — вот сам и придумывал продолжения «Карлсона», «Ну, погоди!», «Приключений желтого чемоданчика», «Трех мушкетеров»... Сам рисовал картинки к ним в тетрадки, переписывал, перерисовывал — думал, что писатели сами всё делают: и пишут, и рисуют, и тиражируют. Потом проставлял цену на тетрадках и продавал родственникам и родителям соседских друзей. С тех пор, можно сказать, в этом вопросе мало что для меня изменилось — всю жизнь в той или иной степени связан с книгоизданием.

— Кто для вас идеальный герой?

— Со временем мой герой выкристаллизовался в среднее...

«Большая чи(с)тка» – разговор о современной русской литературе с Михаилом Хлебниковым. Может ли актёр перевоплотиться в кота или сомнительные «Дни Савелия».

Существует множество книг на тему «Как написать бестселлер». Некоторые из них даже проиллюстрированы сложными, загадочными графиками и таблицами, которые окончательно запутывают самого прилежного читателя, усвоившего такие понятия, как «удачная флуктуация на рынке» или «ДНК бестселлера». Не претендуя на создание очередного «Кода бестселлера», отмечу куда более скромный, локальный, но не менее интересный эффект. Иногда книга и ее автор выигрывают не за счет писательских усилий или попадания «в яблочко» читательских ожиданий, а благодаря «неучтенному фактору».

  Поясню этот момент на примере очередного претендента на высокие места в списке «Большой книги». Итак, «Дни Савелия» Григория Служителя. Как и «Опосредованно» Сальникова, роман выпущен в «Редакции Елены Шубиной». Примечательно? Да. Но это не то, что выделяет книгу. Делает ее особенной предисловие Евгения Водолазкина. Роман последнего «Брисбен» также в числе претендентов на миллионы «Большой книги». Издан он также в редакции Елены Шубиной, что делает премию вообще похожей на добрый семейный праздник. Но опять же — отстранимся, хотя тема и привлекает. Поговорим о самом предисловии признанного мастера слова, ибо оно, как ни странно, улучшает книгу Служителя.

Объяснюсь. После его прочтения у читателя начинается самая настоящая аллергия. Приторность растет постепенно, но неумолимо:

 

Бывает так, что талантливый актер и талантливый писатель соединяются в одном лице. И...

«Большая чи(с)тка» – разговор о современной русской литературе с Михаилом Хлебниковым. От абсурдизма Алексея Сальникова к мистицизму Евгении Некрасовой.

Среди номинантов на премию «Большая книга» выделим «Калечину-малечину» Евгении Некрасовой. И обращает она на себя внимание двумя объективными факторами: молодостью автора и скромным объемом выдвинутого на премию романа.

Нередко молодые прозаики пытаются удивить читателей и критиков, выкатив нечто основательное, вложиться в листаж. Несмотря на несолидный — для столь солидной премии — возраст, Некрасова уже писатель с биографией. Среди высших, до сегодняшнего дня, достижений — получение премии «Лицей» в 2017 году. Публикации в серьезных изданиях: «Новый мир», «Знамя», «Волга» (счастливый для А. Сальникова, другого финалиста «Большой книги», журнал). Все очень неплохо для успешной, если она вообще возможна, писательской карьеры в России. Объем книги (роман растянут почти на триста страниц: солидные поля, размер букв, говорящий об искренней заботе издателей о зрении читателей, и даже немаленькая серия рисунков для наглядности) не может обмануть опытного книгочея. Перед нами скорее повесть. Ход событий, персонажи — все указывает на этот прекрасный и плодотворный для русской литературы жанр. Но выдвигать на премию «Большая книга» повесть — несерьезно, поэтому простим издателям нехитрые, всем нам знакомые трюки. И большой плюс автору — за отказ лить слова ради самих слов, нагонять количество знаков, которое, по Гегелю, должно перейти в качество. Судя по другим текстам, представленным в коротком...

Как живётся редакторам толстых журналов, что говорил Константин Комаров на Третьем региональном совещании сибирских авторов и зачем шутить, когда не смешно – в интервью поэта Дмитрия Мурзина поэту и журналисту Юрию Татаренко.

 

Родился 28 апреля 1971 года. Выпускник КемГУ и Литинститута им.Горького. Поэт, автор книг «Белое тело стиха», «Ангелопад», «Полноценный валет», «Носитель языка», «Клиническая жизнь», «Бенгальская вода», «Новое кино». Член Союза писателей России. Ответственный секретарь литературного журнала «Огни Кузбасса». Награжден золотой медалью «Василий Шукшин». Финалист первого всероссийского турнира «Красная площадь. Время поэтов».Живет в Кемерове.

— Начнем с хорошо знакомой вам темы алгебры и гармонии. Вы по первому образованию математик. Как это влияет на стихи? Они просчитываются?

— Стихи не просчитываются. А математика, как и любая строгая наука, влияет на творчество благотворно. После матфака я учился на филфаке, где математической строгости и обязательности очень не хватало. Почему-то в гуманитарных науках считается в порядке вещей, когда одно и то же повторяется разными словами десять раз подряд и вроде как этим все доказано. (Улыбается.)

А что касается гармонии... Наверное, она у каждого своя. Считаю верлибр хаосом. Управляемым отчасти – но все же хаосом.

— Какой недостаток готовы простить обычному человеку, не поэту?

— А почему вы противопоставляете поэтов и простых граждан?

— Пищущие стихи — зачастую с прибабахом...

— То, что считается прибабахом, может быть проявлением индивидуальности. А недостатков у поэтов должно быть меньше, чем у обычных людей. Кому...

Не без чувства ответственности (лучше поздно, чем никогда) начинаю цикл текстов под общим названием «Большая чи(с)тка», посвященный современной русской литературе. Для того чтобы разговор был конкретным и достаточно объективным, мною принято волевое решение отказаться от произвольного выбора текстов и следовать за перстом указующим. В качестве оного выбран короткий список «Большой книги». Причина простая. На сегодняшний день «Большая книга» наиболее щедро одаривает своих избранников. Первая премия — три миллиона рублей, вторая — полтора, и третья — просто миллион. Суммы серьезные. Если все три лауреата сбросятся и доплатят еще пятьсот тысяч, то смогут, например, купить половину трехкомнатной квартиры в Крылатском районе столицы. Совсем недурно... Поэтому, уделив должное внимание материальному наполнению премии, сосредоточусь на том, какие творения каких авторов вступят в ожесточенную борьбу в этом ее сезоне.

В качестве первого участника большой гонки за миллионами «Большой книги» у нас Алексей Сальников с романом «Опосредованно». Звезда уральского поэта — автора очень культурных, «с реминисценциями», стихотворений — взошла, несмотря на то что собственно поэтическое творчество Сальникова к этому эффекту не располагало:

 

Любая речь становится первобытней,

Тем сильнее, чем толще стены, плотнее вата,

Сказал бы «времени», но время, как Мастера и Маргариту,

В приличном обществе вспоминать чревато.

 

«Приличное общество» обратило внимание на уральского самородка после публикации его третьего романа «Петровы в гриппе и вокруг него». Сразу оговорюсь, что мне симпатично то, как...

Страшная история о младенце и крысе, тёплые воспоминания из прошлого, спойлеры нового романа и много других интересных историй – в интервью нынешнего лауреата Шукшинской премии Игоря Корниенко поэту и журналисту Юрию Татаренко.

Игорь Николаевич Корниенко родился в 1978 году. Живет в Ангарске Иркутской области, где работал в СМИ – корреспондентом, ответственным секретарем, заместителем редактора. Автор книг прозы «Победить море», «Игры в распятие». Публиковался в литературных журналах и альманахах: «Дружба народов», «Октябрь», «Сибирские огни», «Москва», «День и ночь», «Полдень ХХI век», «Смена», «Байкал», «Енисей», «Зелёная лампа», в газетах «Культура», «Литературная Россия» и др. Многократный участник форума молодых писателей в Липках, стипендиат Министерства культуры РФ. Создатель и бессменный координатор литературного проекта «Дебют плюс», руководитель молодёжной студии Ангарского литературного объединения «АЛО! Пишите правильно!». Член Союза писателей России, Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-центра.

Обладатель национальной премии России «Золотое перо Руси» (2005) и специального приза жюри Международного драматургического конкурса «Премьера-2010». Лауреат городской конференции «Молодость. Творчество. Современность» в номинации «Литература» (2003), Всероссийской премии им. В. П. Астафьева в номинации «Проза» (2005-2006), Всероссийского конкурса имени Игнатия Рождественского в номинации «малая проза» (2016), Всероссийской литературной премией имени Шукшина (2019). 

Наш разговор состоялся на днях в редакции журнала «Сибирские огни», куда Корниенко заехал сразу...

Наш постоянный автор, литературный критик Михаил Хлебников – о прозаиках «Сибирских огней», открытых журналом в последние четыре года работы.

В современной отечественной литературе наблюдается парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, связанная с возможностью молодого писателя заявить о себе и найти своего читателя. С первой частью, заявительной, дела обстоят относительно неплохо. В копилке возможностей у начинающего прозаика приятно позвякивают монетки, обладателем которых он может стать. Я говорю о молодежных премиях, которые активно работают, находят действительно достойных и перспективных авторов. К самым известным относятся «Лицей» и «Дебют», располагающие солидным премиальным фондом и жюри из профессионалов в сфере литературы. Кроме этого, у современного автора есть такая формально безграничная площадка для самовыражения, как Интернет. Здесь можно выразить сдержанный оптимизм, и осторожность его объясняется рядом моментов. Пойдем по порядку.

К сожалению, после награждения талантливого прозаика молодежной премией очень редко следует следующий логичный шаг. А он очень важен, так как это шаг к читателю. Признание в профессиональной среде необходимо подкреплять практическими издательскими проектами. С этим возникают проблемы. Крупные издательства, увы, не заинтересованы в продвижении молодых дарований. У издательства есть свой пул авторов, которые приносят ему прибыль, напрямую связанную с такими понятиями, как известность и раскрученность. Вкладываться в новое имя, то есть в его рекламу, никто не хочет. И возникает ситуация, когда престижный диплом и даже крупная...

О том, что сделал с поэзией интернет, о необходимых для поэта качествах и, конечно, об Иосифе Бродском – в интервью Евгения Рейна Юрию Татаренко.

Евгений Борисович Рейн — поэт, эссеист, прозаик, сценарист. Родился 29 декабря 1935 года в Ленинграде. В 1959 году окончил Ленинградский технологический институт, в 1964-м — Высшие сценарные курсы. В 1950—1960-х годах принадлежал к близкому окружению Анны Ахматовой, которая оказала значительное влияние на творчество поэта. К этому же времени относится и начало дружбы с Иосифом Бродским. В 1979 году Евгений Рейн принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (составил поэтический раздел альманаха), за что подвергся политическому преследованию, был лишен возможности работать, занимался документальным кино, и лишь три года спустя смог вернуться к литературной деятельности, главным образом переводческой.

«На мой взгляд, Рейн — наиболее значительный поэт нашего поколения, то есть поколения, к которому я принадлежу», — написал о Евгении Рейне нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Несмотря на высокую оценку творчества Евгения Рейна поэтами старшего поколения — Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Борисом Слуцким, Леонидом Мартыновым, Павлом Антокольским, Арсением Тарковским и другими, первый сборник стихов «Имена мостов» вышел лишь в 1984 году, когда поэту было 49 лет. Сейчас он автор более 20 книг: «Против часовой стрелки» с предисловием Иосифа Бродского, «Темнота зеркал», «Нежносмо...», «Предсказание», «Сапожок», «Балкон», «Арка над...

Страницы