За журнальными полями

Дорогие наши читатели!

А. Г. Заковряшин. Максим Горький. Дружеский шарж. 1933.

Появление этой рубрики нам продиктовала сама жизнь. Журнал «Сибирские огни», расширяя сферу своей деятельности, иногда не успевает за событиями быстро бегущего времени. Да, у нас есть раздел «Новости», но в нем мы размещаем, как правило, только информацию о том или ином событии, но остаются еще и тексты, и живые отзывы, а то и заметки, которые далеко уходят за эти новостные рамки. А журнал выходит только один раз в месяц, да и размеры его далеко не безграничны. Вот по этой причине и появилась на нашем сайте новая рубрика — «За журнальными полями». Мы планируем печатать писательские заметки, отклики на опубликованные материалы, письма читателей, а также размещать специальные выпуски «Сибирских огней».

Надеемся, что новая рубрика понравится нашим читателям, надеемся, что она будет поддержана ими, а значит и будет востребована.

Постоянный автор «Сибирских огней» и член жюри «Национального бестселлера-2020» Михаил Хлебников – о книге Шамиля Идиатуллина «Бывшая Ленина».

Шамиль Идиатуллин занимает в современной литературе особое место. Он относится к авторам, способным написать крепко сшитую сюжетную прозу, которую не стыдно читать и даже признаваться в этом окружающим. «Бывшая Ленина» — современный серьезный роман, подрывающий репутацию автора.

Сначала немного доморощенной теории. К особенностям русской словесности относится отсутствие в ней нормального «среднего писателя», пишущего о насущных проблемах на хорошем литературном языке. Гениев — много, графоманов, естественно, еще больше. Различить их зачастую проблема и вопрос времени. Очень мало тех, кто должен держаться «золотой середины»: писать для публики, не опуская определенную планку. Еще недавно к ним относился Идиатуллин. Шпионский роман — хорошо с плюсом, антиутопия — нескучно и умно, ужасы — можно и нужно прочитать и взрослому. Но хорошее в России длится недолго. Писатель решил удивить публику скоростью освоения темы. Так, чтобы, закрыв условную «Новую газету», можно было без промедления продолжить чтение «о том же», но уже в художественной форме. Избранные места из аннотации: «Действие его нового романа «Бывшая Ленина» разворачивается в 2019 году — благополучном и тревожном». Почему-то хочется продолжить и сказать что-то про «молодых комсомольцев». Далее: «Провинциальный город Чупов. На окраине стремительно растет гигантская областная свалка, а главу снимают за...

Постоянный автор «Сибирских огней» и член жюри «Национального бестселлера-2020» Михаил Хлебников – о книге Сергея Беляка «Адвокат дьяволов».

Адвокатские мемуары, как правило, представляют собой «историю успеха» с мягким приглашением к сотрудничеству заинтересованных лиц. Книга Сергея Беляка «Адвокат дьяволов» — счастливое исключение из этого списка.

Конечно, автор не лишен здорового тщеславия и не скрывает этого. Но предметы его гордости иные по сравнению с коллегами. Он гордится своими клиентами, к которым испытывает какую-то непрофессиональную симпатию. Они разные — авторитетные сибирские предприниматели, разоблаченные суровой неподкупной Фемидой в силу необходимости передела собственности, олигархи, опальные мэры с непростым прошлым и еще более сложным будущим. Главное, чтобы люди были интересные. Бриллиант коллекции Беляка — Лимонов, центральный, по сути, герой книги. С ним Беляк познакомился в развеселые девяностые, дружил, не бросил его, когда Лимонова арестовали за хранение оружия и создание незаконных вооруженных формирований.

Арест и тюремное заключение Лимонова — последнее проявление уважения российской власти к русской литературе. В начале двухтысячных, в период политической турбулентности Лимонов был признан источником возможной опасности и потому торжественно изолирован. Сегодня добиться подобного признания практически невозможно. Репрессии по отношению к мастерам слова проводятся на уровне преследования за неуплату алиментов. В тюрьме Э. В. вел себя достойно, не сломался, написал мощные, серьезные книги. Совпали образ и действительность, что в эпоху...

Лауреат премии «Сибирских огней» Михаил Хлебников вошел в состав Большого жюри Всероссийской литературной премии «Национальный бестселлер». Поздравляем нашего автора и начинаем публикацию серии рецензий Михаила на книги Длинного списка премии. Первая статья – о романе финалиста «Нацбеста-2017» Анны Козловой «Рюрик».

Чтение «Рюрика» Анны Козловой заставляет вспомнить русскую классику. Но не относительно знакомый портретный ряд XIX века, а предшествующий ему XVIII век.

Говорить про роман легко и приятно, так как его текст сам распадается на две части. Не нужно ничего резать, вытряхивать в лотки и сортировать метафоры, искать сюжетные искривления. Первая часть — «роман-путешествие» иллюстрирующий «глубокую» мысль о том, что дорога — не просто движение из пункта A в пункт B, а путь постижения героем своего «Я». В это увлекательное путешествие отправляется семнадцатилетняя Марта — главная героиня «Рюрика». Марта живет в Мытищах и учится в закрытой частной школе «Полигистор». Формальный повод бегства — желание узнать о судьбе матери. Отец, известный адвокат, вопреки профессиональным навыкам, врет об этом крайне неубедительно. Читатель не без оснований предполагает, что есть и другая причина побега.

Вскоре на дороге Марту подбирает едущий на мотоцикле BMW Михаил. Практически тут же выясняется, что крутость средства передвижения не распространяется на «беспечного ездока», несмотря на обильную волосатость его организма. Во-первых, мотоцикл куплен в кредит, вместе с которым Михаилу впарили дорогую страховку. Во-вторых, Михаил не едет, а убегает. Убегает он от двух женщин: мамы и...

Чьим наследником является и каким образом существует московский проект «Полет разборов», в чем проблема поэтических текстов лауреатов «Лицея», как не забывать своих поэтов и где можно прочесть антологию «Уйти. Остаться. Жить», посвященную молодым авторам, ушедшим в конце XX и начале XXI века – в очередной беседе новосибирского поэта и журналиста Юрия Татаренко с московским критиком, культуртрегером Борисом Кутенковым.

Борис Кутенков – поэт, литературный обозреватель. Редактор отдела культуры и науки «Учительской газеты» (с 2019 г.), редактор отдела критики и эссеистики портала Textura (с 2018 г.). Колумнист портала «Год литературы». Ведущий рубрики «Книжная полка» в журнале Homo Legens. Один из организаторов литературных чтений «Они ушли. Они остались», посвященных рано ушедшим поэтам XX и начала XXI века. Организатор литературно-критического проекта «Полет разборов», посвященного современной поэзии. Критические статьи Кутенкова публиковались в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов» и мн. др., а стихи – в «Волге», «Урале», «Интерпоэзии»…

– Как появились «Полеты разборов»?

– Проект возник в сентябре 2014 года. Формат его довольно традиционный – разборы приглашенными критиками подборок стихов интересных авторов. Мотив – недостаток критических обсуждений, дефицит дискуссионного поля вокруг талантливых поэтов. Вменяемых литстудий в Москве – очень мало. Их ведут Дмитрий Веденяпин, Елена Исаева, Алексей Кубрик, ранее – Леонид Костюков. Сам ходил к ним. Отличие нашего проекта в том, что к Веденяпину или Исаевой может прийти и прочесть свои стихи...

В Москве 14 января прошли итоговые дебаты литературной премии «НОС», по результатам которых определились призеры: безусловная победа отдана Александру Стесину с его романом «Нью-йоркский обход», приз критического сообщества получила книга Линор Горалик «Все, способные дышать дыхание», призом зрительских симпатий отмечен роман Алексея Поляринова «Центр тяжести».

Книга победителя Александра Стесина относится к популярному нынче жанру автофикшн, органично встроенному в своего рода медицинский травелог: автор — врач-онколог, вынужденный в силу профобязанностей много перемещаться не только по родному Нью-Йорку, но и по миру.

«Нью-Йоркский обход» — типично пазловая книга, написанная человеком, жившим в Америке с юности и впитавшим в себя толерантную культуру плавильного котла. Тут уж ему и с характером открытого миру человека повезло, и с профессией тоже — в том смысле, что даже в пределах одного города она позволяет постоянно перемещаться из больницы в больницу, встречая и пропуская через себя десятки, сотни судеб людей из разных стран.

Истории «Нью-Йоркского обхода» — это не только главы, посвященные пациентам. Есть тут и полудетективный поиск коллеги-доктора Джулии, странной азиатки, которая в приступе психического расстройства сама мыкается по больницам; есть и интереснейшая индийская глава, в которой на тему медицины едва ли наберется пара абзацев — тут роман словно перетекает в некое культурологическое эссе о менталитете, культуре, философии индийцев, но написано это без всякого академизма, простым, доступным языком, местами с оживающими историями из Махабхараты.

Очевидно,...

Где и как министру удается писать стихи, что происходит и будет происходить с культурой Алтайского края и насколько хорош журнал «Алтай» – в интервью лауреата премии «Сибирских огней» Елены Безруковой поэту и журналисту Юрию Татаренко.

Родилась в 1976 году в Барнауле. Окончила юридический факультет Алтайского государственного университета в 1998 году и психологический факультет Томского государственного университета в 2005 году. С 1997 года работала юрисконсультом в Алтайском краевом центре народного творчества и досуга, с 1998 года — в Алтайской краевой коллегии адвокатов, с 2006 года — юрисконсультом в управлении Алтайского края по культуре, с 2009 года — заместителем начальника управления, начальником отдела библиотек, искусств и народного творчества, с 2010 года — и.о. начальника управления. В ноябре 2012 года назначена начальником управления, с октября 2018-го — министр культуры Алтайского края. Член Союза писателей России, автор четырех поэтических книг: «После таянья льда», «Набросок», «Ре», «Книга ветра». Лауреат премии журнала «Сибирские огни».

— Как провели Год театра на Алтае?

— Он прошел очень насыщенно. Главными итогами считаю следующие. Был учрежден новый всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье». Также введены в эксплуатацию два очень важных объекта: сдан многоквартирный жилой дом для работников культуры, где большая часть служебных квартир предоставлена артистам, и завершена реконструкция одного из двух муниципальных театров в Алтайском крае — Рубцовского драматического театра.

Кроме того, важным событием стало учреждение звания «Заслуженный...

Предлагаем вашему вниманию специальный выпуск «Сибирских огней», посвященный Сузунскому медеплавильному заводу.

Сузунский медеплавильный завод — одно из металлургических предприятий огромнейшего административно-хозяйственного комплекса, существовавшего на юго-востоке Западной Сибири, — Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа. Строительство завода началось в 1764 году. Предприятие функционировало в течение почти 150 лет, производя главным образом медь в слитках. Но слово «завод» — применительно к Сузуну — вмещает в себя больше, чем словарное его определение; Сузунский завод — это больше, чем просто промышленное предприятие, комплекс цехов и хозяйственных построек. Во-первых, одноименное название носил еще и поселок, возведенный одновременно с заводом, растущий и развивающийся вместе с ним. Во-вторых, с Сузунским заводом тесно и неразрывно связана работа Сузунского монетного двора. Этот единственный за Уралом, самый восточный монетный двор Российской империи знаменит, конечно же, тем, что здесь с 1766 по 1781 год выпускались особые сибирские монеты.

Специальный выпуск включает в себя материалы, в том числе эксклюзивные и малодоступные, благодаря которым можно не только узнать некоторые интересные факты, подробно познакомиться с отдельными страницами истории завода, монетного двора, заводского поселения XVIIIXIX в., но и — для тех, кто слышит о Сузунском медеплавильном заводе впервые, — получить общие основные сведения.

Появление специального выпуска приурочено сразу к двум юбилейным датам: 255-летию Сузуна и 95-летию Сузунского района Новосибирской...

ВложениеРазмер
Иконка PDF so-2019-suzun.pdf8.79 МБ

Всегда приятно, когда становишься свидетелем исторического события. Личная ограниченность сменяется чувством причастности к чему-то вневременному, значимому, тому, что «навсегда». Увы, выстрела «Авроры» я не слышал, не видел живого выступления «Битлов». Будучи литературным человеком, долго ждал нечто такое, что можно прочитать и сказать: «Свершилось». За этим простым словом – тектонический слом эпох, смена эона, как выразились бы мистически одарённые люди.

«Свершилось» прозвучало, когда я открыл десятый номер журнала «Дружба народов», в котором опубликован «Манифест новой российской литературы». Автор (лучше бы, конечно, пророк) – Артемий Леонтьев. Прозаик из Екатеринбурга озвучил революционный документ в сентябре в Ульяновке (каков контекст) на международном форуме молодых писателей. Новость о манифесте пронеслась по социальным сетям, литературная публика не жалела капслоков, общее настроение почему-то рождало воспоминание о залихватском: «Есть такая партия!». Очевидцы утверждали, что когда автор зачитывал свой текст, то многие просто выбегали из зала, трясущимися руками прикуривали и не могли вымолвить ни слова. Я выдохну за всех. Словами.

Как и положено, манифест начинается строго и директивно: «Считаю, что на данный момент в современной российской словесности сложились две главные проблемы». Автор выкатывает: «Во-первых, я убеждён, что нам, авторам, вне зависимости от возраста и степени известности, нужно научиться ярко выраженной стилистической индивидуальности». Сразу скажу, что «во-вторых» читатель не дождётся. Но не будем придираться, ведь речь...

Как живет литературная Москва, в чем плюсы и минусы поэтического слэма, какие книги нужно прочитать, чтобы заразиться поэзией и удастся ли потом прокормиться одними стихами – в интервью Андрея Родионова поэту и журналисту Юрию Татаренко.

Андрей Родионов — поэт, драматург, культуртрегер. Окончил Московский полиграфический институт. Много лет работал в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в красильном цехе. Автор восьми поэтических сборников. Публиковался в альманахах «Вавилон» и «Авторник», журналах «Новый мир», «Октябрь», «Воздух», «Homo Legens» и др. Член Товарищества мастеров искусств «Осумбез» (2002–2005). Директор и куратор литературных фестивалей в Перми, Воронеже, Канске, Москве.

Вместе с женой Екатериной Троепольской написал пять поэтических пьес, организовал фестиваль видеопоэзии «Пятая нога». Организатор и ведущий Московского поэтического слэма с 2003 г. и Всероссийского слэма с 2010 г. Исполняет роль Сократа в постановке диалога Платона «Пир» в «Театре.doc» и роль Лешего в спектакле «Зарница» в ЦИМ. Победитель поэтического турнира «Русский слэм» (2002). Лауреат премии «Триумф» (2006), Григорьевской поэтической премии (2013), премии журнала «Дети Ра» (2016).

 

— Что, на ваш взгляд, представляет собой современная Москва поэтическая?

— Главный признак Москвы поэтической — ее сегментированность. Этих частей много, и они между собой не пересекаются. Некоторые группы лиц вообще слыхом не слыхивали друг о друге.

Актуальная поэзия — «Воздух» Дмитрия Кузьмина, премия Драгомощенко, поэтическая площадка Центра Вознесенского, где литературную программу...

«Большая чи(с)тка» – разговор о современной русской литературе с Михаилом Хлебниковым. Слишком «Земной рай» Сухбата Афлатуни.

«Большая чи(с)тка» добралась и до представителей ближнего зарубежья, выдвинутых на соискание «Большой книги». Первым на очереди у нас «Земной рай» Сухбата Афлатуни — узбекского поэта и прозаика, пишущего на русском языке.

Под настоящим именем — Евгений Абдуллаев — публикуются критические статьи номинанта, Сухбат Афлатуни отвечает за поэзию и прозу. Неспешная победная поступь постмодернизма может привести к тому, что Абдуллаев откликнется на очередной роман Афлатуни сдержанно-положительной рецензией с указанием на отдельные недостатки книги. Но пока это время не наступило, откликнусь я и подчеркну отдельные достоинства «Земного рая» Афлатуни.

Для начала отметим, что автор отнюдь не дебютант в крупной прозе. Начинал он с «Ташкентского романа» в 2006 году. Потом, после десятилетнего перерыва, выходит «Поклонение волхвов». Долгую паузу должны были компенсировать целых два тома нового романа, но никто особенно не оценил размаха и не назвал «Поклонение...» долгожданным. В 2016 г. появляется «Муравьиный царь». Четвертый роман — «Земной рай» достиг относительного успеха, свидетельством чему его присутствие в коротком списке премии.

Театр начинается с гардероба, книга — с аннотации. И здесь роман Афлатуни, безусловно, интригует:

Две обычные женщины Плюша и Натали живут по соседству в обычной типовой пятиэтажке...

Одно предложение, но здесь уже все хорошо: «Натали в типовой пятиэтажке» и «обычная женщина Плюша». Может быть, мой жизненный опыт ограничен,...

Страницы