Вы здесь

Букша К. С. Завод «Свобода». — М.: ОГИ, 2014.

 

Книга писательницы, известной своим пристрастием к новизне, написана для людей, умеющих не только читать и видеть, но и синтезировать свои впечатления. Ибо в книге текстом является все: и иллюстрации, похожие на пробы пера, и главы, похожие на листы черновика, которым только нумерация и заголовки придают вид романа, единого текста. На самом деле каждую из 40 условных (все тут поставлено в скобки) глав, рассказывающих об одном питерском и весьма нетривиальном заводе, можно сравнить с клубком эмоций и слов одного из персонажей произведения, поскольку автор последовательно устраняется от своего авторства. Это идет на пользу художественности: образ, имидж каждого из героев, будь то директор, главный инженер, начальник цеха, главный диспетчер или рядовые работницы гальваноцеха, токари, фрезеровщики, конструкторы и т. д. — дается во всей экспрессии его индивидуальной речи, облика, повадок. Но мало помогает связности текста, так что лишь со второй половины книги начинаешь понимать, что она повествует об истории этого завода, производившего сначала радиолокаторы для подлодок и устройства для лечения рака, а затем мясорубки и игрушки. Трудно понять, описывает автор романа деградацию советского строя и его экономики или завод как таковой как нескончаемую антиутопию. Потому что все заводчане от директора до рабочего у К. Букши «должны обозначаться шифром из латинских букв», «желательно из одной»: G, H, L, F, D, Q и т. п., как у Е. Замятина. Хотя в аннотации сказано, что роман «основан на фактическом материале». С одной стороны, вся атмосфера книги довольно мрачная, особенно благодаря графике черным по серому: авангардистские мазки и пятна вместо четкой предметности, нарочито небрежные карандашные эскизы вместо фигур, жуткие маски вместо лиц. С другой — ряд глав с живыми и теплыми зарисовками заводчан, особо симпатичны директор G и главный инженер H, молодой рабочий F, желающий уехать в Антарктиду «обслуживать приборы» и диспетчер-филолог Тася, оставшаяся верной заводу и в тяжелые времена. Автор, специально для критиков, проговаривается, что завод «это модель нашего государства», а еще лучше — психбольницы. Но все-таки главное здесь не идеология, а самовыражение на материале «производственного романа». Получилось «ядовито, но без глумления», по словам Д. Быкова. Ему ли, знающему толк в молодых «нормальных гениях», не верить?

100-летие «Сибирских огней»