Вы здесь

Если чешется «НОС», то это — к эпидемии нон-фикшен

В Москве 14 января прошли итоговые дебаты литературной премии «НОС», по результатам которых определились призеры: безусловная победа отдана Александру Стесину с его романом «Нью-йоркский обход», приз критического сообщества получила книга Линор Горалик «Все, способные дышать дыхание», призом зрительских симпатий отмечен роман Алексея Поляринова «Центр тяжести».

Книга победителя Александра Стесина относится к популярному нынче жанру автофикшн, органично встроенному в своего рода медицинский травелог: автор — врач-онколог, вынужденный в силу профобязанностей много перемещаться не только по родному Нью-Йорку, но и по миру.

«Нью-Йоркский обход» — типично пазловая книга, написанная человеком, жившим в Америке с юности и впитавшим в себя толерантную культуру плавильного котла. Тут уж ему и с характером открытого миру человека повезло, и с профессией тоже — в том смысле, что даже в пределах одного города она позволяет постоянно перемещаться из больницы в больницу, встречая и пропуская через себя десятки, сотни судеб людей из разных стран.

Истории «Нью-Йоркского обхода» — это не только главы, посвященные пациентам. Есть тут и полудетективный поиск коллеги-доктора Джулии, странной азиатки, которая в приступе психического расстройства сама мыкается по больницам; есть и интереснейшая индийская глава, в которой на тему медицины едва ли наберется пара абзацев — тут роман словно перетекает в некое культурологическое эссе о менталитете, культуре, философии индийцев, но написано это без всякого академизма, простым, доступным языком, местами с оживающими историями из Махабхараты.

Очевидно, что Стесин — типичный представитель поколения миллениалов, одинаково уютно чувствующих себя и в Нью-Йорке, и в Индии, и в Африке (опыт африканского трипа автор обобщил в другом своем произведении, бесхитростно названном «Африканская книга»). Эти люди — не просто писатели (врачи, программисты, юристы, инженеры, хоть кто), а прежде всего путешественники-исследователи. Изучая людей из разных уголков мира, они впитывают их в себя вместе с культурой, традициями, чужим мировоззрением. И не для того, чтобы написать книгу (книга, подозреваю, в данном случае побочный продукт, фиксация впечатлений), а потому что это просто интересно.

Книгу Стесина с удовольствием прочтут прежде всего любители самой разной, разноцветной этники — для такого рода литературы сплав жанров автофикшна и травелога, на мой взгляд, идеален.

А если анализировать список книг «НОС»-2019, отталкиваясь опять же от короткого списка, то можно отметить несколько черт.

Я вижу восемь книг, из которых к безусловному фикшен можно отнести лишь три:  «Собиратель рая» Евгения Чижова, «Мироныч, дырник и жеможаха. Рассказы о родине» Софии Cиницкой и «Все, способные дышать дыхание» Линор Горалик.

К жанру на стыке фикшен/нон-фикшен относятся другие три романа: «Восстание» Николая В. Кононова, «Поднебесный экспресс» Кирилла Кобрина и, собственно, «Нью-йоркский обход» Александра Стесина. И, наконец, безусловный нон-фикшен — это книги Александра Долинина «Комментарий к роману Владимира Набокова "Дар"» и Даниила Туровского «Вторжение. Краткая история русских хакеров». Таким образом, преобладание нон-фикшен все же очевидно.

Я не буду, подобно какому-нибудь безответственному книжному блогеру, рассуждать об агрессивном наступлении нон-фикшен на поле премиальной литературы или в сферу читательских интересов, это и без меня некоторые алармисты подмечают (я-то особых причин для тревоги не вижу: литпроцесс, как говорится, рассудит, а рядовой читатель, может быть, заплатит из своего кармана). Просто как факт — конкретно сегодня в списке премии «НОС» счет 5:3. Однако что тут считать? Ведь, по словам Анны Наринской, многоуважаемого литературного критика и члена премиального жюри, «говорить о разделении жанров фикшен и нон-фикшен сегодня глуповато».

Что ж, не буду глупить, а скажу о другом: насколько я понимаю, основная задача премии «НОС» заключается в поиске новых форм прозаических высказываний, но их среди книг шорт-листа, к сожалению, незаметно. В целом — все то же, что и в прошлом, и в позапрошлом, и в поза... любом другом году.

Среди чистого фикшен — вполне добротные, крепко сделанные, но отнюдь не выдающиеся книги от состоявшихся профессиональных писателей; среди нон-фикшен — тоже вполне себе качественно сбитые, подшлифованные со всех сторон романы. Но... той самой изюминки новой словесности, которую вроде бы ищет премия фонда Михаила Прохорова, по-моему, нет от слова «совсем». Все чинно, гладко, благородно — разве что попробовать найти «связь новой словесности с социальностью» (это опять же цитата с дебатов, увы, не помню чья)... Возможно, эта самая социальность — в приметах крепкой сцепки (до неразличимости, всё по канону от Наринской) фикшен с нон-фикшен?

Ну а что, народ нынче до наукообразия охоч, чего ему всякие художественные благоглупости читать? Вот если завернуть их в блинчик мнимой документальности, фантомной мемуаристики, википедиарной энциклопедичности, — совсем другое дело...

Филипп Хорват, 
писатель, книжный блогер, публицист (Санкт-Петербург)

100-летие «Сибирских огней»