Вы здесь

Гранин Д. Человек не отсюда. — СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014.

Книга продолжает традицию предыдущих книг писателя в жанре «причуд моей памяти» (одноименная книга 2008 г.) — «кратких заметок, охватывающих период с конца 30-х до наших дней» (аннотация). То есть миниатюр в любом жанре, на любую тему, в любой хронологической последовательности. Для писателя, отметившего в этом году свое 95-летие, такой стиль, видимо, единственно возможный и верный, настолько пережитое и передуманное жаждет высказаться. Главное — успеть, без особых укоров и назиданий новым поколениям, в которых «модус обладания», приобретения и наживы взял верх над «модусом бытия», т. е. жизни во всем ее многообразии. Д. Гранин просто дает пищу для размышлений и споров, побуждает к ним, едва ли не провоцирует, и это действует сильнее любых нравоучений. Ибо факт, что в «бездуховных» США «в год покупают книг и газет на 29 548 миллионов долларов» — «первое место в мире!», слишком вопиющ, чтобы оставить равнодушными жителей когда-то «самой читающей страны в мире». И уж несомненно, что сумасшедшая версия биолога М. Голубовского, по которой в гипотетический «шекспировский коллектив» авторов, якобы стоявших за реальным и бесталанным В. Шекспиром, вошел Лжедмитрий, еще до своих российских «подвигов» написавший самого «Гамлета», многих заставит броситься перечитывать исторические и литературоведческие книги.

Характерно, что этот весьма креативный биолог поделился своим «открытием» именно с Д. Граниным, являющимся далеко не кабинетным писателем, и что большинство записей книги сделано по следам встреч, бесед, переписки с людьми известными и не очень, но которым есть чем поделиться. Так, мнение, что при Хрущеве «десятки ракет стратегического назначения изготавливали из фанеры» он приводит со слов Ю. Афанасьева, а когда «разговорился с Дорой Абрамовной Лазуркиной», отсидевшей 17 лет в гулаговских лагерях, то узнал, что она не хочет судиться с оставшимися в живых палачами, чтобы не «пострадал авторитет нашей (коммунистической) партии». «Немецкие друзья» писателя поведали «несколько забавных рассказов про русских» и о русской душе, открытой, разбойной, но всегда трогательной, даже в грабеже (сняв в 1945 г. часы с обычного немца, советский солдат «пожалел» его, но часы не вернул). Оценит читатель и диалог в письмах автора с академиком-атеистом В. Гинзбургом, где писатель резонно спрашивает: «Куда ведет эта гонка науки?» — и отвечает: «Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты». В отношении Сталина Д. Гранин испытывает чувства самые недобрые, ставя его на одну доску с Гитлером и считая, что его «надо было казнить». Немало такому антисталинизму и репутации «либерала» содействовала и «Блокадная книга» в соавторстве с А. Адамовичем, состоящая из записей устных рассказов «блокадников». Но, независимо от происхождения этих записей, устного или книжного, дневникового, главный предмет размышлений автора — человек, который, как выписывает Д. Гранин из Гераклита, «смертное божество, а боги — бессмертные люди», и который «имеет право считать себя необходимостью истории». Потому он и пишет о том, что волнует всех, что «дает возможность каждому читателю почувствовать себя включенным в большое время», как справедливо утверждает аннотация.

100-летие «Сибирских огней»