Вы здесь

Маранин И. Мифосибирск. Мифы, тайны, байки и реальные истории о Новосибирске. — Новосибирск, «Свиньин и сыновья», 2011

Нетривиальное новосибирское издательство «Свиньин и сыновья» выпустило достаточно характерную для него книгу. Принцип: «просто, доступно, занимательно» в книге о городских мифах соблюден, можно сказать, подчеркнуто, даже нарочито. Чтобы читателю совсем уж не приходилось напрягаться, как ребенку над детской книжкой. Взрослость призван обозначить насмешливо-иронический тон, переходящий в подобие устной речи: «Дальнейшая судьба их (братьев Белоусовых) неизвестна. Впрочем, почему неизвестна? Стали они все героями и продолжают жить в сказке до сих пор»; «билеты на представление (с полетом над городом аэроплана) разлетелись, словно горячие пирожки»; «зимой 1919-20 гг. Новониколаевск напоминал город из фильма ужасов» и т. п. Что, в общем-то, уместно, если речь идет о слухах, байках, курьезах, из которых на самом деле и состоит книга. Часто легендарное и курьезное сливается в одно целое. Как, например, в легенде о приезде в Новосибирск астронавта Н. Армстронга, чтобы взять горсть земли из города, где Ю. Кондратюк написал свою «межпланетную» книгу. Или в байке о том, как в Оперном театре «одна из женщин», упав на колени, «долго целовала руки» гостившему в Новосибирске Р. Никсону.
Мифов более серьезных в книге не так много. В первую очередь это миф «о существовании подземного города» в самом центре Новосибирска, о чем говорится в «самой мифической в книге» главе. Но скорее всего таковыми являются первые главы о «доновосибирской эре» города, жизни и смерти села Кривощекова, претендовавшего на звание города в XVIII веке, его основателе — «лихом казаке со шрамом от удара саблей через все лицо» по кличке «Кривощек». К счастью, нынешний город носит не это разбойничье, а вполне интеллигентное название, данное В. Итиным, который почему-то назван «писателем-фантастом». Хотя «Страна Гонгури» — единственное вымышленное произведение писателя — это утопия, жанр модный в раннесоветской литературе и весьма политизированный. «Фантастом», скорее, можно назвать самого И. Маранина, которому удалось рассказать параисторию Новосибирска на фоне его реальной истории. Легко и непринужденно, методом кратких, не более десяти страниц, главок, в конце которых указаны обязательные ссылки на Интернет. В этом смысле «Мифосибирск» — книга «интернетовская», и по формату, и по языку. Но все-таки начинать рассказ о пребывании в Новосибирске в военные годы Владимировской иконы Божьей Матери в стиле «занимательной физики»: «Полвека назад в Новосибирске, возможно, находился тот самый стол, за которым некогда сидел ребенком Иисус Христос с матерью Марией и отцом Иосифом» (на части этого стола потом была написана знаменитая икона) — значит, совсем уж плохо думать о читателе. Который подустал от легкого и облегченного чтения и наверняка после этой книги возжаждет чтения более весомого.

100-летие «Сибирских огней»