Вы здесь

Николай Клюев: образ мысли и судьба. Научный сборник. Вып. 3. — Томск: ТМЛ-Пресс, 2010

Николай Клюев — наиболее интеллектуальный и «серебряновековой» поэт из так называемых «новокрестьянских», волей судьбы оказался связан с Томском, где в прошлом году родилась традиция исследования жизни и творчества поэта. Стартовала она мощно: на Первых же Клюевских чтениях (25-27 октября) выступили известные клюеведы (термин принадлежит не нам) из разных мест страны и мира — С.И. Субботин (Москва), Л.А. Киселева (Украина, Киев), А.Л. Казаков (Челябинск), Р. Вроон (США, Лос-Анджелес), М. Никё (Франция, Кан), Е. А. Папкова (Москва), В. Доманский и А. Казаркин (Томск). Столь же широк был и сам Н. Клюев, соединявший в своей поэзии в пределах одной строки «Чикаго с Калугой», «Соловки с Памиром», Россию с Индией. Именно темой «Белой Индии» и открывается этот вышедший в Томске сборник материалов Чтений. Глубина поэтических смыслов у этого специфически «крестьянского» поэта задает соответствующие глубины и авторам статей: «санскритские истоки образности Есенина» были «очерчены культурным пространством» его наставника Н. Клюева, утверждает Л. Киселева, тема сада у поэта потребовала у Р. Вроона глубокомысленных сопоставлений с садами у Блока, Есенина, Клычкова и своего пика достигает у А. Казаркина, обнажающего гностические корни поэзии Н. Клюева, хотя и гностицизм его лишен «культа Софии», демиурга и «сатаноискательства», что не исключает бесспорной принадлежности к поэзии «серебряного века». Представлена и собственно «томская», т.е. ссыльная тема: хронология репрессированных одновременно с поэтом томичей (материал В.А. Ханевича), анализ В. Доманским «рыдающих» писем поэта, акцент на противоречиях «ссыльной» биографии Н. Клюева в статье Л.Ф. Пичурина. В книге также опубликованы статьи и эссе М.В. Скороходова, Н.В. Серебренникова, В.К. Семибратова, Е.Н. Лисицкой, В.А. Берязева, Л.Ю. Войтеховской. Закономерным итогом сборника стали публикация проекта Литературно-мемориального музея Н.Клюева в Томске и письмо губернатору о необходимости открытия такого музея.

100-летие «Сибирских огней»