Вы здесь

Померанц Г., Миркина З. Спор цивилизаций и диалог культур (лекции и статьи нулевых годов). — М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014 (серия «Humanitas»).

 

Григорий Померанц был, может быть, «последним из могикан» той плеяды мыслителей и философов, как принято ныне говорить, культурологов, в которую входили М. Бахтин, С. Аверинцев, Ю. Лотман, М. Гаспаров. Обязательным условием и почвой их творчества была мировая культура, весь универсум гуманитарного знания и его основа — духовность. Именно это выделяешь, знакомясь с книгой и ее статьями, утверждающими примат любви, души, сердца над любой идеологией, даже христианской. Ибо «привязанность к слову», а не к духу Священного Писания, к церковной каноничности и обрядности и вызывало нескончаемые войны и «охоту на ведьм». Заповедью Г. Померанца на протяжении его долгой жизни были слова: «Вера без любви — фанатизм, справедливость без любви — жестокость». Его собственная мысль созвучна высказываниям религиозных деятелей прошлого и современности: «Бог стал человеком, для того чтобы человек стал Богом» («кажется, из Афанасия Великого») или «Грех — отсутствие контакта с собственной глубиной» (из Э. де Мелло). Но мысль о «целостности духа» как главном качестве Иисуса Христа, его «уникальности», самая для него заветная, потому что отрицает бытийное зло. Так и книгу Г. Померанца и его соавтора — близкого друга и соратника З. Миркиной надо воспринимать в ее целостности. Это тем более легко сделать, что часто мысли, цитаты, порой целые абзацы переходят из статьи в статью, большинство из которых были лекциями и выступлениями. Может, поэтому в книге много публицистики: о Сталине, патриотах (например, о А. Проханове), России и русских, а также Индии и в целом о Востоке (автор изучал востоковедение), где не было таких религиозных и национальных распрей и войн, как в России. Много и о самом авторе — участнике войны, библиографе главной библиотеки страны, почти диссиденте. Тем не менее от книги остается впечатление сокровищницы ума и духа, ибо «чувство невидимого Целого, составленного из множества видимых частей», являлось «главным чувством его жизни» (З. Миркина). И этой книги, добавим мы.

100-летие «Сибирских огней»