Вы здесь

Прокопов Е. В. У реки. Повести, рассказы. — Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2012

Эту книгу можно назвать «журналистской». Главное здесь для автора — рассказать, сообщить, поведать. Стройностью и художественностью рассказываемого он не очень-то озадачен, зато за достоверность ручается. Не зря имя, фамилия и даже отчество Е. Прокопова нет-нет да и появятся в рассказе или повести. Наиболее в этом смысле показательна повесть «Тайны банка Ходорковского» с откровенным подзаголовком: «Свидетельские показания». Автобиографический герой работает в новосибирском отделении банка бывшего олигарха МЕНАТЕП «по хозяйственной части», хотя круг его интересов выходит далеко за рамки только «замены лампочек» в офисах. «Васильевичу», однако, так трудно разобраться в хитросплетениях политизированного финансиста Ходорковского, кознях его помощников и недругов, что весь ход своих не очень стройных мыслей он выносит «на люди», загружая читателя, как компьютер, интернетовскими материалами «за» и «против» бывшего босса. Остальное — разговоры и байки с коллегами, будь то дворник-еврей или «настоящий полковник» из топ-менеджеров, мечтающий отомстить «сосункам» из нового руководства за неоплаченную услугу.
Поток этих разножанровых «материалов» неостановим: не считать же финалом сакраментальное: «Продолжается мыльная опера. На кровавом замесе. Продолжается…», так что можно смело подверстать к этой безразмерной повести все шесть рассказов книги. Тем более что каждый из них на свой лад об экономике, в том числе советской, «теневой». В рассказе «Юноша с веслом…» новосел из Нахаловки совершает нелегальные «бизнес-заплывы» за бревнами с барж; «Письмо генсеку Брежневу о коварстве женщин» — плач алиментщика, обнищавшего благодаря бывшим женам; «Смерть в кабриолете» о заводчанине, мгновенно превратившемся в коммерчески удачливого «начальника избирательного штаба» своего друга-пройдохи. Это умение «быстро освоиться в незнакомом деле», дающем хорошие деньги, более всего заметно в другой повести, «Вольному — воля», и ее герое — Михаиле. Из положительного, советского (боец стройотряда, спортсмен, влюбленный жених) он вдруг стал «антисоветским», завзятым «шабашником», «верным псом» своего прожженного бригадира. И вновь недоумеваешь: на его, как новоиспеченного бизнесмена, стороне автор книги или против него как «рвача» и сребролюба? Доработав эту повесть, написанную в 70-е гг., Е. Прокопов не столько «переставил акценты», «сгладил углы», как пишет в «послесловии редактора» В. Окладная, сколько запутал читателя, нуждающегося все-таки в отчетливости образов и идей. Может быть, тогда произведения автора не будут ощущаться «журналистскими» или даже «газетными», а в полной мере художественными.

100-летие «Сибирских огней»