Вы здесь

Таисия Пьянкова. Онегина звезда. Сибирские сказы. — Новосибирск, Изд-во «Приобские ведомости», 2011

Сказы Т. Пьянковой когда-то, в сказочные советские годы, читал весь Новосибирск. Жанр этот, производный от сказки, серьезный, с указанием на большую реалистичность, был весьма удобен в советское время беспрекословного реализма, ангажированных романов и эпопей. Сказители получали тут легальное право раскрепостить стиль и язык, отвлечься от соцреализма, пофантазировать, побалагурить. Все это есть в сказах Т. Пьянковой, где знакомые сказочные мотивы о леших, оборотнях, заколдованных красавицах и добрых молодцах, волшебных помощниках из царства флоры и фауны соседствуют с вполне реальными деревенскими жителями. Этот закон советского сказа, открытый еще П. Бажовым, слава богу, сдерживал фантазию писателей, без сдержек и противовесов превращающуюся в гомерическую отсебятину фэнтэзи. Вот и советских времен сказы Т. Пьянковой все-таки остаются лучшими, родниковой воды и чистоты историями о том, как добро, совесть, честь побеждают, а зло, глупость, жадность остаются в дураках. Это «Алена-травяница», «Нечистая троица», «Таежная кладовая», «Пройда», «Оглядкин подарок», «Старик-боровик», «Федорушка седьмая» и др.
В поздних сказах — сюжетных, объемных, с повесть величиной — эта чистая «кирьянова вода» духовности уходит куда-то в грунтовые воды, появляются жуткие существа, вроде «черной барыни» или «гологрудого чудища» («Земляной дедушка»). Но уже в «Паромщиковых бреднях» Т. Пьянкова возвращается к поэтике своих ранних сказов с их колоритными «присловьями», вроде: «Хоть молчи, хоть в гроб вались, а с нечистой силой не водись». Вообще, на такие жемчужины устной народной речи книга так щедра, что можно открывать ее на любой странице, чтобы встретить: «Случай не ходит тучей», «Кабы не “авось”, куда бы лучше жилось», «Ни кол, ни лучина — одна кручина» и др. Именно эти присловья выписал известный критик В. Курбатов, автор предисловия к книге, отметивший одно из главных ее достоинств — очистительную силу ее языка при «сегодняшней выморочной, почти отравленной речи»: «Этот ликующий словарь очищает легкие, как дыхание лесного утра». Очищающим свойством обладают и иллюстрации В. Коверзневой — крупный, выпуклый, почти глазуновской четкости рисунок с русскими иконописными ликами или их антиподами, отвратительными чудовищами. В 600-страничной книге, наиболее полном собрании произведений Т. Пьянковой, представлены также четыре стихотворных сочинения: «Небылица о княжне да о старом колдуне», «Шут гороховый», «Про кота» и «Луныш».

100-летие «Сибирских огней»