Вы здесь

Татаренко Ю. А. Чтонатворительный падеж. Стихи 2006—2011. — Новосибирск, ООО «Манускрипт», 2012

Автор этой книги и не скрывает свою принадлежность к «актуальной» поэзии на злобу дня, мгновенного потребления, заменяющей газету или листовку, будто специально для идущего на демонстрацию или митинг. Многое в такой «площадной» поэзии открытых и доступных форм объясняет и плодотворная работа автора в театре (песни к «чужим» спектаклям, спектакли свои, включая «мини-пьесы» и либретто к мюзиклам) и документальном кино. Плюс беспрецедентная активность интервьюера: «опубликовал сотни интервью», признается он, давая в послесловии «Избранные факты биографии» обширнейший список имен, от Евтушенко, Быкова и Гандлевского до Юрского, Табакова, Додина и даже К. Цзю и М. Прохорова. Вот и стихи Татаренко в этой книге — своего рода автоинтервью, в стиле этого очень уж разговорного жанра, без тонкостей и глубин, зато с избытком «политики», всех интересующей и одновременно всем давно надоевшей. Тут и «билеты в углах маршруток», и «ГБ с кулаками», и «депутатские кресла», и «кепка мэра» и даже Тимур Бекмамбетов.
Веришь, что Ю. Татаренко, и правда, «душно в подвалах газет», а может, и тошно от газетчины собственных строчек, но он их упорно пишет. Почему? От потребности ли в «гражданской поэзии», или от чувства глобальной раздвоенности: «Да, мы живем в одной стране, / Но только государствах — разных!»? Потому ли, что таков уж «падеж» его поэзии, рифмующейся с «падежами» нынешней жизни, главный из которых беспросветный «чтонатворительный»? А скорее всего, потому, что является он заложником своего карнавально-театрального языка и стиля, о котором хорошо написал в предисловии к книге С. Шаргунов: «Музыка скрежета, визга, грома, звона, рыка. Обилие, густота слов, намеков, имен… Атмосфера хмельного головокружительного вертепа». Согласимся и с тем, что Ю. Татаренко столь же социален, сколько и «внесоциален», и мог бы потратить свою поэзию на «изображение природы, женщины, ребенка» и т. д. Впрочем, у поэта, отмечающего свое 40-летие, еще все впереди.

100-летие «Сибирских огней»