Вы здесь

Татьяна Куперт. Воспоминания местного значения. Томск, 2003

БИОГРАФИЯ ЧУТКОЙ ДУШИ

Книга Татьяны Куперт названа: «Воспоминания местного значения» Действительно, автор рассказывает о жителях областного центра, о городе, находящемся в глубине Сибири, далеком от великих столиц, и признанных культурных центров.
Местное значение. Место. Но вчитываешься в книгу, видишь, это не просто воспоминания, не просто описание сибирского города, где автору книги довелось родиться, расти, учиться. Нам открываются запоминающиеся характеры, события, картины, диалоги. Книга Куперт, если хотите, — география и биография души ее поколения. Здесь камнепады и водовороты времени больно ударяют по юной душе героини. Тут сталкиваются дно и эмпиреи, вызревает характер. Жизнь человеческая прекрасна, хотя в основе своей трагична, все это яркими и точными мазками показывает нам автор.
Вот героиня еще в детсадовском статусе открывает для себя людей, природу. Все ново! Все ярко! Все интересно!
«После завтрака чем либо занять нас уже бесполезно; все знают, какой сегодня выдался день. Мы «развешаны», словно выстиранные майки и трусы вдоль ограды в нетерпеливом ожидании родителей…»
«У самого колодца образовалась лужа. В ней развалился грязный хряк. Лежит и млеет, бурча в пятак от наслаждения. Задорная молодка босой ногой пытается его подвинуть, чтобы ловчее подцепить на коромысла ведра. Завидев на ее плечах деревянную дугу, я показываю родителям на небо…
По мере приближения к Томи все более пьянящим становится запах ее воды… Река торопится, бежит куда-то. И на ходу бросает нам в лицо букет густой свежести…»
Какой экономный, добротный русский язык! Приезд родителей, детсадовская дача, восторг от первых встреч с загородной природой, все передано выразительно и верно.
Но так же точно описывает автор, как юная героиня впервые видит похороны, удивляется: чего это дядька, спящий в красном ящике, не просыпается, хотя родственники его целуют? Танюшка ведь всегда просыпается от маминых поцелуев и тут же встает. Когда взрослые поясняют, что человек этот умер, что все люди, в конце концов, умирают, Таня отходит в полной уверенности, что все это ее никак не касается.
И даже в старших классах героиня повести не может представить себе зыбкости нашего бытия. Научный сотрудник Ожегов, в знак протеста против нищенского существования советских ученых ночью зарубил топором жену, тещу и дочь. Затем и сам покончил с собой.
Вскоре в жизнь героини вторгается и самоубийство девочки ее возраста. И так описывается реакция Татьяны: «Мысль о том, что она уснула вечным сном, и для нее все закончилось навсегда, не вяжется с пробуждающейся природой… со всем живым вокруг. Человеческие мозги устроены так, что постичь беду под названием «смерть» невозможно. И слава Богу! Иначе сумасшедших было бы гораздо больше, чем уже есть».
Героиня повести человек, целеустремленный, интересующийся многим из того, что есть в мире, поэтому ей не до мыслей о смерти. Постепенно приходит взросление. Растет и меняется героиня, растет и меняется город, в котором она живет. Люди переезжают из послевоенных бараков в новые дома с центральным отоплением, с ванной, с домашним отдельным туалетом. Переезжает и семья Тани, из деревянного терема. Резные терема красивы, но неудобны для современной жизни. Отцу дают очень маленькую квартирку, но он не ропщет. Ведь совсем недавно, его вдруг сняли с преподавательской работы и послали на завод «таскать болванки». Он прошел «школу трудового перевоспитания», вернулся к прежней должности, и теперь будет всегда соглашаться со всем, что предложит ему власть.
Многое вместила в себя книга Татьяны Куперт. Встречу с верными и неверными подругами и друзьями. Первую любовь, и первые утраты. Да и сама ее любовь, оказывается, таила в себе смерть.
Что помогает пережить внезапную смерть любимого человека? А то, что героиню к этому времени связывало с жизнью множество прочных нитей: учеба, работа, музыка, танец, заботы о родных и близких, подругах и друзьях и великое разнообразие увлечений. Она борется, постоянно совершенствуется. Думается, поэтому, что повесть имеет еще и воспитательное значение, особенно в наши дни, когда многие молодые не находят себя, и от неудовлетворенности уходят в наркотический дурман.
Нет, героиня этой повести никогда не сдастся. Ее воспитала Сибирь, ее воспитал старинный таежный город, который встает со страниц повести, как живой, со своей особинкой, со своим сибирским характером. Поскрипывают лестницы в старых зданиях, цветет черемуха под окнами, бегут полноводные реки в обрамлении хвойных боров. Звенят клавиши фортепиано, мерцает экран телевизора. А где-то за горами и лесами ждет героиню Белград, и розы цветут, и льется вино. А где-то столько еще неоткрытых Татьяной городов и стран! И жизнь удивительна во всех ее проявлениях, это живет в каждой строке правдивой до беспощадности книги.
Героиня повести уходит вдаль, становясь, все больше и больше. Вопреки законам физики и оптики. Но литература и поэзия — это всегда немножечко взлет над обыденностью. Над обстоятельствами, над самим собой.
Книга Куперт пример того, как доброе мастерство может преодолеть узкие «региональные» рамки и выйти на всероссийский уровень. Такую книгу с огромным интересом прочитают разные категории читателей и в Томске, и в Москве, и в любом другом городе или селе, где еще читают книги. И не только потому, что в ней есть яркий портрет своеобразного сибирского города, история становления характера, любовная фабула, обилие исторических, этнографических и прочих сведений. Главное ее достоинство — эстетически звучащее слово...

Борис КЛИМЫЧЕВ

100-летие «Сибирских огней»