Вы здесь

Врата Сибири. Литературно-художественный и историко-краеведческий альманах. — Тюмень, 2012, № 1 (33)

Интересно отметить расположение и структуру рубрик и материалов в журнале. Начинается номер историческим романом «Юг» А. Васильева о том, как упорно бились россияне в конце 18 века за Крым и Причерноморье с турками и их явными и скрытыми союзниками, а заканчивается серией краеведческих статей-исследований. Насколько мозаичен при всей панорамности повествования (дипломат Лашкарев и Екатерина II, А. Суворов и хан Шахин-Гирей, греческая красотка-авантюристка София и испанский путешественник Миранда, плюс частные письма, военные приказы, стихи) этот слишком уж исторический роман, настолько же скрупулезно-детальны статьи. Таков исследовательский очерк Е. Ермаковой о «чтимых святынях» (церкви, иконы, кресты) весьма старого для Сибири, едва ли не 17 века рождения села Каменка, заканчивающийся современным апокрифом о целебной воде «колодца» возле храма. Без всяких чудес, сухим языком документа написана статья И. Курышева о разгуле бандитизма сразу после гражданской войны в Ишимском уезде. Выгодно отличается от них очерковая проза В. Софронова о «знаменитых фамилиях» в Тобольске — Пушкиных и Непушкиных, о А. Пушкине и его замысле сибирской поэмы о Ермаке, наконец, о П. Сумарокове, родственнике известного поэта А. Сумарокова, чей облик живописуют архивные документы: бывший петербургский корнет-повеса рвется на родину из ссылки, «где страдал 14 лет», как жалуется он самому Александру I.
Вырывается из Сибири в Америку писатель Сидоров, герой повести О. Чувакина. Волшебный шкаф, куда он нечаянно влез, со второй попытки переносит его в эту страну бизнесменов, где наконец его дар прозаика-«ремесленника» находит успех. Притчевая тема проданного за деньги таланта угадывается здесь сразу, несмотря на избранный писателем для ее воплощения весьма «мещанский» предмет мебели. Неудовлетворенные писательские амбиции высмеиваются в рассказе Б. Телкова «Шапка Мономаха» (рубрика «Сибирский Сатирикон»), где «шкафом» выступает дуэль, сочиненная вздорным Лапушкиным «а ля Пушкин». На фоне этих эфемерных фантазий по-взрослому выглядит рассказ В. Максимова, в том же ключе писательской саморефлексии, о бывалом охотнике и убитом им все-таки кабане. Преобладанием рефлексии, главным образом публицистического толка, отличаются и стихи Н. Зиновьева и В. Захарченко, не чуждые самоиронии: «Вся поэзия — от грусти. / Не бросаться ж под трамвай. / Может, водочки под грузди? / Не поможет, но давай…» (Н. Зиновьев). Также в альманахе представлены рубрики «Критика и литературоведение», «Десятая муза», «Культура и духовность».

100-летие «Сибирских огней»