Вы здесь

Зулейха открыла глаза

В театре «Старый дом» состоялась премьера спектакля «Зулейха открывает глаза» по роману Гузели Яхиной. Художник Альберт Нестеров выстроил для постановки интересную сценографию, создающую разные, но каждый раз захватывающие зрителя пространства.

Не используя в режиссуре сложных кульбитов, Олег Шахов, вероятно, сумел поставить спектакль для широкого круга. Покидая зал после премьеры, зрители не раз произнесли слово «доходчиво». Есть подозрение, что сегодня это можно считать комплиментом. Сама Гузель Яхина хотела донести нам историю «не татарской женщины, а просто женщины, которая полюбила врага, была очень несчастна в браке, потеряла четверых детей и вдруг получила долгожданного сына, оставшегося в живых». И действительно, молодая актриса Наталья Серкова убедительно играет «просто женщину». В слабости, в грезах, в тяжелых испытаниях, в яростном стремлении защитить сына. Зрителю сложно отфиксировать, в какой момент у героини открылись глаза, но обретение силы и отваги показано очень отчетливо.

Одновременно у Шахова получилась не просто общечеловеческая история, а спектакль с очень конкретным местом и временем действия и явственной политической подоплекой. Ведь одной из ключевых, и, возможно, самой крепкой линией действа стал конфликт чекиста Кузнеца с комендантом поселка, основанного ссыльными. Да и актерскую игру звезды «Старого дома» Анатолия Григорьева (Кузнец) можно считать самой удачной. Его персонаж страшен, но вовсе не демонической силой, а глуповатой простотой, пьяным куражом и ощущением собственной несокрушимости.

Важными образами в истории о Зулейхе Шахов назвал поезд, в котором героев полгода везут по необъятной России, а также тоннель, в котором в момент действия романа оказываются и персонажи, и вся страна. Образ тоннеля и стал самым главным в сценографии Нестерова. Благодаря игре света, «тоннель» преображается то в кладбище, где Зулейха разговаривает с заснеженными могилками маленьких дочек, то в холодный вагон, то в солнечную лесную поляну, где воздух наполнен любовным томлением. И каждое из этих пространств, что особенно важно для камерного театра, по-настоящему затягивало зрителя.

 

Елена Богданова

100-летие «Сибирских огней»