Хорошо, что есть вещи, которых ждешь как чуда.
И неизменно волнуешься: а вдруг не свершится, не сбудется? И, если свершилось, удивляешься всякий раз по-детски. К Сошествию Благодатного Огня – можно ли привыкнуть? А можно ли не испытать ответного волнения, нечаянно соприкоснувшись с настоящим искусством?
В 2022 году режиссер Анна Яновская завершила работу над документальной картиной «Огонь». Минувшей осенью «Огонь» был признан лучшим неигровым фильмом (Гран-при) на знаковых Международных кинофестивалях «Окно в Европу» и «Листопад». Не хотелось бы, впрочем, сводить разговор к наградам и признаниям – их будет еще много, уверен, и прежде всего это любовь зрителей. Потому что рассказанная история масштабна не только пространственно (как светлый отблеск молитвенного Иерусалима в наших северных реках Лена и Алдан, как взмывшая над вольной водой чайка, как далекие-далекие якутские улусы), но и нравственно. Масштаб нравственного начала в искусстве – в чем он выражается? Не знаю. Может быть, в правде?
«Огонь» – это бросается в глаза даже по всполохам кадровых выборок, случайных фрагментов или превью – неожиданно и отчаянно правдив. Но удивительно: правда фильма, подчас суровая и выразительно-немногословная, не обжигает, не ранит. Скорее врачует, вызывая тебя на ответный разговор. Или на ответное молчание. В картине есть образ тишины, только не пустой, а поэтической, насыщенной смыслами и многомерными параллелями. Тишина природы. Тишина молитвы. Тишина совершаемых не... Читать далее