Вы здесь

Дом, хочешь сниматься в кино?

24 октября в арт-пространстве Новосибирской областной научной библиотеки «Дом да Винчи» состоялась читка пьесы Наталии Дмитриевой «Г+Т+Н=Дом», которая была опубликована в сентябрьском выпуске «Сибирских огней» за 2022 год.

Наталия Дмитриева — обозреватель газеты «Ведомости» и театральный критик. Как рассказала Наталия, её пьеса о знаменитом в Новосибирске «Доме под часами» вызвала определённый резонанс в литературных кругах: помилуйте, разве этот текст — пьеса? «В определённом смысле, конечно, нет, — поделилась с редакцией автор, — это сборный текст-конструктор, авторский оммаж авангардному стилю в архитектуре, художественная обработка известных городских легенд и историй».

В читке приняли участие тележурналист, автор и ведущий программы «Культурный максимум» на телеканале ОТС Алексей Кудинов и выведенные в персонажи пьесы известный краевед Константин Голодяев и защитник Дома Олег Викторович.

В свою очередь, редакция «Сибирских огней» попросила участников действа поделиться своими впечатлениями и переживаниями.

Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев:

— Произведение отдельное, необычное и значимое. Оно, действительно, сложено как бы по-конструктивистки, из кубиков. Быть может, немного угловатое, но если продолжить работу над ним, развить, уйти от повествовательной части в диалоговую, то может получиться очень достойная постановка. И пусть фрагмент с сожжением тела барона Унгерна глубоко критичен и остаётся на уровне легенды, но тема сохранения историко-культурного наследия нашего города очень важна, она просто вопиёт о внимании. И такое оживление знакового для Новосибирска дома с качественным хронологическим экскурсом на его территорию очень даже способствует пониманию историчности нашего города и комфортности проживания в месте нажитом.

Наталия Дмитриева, автор пьесы «Г+Т+Н=Дом»:

— Я очень сильно волновалась ночь перед читкой вообще не спала. Обострились все «детские комплексы», когда ты сидишь в цирке на первом ряду и сильно боишься, что клоун вытащит тебя на сцену. Боишься, но ждёшь этого. А когда начали читать - начался настоящий полет! Лететь уже не страшно, поэтому получила колоссальную радость от читки!

Раскроем секрет — никаких репетиций не было, читали с листа, распределяя по ходу пьесы роли. Сначала волновались, но потом вошли в творческий резонанс и блестяще отыграли все литературные мизансцены и экспозиции. А во время обсуждения решили, что можно из пьесы сделать киносценарий и заявиться на грант, чтобы снять короткий метр про «Дом под часами».

Олег Викторович, хранитель «Дома под часами»:

— Благодарю главного редактора «Сибирских огней» Михаила Николаевича Щукина, который мудро и прозорливо организовал творческий процесс, обозначил сроки, предложил автора и обнадёжил меня, что в сентябрьском номере журнала даст материал посвящённый легендарному символу Новосибирска и месту, где он возник. И вот наступил сентябрь; с трепетом и волнением беру в руки свежий номер, читаю оглавление и попадаю в ступор — ожидаемая статья, почему-то, даётся в разделе «Драматургия» — ??!

Через неделю, обсуждая с Алексеем Кудиновым публикацию пьесы Наташи Дмитриевой «Г+Т+Н=ДОМ», я со всей серьёзностью воспринял предложение Алексея организовать публичную читку пьесы, ведь она вызвала резонанс и стала предметом обсуждения и споров в культурных кругах Новосибирска, где представители разных сообществ критически рассматривали текст через призму своего профессионального суждения и цеховой принадлежности. Какова возможность поставить спектакль, где главным героем будет памятник архитектуры? В чём ценность такой драматургии? Это литература или историческая хроника? Исследование культуролога или краеведческое эссе? Как и где это ставить? Кому адресовать? И так далее.

Будучи в центре циклона как инициатор публикации об историко-культурной ценности места, где вырос «Дом под часами», я сам был в изумлении от результата совместной работы. Мы встречались с Наташей, обменивались информацией, ходили в городской архив, изучали публикации местных историков, краеведов, смотрели старые фотографии, а потом разошлись по своим делам. Тогда я поставил галочку в ежедневник, предвкушая результат, который выйдет.

Вышло чудесно, замечательно, очень талантливо и неожиданно!

От изумления прочёл пьесу трижды и сразу — заканчивал чтение, выдыхал и снова начинал сначала, потом погрузился в переживания и размышления, а вечером позвонил Наташе, чтобы выразить свою благодарность и восхищение. Редкий случай, когда эстетическое наслаждение охватывает тебя через все каналы восприятия, а послевкусие длится и пробуждает тончайшие переживания и размышления, дарит разнообразные ассоциации и эмоции!

Итак, идея Алексея упала на благодатную почву, стало абсолютно понятно, что пьесу надо озвучить и услышать текст со стороны, а потому я помчался в «Дом Да Винчи», где чуткое руководство и отзывчивый и внимательный коллектив создают прекрасные условия для воплощения любой творческой инициативы. Меня приняли, как родного, помогли сверстать афишу, всё организовали и, окрылённый, я кинулся звонить участникам, в первую очередь — драматургу, потом Алексею Кудинову и одному из персонажей пьесы — Константину Артёмовичу Голодяеву. Слава Богу, все дали согласие и в понедельник мы встретились уже на площадке, непосредственно перед публикой.

Зрители пришли доброжелательные, внимательные и родные, ажиотажа не было, но получился тесный круг, создавший превосходную, творческую атмосферу. Читали экспромтом, а потом делились собственными впечатлениями и мыслями, было познавательно и интересно, а главное — стало абсолютно понятно, что пьеса выдержит и постановку и экранизацию! Не знаю, как отнесутся театры, но я обещал Наташе, что в создаваемом на базе «Дома под часами» «Музее констуктивизма» (Центре русского авангарда) такой спектакль будет идти! В свою очередь, Алексей Кудинов задумался над воплощением пьесы в фильм.

Пьеса начинает самостоятельную жизнь, а Наташе хочется пожелать здоровья, радости и новых творческих свершений, тем более, что они у неё чудесно получаются.

Благодарю старейший литературный журнал России, который стал точкой бифуркации; земной поклон всем причастным к событию, а также нашим зрителям и слушателям — вы были прекрасны и стали важнейшей составляющей совместного творчества. Любовь и благодарность родному городу, ведь именно Новосибирск и его яркая история, его достоинства и преимущества дают мотивацию, энергию и возможности для создания подобных проектов.

Алексей Кудинов, тележурналист, автор и ведущий программы «Культурный максимум»:

— Текст Натальи это, конечно, не пьеса. Так я подумал, когда в первый раз прочитал его в журнале. Но когда мы начали читать его вслух по ролям, произошло что-то чудесное... Текст обрёл какую-то жизнь, появился ритм, внутреннее напряжение, характеры. Не знаю, можно ли поставить это произведение в театре в таком виде... Но как снять по нему кино я знаю! Текст очень интересный. Даже мне, человеку, который много раз снимал материалы о «Доме под часами». А людям, которые незнакомы с ним, пьеса откроет много нового.

История «Дома под часами» продолжается!

 

С участниками читки побеседовала Евгения Акимова.

За идею названия статьи благодарим Наталию Дмитриеву.

Фотографии Елены Берсеневой, Валерия Панова, Евгении Акимовой.

 

100-летие «Сибирских огней»