Из сундука Станислава Савченко

Дорогие друзья, мы рады сообщить всем вам, нашим читателям, что большой друг и автор журнала «Сибирские огни», библиофил и коллекционер, создатель известного антикварно-букинистического магазина «Сибирская горница» Станислав Алексеевич Савченко открывает свой сундук. (В образном, конечно, смысле). Редкие фотографии, открытки, старые газеты и документы, подлинные автографы знаменитых писателей — все это далеко не полный список его коллекции, которую он собирал на протяжении нескольких десятилетий.

Филокартисты, как и библиофилы, собирающие прижизненные издания авторов, коллекционируют открытки, вышедшие во время происходивших событий. В их числе открытки времени строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, или Великого сибирского пути.

Все, что касается Транссиба, представляет особый интерес для коллекционеров, живущих за Уралом. Об этом грандиозном сооружении XIX века написаны тысячи работ. Достаточно упомянуть, что в ходе строительства было уложено 9 400 000 шпал! Причем шпала — не просто кусок дерева. Это стандартная длина (2,45 м), особая порода дерева, специальная пропитка и обработка... Работы производились с технологиями укладки уровня 1890-х годов, без экскаваторов, бульдозеров и подъемных кранов. Поработали и фотографы. Потомкам оставлено множество фотосвидетельств, в том числе почтовых карточек, ставших сегодня предметом коллекционирования. Из множества таких открыток особо ценятся карточки с надписью «Великий сибирский путь». Прежде всего знаменитая серия из 45 пронумерованных карточек издания Д. П. Ефимова. Они напечатаны в Москве в типографии «Шерер, Набгольц и Ко» в 1903 году и переизданы в 1904, 1905 и 1906 гг. Изображениями этих карточек заполнен интернет, поэтому приведем только некоторые.

Пройдемся по списку из всех 45 открыток:

№ 1. Мост через р. Солдатку

...Читать далее »

Увлечение Есениным я пережил в подростковом возрасте. Знал наизусть не меньше полусотни стихотворений, цитировал есенинские строчки к месту и не к месту и удивлялся, почему о нем говорят так мало в школе… Ведь в 1961 году вышло вполне официальное тиражное пятитомное собрание сочинений, которое я и читал. Потом наступило время чтения стихов и прозы Серебряного века, многое в самиздате, ходившем по Академгородку (полузапретный плод всегда сладок), а к Есенину осталась коллекционерская страсть — иметь его прижизненные сборники. Большинство собрал. Но без автографов Есенина. С ними мне, видно, как говорится, — не судьба. Они уплывали от меня, даже когда я держал их в руках (автограф Качалову!) и платил деньги. И потому, когда четверть века назад в Москве предложили подписанный Есениным договор, безжалостно обкромсанный предыдущим владельцем по периметру для вставления в рамку, я не сильно торговался. Любоваться на стене я им не хотел, хотя уже в те годы можно было заказывать рамку любого размера, а не подбирать из того, что есть, как при советской власти. А потому положил в папку с другими письмами и фотографиями, где он и лежит сегодня.

Оценить правильно этот документ я смог только после выхода академического собрания Сергея Есенина в семи томах. Договор от 8 мая 1924 года был заключен между Ленинградским отделением Госиздата в лице И. И. Ионова и Сергеем Есениным. Поэт представил 8 мая 1924 года в совершенно годном для печати виде свой труд под названием «Ржаные кони» (сборник стихотворений) размером в пятнадцать печатных листов....Читать далее »

Я профессиональный пессимист. Никого не призываю следовать моему примеру, но мне пессимизм помогал жить в нашей стране. Пессимистические варианты будущего часто оправдывались, чем я в душе гордился, а если не оправдывались — так это же прекрасно! Жить становилось лучше и веселее! С пессимизмом связана и моя любовь к русской поэзии, которую в целом за три века трудно назвать оптимистической. Некоторые строчки, которые постоянно вспоминаются в разных жизненных ситуациях, как личных, так и общеземных, помогают жить дальше…

Говорят, что это свойственно всем людям, кому-то стихи, большинству — строчки из песен. С молодости «за рюмкой чая» всплывают в голове строки:

Пьяной горечью Фалерна

Чашу мне наполни, мальчик!

Фалернское, что пил Катулл, мне не удалось попробовать, но о минутах и часах, когда вспоминаются эти пушкинские строки, я не жалею. В вине и правда есть истина. Истина общения. Как пессимисту, мне не удалось найти смысл жизни, это печально, но здесь помогали вспоминающиеся в тяжелые минуты строки Баратынского:

Но я живу, и на земле мое

Кому-нибудь любезно бытие…

Люблю их цитировать современной молодежи. Известно, что в России нужно жить долго. Я помню смерть Сталина — пятиминутный гудок всех заводов и пароходов города Барнаула в момент похорон. Помню август 1991 года и октябрь 1993 года и все, что было до...Читать далее »

Поздравляю всех читателей «Сибирских огней» с Новым Годом и Рождеством Христовым!

Я тоже получил поздравление («душевное письмо») от интернет-портала Mail.Ru: «Если этот год показался Вам сложным, Вам не показалось». Ну что, спасибо за откровенность. Сегодня такие поздравления тысячами рассылаются одним нажатием «мышки». Традиция рождественских поздравлений родилась при Екатерине II, а с появлением художественной открытки получила взрывной характер.

Давайте посмотрим, как выглядели новогодние и рождественские открытки в разные годы.

На открытке — полное благолепие и радость от наступающего 1905 года. Идет русско-японская война. Впереди — позорный мир и первая революция, броненосец «Потемкин» и баррикады на Пресне.

...Читать далее »

В знаменитых в свое время мемуарах Ильи Эренбурга есть эпизод, как в 1945 году среди развалин одного немецкого города он нашел растрепанный томик прижизненного издания стихотворений Артюра Рембо. Книгу он привез в Москву, и она стала одним из самых интересных экземпляров его знаменитой коллекции. Я хорошо помню свое удивление, когда читал об этом в 1963 году в журнале «Новый мир». Как можно во время жесточайшей войны думать о Рембо? У коллекционеров книг явно есть отклонения в психике. Правда, эти отклонения очень полезны для общества. Ведь любая коллекция, пусть через энное количество лет, становится общественным достоянием.

А в июле 2022 года я уже удивился сам себе. Как можно в мои немалые годы, среди бурных политических событий, в дикую для Петербурга жару так хотеть книгу? Я провел бессонную ночь, и утром книга была моей.

Я не раз писал о критериях значимости автографа для библиофила и мировой культуры: автор; кому; значимость книги в библиографии автора; что нового дает нам текст автографа; сохранность. Недостижимый (потому что находится на госхранении) идеал — первая книга Ахматовой «Вечер» с автографом: «Коле Аня».

Моя книга на моем столе. Автор: великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин. Сборник стихотворений для детей «Под открытым небом», «со многими рисунками». Издание редакции журнала «Детское чтение». Москва, 1898 год.

...Читать далее »

Призвание библиофила — одно из самых мирных и интеллигентных. При этом слове представляется картинка собравшихся в кружок мужчин не первой молодости, высокими словами обсуждающих достоинства очередного книжного раритета. Я сам уже полвека участник таких бесед, суть которых для непосвященных — абракадабра.

Мир коллекционеров узок, замкнут и любит тишину. Но события последних месяцев в Питере настолько необычны, что хочется сообщить о них и сибирским коллекционерам. В феврале 2022 года умер Виктор Георгиевич Василенко — владелец крупнейшей в России коллекции, сравнимой с библиотекой Смирнова-Сокольского. Большинству из нас он был известен как «Витя-очкарь». Судьба его собрания в библиофильских кругах Петербурга обсуждалась в эти дни наравне с политическими событиями и обросла морем слухов. Опубликованная на сайте Фонтанка.Ру статья «Аресты особой ценности. Жизнь и смерть петербургского наследия, которое хотели купить за миллиард, но им не продали» (см. https://www.fontanka.ru/2022/09/04/71627162/ ), по моему мнению, должна быть прочтена всеми книжниками России, в том числе и нашего города.

Пока идет следствие, комментировать вышеуказанную статью нельзя, чтобы не нарваться на встречный иск. Однако факт, что библиотеку настигла матерая уголовщина, вне всяких сомнений. Я много лет знаком с действующими лицами статьи, а Виктора знаю с начала 80-х годов прошлого века. Для пущей сенсационности, свойственной сайту Фонтанка.Ру, библиотека оценена в...Читать далее »

Коллекционер — человек странный, ему очень трудно объяснить близким людям свои желания, для него очевидные… Одно из таких желаний — иметь самую первую марку, первую спичечную этикетку или первую открытку родного города. И если для почтовых марок давно существуют полнейшие каталоги, то с открытками и сегодня густой туман. Моя школа филокартии — позднесоветские коллекционеры и переход от полузапретного краеведения к взрывному интересу к родным местам в 90-е годы прошлого века. Вот эти, уже ушедшие из жизни новосибирские коллекционеры учили меня, что первой открыткой нашего города является карточка московской фототипии «Шерер, Набгольц и Ко», с датой издания 1902 год: «Томск. № 67. Пристань „Обь“. Ново-Николаевский поселок».

Как видит читатель, на открытке железнодорожные пути станции Обь, а не пристань, и вообще, где Томск и где Ново-Николаевский поселок, но для московских издателей это были несущественные мелочи. Оснований не доверять мэтрам у меня не было, и в моем альбоме на первом месте не сразу, но появилась эта карточка в достойном качестве (трудность тут в том, что москвичи не ленились издавать эту...Читать далее »

С огромным удовольствием имею честь поздравить всех читателей журнала «Сибирские огни» с высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения!

Мира, доброго здравия и совершенного благополучия всем!

Эта открытка — шедевр типографского искусства начала ХХ века, напечатана методом многоцветного конгревного тиснения и выбрана мной из многих тысяч пасхальных карточек, выпущенных в Российской империи начиная с 1895 года, когда почтовое ведомство разрешило выпуск открыток частным предпринимателям.

Коллекционеры мгновенно среагировали, и собирание пасхальных и рождественских карточек вошло в непреходящую моду. Сегодня существуют собрания из нескольких десятков тысяч открыток, но все равно неполные. (Интересно, что среди владельцев таких собраний много дам — и они активнее и азартнее мужчин.) Подавляющее большинство открыток не подписаны, и мы не знаем имен художников. А среди авторов тех, что подписаны, много крупных имен — нарисовать пользующуюся спросом карточку было престижно.

Вот две открытки великого Ивана Билибина.

...Читать далее »

Традиция рождественских рассказов — очень давняя, ей не одна сотня лет. И, поздравляя всех читателей «Сибирских огней» с Новым годом и приближающимися Рождеством и столетием нашего журнала, традицию нарушать не хочется, только вот в моей коллекции новогодний этот сюжет с печальным оттенком.

Среди десятков великолепных русских живописцев ХХ века (самый трагический век русской истории дал нам самых великих русских художников) имя Ивана Яковлевича Билибина в первом десятке. Биография его изучена под микроскопом и выложена в интернет для всех желающих. Родился 16 августа 1876 года, умер от голода в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Каждый из нас сегодня общается с Билибиным несколько раз в день. Вытащите из кармана любую монетку: выше надписи «Банк России» странная двухголовая птичка, но не без изящества. Это рисунок Билибина, сделанный по заказу первого главы Временного правительства князя Львова в 1917 году, когда требовалось убрать с царского орла корону. Иван Яковлевич — один из основателей знаменитого художественного объединения «Мир искусства» и активный участник тоже знаменитого издательства Общины святой Евгении, в котором у него вышло 52 художественных открытки, в основном в технике хромолитографии, ныне утерянной (изображение печатается последовательно с четырех камней разных цветов, точность до сотых долей миллиметра). Эти открытки красивы и эффектны, очень популярны и активно собираются филокартистами. К счастью, они не очень редки и дороги, нужно только озаботиться их коллекционной сохранностью, и...Читать далее »

Анне Григорьевне Достоевской – 175 лет

Выражение «копилка впечатлений» навязло в зубах, а вот «сундук впечатлений» вроде бы звучит свежо…Сегодня — об Анне Григорьевне — без книг, только впечатления «из сундука».

В Старую Руссу хотелось попасть много лет, но все время казалось, что далеко от Питера, дорога, наверное, плохая… В сентябре собрались — Достоевскому 200 лет! Дорога оказалась прекрасной, Старая Русса близко: Ильмень — озеро, где играл на гуслях Садко, на севере — Великий Новгород, на юге — Старая Русса. Первое впечатление — чистота и яркие граффити на боковых стенах пятиэтажек: Достоевский с картины Перова и цитата: «Перестать читать книги — значит перестать мыслить». Чуть дальше — Алеша Карамазов, портрет Андрея Мягкова из известного фильма 1968 года, тоже цитата. И еще, и еще… (Впечатлило и потому, что в эти дни судебным решением в Петербурге постановили уничтожить потрясающий образец граффити — портрет Даниила Хармса на доме, где он жил.)...Читать далее »

Страницы

100-летие «Сибирских огней»