Вы здесь

О пасхальных открытках

 

С огромным удовольствием имею честь поздравить всех читателей журнала «Сибирские огни» с высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения!

 

Мира, доброго здравия и совершенного благополучия всем!

Эта открытка — шедевр типографского искусства начала ХХ века, напечатана методом многоцветного конгревного тиснения и выбрана мной из многих тысяч пасхальных карточек, выпущенных в Российской империи начиная с 1895 года, когда почтовое ведомство разрешило выпуск открыток частным предпринимателям.

Коллекционеры мгновенно среагировали, и собирание пасхальных и рождественских карточек вошло в непреходящую моду. Сегодня существуют собрания из нескольких десятков тысяч открыток, но все равно неполные. (Интересно, что среди владельцев таких собраний много дам — и они активнее и азартнее мужчин.) Подавляющее большинство открыток не подписаны, и мы не знаем имен художников. А среди авторов тех, что подписаны, много крупных имен — нарисовать пользующуюся спросом карточку было престижно.

 

Вот две открытки великого Ивана Билибина.

 

А эту карточку, изданную Общиной св. Евгении, великий Александр Бенуа назвал «Пасха в XVIII веке».

 

Эффектный мальчик, сидящий в лапте, — это работа забытого ныне Сергея Верова.

 

Эту открытку (она также издана Общиной св. Евгении) нарисовал будущий классик и академик советской живописи Сергей Герасимов.

 

Эти открытки называются «Пасхальное утро на позициях» и «Пасхальный стол». Работы очень популярного в начале ХХ века и вновь открытого в XXI веке Михаила Гермашева. Двадцать последних лет его картины активно скупались «за бугром» (он эмигрант) и продавались на наших аукционах.

 

«Катание яиц» (популярная игра в пасхальные дни) — открытка Бориса Зворыкина, художника, близкого к царскому двору, эмигранта — и потому вычеркнутого из русского искусства до 1990-х годов, когда снова стали о нем писать и издавать его работы. У филокартистов его открытки пользовались успехом и в советское время.

 

«После заутрени (XVI в.)». Работа П. Иванова.

 

Работы мало известного специалистам, но очень популярного у филокартистов художника Александра Лаврова. Он автор более 400 ярких и забавных открыток, и благодарные коллекционеры раскопали его биографию и издали каталог (Издательский дом «Крепостновъ», Вятка).

 

«Дети красят яйца» — работа очень плодовитой и собираемой филокартистами художницы Лебедевой.

 

Работа очень известного в начале ХХ века художника Сергея Соломко «Желанное яичко».

 

Анонимных пасхальных открыток подавляющее большинство — на все вкусы, цвета и карманы. Простые черно-белые «поздравишки» стоили 1—2 копейки, карточки, приведенные выше, — 5 копеек, а сложные в типографском исполнении, как первая в начале обзора, — 10 копеек. У коллекционеров «поздравительной» темы есть и свои трудности. Это, конечно, фантастически огромное количество материала, а проблема выбора, как хорошо известно, самая трудная для человека. Но в этом океане есть «ненаходимые» карточки, о которых знают не все. Довольно редки, особенно в хорошей сохранности, поздравительные карточки царской семьи (хранить их при советской власти было опасно). Вот для примера две открытки времени Первой мировой войны. Император дарит яичко солдату, а императрица с наследником — раненому воину.

 

Редко встречаются индивидуальные поздравления магазинов своим постоянным покупателям. Виноторговля Алексея Андреева в Санкт-Петербурге практиковала такие поздравления, используя самые дорогие открытки. Конгревное тиснение создает объемный эффект корзины с яичками.

 

Еще реже — поздравительные карточки для русских военнопленных на русском языке, издаваемые в немецких лагерях во время Первой мировой войны. Карточка публикуется впервые.

 

На оккупированных территориях (Украина, Псков, Рига) во время Великой Отечественной войны коллаборационистами также издавались пасхальные открытки. Они практически не находимы, особенно прошедшие почту. Не публикуем изображения по этическим соображениям, хотя в коллекции собирателя этой темы они должны быть, без них не будет полноты коллекции.

 

Отдельной темой в собрании можно выделить множество пасхальных открыток русской эмиграции, где, из-за малого тиража или экзотического места издания, тоже есть свои редкости. Одна карточка издана в Париже, вторая — в монастыре Святой Троицы, США.

 

Мой обзор весьма конспективен, я сам не собираю открыток по этой теме, публикуемые здесь карточки храню из-за их красоты (жалко расставаться); но поздравительные открытки хранятся в каждой семье, и вдруг я окажусь кому-нибудь полезен. Буду рад.

100-летие «Сибирских огней»