Литературная премия «Иду на грозу»
Файл: Иконка пакета 10_kazantsev_b.zip (31.62 КБ)

Протоиерей

В 1836 г. Симеон Боголюбский возвращался в родные места. Он еще не привык к новой фамилии и новому назначению. Семен Ефремович Малков родился в 1814 г. в семье потомственных священнослужителей и был коренным забайкальцем. Его прадед Мартемьян Кузьмич Малков вместе с братом Иваном покинул город Сольвычегодск в первые годы царствования Петра Великого. Малков поселился в остроге Доронинском, где стал приказчиком купца Носырева. Мартемьян Кузьмич был человек грамотный: умел читать и писать, знал часослов и псалтырь. Малков женился на дочери купца, Анне, а когда Герасим Носырев построил в Доронине церковь, то он решил поставить своего зятя священником в новом храме. Они съездили в Иркутск, где по ходатайству купца епископ Иннокентий рукоположил Мартемьяна Кузьмича в сан священника Доронинской Богородицкой церкви. Отец Семена, Ефрем Семенович Малков, служил дьячком при храме в Куке. Он был разжалован из священников в дьячки, так как женился во второй раз и тем самым нарушил правила, установленные для священников-вдовцов.

В роду Малковых всегда радели о воспитании и образовании детей. Не был исключением и Ефрем Семенович. Своего подросшего сына он отправил учиться в Иркутскую губернскую мужскую гимназию, единственное среднее учебное заведение в Восточной Сибири. После окончания гимназии в 1834 г. Семен был зачислен в Иркутское духовное уездно-приходское училище. Через два года он окончил семинарию и, как один из лучших выпускников, получил назначение на высшее отделение Нерчинского духовного уездного училища преподавателем греческого языка, а впоследствии одновременно исполнял обязанности инспектора и смотрителя этого учебного заведения.

С начала XVIII и вплоть до середины XIX в. многим учащимся духовных учебных заведений присваивались другие, часто искусственно образованные фамилии. Фантазия духовных наставников была столь же неограниченна, как и власть их над учениками. Именно в Иркутской семинарии Семен Малков стал Симеоном Боголюбским — в честь князя Андрея Боголюбского, ярого защитника православия. Эта фамилия закрепилась за потомками протоиерея.

В тридцатые годы XIX в. подлинным культурно-просветительским центром Восточного Забайкалья становится Нерчинск, где сложился кружок образованной молодежи. В кружок входили учителя Нерчинского уездного училища И. И. Голубцев, В. В. Паршин, А. А. Мордвинов, молодой купец М. А. Зензинов, сын чиновника Н. И. Бобылев и другие. В ряды молодых образованных людей органично влился преподаватель духовного училища С. Е. Боголюбский вместе со своим коллегой К. К. Стуковым.

В реакционное, как пишут историки, правление Николая I образованные благонамеренные обыватели занимаются изучением родного края. По словам краеведа Е. Д. Петряева, эти люди «интересовались историей края, работали в местном архиве, записывали предания стариков, образцы устного творчества бурят, собирали разнообразные естественно-научные экспедиции»1. Вначале С. Е. Боголюбский интересуется филологическими изысканиями, потом вместе с Зензиновым увлекается ботаникой, занимается земледелием, в котором практическая сметка хлебороба-практика опирается на научные знания. Он становится талантливым агрономом и одним из первых пчеловодов Забайкалья.

Со временем у молодого преподавателя происходят изменения в личной жизни. В августе 1838 г. Семен Ефремович женится на Татьяне Афанасьевне Белокопытовой. 11 февраля 1839 г. Боголюбский был посвящен в диаконы, а 12 февраля того же года — в сан священника Градо-Нерчинского Воскресенского собора. После одиннадцати лет жизни в Нерчинске о. Симеон был переведен в Нерчинско-Заводской Богоявленский собор. В 1847 г. его рукоположили в сан протоирея и одновременно назначили благочинным Нерчинско-Заводского округа и Донинской Единоверческой церкви — практически территория среднего европейского государства. Дважды в год протоиерей объезжал подведомственные ему приходы, посещал каторги, занимался миссионерством, помогал строить церкви. Симеон Ефремович был рекомендован губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву-Амурскому как человек, хорошо знавший край, местную жизнь, обычаи. Он неоднократно встречался с Муравьевым-Амурским, поддерживал с ним переписку. Николай Николаевич оказал весомую поддержку при выходе сыновей протоиерея Иннокентия и Николая из духовного сословия и реальную помощь при поступлении Иннокентия в Институт Корпуса горных инженеров.

Губернатор готовил присоединение Амурского края, что будоражило сибирское общество открывавшимися в ближайшем будущем перспективами. С. Е. Боголюбский всемерно поддерживал Муравьева. Протоиерей вспоминал: «При первом известии о снаряжении экспедиции на Амур во всех сословиях Забайкалья пробудились былые воспоминания об отважных подвигах амурских удальцов-казаков, еще не умерших в памяти народной; воскресли блистательные надежды на возвращение богатого и плодоносного Амурского края и Албазина, на лучшую будущность, на развитие торговли и промышленности при открытии водяного сообщения с океаном. Амур — это путь прямой из света старого в новый; Амур — для России дело великое!»2

В 1851 г. протоирей вновь занялся преподаванием. На этот раз он вел занятия по Закону Божьему и латинскому языку в трехклассном окружном горном училище Нерчинского Завода. Он вел также сбор лингвистического материала, связанного с «забайкальским наречием», лично собирал образцы для минералогических коллекций и отсылал их в Петербург, самостоятельно изучал горное дело, хорошо разбирался в механике и гидравлике. За свои труды о. Симеон был избран членом Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. В 1854 г. он предоставил редакционной комиссии доклад «Взгляд на Шахтаминские золотые промыслы», который получил высокую оценку специалистов, был напечатан и до сих пор находится в научном обороте. С. Е. Боголюбский помогал дальнейшему развитию образования в доверенном ему округе. При его активном участии в Нер-Заводе и Алек-Заводе были открыты женские училища, о чем он написал в иркутскую газету. Дал он подобающее образование и своим дочерям. Нужно отметить, что к концу XIX века 87 % учебных заведений в Забайкалье принадлежало церкви. Ее роль в налаживании народного образования неоценима.

В начале 50-х гг. протоирей начинает готовить своих сыновей к экзаменам в Горный институт. Часть предметов преподает сам, а так как знающих преподавателей в Нерчинском Заводе было мало, то он приглашает в качестве учителей для своих сыновей политических ссыльных. Симеон Ефремович, не жалея сил и явно рискуя навлечь на себя неудовольствие властей, тесно общался с «политическими», навещал их в рудниках и поселках, но он подчеркнуто отмежевывался от взглядов ссыльных, даже в письмах повторял, что «их убеждения нас не касаются». Среди учителей Иннокентия и Николая Боголюбских был даже М. В. Буташевич-Петрашевский3, недруг религии.

В 1855 г. — Иннокентий, а в 1859 г. — Николай поступают учиться на горных инженеров, и, хотя они находятся в Санкт-Петербурге, отец помогает им деньгами и советами. Он, например, советовал читать наряду с учебной литературой духовные книги. Из списка, составленного протоиереем для сыновей, лично я нашел всего два знакомых названия: «Псалтирь» и «Новый Завет». Своему сыну Кеше о. Симеон писал: «Подчас, иногда завидую твоей регулярной жизни и непрестанной умственной деятельности, без всяких житейских попечений, часто отравляющих жизнь». Много ли найдется сорокапятилетних современных отцов, чтобы вот так, исподволь, по-дружески подсказать своим детям, что порочно прожигать жизнь, стремясь к праздности и удовольствиям?

В 1855 г. семья Боголюбских понесла невосполнимую утрату. Неловко упав зимой, после продолжительной болезни скончалась жена о. Симеона, Татьяна Афанасьевна. Ее неудачно лечил ссыльный поляк Бопре. Протоиерей стал вдовцом и в одиночку воспитывал шестерых детей. Он большое внимание оказывает обширному домашнему хозяйству: возделывает пашню, занимается огородничеством, пчеловодством, выращивает скот, ремонтирует жилой дом в Нер-Заводе. В письме сыну С. Е. Боголюбский пишет: «Весна стоит благодатная… Посеяно у нас: одна десятина польской пшеницы, пять десятин ярицы, одна десятина овса, 1/2 десятины ячменя, 1/2 десятины гречухи, итого восемь десятин. Картофеля посажено 18 грядок. Конопли 1/8 десятины…»

В 1862 г. (1—14 октября) в Чите проходила выставка сельскохозяйственных продуктов и промышленных изделий Забайкальского казачьего войска. Экспертом был старый знакомый протоирея, М. А. Зензинов. Отец Симеон был участником выставки, и его отметили похвальным отзывом «за множительные труды на пользу местного хозяйства». Это не устроило протоиерея: он счел, что его экспонаты заслуживают более высокой оценки. Справедливость этих притязаний подтвердилась в том же году. В столичных газетах появилось сообщение о том, что на выставке в Лондоне, проходившей 1—8 октября 1862 г., протоиерей из Забайкалья Семен Ефремович Боголюбский получил медаль «За семена хлебов превосходного качества». Не забывал о. Симеон и другие свои увлечения. В 1864 г. в «Русских ведомостях», № 97, была напечатана статья протоиерея «О пчеловодстве в Забайкальской области».

В 1874 г. Боголюбский скончался. Заслужив церковные и государственные награды, в том числе орден Святой Анны 3-й степени, он получил право на личное дворянство. Но дело не в наградах. Полтораста лет назад жил в Забайкалье священник, имел на руках не только собор, причт, приход, но и целое благочиние. Он занимался миссионерством, работал учителем, собирал коллекции минералов и семян для Академии наук, воспитывал в одиночку шестерых детей. Этот уникальный человек вел обширное хозяйство, совершал поездки в различные города и поселки Иркутской губернии и Забайкалья, печатался в областных и центральных изданиях, изыскивал возможности пополнить свою библиотеку и занимался множеством дел, не свойственных духовному лицу. Таких людей и раньше называли, и сейчас называют «соль земли русской».

Старший сын

Иннокентий Семенович Боголюбский родился 25 февраля 1841 г. и был вторым ребенком в семье протоиерея и первым сыном. Отец ласково звал его Кенюшкой. Он возлагал на него большие надежды и был уверен, что сын пойдет по его стопам. Архиепископ Иркутский Нил содействовал поступлению Кеши в Иркутское духовное училище. А потом по просьбе о. Симеона помог в увольнении сына из духовного звания, когда Иннокентий выразил желание учиться на горного инженера. Симеон Ефремович тяжело переживал поступок сына, в котором видел наследника своих дел, своего звания. До поступления в Корпус горных инженеров Иннокентию и его младшему брату Николаю преподавали на дому известные ссыльные, включая, как уже сказано выше, Буташевича-Петрашевского. Справедливости ради заметим, что по некоторым предметам с мальчиками вел занятия отец. Дети оказались способными и хорошо подготовились к экзаменам, которые состоялись в Нерчинском Заводе. Тринадцатилетним юнцом Кеша отправился на учебу в Санкт-Петербург. Путешествие в столицу из Нерчинского Завода заняло два с половиной месяца. Практически весь период учебы Иннокентий продолжал пользоваться покровительством архиепископа Нила, который стал архиепископом Ярославским, и генерала А. Д. Озерского, хорошо знавшего его отца по службе в Забайкалье, где Александр Дмитриевич в чине полковника в 1852—1853 гг. проводил ревизию горнозаводской промышленности. Кеша, отличаясь природными способностями, был натурой увлекающейся — порой в ущерб успеваемости по основным предметам. Кроме того, настроение либеральной части столичного общества оказало на него большее влияние, чем письма отца. Скорее всего, впрочем, Иннокентий заразился духом либерализма, неуважения к властям еще раньше: от своих домашних учителей из числа ссыльных. В столице он явно грешил знакомством с «вольнодумцами», отходил от веры, следуя модным увлечениям петербуржской молодежи, что не могло не сказаться на результатах учебы. Помимо всего перечисленного, как пишет В. Царев, потомок Боголюбских, «есть несколько косвенных замечаний в его письмах, которые дают право читателю предположить “сердечную драму”, “неразделенную любовь” или что-то в этом духе». Впоследствии Иннокентий так и не женился.

В 1861 г. И. С. Боголюбский окончил Петербургский институт Корпуса горных инженеров в звании подпоручика, что было определенным ударом по самолюбию: подавляющее большинство выпускников-одногодков вышло поручиками. После окончания института Иннокентий, как в будущем и его брат Николай, должен был отслужить десять лет на Нерчинских заводах и рудниках: таково было условие содержания в корпусе за казенный счет.

Иннокентий Семенович начинает постепенное продвижение по служебной лестнице. Ему мешало самолюбие, трудный характер, несговорчивость, критический склад ума. Вначале Боголюбский работал на Кадаинском руднике, потом стал приставом на Шахтаминских приисках, впоследствии был управляющим Лунжанкинским и Догинским золотыми промыслами, где в 1866 г. за отличие по службе его произвели в поручики. С 1868 г. новоиспеченный поручик работал на Карийских приисках помощником горного инженера. Вершиной карьеры Иннокентия стало его назначение горным инженером Бирюсинского горного округа. В свое время он также совершил путешествие в Амурскую область, был окружным ревизором Ачинского, Красноярского и Минусинского горных округов и даже преподавал французский язык в Иркутской гимназии.

Хотя И. С. Боголюбский не поднялся по службе так высоко, как его брат Николай, его научные работы имели определенный вес и не потеряли своей актуальности до сих пор. Еще со времени учебы в Корпусе он проявил тягу к изучению истории, к каковой подходил со свойственными ему критическим анализом и широкими обобщениями. Его работы, посвященные горному делу, золотодобыче, затрагивают и вопросы социально-экономического развития страны. Для понимания истории развития горнорудного дела в Забайкалье большим подспорьем являются такие работы Иннокентия Семеновича, как «Историко-статистический очерк производительности Нерчинского горного округа с 1703 по 1871 г.: с картой золотоносных россыпей и минеральных месторождений», СПб., 1872, и «Горнозаводская производительность Забайкальской области, с открытием в ней металлов до 1 января 1889 года», Чита, 1890.

В публикациях И. С. Боголюбского охвачена огромная территория Сибири и Дальнего Востока: Амурская область, Приморский край, о. Сахалин, Тува, южная линия русско-китайской границы. В 1877 г. Иннокентий Семенович обобщил проблему развития золотопромышленности в России в работе «Золото, его запасы и добыча в русской золотоносной формации». В этом труде, сугубо специальном, И. С. Боголюбский высказывает и свое мнение о русской истории, которое претерпело изрядное изменение по сравнению с его взглядами петербургского периода. Он пишет, что «тысячелетний труд русского народа ушел на самозащиту и создание государственного единства… Поэтому забота о развитии и усовершенствовании народного труда правильной организацией путем законодательства и защитою от западноевропейцев — составляет для России в настоящее время жизненный вопрос… Развитие нашей горной промышленности должно содействовать возвеличиванию Русской империи, облегчить бремя налогов, погасить внешние займы… Вот задача русского горного дела и золотопромышленности».

Иннокентий Семенович участвовал также и в разработке вариантов прокладки Транссиба. В 1888 г. он предоставил проект проведения железной дороги по южному пути для защиты границы Сибири. Часть его идей была востребована. Это, например, касается железнодорожного сообщения, которое связало Кузнецк-Сибирский (Новокузнецк) с Абаканом.

И. С. Боголюбский известен работой не только в области горного дела, но и в археологии и краеведении Восточной Сибири. Он регулярно проводил археологические изыскания, в частности, на Верхнем Енисее. Обнаруженные им в 1879 г. древние надписи на правобережных скалах реки Хемчик изучались различными экспедициями в течение последующих ста лет.

И. С. Боголюбский умер в 1897 г. Приказом по Горному ведомству № 10 от 16 августа горный инженер, статский советник Боголюбский исключен из списка с 14 июня 1897 г. В приказе не было отмечено, что умерший занимался не только горным делом, но и был организатором музея в Минусинске, активным членом Восточно-Сибирского и Забайкальского отделений Императорского Русского географического общества, а также Томского общества естествоиспытателей и врачей.

 

Николай Семенович Боголюбский

 

Николенька родился в 1846 г. в Нерчинске и в сравнении со старшим братом был явно добрее и отзывчивее, но упорнее в достижении своих целей. Вместе с Кешей он учится у политических ссыльных, так же в 1859 г. поступает в Корпус горных инженеров, где намного опережает брата по успеваемости. Впоследствии Николай поднялся по служебной лестнице на несколько ступеней выше Иннокентия. Во время учебы генерал А. Д. Озерский выступил практически в роли опекуна Коли. После отъезда старшего брата летом 1861 г. Николай остался в Санкт-Петербурге один, но он был дружен со многими своими соучениками, в том числе с А. П. Карпинским — будущим основателем русской геологической школы, академиком Петербургской академии наук (1896), первым выборным президентом Российской академии наук (1917), президентом АН СССР с 1925 г. Дружили Александр Петрович Карпинский и Боголюбский до смерти последнего.

В 1866 г. Николай по экзамену произведен в поручики и назначен на службу в Нерчинские заводы. Вначале он состоял помощником управляющего Урюмскими золотыми промыслами, а немного позже его назначили управляющим Кудеинским золотым прииском. Глубокое знание дела, высокая требовательность к себе, невероятная трудоспособность (фамильная черта Боголюбских) — все это обратило на деятельность молодого офицера внимание окружного начальства, и его отправили в командировку в Санкт-Петербург. В 1872 г. Николай вернулся из командировки, был назначен обер-бергмейстером4 с жалованием в 60 рублей серебром в месяц — по тем временам деньги приличные — и вступил в заведование сереброплавильным производством в Нерчинском горном округе. На этом месте проявились отличные познания нового начальника в химии.

В 1876 г., после смерти отца, Н. С. Боголюбский оставил службу в Нерчинских заводах, и Главное Горное управление командировало его на Березовские золотые прииски на Урале; а в 1881 г. его назначили окружным ревизором золотых промыслов в Пермской губернии. В 1883 г. в жизни Николая Семеновича происходят большие изменения. Девятого января коллежский советник Н. С. Боголюбский сочетался в Казани законным браком с девицей Екатериной Викентьевной Миштовт, уроженкой Иркутска, выпускницей Бестужевских курсов. Миштовт приходилась внучкой Михаилу Карловичу Кюхельбекеру5. Они прожили в браке тридцать пять лет, имели четырех детей, судьба которых, особенно дочерей, в годы советской власти сложилась трагически.

В 1890 г. Николай Боголюбский из окружных инженеров Оренбургского округа (Миасский завод) переводится на должность управляющего Томской золотоплавильной лабораторией, которую сам и создал практически на пустом месте, то есть провел строительные работы, оборудовал всеми необходимыми приборами. В 1891 г. лаборатория приступила к работе.

Если сравнить деятельность Николая Семеновича с деятельностью современных начальников, которые часто занимаются болтологией, боятся взять ответственность на себя, а то и занимаются личным обогащением, — сравнение будет не в пользу «профессионалов» сегодняшнего дня. Надо отметить чрезвычайную скромность Н. С. Боголюбского. Обладая редкими качествами ученого и руководителя, имея доступ к обширной научно-технической, исследовательской и производственной информации, он лично исследовал все золотоносные районы вверенных ему регионов. Николай Семенович часто оставался безымянным составителем регулярных объемных отчетов, отправляемых в столицу как результат коллективного труда всего Горного управления. Публикаций, сделанных Н. С. Боголюбским на основании этих отчетов, сохранилось немного, но его практическая деятельность по развитию золотодобывающей промышленности неоценима. Он постоянно участвовал в работе Томского общества естествоиспытателей и врачей, Императорского Русского технического общества, Общества сибирских инженеров, был попечителем и участником многих благотворительных обществ и комитетов, в том числе комитета, который собирал деньги на открытие в Томске Высших женских курсов.

В 1916 г., продолжая работать в Томском горном управлении, Николай Семенович отметил пятидесятилетие своей трудовой деятельности. За время службы он добился многого и был награжден по заслугам. Н. С. Боголюбский — тайный советник, кавалер ордена Святого Станислава трех степеней, ордена Святой Анны трех степеней, ордена Святого Владимира II и III степеней, ордена Белого орла. Совсем неплохо для сына протоиерея из Забайкалья, получившего путевку в жизнь от ссыльных петрашевцев. Скончался Николай Семенович Боголюбский в Томске в 1918 г.

Александра Семеновна Боголюбская

Из четырех дочерей протоирея более всех известна Александра. Она была последним ребенком в семье о. Симеона, родилась 9 марта 1854 г. Ее мать умерла, когда Саше исполнилось один год и четыре месяца. Дочь воспитывал отец и был ею вполне доволен. Старшему сыну он писал: «Саша говорит довольно редко, растет скромная девушка». Александру, как и других детей протоирея, учили домашние учителя; знания она получила прекрасные и поступила учиться в Санкт-Петербурге на врача. Она была одной из первых русских женщин-врачей. В петербургский период жизни Александра входила в сибирское землячество и находилась в дружеских отношениях с семьей Н. М. Ядринцева — видимо, разделяя его взгляды, воззрения Потанина и других сибирских областников. Как и многие ее земляки, она не пропускала ни одного его выступления, мечтала вернуться на родину и «служить Сибири». Ядринцев оказывал покровительство девушке в получении направления на работу, чего, собственно, не нужно было делать: квалифицированных специалистов в Сибири не хватало. Дальнейшие события показали, что мотивы Николая Михайловича были далеко не бескорыстны. После смерти жены в 1888 г. он делает предложение Саше, называя ее «последнею любовью», но получает отказ. Возможно, А. С. Боголюбскую пугали личные качества Ядринцева: экстравагантность, капризы, самолюбование и пагубное увлечение опиумом — следствие экспедиций на Восток. Кроме того, Александра знала, что Николай Михайлович, по крайней мере на людях, боготворил свою супругу и детей. Отказ был принят резко отрицательно. Дело дошло до того, что ряд единомышленников Ядринцева из числа сибирских областников пришли делегацией к Николаю Семеновичу с просьбой воздействовать на сестру. Н. С. Боголюбский выслушал делегатов и вежливо указал им, что Саша достаточно взрослая, чтобы решать вопросы личной жизни самостоятельно. В 1894 г. Александра Семеновна работала в Барнауле, куда по собственной инициативе получил назначение и Н. М. Ядринцев. Он опять начинает досаждать ей домогательствами, подчас очень театральными, что порождало массу сплетен. Во время последнего объяснения горе-жених пытался демонстративно застрелиться, но хрупкая докторша отобрала у него револьвер. Потом Николай Михайлович пошел к себе в номер, где принял опиум. О том, что он не хотел умирать, а пытался лишь произвести впечатление, пишет в своем письме П. Г. Сущинский: «Он ушел в другую комнату, затем возвратился назад и объявил, что часы его жизни сочтены, так как им принята большая доза опиума»6. Присутствующие приняли надлежащие меры, но откачать Ядринцева не удалось, и его бурная, противоречивая, но творчески богатая жизнь оборвалась. Сплетни о роли А. С. Боголюбской в жизни и смерти Н. М. Ядринцева, о том, что она якобы довела его до самоубийства, дожили до наших дней. В журнале «Сибирские огни» (2004, № 5) опубликована повесть И. Кудинова «Последняя любовь Николая Ядринцева», где автор, имея право на художественный вымысел, приносит правду в жертву водевилю.

В 1900-х гг. Александра Семеновна переезжает в столицу, работает практикующим врачом. Во время лихолетья 1917 г. следы А. С. Боголюбской теряются. Ничего не известно о времени и обстоятельствах ее смерти. В одном можно быть уверенным полностью: она до конца своих дней оставалась честным, волевым, принципиальным человеком, глубоко верующей, милосердной к тем, кто прибегал к ее врачебной помощи, и твердой в убеждениях.

 

Автор выражает искреннюю благодарность Александру Юрьевичу Литвинцеву, директору Нерчинского краеведческого музея, за предоставленные материалы.

 

 

1 Швецов С. Тени прошлого // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1980, т. 5, с. 380.

2 Барсуков И. Граф Муравьев-Амурский. М., 1891.

3 Буташевич-Петрашевский Михаил Васильевич — русский мыслитель и общественный деятель, организатор кружка «петрашевцев». Пропагандировал материалистические и демократические идеи, принципы утопического социализма.

4 Oбер-бергмейстер (нем. Oberbergmeister ) — горный чин VII класса.

5 Михаил Карлович Кюхельбекер (1798—1859) — декабрист, младший брат поэта Вильгельма Кюхельбекера.

6 Царев В. М. (потомок Боголюбских). Записи. Нерчинск. Нерчинский краеведческий музей.

100-летие «Сибирских огней»