Вы здесь

Царский тесть из Енисейска

В 1683 году в глухом таежном остроге на берегу могучей сибирской реки Енисей служил воеводой Александр Петрович Салтыков.

Поскольку Енисейский острог был в то время очень важным и значимым форпостом для государства Российского, то и назначали туда воеводами исключительно по личному распоряжению самого царя.

Салтыков проживал в Сибири один, без семьи. Скорее всего, причиной этому была забота о своих близких. Ведь не секрет, что в те далекие времена каждый, кто отправлялся в Сибирь, заведомо подвергался суровым испытаниям.

Честно признаться, русскими Салтыковы стали совсем недавно, лишь когда Смоленск снова вернулся в состав Российского царства из-под оккупации Речи Посполитой. До 1654 года весь многочисленный род Салтыковых был подданным польского короля.

В соответствии с Деулинским перемирием Россия в 1618 году уступила Речи Посполитой многие свои города и земли, в том числе и Смоленск. По условиям того договора уйти в Россию с указанных территорий разрешалось только дворянам, православному духовенству и купцам. А посему выходит, что Салтыковы, оставшись на оккупированной территории и присягнув польскому королю, не воспользовались этим правом по собственной воле. Богатство-то они свое таким образом сохранили и даже значительно приумножили, а вот Родину предали и честь свою дворянскую запятнали.

Когда в период Смутного времени решался вопрос о кандидате на российский престол, среди претендентов был и польский королевич Владислав. Первым среди заговорщиков, заключивших тайную сделку с поляками, был тогда Салтыков Михаил Глебович. Он особенно горячо настаивал на избрании русским царем польского королевича, за что и получил в подарок от его отца, Сигизмунда Третьего, крупный земельный надел в Смоленском воеводстве.

 

* * *

После воссоединения Смоленщины с Россией Салтыковы были приняты русской знатью хоть и не враждебно, но настороженно. По закону изменников на Родине неминуемо должны были ожидать суровые наказания и репрессии.

Однако, когда сын опального боярина Михаила Глебовича, Федор Михайлович Салтыков, пал перед Алексеем Михайловичем на колени и раскаялся, царь его простил и даже по его просьбе возвел в сан игумена Бизюкова монастыря.

После смерти Алексея Михайловича на царство Российское был венчан его старший сын Федор Алексеевич. Был он очень молод, период польской оккупации не помнил, да и о Смутном времени мало что знал. Так давно это было.

В те времена каждое персональное назначение на «госслужбу» обсуждалось боярской думой, но решение принимал все-таки государь. И когда молодой отпрыск семейства Салтыковых, Александр Петрович,обратился к боярам с просьбой определить его на службу, дума встретила эту просьбу неоднозначно.

С одной стороны — семейство не благонадежное, опальное, а с другой — все-таки знатный старинный род, Рюриковичам родня, да и богатством бог не обидел.

К тому же в те времена не только у Салтыковых было, как говорится, рыло в пуху. Почти все представители знатных боярских родов на Руси не раз покорно принимали власть различных самозванцев, так что присяга Салтыковых польскому королю Сигизмунду, в общем-то, большим грехом как бы и не считалась. Да и прямого отношения к измене Александр Петрович Салтыков все же не имел, ведь его тогда еще и в помине не было. Но поскольку их род был все-таки в опале, жаловать ему сразу важный пост при дворе было как-то преждевременно. И когда кто-то из царских сановников предложил отправить молодого Салтыкова в Енисейский острог воеводой, все облегченно вздохнули.

Вроде и должность почетная и соответствующая знатному роду, воевода все-таки, а с другой стороны — не очень-то и важная. К тому же и от столицы далеко.

Так и служил бы Александр Петрович в далеком, богом забытом Енисейске, добраться из которого до столицы было весьма нелегко, почти полгода на дорогу уходило. А может быть, и остался бы там навсегда, если бы не случай, изменивший его жизнь, жизнь всей его семьи, а возможно, и всего государства Российского.

Свою должность, как известно, Александр Петрович Салтыков получил из рук царя Федора Алексеевича, но в 1682 году, едва дожив до двадцатилетия, царь Федор умер. И теперь, так уж получилось, на московском троне два царя — братья Федора Алексеевича— Иоанн и Петр.

Один — малолетний, а другой — тяжело больной, и потому над ними «сидит» регентом их сестра Софья, которая практически и управляет государством.

Не секрет, что их отец Алексей Михайлович был женат дважды. Первая его супруга Софья Ильинична Милославская в 1669 году умерла при родах, оставив мужу 10 детей, в том числе Иоанна и Софью.

В 1672 году у второй жены Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной, родился сын — Петр.

 

* * *

Обычное дело по тем временам, что между двумя древними родами Милославских и Нарышкиных возникла борьба за престол, со временем переросшая в открытую вражду. Еще больше она усилилась после смерти царя Федора Алексеевича.

Чтобы упрочить свое положение, правительница Софья решает женить родного брата Ивана в надежде, что у него родится сын. Расчет был прост: она хотела бы оставаться регентом и после смерти своего брата. А плачевное состояние здоровья Ивана было настолько очевидным, что уже ни у кого не вызывало сомнений в его скорой смерти. Поэтому Софья со свадьбой торопится.

 

* * *

По обычаям того времени для выбора невесты претенденток из знатных родов свозили в царские апартаменты со всей России. И вот из всей многочисленной толпы юных красавиц царь Иван выбрал высокую, миловидную, с черными косами, правда, чуть полноватую, Прасковью Салтыкову.

Прасковья была старше Ивана на два года, но это в планах Софьи уже никакого принципиального значения не имело.

 

* * *

Тут же были отправлены гонцы в далекий заснеженный Енисейский острог. Воеводе Салтыкову предписывалось незамедлительно явиться «пред светлые очи» правительницы Софьи.

Здесь ему, ошалевшему от счастья, было объявлено, что царь Иван выбрал себе в супруги его дочь — Прасковью Александровну Салтыкову.

И все бы ничего, но дотошный патриарх Иоаким, зная, что Александр Петрович Салтыков родился и проживал на территории Речи Посполитой и мог запросто оказаться католиком, потребовал немедленно его перекрестить в православную веру. В результате крещения Александра Петровича переименовали в Федора, а следовательно, и дочь его Прасковья автоматически становится Федоровной.

Отсюда и пошел обычай менять отчества цариц на «Федоровны». Традиция эта еще была связана с реликвией Романовых — Федоровской иконой Божьей Матери.

В Ипатьевском монастыре, под Костромой, в 1613 году инокиня Марфа (в миру— Ксения Ивановна) именно этой иконой благословила на царство своего сына Михаила, первого русского царя из династии Романовых.

Самого Салтыкова, уже Федора Петровича, тут же пожаловали в бояре и отправили в Киев воеводой и правителем.

 

* * *

Однако Прасковья Федоровна не оправдала надежд правительницы Софьи. У нее с Иваном, конечно же, были дети, но только это были девочки. Причем аж пятеро, правда, две из них умерли во младенчестве.

Но дело в том, что женщины в тот исторический период не имели права престолонаследия, так что план Софьи провалился. А вот Петру, после смерти Ивана, это открывало возможность для единоличного царствования, чем он и воспользовался.

 

* * *

Казалось бы, после смерти царя Ивана для его семьи никаких перспектив не оставалось, кроме как безбедного существования в его царской резиденции в селе Измайлово.

Однако Петр Первый, ставший уже самодержцем Российским, не оставляет вниманием семью своего усопшего брата, всячески помогает и даже двух своих племянниц выдает замуж.

Царевну Екатерину Ивановну — за герцога Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского. Их дочь, Анна Леопольдовна, станет матерью императора России Ивана Шестого Антоновича, свергнутого впоследствии Елизаветой Петровной.

Вторую племянницу, Анну Ивановну, Петр выдаст замуж за герцога Курляндского — Фридриха Вильгельма. Она станет российской императрицей и будет царствовать целых 10 лет, а период ее правления войдет в историю как мрачные времена, именуемые в России —бироновщиной.

Еще один отпрыск семьи Салтыковых, Сергей Васильевич, внук Енисейского воеводы, позднее станет любовником Великой княгини Екатерины и отцом ее сына, будущего императора России Павла Первого.

 

* * *

Вот такая плеяда коронованных особ пошла от Енисейского воеводы Александра Петровича Салтыкова.

Воеводой Александр Петрович пробыл в Енисейском остроге целых три года безвыездно. Был он вполне еще молод и здоров и наверняка от него могли быть дети у какой-нибудь из местных женщин.

Не секрет, что на Руси до XVIII века простолюдины фамилий вообще не имели, называя друг друга по прозвищам. Со временем именно эти прозвища фамилиями и становились. Дети, рожденные вне брака, получали прозвище от имени или фамилии предполагаемого отца.

Кстати, фамилию Салтыковы и сейчас можно встретить в Енисейске.

Так что немудрено, если в небольшом сибирском городке на Енисее до сих пор проживают отпрыски царской династии Романовых.

 

Владимир Окороков.

 

От редакции: взгляд автора на данную тему может вызывать вопросы, но мы намеренно публикуем этот материал как возможность высказать разные точки зрения.

100-летие «Сибирских огней»