Грани творчества художника Сергея Демиденко

Живописец Сергей Демиденко — один из ярчайших художников современного Омска. Продолжая традицию русского пленэра, он применяет собственные подходы в изобразительном искусстве. Большинство любителей живописи знакомы с творчеством Демиденко по его городским пейзажам — видам города Омска, выполненным в особой импрессионистской манере со свойственной художнику стилизацией натуры. Объемная текстура письма, которую автор создает с помощью красок и мастихина, обширные плоскости и яркие цветовые акценты делают его стиль письма особенным и узнаваемым. Следуя традициям импрессионистов XIX века, художник намеренно не использует черный цвет.

Сергей Владимирович Демиденко — уроженец Омска. Он родился в городе на Иртыше 5 марта 1970 года. По воспоминаниям художника и его близких, мальчик с раннего возраста был разносторонним, увлекающимся, тянулся к искусству и спорту. Занятия в художественной школе он совмещал с тренировками в легкоатлетической секции. «В детстве мы не осознаем, что уже отыскали дело своей жизни, — говорит Сергей. — Рисуем на всем, что попадет под руку: на обоях, тетрадных листках. Лишь со временем приходит осознание, что это и есть твой путь».

Живописец признается, что в самые сложные и противоречивые годы жизни его всегда спасало творчество, помогая сохранить чистоту, искренность и веру в будущее. Так, в старшей школе от многих сопутствующих переходному возрасту проблем его спас театр. Учитель русского языка и литературы Валентина Александровна Киреева создала на базе средней школы № 62 молодежный театр «Поиск», в постановках которого принимал участие Сергей. Как признался омский мастер кисти, именно театр сформировал его как личность. Именно там он увлекся произведениями русских классиков, через литературу, музыку и сценическое искусство прочувствовал и полюбил родную культуру. С тех пор в творчестве он следует принципам системы Станиславского, которые гласят: «Чтобы создать что-то искреннее, это необходимо прожить, прочувствовать изнутри здесь и сейчас». В этом кроется один из секретов любви зрителей к его произведениям, которые никого не оставляют равнодушными, напоминая каждому о чем-то личном и важном.

В 1988 году Сергей был призван в армию и направлен в город Дрезден для прохождения службы в Группе советских войск в Германии. Это не могло не сказаться на творчестве. Много лет спустя на полотнах Демиденко помимо солнечных пейзажей Омска появились пугающие сюжеты: нависший над земным шаром жуткий клоун, разрушенный дом с последним жильцом — ребенком, играющим с разноцветными кубиками. Осознание ужасов войны пришло к художнику во время срочной службы в армии. «Именно там, — делится Сергей, — я впервые осознал, что такое война на самом деле. Практически стертый бомбежками с лица земли союзниками город Дрезден. Еще не до конца восстановленный в 1980-х годах, он резко отличался от привычных с детства мирных городов Сибири и безмятежной Владимирской земли, где я в детстве проводил лето. Дрезден поразил меня ранами войны как очевидный памятник ее разрушительных ужасов. Именно здесь, оказавшись среди ее последствий, я по-настоящему прочувствовал всю сокрушительную силу войны». Эти впечатления в дальнейшем сыграли большую роль в формировании мироощущения и мировоззрения нашего художника, проросли в его творчестве.

В 1990 году после демобилизации Сергей вернулся в Омск. Вдумчивый и восприимчивый к изменениям, художник остро переживал переломное для страны время, при этом оставаясь верным своим идеалам и выбранному делу. Осенью 1990 года он поступил в среднее профессионально-техническое училище № 8 г. Омска, по окончании которого уже летом 1991 года получил красный диплом по специальности «художник-оформитель». С 1991 по 1996 год Сергей Демиденко обучался в Омском технологическом институте бытового обслуживания (ОмТИ). С 2001 по 2012 год он работал старшим преподавателем кафедры дизайна, рисунка и живописи в родном вузе, переименованном в Омский государственный институт сервиса.

В интервью региональному Историческому парку «Россия — моя история» Сергей признался: «В девяностые я занимался, как бы сейчас сказали, “зарабатыванием денег”, что совершенно не было связано с творчеством, но никак не мог унять творческий зуд. В конце девяностых я окончательно понял, что совершенно не могу жить без живописи, настало время превращать ее в дело моей жизни».

Для расширения художественного кругозора художник объездил многие регионы страны, где всматривался в разнообразные пейзажи. С 1998 года вместе с другом, ныне известным модельером Александром Богдановым, Сергей начал ездить на пленэр на север Омской области с целью, как он сказал, «найти вдохновение в таинственных таежных пейзажах». Чуть позже в поисках новых сюжетов, тем и вдохновения стал выезжать на родину своих предков во Владимирскую область. В 2000 году в компании молодых единомышленников Сергей Демиденко оказался на пленэре в Тобольске. Эта поездка еще сильнее укрепила уверенность художника в том, что творческий путь выбран верно.

В начале 2000-х Сергей начал создавать все больше и больше полотен. Вдохновение он черпал в видах родного Омска и в повседневном течении жизни горожан. Вкладывая в каждое произведение личные наблюдения и размышления, он формировал собственный живописный язык. Художник неизменно следует главному правилу в жизни — быть верным себе и делать то, что любишь. Автор берется только за интересные ему творческие проекты, которые вдохновляют зрителей и обогащают их внутренний мир. Сегодня за плечами Сергея Демиденко более 30 успешных персональных выставок в художественных музеях города (Омский музей Кондратия Белова, Областной художественный музей «Либеров-центр», Музейно-выставочный комплекс «Моя история» и др.). Он принял участие во множестве коллективных выставок омских художников. Его работы охотно приобретают частные коллекционеры Сибири, Урала, Москвы и Санкт-Петербурга. А сувениры с видами Омска, запечатленными Сергеем, стали визитной карточкой региона и ярким подарком для гостей.

Для большинства земляков Сергей Владимирович Демиденко в первую очередь мастер городских пейзажей, тонко передающий дождливую морось и преломление солнечных лучей, ломаные тени и полупрозрачные облака. Его работы объемны, краска наносится послойно. При взгляде на них складывается впечатление, будто дома и люди выступают над плоскостью холста, превращая картину в трехмерное произведение.

Через каждый городской пейзаж Демиденко красной нитью проходит история жизни героев полотен. Вот по улицам весеннего, залитого солнцем Омска идет солдат. Что это за человек, как он здесь оказался? Лишь подсказка автора в названии «Дома» (2023) помогает нам понять, что художник стал свидетелем возвращения героя домой.

В произведении «На заре» (2021) зритель видит силуэт двоих влюбленных: герои стоят, прижавшись друг к другу в заливаемом дождем городе. Сергей передает на холсте трогательный и нежный момент, предоставляя зрителям возможность самим додумать историю и понять, является ли название произведения отсылкой ко времени суток, либо это начало чего-то большого в жизни героев картины. Романтический, нацеленный на лучшее взгляд на мир является отличительной чертой этого автора. В своих произведениях Сергей Демиденко ведет зрителей к свету, всегда оставляя место вере в добро и благополучное продолжение сюжета.

При всем том он может быть весьма разносторонним как художник. Весной 2023 года в Омске прошла самая необычная, нетипичная для Сергея выставка «Обыденность Серого». В экспозиции было представлено свыше 40 полотен. Помимо привычных видов родного Омска, на выставке были показаны улочки Санкт-Петербурга, красоты Сибири и Центральной России. Наряду со знакомыми городскими пейзажами были представлены и произведения необычной для этого живописца тематики. В них присущая художнику лиричность сменяется несвойственной ему тревогой и напряженностью. Через эти картины Сергей Демиденко осмысливал события минувшего десятилетия — военные конфликты и эпидемии, человеческую зацикленность на гаджетах и уход в сетевое общение, разрушение привычного с детства деревенского быта.

Так, герои картины «К бабушке» (2021) идут через пестрое разнотравье к остову рухнувшего дома, напоминающему о далеком детстве. Кажется, вот-вот и за розоватой кипенью иван-чая покажется бабушкин дом, целый и невредимый. А в нем — пироги на столе, мурлычущая кошка и солнечные зайчики, пляшущие по стенам. Вроде бы ничего этого на картине нет. Но художник добивается главного, позволяя зрителю мысленно дописывать картинку из далекого детства, вспоминать цвета, запахи и звуки. Прелесть в том, что у каждого этот дом свой! Его картина — это гостеприимно распахнутая дверь, ведущая к ярким, удивительно личным переживаниям художника. Заглянув в нее, всякий получает уникальную возможность вместе с автором подумать о мире, в котором мы живем, и тем самым лучше понять себя.

Художник вступает в диалог со зрителем не только посредством живописи, но и давая возможность разгадать загадку названия его произведений. Привыкший рассуждать и анализировать, автор часто задается философскими вопросами, приглашая зрителей присоединиться к нему. Например, в полотне «Иллюзий нет» (2022) художник поднимает тему военных конфликтов и природных катаклизмов, сотрясающих планету. В центре композиции, словно в центре мировых событий, изображен уже упоминавшийся жуткий клоун. Он повергает Землю в огонь одним движением руки. Контрасты темно-синего и красного создают напряженность, которая поддерживается динамичными всплесками света, олицетворяющими пожар войны, охвативший нашу планету. Дополнительный объем и трехмерность пространства задаются широкими, фактурными мазками, а насыщенный синий, почти черный, крайне редко используемый художником цвет, притягивает взгляд, увлекая в глубину холста.

Словно в противовес предыдущей мрачной картине, холст «Кубики» (2023) олицетворяет надежду автора на мир и благополучное будущее, которое предстоит строить подрастающему поколению. Яркие кубики желтого, красного и оранжевого цветов подсказывают зрителю, что грядущее, вопреки всему, будет светлым и солнечным, а белый голубь на фоне безграничной небесной синевы свидетельствует о мире, прекращении споров и конфликтов.

«Особенно приятно, — признается Сергей, — когда сюжеты моих картин находят в людях отклик, резонируют с их внутренними переживаниями. Наша задача через искусство отыскивать лучшее в человеке, обогатить его душу, воображение, жизнь, привести к свету».

100-летие «Сибирских огней»