Рассказы
Файл: Иконка пакета 05_petrov_o.zip (15.94 КБ)

Иван ПЕТРОВ



ОРЕШКИ

Хорошие мысли никогда
не мешает повторять.
М. И. Калинин.


МАЛЕНЬКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ШЕДЕВРЫ

Образное слово, афористически выраженная мысль — как они украшают нашу устную и письменную речь, углубляя и расцвечивая ее содержание своими дивными красками! Прочитаешь или услышишь такое — и словно ярким светлым лучом осенит тебя.
Наша жизнь в повседневном потоке своем, как правило, монотонна и сера. И вдруг находишь нечто не обыденное, не давно примелькавшееся, а свежее, сверкающее и умное. И сразу повеет чем-то возвышающим душу от одного только сознания, что мысли эти, оказывается, близки и тебе.
Умное изречение, емкий афоризм — изобретение не нашего времени. Они существуют тысячелетия. Так еще древнегреческий философ Геродот утверждал: «У людей издревле есть мудрые и прекрасные изречения. От них следует нам поучаться».
А знаменитый древнеримский оратор Цицерон говорил: «Сильные, коротко выраженные мысли много содействуют улучшению жизни».
Естественно, мудрые изречения — это не баловство того или иного автора, а, как писал французский историк литературы Низар, — «афоризмы есть плоды с дерева жизни». Своеобразные орешки, — добавим мы, — необычайно вкусные и полезные всякому.
На свете нет такой ситуации, глубинную сущность которой нельзя было бы постичь с помощью этих маленьких словесных шедевров. Вот несколько случаев из нашего повседневного быта.

О ВОЗДУХЕ СВЕЖЕМ И ГНИЛОМ

О чарующем мире книг, о волшебном царстве теле-и киноэкрана сказано немало добрых и благодарных слов. М. Горький, например, признавался, что всем хорошим в себе «он обязан книгам». А знаменитый Эдисон сказал о них так: «Книги — это оставленное человечеству великими гениями наследство, которое передается от поколения к поколению как подарок тем, кто еще не родился».
А сколько написано о воспитательной роли театров. Один из них Академический Малый — в свое время почти официально назывался университетом. Так было в прошлом.
А можем ли мы похвастаться тем же сегодня? К большому сожалению, нет. Ибо на каждом шагу натыкаемся на низкопробные поделки и всяческое непотребство на книжном рынке, на телевидении, радио, в театре и кино. И не только там, а и повсюду — прямо на улице, в подземных переходах — везде, где торгуют подобной продукцией.
Мы гордимся сегодня тем, что у нас нет больше цензуры. А во всем ли это хорошо? Не потому ли и захлестывает нас мутный поток пошлости, порнографических изданий и постановок, дешевых заграничных мыльных опер и прочего псевдоискусства. Ведь с отменой политической цензуры у нас одновременно были отброшены и все нравственные сдержки. В результате возможным стало писать и произносить со сцены любые матерные слова, показывать постельные сцены в театре, смакуя, подробно описывать их в книгах, предназначенных молодежи и детям.
Между тем, на пагубность подобного рода литературы и искусства умные люди указывали давно, когда это еще не имело такого широкого распространения. Так, например, еще Гельвеций говорил: «Среди книг, как и в мире людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество». А Дж. Рескин сказал так: «Ум укрепляется или расслабляется чтением (а мы добавим еще и слушанием и просмотром теле-и радиопрограмм) решительно так же, как тело свежим или гнилым воздухом». Видит Бог, умные мысли эти сегодня звучат особенно остро.

О СИНДРОМЕ, ТОТЕМЕ И БОЛОТНОМ БУХАЛЕНЕ

Недавно в одной из местных газет была опубликована с претензией на высокую научность статейка, излагавшая «Сфрагматический взгляд на орнитологический тотем в свете историко-архивного синдрома как способа глубинного филологического исследования в связи с обнаружением на носимом встарь на пальце руки перстневом кольце изображения абриса ночного болотного бухалена из семейства голенастых цапель, огласовка человеческим голосом зычного клика которого, выраженная в форме личностного глагола, образует родовую сущность и главное отличие именного антропонима основателя города».
И далее в том же духе.
Вычурность языка, псевдонаучная лексика, напыщенные обороты — о чем все это свидетельствует? Прозванный когда-то «неистовым» за прямоту суждений Виссарион Григорьевич Белинский по сходному поводу сказал так: «Язык — часть тела, по которой медики распознают болезни телесные, а философы — душевные».

НЕ ДЛЯ ВСЕХ!

Удивительные вещи приходится наблюдать сегодня. Только что по радио в новостях городской жизни передали сообщение о том, как на одном из заводов прямо в цехе покончил жизнь самоубийством старый опытный инженер. Трагедия произошла на почве, как теперь это часто бывает, многомесячной задержки заработной платы.
«Остались сироты», — заключил диктор.
И вот, едва закончилась это печальное сообщение, как тут же сразу зазвучала назойливая реклама фирмы «Москва-тур», зазывающая россиян на фешенебельные заграничные курорты — в египетскую Хургаду и на турецкую Анталию, яркими красками расписывая все прелести сладкой жизни в тех райских уголках.
Невольно в памяти всплыла старая притча язвительного Абуль-Фаради. «Обворованный жаловался: — Нынешний день самый несчастный в жизни! — Не для всех! — возразил ему вор».

ОРЕШКИ МУДРОСТИ

Мы с ним когда-то вместе учились, потом он уехал в другой город. Поначалу, было слышно, преуспевал, потом попал в полосу невезения: похоронил жену, не дождался с чеченской войны сына.
Выразив свое глубокое соболезнование и глядя на поседевшую голову товарища, я сказал, что его внешность очень сильно изменилась с тех пор, как мы виделись последний раз.
— Горе одного только рака красит... — тихо ответил он.
Сказано это было с такой покорностью, даже обреченностью в голосе, что у меня невольно кольнуло в сердце. В немалой степени потому, видимо, что печальный смысл его слов мощно усиливался их пронзительной образностью.
Вполне возможно, он даже и не догадывался, что выразился афоризмом старого русского писателя Николая Семеновича Лескова. Ведь крылатые фразы и изречения, вспорхнув со страниц своих мудрых авторов, становятся достоянием всенародным и всевременным.
Это воистину — плоды вечно зеленого дерева жизни — драгоценные орешки мудрости.

МОЖНО ЛИ ЖИТЬ БЕЗ СЕРДЦА?

Российская империя, имперское прошлое — что это такое? Нас сегодня уверяют, что оно безусловно позорно и иным быть не может. Что это однозначно плохо. А почему, собственно? Современные итальянцы, например, не стыдятся, наоборот, гордятся прошлым своего народа — существовавшей некогда могучей Римской империей. Гордятся собственной историей греки, гордятся англичане, испанцы, французы, португальцы. А почему должны стыдиться мы? Разве не заслуга наших трудолюбивых и героических предков было то, что они создали самое обширное государство в мире? Многим ли народам удавалось нечто подобное?
В мире все чтят и любят собственные государства, свои отечества. И только у нас за последнее время распространилась зараза нигилизма и очернительства. Безответственные люди с пустой душой, без глубоких корней в земле поносят то, что во всех цивилизованных странах считается святым. Послушаем, что и как говорили и говорят на сей счет умные люди.
Например, известный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал так: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». А знаменитая Жорж Санд утверждала: «Если человеку не дорога слава его Отечества, он плохой гражданин».
Категоричнее всех выразился замечательный наш художник начала века Константин Коровин: «Человек без чувства Родины в душе — двуногое животное с брюхом».

ТОВАРИЩИ, ДАМЫ И ГОСПОДА

Так смешно обратился к залу один из местных политфункционеров. При этом никто даже не улыбнулся. В самом деле, кто же мы? Товарищи? Господа? Или джентльмены вроде героев дешевого телешоу?
К большому сожалению, политика расколола наше общество на множество частей. Что может быть трагичнее для государства!
Но из обилия всевозможных движений, партий, фракций и союзов в качестве основных вырисовываются три группы. Первая — наиболее экстремистская, которая, утверждая себя, отрицает в жизни все, что было установлено до нее, подвергает его всяческому шельмованию.
Вторая — нейтральная, равнодушно относящаяся ко всему, что происходит. Ее девиз: лишь бы не было хуже!
Третья группа представляет собой наиболее здоровую и в хорошем смысле консервативную часть населения. Она также не обязательно восстает против нововведений и реформ, но хочет, чтобы все, что было разумного при старых порядках, все, что создано трудом и умом старших поколений, не было разрушено, а наоборот, чтобы оно приумножалось.
Казалось бы, разумность их позиции ясна и младенцу, но с каким трудом она пробивает себе дорогу!
Как заметил француз Ж. Ларошфуко «Люди часто осуждают то, что превышает их понимание». А его соотечественник — Дюма-сын уточнил: «Ум человеческий имеет свои пределы, а глупость — нет». Еще раньше и точнее выразился персидский поэт Рудаки: « К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется глупец». Как говорится, умри — лучше не скажешь.


О КРУТЫХ БАРДАХ И БАРДЕССАХ

Чего-чего только не увидишь и не услышишь сегодня По центральным радио и телевидению! От безвкусицы до откровенной пошлости. Вот лишь несколько образчиков такой продукции, записанных из московских радиопередач последнего времени.
Утром, сразу после информационной программы «Вести» какой-то бард хрипловатым голосом под гитару воет:

Вот один чайник, за ним другой.
Хорошая заварка приносит покой...

Некоторое время спустя, другой хрипач также под гитару что есть мочи вопит:

Ты, крутая, меня уважаешь,
Я, крутая, тебя не люблю,
и твой культурный взгляд
Мне попросту не нужен.

По всему видать, мужик и сам крутой, коль скоро с такой бесцеремонностью выговаривает своей поклоннице.
Примерно через час еще один крутой страстно уверяет подружку в том, что именно он и есть то, что ей надо:

Пригласи меня на ночь,
и ты не уснешь пока я рядом!

Вечером того же дня передавали выступление еще одного барда с явно нерусским акцентом. По голосу было слышно, что человек он уже не молодой. Он вальяжно тянул:

Русские девочки бежат в Америку,
Чтобы красиво там пожить...

Именно «бежат». Не бегут, не уезжают, а «бежат». Как говорится, комментарии излишни.
А вот откровения безразборчивого ловеласа, переданное на другое утро, после программы «Отражение»:

Будь хоть некрасивой, но без мужа, —
Будь хоть уродом — ночью все равно не видно.

Кажется, куда уж дальше. Оказывается, можно и дальше, да неприлично повторять то в печати. Причем, упражняются в том не одни только самодеятельные барды, а и крутые бардессы. Вот образчики их творчества:

Позови меня, и я останусь до утра —
Будет ночь любви. Только, только позови!

Другая, более решительная и самодовольная, поет:

Я ждала, так ждала!
Ты был мечтой моей хрустальной.
Угнала тебя! Угнала!
Ну и что же тут криминального?

Вот так: угнала и все. Не завлекла, не увела, а именно «угнала».
Еще бы не крутая? А что? Как могу, как умею, так и пою, — скажет она.
Да кто бы обращал на все это внимание! Речь идет не о бардовских песнях как таковых — быть им или не быть?
Никаких запретов! Ради Бога, сочиняйте и напевайте себе или близким по духу друзьям своим. А зачем засорять эфир бездарными и пошлыми куплетами? Речь идет о засилии безвкусицы и всяческого непотребства, которые нередко выдаются за творческое новаторство.
В свое время Валентин Овечкин сказал о псевдоноваторах в сельском хозяйстве: «Дурак не энергичный — это еще полбеды. Но дурак энергичный — это большая беда!»
Перефразируя слова талантливого публициста в приложении к создавшемуся положению дел сегодня на Центральных радио и телевидении, можно сказать: Пошляк не энергичный — это лишь полбеды. Но пошляк энергичный, пробивной, особенно если имеет деньги и, следовательно, может купить нужное количество времени для исполнения своих «шедевров», — это уже не просто беда. Это напасть! Причем, большая.

ПРИТЧА О ЖУРАВЛЕ

Однажды в далеком деревенском детстве моем я услышал притчу о попавшем в беду журавле, который опустился на болоте, оказавшемся настолько топким, что его ноги тотчас цепко засосало тиной. Когда же он, собравшись с силами, вытянул шею и попытался взлететь, то почувствовал, как от резкого движения прочно увяз его хвост. Тогда он изо всех сил рванулся вперед, чтобы высвободить зад, но, с трудом выдернув его, тут же с размаху утопил в трясине нос. Он снова напрягся и, выдернув нос, в свою очередь утопил хвост.
Вспомнил я эту старую притчу не случайно. Разве ситуация, в которой оказались все мы, не напоминает судьбу бедного журавля на зыбком болоте? Состояние российской экономики сегодня таково, что реформаторское правительство наше не успевает затыкать дыры, возникающие с нарастающей быстротой то здесь, то там. Не
успеет оно вытащить увязший хвост, как в том же положении оказывается нос. Едва вытащит оно нос, как уже снова увяз хвост. И так без конца.
Тогда мне, маленькому, очень жаль было бедного журавлика. А
сегодня мне горько и обидно за родную страну, попавшую по сути в те же самые обстоятельства.

О СЛОВЕСНЫХ ЗАВИТКАХ

Если спросить сегодня любого из так называемых демократов о том, что он считает главным достижением существующего режима, он наверняка назовет свободу слова, возможность говорить все, что думаешь, ничем не рискуя. В какой-то степени он будет прав. Свобода слова действительно великое завоевание. И мы сегодня действительно обо всем и везде говорим свободно, без какой либо опаски.
У нас уже существуют оппозиционные газеты и радио. Вспомним хотя
бы мощную волну протеста шахтеров, перекрывших многие железные дороги страны. Сидя на рельсах, они не стеснялись в выражениях ни перед микрофоном, ни перед телекамерой. Они честили самыми крепкими словами вплоть до матерков все властные структуры, правительство и самого президента, в свое время обещавшего лечь на рельсы, но не допустить ухудшения уровня жизни народа. Однако вместо него на рельсы пришлось ложиться шахтерам. И потому теперь, отводя душу, они костерили его на все лады, требуя уйти в отставку.
Да, конечно, это есть завоевание демократии. Но, к сожалению, куцей, однобокой. Ведь демократия предполагает не только свободу слова, но и защиту прав трудящегося человека. А где она эта защита, когда по году-полтора и даже два не выдают зарплату? Люди нищенствуют, голодают, случается, до обмороков в то время, как другие наживаются, жируют. И, стало быть, какая же это демократия? Что же тогда называется несправедливостью и произволом?
Народ помнит, что до начала реформ зарплату выдавали по два раза в месяц: в середине — аванс и в конце — расчет. А теперь даже в конце года не дают ничего. А
многие СМИ, не ведая стыда, взахлеб пишут об эпохальных достижениях нашей демократии. Да только кто же верит им? Ведь еще в XV веке персидский философ Джами сказал:

Как ни нарядно ты слова завьешь,
Что толку в том, когда в них ложь.

ЛЕКСИКОН ЭПОХИ

Этой смешной случай произошел в поликлинике.В ожидании приема мы сидели в коридоре, перед кабинетом врача. Нас было уже пять человек. Однако заветная дверь все не открывалась, хотя положенное время уже пробило. Как нам сказали, там шла уборка.
Поначалу все молчали, тем временем подошла еще одна пациентка. Она была в модной шляпке, с изящной сумочкой в руках. Все узнали в ней актрису одного из городских театров.
Обведя очередь взглядом, она спросила с удивлением и надеждой одновременно:
— Что, еще не принимают?
Женщина, сидевшая первой к двери кабинета, ответила:
— Там сейчас кварцуют
— Ка-ак! — поразившись, громко воскликнула актриса. — Прямо здесь.
На рабочем месте и в рабочее время? Во дают!
Стало ясно, что она не поняла, что в данную минуту происходит в кабинете, и та же женщина пояснила:
— Они дезинфицируют воздух специальными лампами...
— Микробов убивают, — уточнил сидящий рядом мужчина.
— Ах, во-от что! — понимающе пропела актриса, и как бы в оправдание добавила, — А то ведь у этого слова есть совсем другое значение!
— У какого слова?
— Вы же сказали, они там фарцуют...
— Я сказала: кварцуют!
Все громко засмеялись.
— А она подумала, что там тряпками торгуют! — вставил кто-то из смеющихся.
Теперь рассмеялась и актриса.
— Это правда. Извините... Ослышалась... Ведь теперь где только не торгуют! Даже у нас в театральном фойе на днях хотели открыть киоск с тряпками.
Она права, — подумал я, слушая ее оправдания. — Оплошность отнюдь не случайна. Картины, которые всюду и везде нам назойливо лезут в глаза, в конце концов становятся само собой разумеющейся частью нашей повседневной жизни.
То же и со словами. У больного нашего времени, как и у всякой иной эпохи, существуют не только внешние приметы и черты, но и целый ряд своих, специфических слов и выражений, которые пестрят в газетах, слышатся на улице, звучат по телевизору. И неудивительно, что именно они — все эти «фарцовщики», «челноки», «шопинги», «мафиози», «киллеры», «рекетиры», «шоумены», «экстрасенсы» давно навязшие в ушах, — приходят первыми на ум при малейшем фонетическом созвучии слов.
Это алмазы лежат глубоко в земле, а мусор — он валяется на поверхности.

ГОРЬКИЙ ПЛОД РЕФОРМ

В программе «Человек и закон» по телевидению выступал всем известный поп-расстрига Глеб Якунин.
Оказалось, он только что побывал в иркутских исправительных лагерях, и теперь делился впечатлениями. По его твердому убеждению условия содержания заключенных сегодня много хуже, чем были в сталинские времена. Он сказал, что может оценивать и сравнивать, поскольку при старом режиме сам был зеком.
Признание стоит дорогого, потому что прозвучало из уст одного из самых назойливых агитаторов разрушения всех старых порядков и строительства нового «демократического общества».
Слушая эти речи, захотелось спросить присяжного демократа в рясе: так что же мы строим сегодня? Какое такое общество создаем? Какие такие порядки устанавливаем? И еще: знает ли Глеб Якунин, по-прежнему считающий себя священником православной церкви и потому, несмотря на лишение его патриархатом сана, продолжающий носить на груди крест, знает ли он, что хуже стало жить не только заключенным, а и миллионам честных граждан, смиренных прихожан по всей России, влачащим ныне полуголодное существование.
Мастер красивых слов о свободе и демократии, трибун-гайдаровец, видно, забыл что любое дело оценивается отнюдь не по словам, какими бы они красивыми ни были, а по конечному результату. И если последний плох, то и цена словам тем — грош.
Не зря же еще в Евангелии было сказано: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду». (От Матфея, гл. 12, ст. 33). Но вполне возможно, для отца Глеба, усердно проповедующего ныне догмы иные, Святое Писание уже не авторитет.

БЕСПОЛЕЗНОЕ ЗАНЯТИЕ

Сегодня мы все еще накрепко повязаны старыми делами. Живем в мире распрей, все еще воюем друг против друга, сводим старые счеты, а давно бы пора поглядеть не назад, а вперед. Нельзя ждать добра от дел, замешанных на злобе. Не случайно уже давно ведутся разговоры о покаянии. Да вот беда: трактуются они в духе все той же конфронтации. Одна сторона требует от другой признания ее вины и тем самым подтверждения правоты для себя. От коммунистов требуют покаяния за ГУЛАГ, за коллективизацию, а те в свою очередь считают, что если кто-то и должен каяться в своих грехах, то это, конечно же, враги революции и сегодняшние реформаторы, развалившие великую державу. Каждый твердо стоит на своем. У каждого своя правда. Но разве такое нам нужно покаяние? Разве не всем миром мы должны склонить головы перед тем, что вместе натворили?
В Испании, во Франции после гражданских потрясений давно наступило общественное согласие. В Париже у стены коммунаров на Пер-Лашез и сегодня возлагаются цветы. А мы свое прошлое умеем только проклинать. Тянемся к Западу, а поступаем по-азиатски, не понимая, что то, что было, то БЫЛО! Оно было и останется навеки таковым.
Историю надо уважать и учитывать ее уроки. Но ее не надо пытаться переделывать, переосмысливать на свой лад посредством навешивания всевозможных ярлыков. Это совершенно бесполезное дело.

ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ДАН РАЗУМ?

За последнее время в средствах массовой информации очень много говорится и пишется о развале экономики и том бедственном положении, в какое попало большинство народа, о нищенском состоянии науки и культуры, медицины и народного образования. Не говорить об этом нельзя, не писать — тоже.
Преступно молчать, когда на карту поставлено будущее нации и государства. Уже который год нам обещают начало позитивных сдвигов в экономике — снижение инфляции, рост производства и прочее. Президентская рать уже смозолила свои языки, повторяя это на сто ладов, но всё, решительно всё остается по-старому.
Нет ничего удивительного в том, что оппозиция по этому случаю громко бьет во все колокола. В нормальном государстве так и должно быть. Тревожит другое: одними стенаниями, отрицанием и компроматом делу не поможешь. Критика должна быть конструктивной и деловой. Мало обличить лжецов и бездарей, стоящих у власти, непрофессионалов всех мастей, правящих сегодня страной, надо предлагать
конкретные меры по выходу из той или иной ситуации и вообще из положения, в каком мы все оказались. Только так можно добиться добрых перемен. Нужна неустанная борьба за них.
А поэтому набившие руку на голом отрицании журналисты и политики, особенно лукавые из них, мало полезны обществу. А сегодня кто только не специализируется на отрицании всего и вся. От подобной однобокости нередко получается больше зла,
чем пользы, ибо положительные потенции человеческой деятельности она переводит в глухое раздражение масс, порождает неверие в собственные силы, гасит энергию народа.
Не зная броду, не суйся в воду, гласит народная мудрость.
Именно так, не спрося броду, мы бултыхнулись с головой в бассейн. Причем, в грязный. Натворили массу непростительных глупостей. Теперь все уже понимают: надо как-то выплывать. Но как? Кто ответит?
Мы давно уже растеряли свои идеалы, во многом утратили свое национальное достоинство, в растерянности глядим по сторонам. А пора бы уже очнуться и здраво посмотреть, что из старого уклада и старых порядков действительно устарело, а что незаслуженно оболгано.
Прежде всего, не надо впадать в отчаяние. Ведь человек не зря наделен разумом. Как писал умнейший из русских критиков В.Г. Белинский, ум дан нам не только для того, чтобы понять, что не так живем, а для того, ЧТОБЫ ЖИТЬ, КАК НАДО!


100-летие «Сибирских огней»