ЧАСТЬ 2: 15—30 ноября

 

15 ноября (2 ноября по старому стилю)

АКИНДИН, ПИГАСИЙ

День памяти мучеников Акиндина, Пигасия и иже с ними

 

Святые Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анелтодист (скончались около 341—345 гг.) приняли мученическую смерть по велению идолопоклонника, гонителя христиан, персидского царя Шапура II (309—379 гг.). Когда мучеников вели на казнь, огромная толпа сопровождала их, прославляя Христа. По приказу царя воины уничтожили всех христиан, шедших в процессии.

* * *

* Крестьяне говорили про этот день: Акундин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит (молотили хлеб, зажигая в овинах огни, потому что день окоротился и солнце светит мало).

* * *

* Со святого Акиндина по овинам обминали коноплю и лен, молотили хлеб. Разводя огонь в овине, суеверные крестьяне вспоминали про овинника, гуменника, рижника — нечисть, якобы живущую в крестьянской усадьбе, от которой открещивались крестом, заслонялись молитвой. Суеверные крестьяне не чуяли границы между христианской верой и суеверием, спасаясь от нечисти (порождение языческого сознания) православным крестом и молитвой.

* «Происхождение домовых (записано в Воронежск. губ.). Бог при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну его величия, смешением языков; а главным из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы и пр. Кто в момент наказания находился в доме, сделался домовым, в горах — горным духом, в лесу — лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, Поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие формы и свойства» (М. Забылин).

* Гуменник (овинник, рижник) по народным суевериям хоть и считается домовым духом, но характером самый лютый, его трудно ублажить, уластить, если тот обидится на хозяев овина.

Обращение к духу зла за помощью, а тем более за предсказанием судьбы, дело богопротивное, идолопоклонническое, но иные крестьяне обращались к тому же гуменнику.

«Не отказывает овинник в части предсказания судьбы и тем девицам, которые настолько смелы, что дерзают мимо бань ходить гадать к нему на гумно. Та, которой досталась очередь гадать первой, поднимает на голову платье (как в банях) и становится задом к окну сушила.

— Овинник-родимчик, суждено ли мне в нонешнем году замуж идти?

Погладит овинник голой рукой — девушка будет жить замужем бедно, погладит мохнатой — богато жить. <...> А если никто не тронет, значит, в девках сидеть» (С. Максимов).

Собиратели старины писали, что нередко в таких случаях деревенские парни подшучивали над девушками, упрятавшись в овине или в бане, гладя вместо «овинника», а потом и поднимая девушек на смех.

 

18 ноября (5 ноября по старому стилю)

ГАЛАКТИОН

День памяти мучеников Галактиона и Епистимии

 

Святые мученики Галактион и Епистимия (III в.) в языческом миру были обручены родителями, но, тайно приняв святое крещение, жених и невеста скрылись в мужском и женском монастыре. Впоследствии святые Галактион и Епистимия вместе приняли мученическую смерть от язычников, не отрекшись от Христа, но прославляя Бога.

* * *

* Возможно, этот момент из жития святых (обручение в миру и духовное единство святых) послужил причиной того, что в этот день девицы из простонародья молились о женихе для себя. По сути, этот народный обряд находится в противоречии с житием святых Галактиона и Епистимии, которые, даже будучи обрученными, отказались от брачной жизни во имя подвига духовного служения Господу.

 

19 ноября (6 ноября по старому стилю)

ПАВЕЛ И ВАРЛААМ

День памяти святителя Павла, исповедника, патриарха Константинопольского. День памяти преподобного Варлаама Хутынского

 

Святитель Павел, архиепископ Константинопольский (скончался в 350 г.), исповедник, был избран на патриаршую кафедру в то время, когда вновь вспыхнула арианская ересь. Святитель Павел, как борец за чистоту православия, подвергся гонениям от ариан, которых поддерживал император Констанций. Принял мученическую кончину от ариан, которые ворвались в храм во время совершения им Божественной литургии и задушили святого его святительским омофором.

Преподобный Варлаам Хутынский (скончался в 1192 г.) был сыном знатного новгородца, в юности принял постриг и поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище Хутынь. Преподобный Варлаам вел суровую жизнь в непрестанной молитве и строгом посте, в нелегких трудах — рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто хощет делати, ниже да яст» (2 Сол. З, 10). Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений. На Хутыни была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь.

* * *

* Если на святых Павла и Варлаама день богат снегом, то зима будет снежная.

* Если лед на реке к этому дню становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко — так и хлеба будет гладко.

 

20 ноября (7 ноября по старому стилю)

ФЕДОТ ЛЕДОСТАВ

День памяти мученика Феодота Анкирского, корчемника, и святых мучениц семи дев: Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии

 

Святой мученик Феодот (скончался в 303 г.) и святые мученицы семь дев жили во 2-й половине III века в городе Анкире Галатийской области и мученически скончались за Христа. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, и был женат. Он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников — к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.

Во время гонения императора Диоклетиана (284—305 гг.) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. Святой Федот с христианами тайно погребли мощи святых дев. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Святой Феодот предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, после чего усекли мученика.

* * *

* Федот на воду ведет (полностью замерзают озера, реки и ручьи).

* Снег глубок — хлеб хорош, зима без снегу, не быть хлебу.

* Снег буграми и гребнями — хороший урожай ржи (Калужск. губ.).

* Если в лесу кухта (иней), то к хорошему урожаю хлеба.

 

21 ноября (8 ноября по старому стилю)

МИХАИЛ АРХАНГЕЛ, МИХАЙЛОВ ДЕНЬ

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

 

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Через них, сияющим светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. <...> Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумения воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

С древних времен на Руси прославлен своими чудесами Архангел Михаил. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Ему посвящен один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле. На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения.

Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на котором начертан червленый крест. Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил — в поднятой правой руке держит на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил описывается в молитвенном положении смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий. На одежде Варахиила множество розовых цветов. Иеремиил держит в руке весы» (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

* * *

* Будучи Предводителем Небесного Воинства, Михаил Архангел покровительствовал православному русскому воинству, которое с его именем, не жалея живота своего за други своя, сражалось за Веру, Царя и Отечество против антихристовых полчищ.

* * *

* На Руси в этот день по городам и селам — престольные праздники с крестными ходами, с ношением икон.

* «С именем (Архангела Михаила) связано сказание космогонического характера о том, как «Михаил спехнул дьявола и ево слуг жезлом с небес: который пал на избу — тот избяной стал; на лес пал — лесовой, лешаком стал; в воду пал — водяной... А сам сатано провалился в землю» (Восточная Сибирь, Кежеская вол., Енисейский уезд) (А. Макаренко).

* Как уже говорилось ранее, наши наиболее суеверные крестьяне так и не смогли освободиться от языческих замашек, прибегая при нужде к заговорам. Правда, древние заговоры в течение веков после крещения Руси изрядно изменились, наполнились христианским содержанием; во многих заговорах нет обращения к языческим божествам, олицетворяющим солнце, небо, землю, звезды, луну и небесные стихии, а есть прямые взывания к Господу Богу, святой Троице, Ангельским Чинам, Пресвятой Богородице, к святым.

Например, в заговорах на свадьбу, говорят:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божия. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Отчего те слова говорятся? от Евангелия Христова, Царя Небесного. Михаила Архистратиг, святый Петр и Павел, верховнии апостолы, ставьте тридесят тынов медных от земли, подошвы и до небесной, до морской глубины, от восточныя до западныя, от лета до севера, от земли и до небеса, и со всех четырех сторон стоит около меня, раба Божия (имярек); у тех же тридесяти тынов есть тридесят ворот, есть тридесят замков, у тех же у тридесяти замков — есть тридесят ключей. Приду я, раб Божий (имярек), и затворю те тридесят замков, и брошу те тридесят ключей во святое Хвалынское море, и придет щука золотая, челюстью ухватит те ключи и понесет во глубину морскую, в пуповину, под колоду белодубовую. И тем словам ключевые слова, аминь, аминь, аминь» (из старинного рукописного сборника, полученного из с. Ваймуги, Холмогорского уезда). (М. Забылин).

* * *

* С Михаила зима не стоит, не мерзнет земля.

* Со дня Михаила Архангела зима морозы кует.

* Во что Михаила, в то и Никола (сказано о погоде).

* Михаил приехал на белом коне (если уже выпал снег).

* Оттепели: михайловские, введенские.

* Если Михайло Демьянов путь порушит — не жди его до зимнего Николы (если на Михаила Архангела дорога, которая замерзла, установилась на день святых Кузьмы и Демьяна, раскиснет, превратится в грязь, то не замерзнет, не установится до святого Николы Угодника (19 декабря).

* Коли на Михайлов день да иней — ожидай больших снегов, а коли день зачнется туманом — ростепели быть.

* С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм.

 

22 ноября (9 ноября по старому стилю)

МАТРЕНА ЗИМНЯЯ

День памяти преподобной Матроны

 

Преподобная Матрона (скончалась около 492 г.) родилась в городе Пергии Памфилийской (Малая Азия). Ее выдали замуж за состоятельного человека по имени Дометиан. Когда у супругов родилась дочь Феодотия, они переселились в Константинополь. Двадцатипятилетняя Матрона любила ходить в храм Божий. Целые дни проводила она там, горячо молясь Господу и плача о своих грехах. В храме святая познакомилась с двумя благочестивыми старицами Евгенией и Сусанной, которые с юности подвизались при нем в трудах и молитве. Преподобная Матрона стала подражать Богоугодной жизни подвижниц, смиряя свою плоть воздержанием и постом, за что ей приходилось претерпевать нападки со стороны мужа. Душа ее стремилась к полному отречению от мира. Свою дочь она отдала на воспитание старице Сусанне, а сама тайно от мужа остригла волосы и, переодевшись в мужское платье, пришла в монастырь преподобного Вассиана. Там преподобная Матрона выдала себя за евнуха Вавилу и была принята в число братии. Опасаясь, как бы иноки не узнали, что она женщина, святая пребывала в постоянном молчании и многих трудах. Братия удивлялась великим добродетелям Вавилы. Через некоторое время игумену монастыря, преподобному Вассиану, было во сне откровение, что евнух Вавила — женщина. Убедившись в том, что намерения ее чисты и непорочны, и благословив ее, преподобный Вассиан отправил святую Матрону в город Емес в женский монастырь. В той обители святая пробыла многие годы, поражая сестер высотой иноческого подвига. Когда умерла игуменья, по единодушному желанию инокинь настоятельницей обители стала преподобная Матрона. Слава о ее добродетелях, о чудесном даре исцелений, который она стяжала от Господа, распространилась далеко за стенами монастыря. По благословению своего духовного отца, преподобного Вассиана, подвижница основала в Константинополе женский монастырь, куда переехали и сестры из основанной ею Беритской обители. Константинопольский монастырь преподобной Матроны был известен строгостью иноческого устава, добродетельной жизнью сестер. В глубокой старости святая Матрона удостоилась видения пресветлого рая и уготованного ей там места за 75-летний иноческий подвиг. В возрасте ста лет преподобная Матрона, благословив сестер, тихо отошла ко Господу.

* * *

* С Матрены зимней зима встает на ноги, налетают морозы.

* Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепели.

* От первого снега до санного пути шесть недель (Пензенск. губ.).

* Если после ветра следует иней, переходящий в туман, то погода будет ненастная (Архангел. губ.).

 

23 ноября (10 ноября по старому стилю)

ЕРАСТ, РОДИОН

День памяти апостолов от семидесяти: Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия

 

Святой апостол Родион, или Иродион (I в.), родственник апостола Павла, оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром. Святой апостол Олимп, или Олимпан, тоже был спутником апостола Петра. Оба апостола от семидесяти были обезглавлены в тот же день и час, когда распяли апостола Петра.

 

Святые апостолы Ераст, Сосипатр, Куарт и Тертий были учениками святого апостола Павла. Апостол Ераст был сначала диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви, а потом епископом в Панеаде.

* * *

* Ераст на все горазд (на стужу, на метель, снегопады).

* Пришел Родивон — возьмет мужика в полон (мороз).

* Если гусь выйдет на лед, то будет еще плавать (полыньи).

 

24 ноября (11 ноября по старому стилю)

ФЕДОР СТУДИТ

День памяти преподобного Феодора Студита, исповедника

 

Преподобный Феодор Студит (скончался в 826 г.) прославлен как инок, проживший подвижническую жизнь: пост, молитва, тяжелый черный труд сопровождали всю его жизнь. Прославлен он Церковью и как пламенный обличитель иконоборческой ереси, как почитатель святых икон, хранитель чистоты и крепости Божественных установлений о христианском браке, о монастырском уставе. В тот час, когда преподобный Феодор отошел к Богу, преподобному Илариону Далматскому было видение: воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: «Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу». Преподобный Феодор при жизни и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику — преподобному Феодору Студиту.

* * *

* Феодор Студит землю студит.

* Со Студита стужа, что ни день, то хуже.

* Если день Феодора Студита бывает тепел, то зима будет тепла, если же холоден, то вся зима холодна.

 

25 ноября (12 ноября по старому стилю)

ИВАН МИЛОСТИВЫЙ

День памяти святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского

 

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (скончался в 620 г.), известен в православии многими духовными подвигами, но делом своим святитель считал милостыню и благодеяния всем нуждающимся. В начале своего патриаршего служения он приказал учесть в Александрии всех нищих и убогих, которых оказалось свыше семи тысяч человек. Этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Всю свою жизнь святой Иоанн, строгий аскет и молитвенник, посвятил помощи больным, страждущим, нищим, несчастным.

* * *

* На Ивана Милостивого часты снега.

* Если на Ивана Милостивого снег — быть оттепелям до Введения.

* * *

* Скатерть бела, весь свет одела.

* От первого снега до санного пути шесть недель (Пензенск. губ.).

* Если снегу осенью нанесет рано, то и весна будет ранняя (Новгород. губ.).

 

27 ноября (14 ноября по старому стилю)

ФИЛИПП

День памяти апостола Филиппа

 

Святой апостол Филипп (I в.), уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии. <...> После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Святой апостол Филипп при жизни совершил много чудес, наказующих богопротивных иудеев и язычников, но исцеляющих духовно и телесно тех, кто покаялся, принял святое крещение. Всю свою великую подвижническую жизнь, со смиренной молитвой перенося гонения, избиения, заточения в темницы за Христа Спасителя, святой апостол Филипп проповедовал Учение Христа, и во Фригии, где обличал языческое идолопоклонничество, был распят на кресте.

* * *

Филиппово заговение — канун Рождественского (холодного) поста.

* Деревенские бабы и девки вечерами и ночью при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу. И хотя пение во время поста осуждалось, тем не менее девки и бабы на таких супрядках нет-нет да и затягивали какую-нибудь печальную, протяжную песню. Тут же сказывались сказки, побывальщины, былички.

* «В „Филипповско заговенье“ выходят из лесов последние зверопромышленники. Этот день был днем набора „некрутов“ (рекрутов. — А. Б.). С Филиппа начинается молотьба хлебов» (А. Макаренко).

* * *

* Крестьянские приметы на день апостола Филиппа по времени года связаны были с морозами и оттепелями, с инеем:

— Иней в Филипповку — урожай овса (Воронеж. губ.).

— Воронье черное каркает — к оттепели.

«Ворон — птица вещая, мудрая, хотя и вороватая; в древности ворон считался самой умной и хитрой птицей из всех, как лиса самая хитрая из животных» (А. Ермолов).

 

28 ноября (15 ноября по старому стилю)

ГУРИЙ (ГУРЬЯН)

День памяти мученика и исповедника Гурия. Начало Рождественского поста

 

Святой мученик, исповедник Гурий, а также Самон (Гурий и Самон скончались около 299—306 гг.) и Авив (скончался в 322 г.) приняли мученический венец за Христа во время гонений на христиан со стороны язычников. После смерти святых совершались многие чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе в помощь. Прославляя святых мучеников в акафисте, Святая Церковь обращается к ним: «Радуйтесь, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровители».

* * *

* Коль святые Гурий, Самон и Авива почитаются небесными покровителями честного брака, то в этот день русские вспоминали мудрые пословицы и поговорки, касаемые брака, мужа и жены.

— Первая жена от Бога, вторая от человека, третья от черта.

— От пожара, от потопа и от злой жены, Боже, сохрани!

— Отбилась от рук жена, так что твой сатана.

— Муж задурит, половина двора горит; а жена задурит, и весь сгорит.

— Мужнин грех за порогом остается, а жена все домой несет.

— Не хвали жену телом, а хвали делом.

— Птица крыльями сильна, жена мужем красна.

— Без мужа голова не покрыта; без жены дом не крыт.

— Не надобен и клад, коли у мужика с женой лад.

— Знай, баба, свое кривое веретено.

— Муж жене отец, жена мужу венец.

— Кто жене волю дает, тот сам себя бьет.

— Ночная кукушка (жена) денную перекукует.

— Жена ублажает — лихое замышляет.

* * *

* Гурьян — на пегой кобыле (мороз и оттепель, снег и грязь).

* «Наши суеверные поселяне думают, что с этого дня все нечистые убегают с земли, боясь морозов и зимы. По их замечаниям, зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых» (И. Сахаров).

* * *

* От зубной боли русское простонародье прибегало к помощи заговоров, в которых обращалось к крестной силе и которые интересны с точки зрения народной поэзии. Вот пример:

«Яост есть остров, Яост полон людей, вен при своей простоте, и хвалитца Архан на Русь побывать и Русь воевать, и молюся я, раб Божий, (имярек), Пречистой Богородице, чтобы Архану Царю на Руси не бывать, Русь не воевать; так бы меня, раба Божия (имярек), зубному недугу не бывать, щекам не пухнуть, зубам не болеть, в полне месяце и в ущерби месяце. Моим словам и земля — ключ и замок. Аминь, аминь, аминь» (из стар. рук. сборника, получ. из с. Ваймуш Холмогор. уезда) (М. Забылин).

 

29 ноября (16 ноября по старому стилю)

МАТВЕЙ

День памяти апостола и евангелиста Матфея.

Рождественский пост

 

Святой апостол и евангелист Матфей (скончался в 60 г.), именуемый еще Левием, — апостол из двенадцати и брат апостола Иакова Алфеева, был мытарем, то есть сборщиком податей для Рима, поскольку евреи находились под властью Римской империи. Услышав глас Иисуса Христа «Иди за мной» (Мф. 9, 9), Матфей оставил свое грешное ремесло и пошел за Спасителем. Христос и Его ученики, не побрезговав приглашением Матфея, разделили трапезу в его доме с такими же мытарями и грешниками, как и хозяин. Это поразило фарисеев и книжников. Матфей, осознав грешность своего ремесла, все свое имение раздал нищим и пошел за Христом. Святой Матфей внимал наставления Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с двенадцатью апостолами с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10, 6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо. Святой апостол Матфей запечатлел в Евангелии земную жизнь Спасителя мира — Богочеловека Иисуса Христа и Его учение.

* * *

* По этому дню русские крестьяне примечали:

— На святого Матвея зима потеет (оттепель).

— Если в день апостола Матвея веют буйные ветры, то быть вьюгам и метелям на Святой Руси до самого Николы зимнего.

100-летие «Сибирских огней»