Вы здесь

Пойди туда, не знаю куда...

Из почты сибирских огней
Файл: Иконка пакета 05_evgen_viazancev.zip (11.03 КБ)


Из почты «Сибирских огней»

ПОДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА

Все мы. особенно люди, долго прожившие при Советской власти, привыкли думать, по Марксу, что экономика — это базис общества Остальное — политика, идеология, право, мораль — надстройка над этим базисом. Однако ныне есть резон считать подлинным фундаментом общества его социальную сферу и, прежде всего человека, поскольку эта сфера гораздо сильнее влияет на экономику, чем экономика на нее О верности данного постулата говорят многие события последних лет. Если бы производство действительно так сильно влияло на человека, как это принято считать, мы могли бы и в ус не дуть, имея мощнейшую по многим показателям экономику в мире. Она спокойно несла бы нас, как сильное течение хорошего пловца, отдыхающего на спине. На самом же деле мы стали свидетелями невиданного во всей человеческой истории краха великого государства и, прежде всего, во всей очевидности, его экономического потенциала.
В чем же причина? Да в том, что это был крах в первую очередь социальной составляющей материального производства, деградация идеологии — единственной силы, скрепляющей общество, и всеобъемлющего человеческого фактора. И сегодня без развития социальной сферы, без совершенствования личности всякие, даже самые серьезные планы экономического возрождения России кажутся не более, чем маниловщиной.
Каково же настоящее положение в этой судьбоносной для страны сфере? Здесь мы видим и благоприятные предпосылки, к сожалению, очень немногочисленные, так сказать, слабые проблески света на почти беспросветном горизонте будущего: лучшие стороны нашего национального менталитета: духовность, значительные культурные традиции, довольно высокий уровень образования, сохраняющийся вопреки всему Наблюдается рост числа студентов и профессорско-преподавательских кадров вузов за последние десять лет, а также явное повышение престижности высшего образования и диплома К несомненным достоинствам нашего человеческого фактора относится высокая степень сознательности и готовности к самопожертвованию, совешенно уникальная в наше время и которая — что поразительно! — порою все еще находит выход в делах и поступках отдельных людей и целых коллективов
Например, на одном из авиационных заводов администрация ставит вопрос ребром: или мы сокращаем зарплату процентов на сорок и «доводим до ума» находящийся в разработке самолет, или мы полностью получаем свои деньги, но перспективы и самолета, и предприятия совершенно неопределенные? Все, как один, проголсовали за первый вариант Потом пошла обычная постсоветская тягомотина: сделали прекрасный самолет, который государство якобы не может закупить для наших Вооруженных сил Сначала робко, потом все более открыто толкают на продажу сверхсекретной военной техники, оптом или в розницу, чтобы незаметней, нашему вероятному противнику. А это противоречит не только нашим представлениям о патриотизме, но и самому элементарному здравому смыслу.
Но значение данной истории даже не в том, чем она закончилась, а в неумирающей готовности части нашего народа проявлять в трудных условиях самый настоящий трудовой героизм. На этом лучи света в нашем темном сегодняшнем царстве почти заканчиваются. Если брать даже перечисленные выше положительные моменты, под влиянием времени они тоже идут на убыль. Это связано и с падением престижности знания самого по себе,и с обвальным ухудшением, за редким исключснием, качсства образования, и с резким сокращением его финансирования со стороны государства.
Кое-что в поведении отдельного человека можно оправдать: жизнь стала трудной, приходится думать о куске хлеба, тут не до того, чтобы книги читать. Так-то это так. Но для общества в целом это катастрофа: человек не сможет реализовать свои способности. Проще говоря, проживет свою единственную жизнь на Земле впустую. Да тут еще забастовки учителей, особенно в сельской местности, вред от которых невозможно даже измерить. Учитель-то бастует неделю, а ученик, при его «сознательности», если его расхолаживать, может «пробастовать» и полгода- Виноват, конечно, не ребенок. Виновато государство, т.е. мы сами, раз допускаем подобные безобразия, самоубийственные для нации. Ну и, как говорится, свято место пусто не бывает- Если школьник не учится, он начинает валять дурака и все более опасным способом.
Другой в высшей степени отрицательный фактор — платное образование. Во-первых, низкая платежеспособность может закрыть дорогу в университет даже вундеркинду, во-вторых, само это образование превращается в товар. Ну зачем же голову ломать, зрение портить, здоровье надрывать, если родители могут запросто дать возможность «учиться» без напряжения. К примеру, получил двойку в сессии. Раньше — «бери шинель» иди в армию. Сейчас, если есть деньги — переходи на платное обучение. И конца-края подобным возможностям и махинациям нет. Какого же специалиста может подготовить подобная система образования?
В среднем гораздо худшего. И не только данный «специалист» становится неполноценным, он естественно разлагающе влияет на других. Иной и добросовестный студент, и не один, подумает: «А я-то чего буду надрываться? Как бы и мне схитрить». И не только речь идет о будущем инженере или враче, такая же ситуация или еще хуже с людьми, имеющими среднее или неполное среднее образование. А ведь это будущее нашей страны. Социальный, человеческий фундамент ее экономики. Какая сила вольется в производство, таким оно и будет.
В целом мотивация и к труду, и к учебе, даже по сравнению с недавними временами, очень сильно ослаблена. Одним из важнейших и побудительных мотивов ко всякой полезной деятельности является патриотизм, стремление принести максимальную пользу Родине и даже, при наличии незаурядных способностей, прославить ее в веках. Стремление к этому одно из основополагающих свойств человека. Еще в Древней Греции семь городов оспаривали право считаться родиной Гомера. Понятно, насколько престижно было сделать что-то выдающееся для своей страны. И общество всячески стимулировало это стремление, увековечивая еще при жизни образы людей, совершивших выдающиеся деяния.
У нас сейчас все обстоит с точностью до наоборот. Вместо «думай о Родине, а потом о себе», звучит «если каждый будет думать только о себе, все общество будет счастливо». Но ведь ребенку
ясно, что это не так. Например, во время войны армия из таких отдельных «мыслителей» и «счастливцев» тут же разбежится. Никто не пожелает защищать свою страну, в результате погибнут все. Именно из-за подобного эгоизма в истории распались и заглохли многочисленные цивилизации.
Было бы полбеды, если бы просто отсутствовал патриотизм. Беда в том, что вместо патриотизма необычайно интенсивно и в невиданных масштабах насаждается комплекс национальной неполноценности: «эта страна», «страна дураков», «деревянный рубль» и т.д.
Наш народ уже многие века вынужден вести борьбу не на жизнь, а на смерть за место под солнцем. Но мыслимо ли, к примеру, даже на спортивный ринг выйти, считая себя слабаком и калекой. Естественно, такому «борцу» победы не видать, даже если у него для этой победы имеются все возможности. После войны за одну только фразу, подобную «стране дураков», журналистов перестреляли бы как «врагов народа». И правильно бы сделали. Перед страной стояли совершенно неподъемные задачи: восстановить города из пепла, когда не было цемента, ибо строили танки, выкачать огромные озера из затопленных отступающими фашистами шахт, и т.д.
Или другой вариант — восстанавливать экономику лет 25, как предрекали американцы, и попасть к ним в полную кабалу. Тогда не попали. Победили еще раз. После войны. И, может
быть, та победа была еще крупнее. А стоило сегодня внушить людям: «вы — страна дураков», и мощнейшую экономику в за несколько лет превратили в пыль. Поистине права грубоватая, но точная поговорка: назови человека семь раз свиньей — он захрюкает.
Ослаблению патриотизма и правильного воспитания молодежи способствует и уничтожение национальных традиций, а традиции — это ведь веками созданные рельсы, по которым нация движется вперед, как духовно, так и материально. Да какой же народ выдержит такое радикальное разрушение всех традиций, причем дважды в течение одного лишь века: с 1917 года и с конца 80-х прошлого уже столетия.
Конечно, это было бы смешно, если бы не было так грустно: еще Б.Н. Ельцин, эта совершенно одиозная и даже патологическая фигура, этот
«гений» деструктивности, поставил Академии наук «в задачу» срочно выработать национальную идею. Естественно, «воз и ныне там». Да как же можно разработать «национальную идею» при тотальном разгроме патриотизма и разрушении страны? Это ведь совершенно противоположные задачи! То есть народ, как в сказке, должен пойти туда, не зная куда и принести то, не зная что. Наверное, капитан корабля в туманном море без компаса и со сломанными навигационными приборами и то чувствует себя лучше и увереннее.
Трудно даже себе представить, насколько деморализующее влияние на общество, особенно на молодое поколение, оказало расхищение собственности под видом «приватизации» и связанные с ней беспрецедентные нарушения даже самой элементарной законности и социальной справедливости. В сознании людей в астрономических масштабах произошло тиражирование бесчисленных иллюстраций на темы: «дураков работа любит», «от работы кони дохнут» и т.д. Контраст по сравнению с советским воспитанием «трудовых резервов» просто чудовищный. Но это ведь тоже трудовое «воспитание», в особенности молодых граждан нашей страны.
Не могли не повлиять самым разрушительным образом на сознание людей, в том числе и на качество рабочей силы, колоссальные масштабы бесхозяйственности, антипатриотизма и преступного равнодушия к национальному богатству в период распада социалистической системы и СССР. При выводе наших войск из Восточной Европы имущество на сотни миллионов долларов просто бросали без всяких переговоров о компенсации. На протяжении почти полувека социалистические страны почти даром или крайне дешево получали товары из нашей страны, особенно сырье. Чаще всего нефть, полученная из России, перепродавалась затем по мировым ценам на Запад, а прибыль помогала существенно подкрепить (опять-таки за счет России) бюджеты «братских стран социализма».
Вопрос о компенсации за подобную «интернациональную помощь» даже не был поставлен, зато очень охотно наши «перестройщики» признали любые, самые нелепые финансовые претензии бывших «союзников» и, более того, — оказались «должны» каждой стране, даже маленькой Словакии, по нескольку миллиардов долларов. Теперь расплачиваемся золотом, нефтью, газом, электроэнергией (то есть всем, чего нам самим словно бы девать некуда). Но охотнее всего эти страны берут сверхсовременную военную технику (прежде всего системы противоракетной обороны), которую почти не имеет наша собственная армия. В «братских» странах укоренилась привычка ожидать постоянного списывания их долгов нашей страной. Во время последнего визита президента В.В. Путина в Монголию там были крайне удивлены требованием вернуть долги уже многолетней давности: «Чего уж там! Вы же всем списываете! Подумаешь, и еще сможете списать 2 миллиарда долларов». С большим трудом был достигнут далеко не оптимальный вариант для нашей страны, но все-таки сносный. Монголия согласилась расплачиваться в счет своих долгов поставками мясной продукции в Россию в течение ближайших лет.
В еще больших масштабах безвозмездное донорство России имело (и, к сожалению, имеет еще) место по отношению к бывшим республикам СССР. Как может влиять феномен столь чудовищной антинациональной политики на сознание трудящихся современной России и, следовательно, качество рабочей силы? Можно ли при подобном преступном разбазаривании колоссальных богатств, созданных за счет трудового героизма и лишений русского народа, ожидать от работника высокосознательного отношения к труду, добросовестной экономии сырья и электроэнергии и т.д. На сегодня, конечно, нет. Можно применять к работнику административные меры и материальное поощрение, но эти факторы всегда по своей эффективности, даже в самой что ни на есть капиталистической стране, уступали патриотизму и социальной сознательности рядового труженика.
Наконец далеко не последним побуждением к эффективной работе является для человека семья, потребности ее материального и духовного обеспечения. Во всей истории человечества семья была ячейкой общества. Еще недавно таковой же ее было принято считать и в нашей стране. Ситуация последних лет резко изменила картину. Моральная дезориентация общества, материальные трудности, пренебрежение со стороны государства (чего стоят, например, только издевательские размеры пособий на детей!) все это создало огромные трудности для миллионов семей.
Официальные цифры, которые могут быть нашей госстатистикой только преуменьшены, но никак не преувеличены, просто потрясают. Два-три миллиона беспризорных детей! Это же больше, чем было сразу после Гражданской и Отечественной войн! Это при том, что смертность в России далеко перехлестнула рождаемость! В стране официально зарегистрированы 1,7 миллиона проституток. Миллионы наркоманов и алкоголиков, т.е. людей, напрочь лишенных всякого смысла жизни. Медленных, трусливых самоубийц. По сути дела. Множество людей постоянно втаптываются в грязь всеми способами, следовательно социальные издержки реформ, даже если бы они были успешны, непомерно велики.
Фактически, это уже не издержки. Это — преступление. Геноцид против собственного народа.
Происходит многократно отмеченная в научной литературе атомизация общества, распад родственных связей. Проще говоря, многим незачем жить и незачем работать. Жизнеспособность русского народа сегодня, по данным международных организаций, оценивается в полтора балла по пятибалльной системе. То есть жизненной энергии у нас меньше, чем знаний у двоечника в школе.
Больно ударяет по проблемам семьи безработица, мало того, что она ведет к серьезнейшим моральным и материальным конфликтам, до немыслимых пределов расширяя трещины в человеческих отношениях. Безработица — это школа отсутствия труда, отвыкания от всякой производственной деятельности. Каким, к примеру, может быть трудовое воспитание (одно из важнейших) ребенка в семье безработного? Это важнейшая морально-психологическая проблема даже для самых богатых стран с высокими социальными гарантиями, типа Швеции.
И как тут обойти острейшую проблему преступности. Происходит криминализация всего общества. Не случайна такая популярная нынче лексика: «беспредел», «лохи», «воры в законе» и т.д. Все рекорды побивает за последнее время подростковая преступность. В годы «активных реформ» (1992, 1993) она росла на 35-40 процентов. Между тем как уникальная система профтехобразования была уничтожена или, в лучшем случае, влачит жалкое существование. Так кого же мы готовим реально: созидателей или преступников?
Семья, как ячейка общества, носит сегодня характер бракованного узла общественного устройства и. соответственно, поставляет для общества бракованную человеческую продукцию. А человек, как известно — главная производительная сила. Может ли подобный человек создать процветающую, высокотехнологичную экономику?

Евгений ВЯЗАНЦЕВ,
доцент Алтайского аграрного университета.
г. Барнаул
100-летие «Сибирских огней»