Вы здесь

Стихи мальчика Теодора

Бахыт КЕНЖЕЕВ
Бахыт КЕНЖЕЕВ


СТИХИ МАЛЬЧИКА ТЕОДОРА


От автора. Мало кто ожидал от моего доброго знакомого, одиннадцатилетнего мальчика Теодора, что он внезапно увлечется сочинением поэзии. С одной стороны, мальчик может целый день проваляться на диване с томиком Хармса, Асадова или Анненского. С другой стороны, сам он, по известным причинам психиатрического порядка, изъясняется с трудом, почти бессвязно, не умея — или не желая — сообщить окружающим своих безотчетных мыслей. Стихи мальчика Теодора значительно яснее, чем его прямая речь; надеюсь, что создаваемый им странноватый мир (где верная орфография соседствует с весьма приблизительным воспроизведением русских склонений и спряжений, а логика строится по своим, находящимся в иных измерениях, законам) достоин благосклонного внимания читателя.



* * *

то голосить то задыхаться
переживать и плакать зря
в приемной вышней примелькаться
как дождь в начале октября
ну что ты буйствуешь романтик
я денег с мертвых не беру
кладя им в гроб конфетный фантик
от мишек в липовом бору

откроем газ затеплим свечки
спроворим творческий уют
одноэтажные овечки
в небритом воздухе снуют
и мы заласканные ложью
что светом — звездный водоем
впервые в жизни волю божью
как некий дар осознаем


* * *

сизый рак в реке трепещет
в ожидании дождя
и на господа клевещет
пальцев в рану не кладя

потому ли бесполезна
вся подводная растит
что федотовская бездна
не обманет не простит

да и правда поле брани
с падший ангел за спиной
переломленный в коране
шаткий мост волосяной

а еще густой ребенок
земноводное дитя
тащит крылья из пеленок
лоб ладонью обхватя

и безденежный младенец
всех молекул иждивенец
оснований легких князь
содрогается смеясь


* * *

меркнут старые пластинки
мертвым морем пахнет йод
вася в каменном ботинке
песню чудную поет
и вампир, и три медведя,
эльф, ночное существо, —
грустно ловят все соседи
бессловесную его

Ах, любители распада!
Обнимать — не целовать.
Умоляю вас, не надо
друга васю убивать.
Он певец и безутешен,
а среди его алён —
кто расстрелян, кто повешен,
кто при жизни ослеплен.

Умоляю вас, не стоит!
Погодите, он и сам
полумузыкой простою
долг заплатит небесам
До-ре-ми! Соль-ре! На хлипкой
почве мира, как малы
те, что стали хриплой скрипкой
в желтых капельках смолы


Мэтру Цветкову

что мне кэнон что мне кодак
ерофеевское «ю»
запорожский зимородок
лишь тебя я воспою

ах магистер клочья пены
бурно стряхивать с ботфорт
сколь светлы твои катрены
и канцоны и офорт

нет не зря с парнаса гонит
аполлон меня взашей
никогда мне, он долдонит,
не бывать таких виршей

не сосать мне жизни соки
чтоб светился томный стих
в ровных строках волооких
в рифмах фирменных златых

оттого-то друг мой леха
покоряясь октябрю
я в глаза твои со вздохом
с черной завистью смотрю


* * *

неровным коротким хореем
сшивая горящую нить
любителям грустным евреям
небритые ритмы ценить

а может быть проще верлибром
глухим спотыкалась душа
своим безобидным калибром
смущать гражданин сша

а есть еще друг-амфибрахий
свет-дактиль кремень-анапест
описывать старые страхи
ходячие новости с мест

а если флиртуй с дифирамбом
и одой отвергнут давно
попробуй возлюбленным ямбом
но знаешь все это равно

когда задаваешь вопросы
о том как в назначенный час
сияют морозные осы
во тьме настигающей нас


* * *

Человек согрешил, утомился, привык,
что ему попирание прав?
Он, урча, поедает телячий язык
предварительно кожу содрав.

Поднимая на зверя копье и колун,
он ужасен в своей наготе.
Пересмешник и вепрь, артишок и каплун
истлевают в его животе.

Он воздвиг Орлеан, Гуанчжоу и Брест,
он кривит окровавленный рот —
а телячий язык человека не ест,
даже если от голода мрет.


* * *

гражданины империи русской
изучая кун-фу и у-шу
варят водку с селедкой закуской
только я подходить не спешу
пусть есенин тоска ножевая
по церквам воспевает сион
я другой предпочту проживая
незначительный свой пенсион

я иной подвергаюсь забаве
полюбил я другой дежавю
пеликана и ласточку славя
но душой ни за что не кривю
слушай неблагодарный читатель
то есть слушатель я никогда
не бывал я щелей конопатель
нет бывало а все-таки да

ни за что независимый лирик
даже в железнодорожном купе
не возжаждет писать панегирик
или оду в угоду толпе
путешествуя разным дорогам
молча слушает шелест дождя
и один голосит перед богом
в потаенную бездну сходя


* * *

покуда смерть играет в прятки
и для того кто сам большой
двуногой жизни беспорядки
шуршат мышиною душой

не унывай просись на ужин
не огорчайся сам не свой
пускай нежданный и не нужен
осколкам скорби мировой

а я твой брат остервенелый
жуть верещу огарок грусть
как бы рождественской омелой
за ветку шаткую держусь

и с распростертыми руками
в воронку синюю лечу
покуда капля точит камень
и ночь похожа на свечу



* * *

В те времена носили барды
носы, чулки и бакенбарды,
но Исаак и Эдуард
не признавали бакенбард.
Они, чужие в мире этом,
где звери бьют друг друга в пах,
предпочитали петь дуэтом
для говорящих черепах —
тех самых, что шагали в ногу
и с горьким криком «Облегчи!»
наперебой молились богу
в лубянской, стиснутой ночи.

В те времена большой идеи
Россией правили злодеи
но Эдухард и Исабак
любили бешеных собак.
Жевали истину в горошек,
не знали, что господь велик,
на завтрак ели рыжих кошек,
и в чай крошили базилик.
Интеллигент — не просто педик.
Сорока спит, попав впросак,
от взрослой астмы умер Эдик,
от пули помер Исаак.

Но мы-то помним! Мы-то знаем!
Нам суждена судьба иная!
Как Афродитин сын Эней,
мы просвещенней и умней,
и, заедая пшенной кашей
прожженный панцирь черепаший,
на кровь прошедшую и грязь
глядим, воркуя и смеясь



* * *

Спускается с горных отрогов,
с цветущих памирских лугов
Сергей Саваофович Бугов,
известный любимец богов.
Он помнит синайские грозы,
ребячьего мяса не ест,
сжимает десницею — розу,
а шуйцей — ржавеющий крест.

Он тем, кто напрасно страдали,
нелестно твердит: «Поделом!».
Ремни его легких сандалий
завязаны смертным узлом.
Всесильный пасхальный барашек!
Покорны и ангел, и бес
спасителю всех чебурашек,
особому другу небес.

И даже писатель бездымный,
осадочных мастер пород,
поет ему дивные гимны,
сердечные оды поет.
Пусть в мире, где грех непролазен,
и мучима волком коза,
сияют, как маленький лазер
его голубые глаза!


* * *

когда во гроб его несли
он спал мыслитель всей земли
как некий первобытный атом
и не споткнулся у ворот
где горячительное пьет
старик в халате волосатом

чужой убыткам и трудам
и лепету прекрасных дам
в каком-нибудь канибадаме
лишенный голоса немой
лишенный зрения не твой
плашмя в полупесчаной яме

валяй несладкого налей
за мусульманский мавзолей
за кирпичей его опрятных
и глинобитных бей до дна
чтобы с изнанки фергана
в узлах веревочках и пятнах

а что звезда гостит горит
с подругой быстро говорит
льня к полумесяцу кривому
а ночь а персиковый сад
все позабудут все простят
не женскому так неживому


* * *

отрада вольного улова
веселый складывать слова
положим за день только слово
бывает за ночь три и два
пусть: мертвоед окаменелый
проморщив в муке ржавый рот
бывает что и жизнью целой
ни хорды не произнесет

хоть сквозь хрустальну чечевицу
но проморгав и смысла нет
сражался титул очевидца
звезд обездвиженных планет

жаль homo ludens неразумный
стучись и я к тебе прильну
замоскворецкий зверь беззубный
как ницше воет на луну

и на излете волчьих трелей
как бы любовное письмо
прочтя спит мачеха творений
земных и видит сны быть мо


* * *

и пел и плясал но утешить не смог
отдавший обиду взаймы
и душу свою заключил на замок
в преддверии чистой зимы

когда декабрем наливается грудь
простыл огляделся устал
остался соблазн на морозе лизнуть
беззвучный железный металл

замок ли подкову такая беда
в земной ли вморожены лёд
осколки другого небесного льда
до смерти иной не поймет

но если подростку и плеть — благодать
зачем этим гневом кипеть
когда ты имеющий право рыдать
имеющий волю терпеть
100-летие «Сибирских огней»